Методическая разработка классного часа "Россия, устремленная в будущее"
классный час (6 класс)

В классном часе представлен обобщенный опыт работы в применении элементов технологии развития критического мышления кадет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект классного часа151.12 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство обороны Российской Федерации 

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставропольское президентское кадетское училище»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника училища

(по воспитательной работе)

_____________________________________

«___» ____________ 201_ г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

«Россия, устремленная в будущее»

классный час

(с использованием элементов диалоговой технологии, ИКТ и развития критического мышления)

Рассмотрено на заседании  

(метод. объединения курса)

________________________________

«___» ____________ 201_ г.

Протокол №___

от «___»____________201_ г.

Воспитатель учебного курса:

Юнкин В.В.

Ставрополь, 201_

Цель: формирование представлений у воспитанников о социальных и экономических проблемах Современной России, пути их решения.

Методическая цель: эффективное применения игровой технологии и технологии «критического мышления» на классном часе патриотической направленности.

Задачи:

Когнитивные:

  • Познакомить с приоритетными направлениями социально-экономического развития России, отраженных в проекте Стратегии долгосрочного социально-экономического развития до 2035 года, разрабатываемой в настоящее время правительством РФ;
  •  Сформировать наиболее полное представление о понятиях «Родина», «Отечество», «Патриот», как  о категории  нравственного и патриотического компонента личности.
  • Способствовать расширению кругозора воспитанников.
  • Повышение интереса к истории Отечества;

Аксиологические:

  • Привитие чувства любви к своей Родине;
  • Воспитание уважения к старшим, к традициям своего народа.
  • Воспитание патриотизма к Родине.

Операциональные:

  • Совершенствовать знания воспитанников по истории Российской символики.
  • Развивать эмоциональную сферу воспитанников.
  • Формировать гражданскую ответственность, правое самосознание.
  • Развивать устную речь воспитанников, пополнять их словарный запас.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные:

1.  Воспитание чувства гордости и сопричастности за судьбы Родины, ответственности молодёжи за будущее России.

Познавательные:

  1. Целеполагание, мотивация на установление причинно-следственных связей.
  2. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрации), обобщать, делать выводы..
  3. Умение оценивать новые знания, приобретенные во время участия в познавательном диалоге, делать выводы.

Регулятивные:

  1. Научиться основам прогнозирования, как предвидения будущих событий.
  2. Умение слушать и понимать оратора, самостоятельно анализировать свои действия на основе учета выделенных воспитателем ориентиров.
  3. Формировать способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова.

Коммуникативные:

  1. Умение формулировать собственное мнение, аргументировать его.
  2. Умение соблюдать диалоговый этикет.
  3. Следовать морально-этическим и психологическим принципам на основе уважительного отношения к партнерам.
  4. Работать в группе, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других.

Предметные: осознание связи проблем Современной России  и нынешних поколений.

В социализации: развитие процессуальных (интеллектуальных, мыслительных, коммуникативных) качеств личности воспитанников; формирование навыков формулирования собственного мнения, обеспечение механизма самоопределения воспитанника в условиях выбора.

Методы: игровой, словесный, наглядно-иллюстрационный, проблемно-поисковый.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Время проведения: 45 минут

Место проведения: ГП  1, каб. 218

Учебно-материальное обеспечение:

  1. Оборудование аудитории: конспект классного часа, стулья по количеству воспитанников, презентация, мультимедийное оборудование, подобранный материал к теме.
  2.  Мультимедийная презентация – сопровождение классного часа.
  3. Для каждого воспитанника – рабочий лист к классному часу.
  4. Видеоролик «Россия, устремленная в будущее».

Ход мероприятия:

Распре

деление времени:

Этап

мероприятия

Деятельность

педагога

Деятельность воспитанников

5 мин.

Вводная часть.

Подготовка групп
к работе.

Актуализация темы мероприятия, целеполагание.

Организация обсуждения по содержанию прочитанного стихотворения.

Обсуждение и анализ предполагаемой темы мероприятия «Россия, устремленная в будущее».

Делятся на группы, определяют правила работы в группе.

35 мин.

                                          Основная часть

Рассматриваемые вопросы

8 мин.

Работа с эпиграфом.

Формулирует задание, уточняет понимание воспитанниками темы урока.

Формулируют тему урока.

12 мин.

Понятие «Родина», «Отечество», «Патриот».

Просмотр видеофрагмента.  

Организация дискуссии, комментарии высказываний.

Выступления кадет, работа в группах – ответы на вопросы, решение логических задач.

Анализ дискуссии.

15 мин.

Игра-викторина.

Физминутка

Организация игры, работы в группах, знакомит воспитанников с правилами игры, критерием оценивая и бальной системой.

-Обсуждение понятия физическая сила.

Участие в игре. Работают с карточками

Выбирают категорию и проблему, ищут пути решения,

работа в группе

5 мин.

Заключительная часть

Подведение итогов мероприятия/ рефлексия.

Анализ оценочных листов.

Организация экспресс – опроса.

Оценивает работу групп

Вручает грамоты за участие                                                                                                    

Участие в экспресс – опросе.  Осмысление значимости темы, высказывание собственного мнения по вопросу. Самоанализ

Вступительная часть:

Воспитатель:

  • Принимает доклад от дежурного по классу.
  • Проверяет готовность к занятию, «установление» рабочей обстановки.
  • Объявляет тему занятия, ее цель, учебные вопросы.

Основная часть:

  1. Понятие «Родина», «Отечество», «Патриот».

Эпиграф

Воспитатель:

        Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос «Как будет звучать тема нашего занятия?»

Россия, ты – великая держава,

 Твои просторы бесконечно велики.

 На все века себя ты увенчала славой.

 И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.

 Каскад хребтов в горах мечты таит.

 Речной поток от жажды исцеляет,

 А степь родная хлебушек родит.

Твоими городами мы гордимся.

 От Бреста до Владивостока путь открыт.

Тебя венчает славная столица,

 А Петербург историю хранит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,

 К сокровищам твоим нам путь лежит.

 Как мало о тебе ещё мы знаем.

 Как много изучить нам предстоит.

Воспитатель: Вы правы, тема нашего занятия «Россия, устремленная в будущее». Впервые древнерусское государство упоминается в летописях 862 года, а значит, ему исполнилось в 2017 году 1154 года. Если вопрос касается современной России, то дата основания Российской Федерации 25 декабря 1991 года. Давайте посмотрим на карту России.  Все знают, что Россия – огромная страна. Но знаете ли вы, что ее площадь можно сравнить с площадью целой планеты под названием Плутон. При этом Россия занимает на земном шаре площадь 17 млн. кв. км, а планета – даже меньше, около 16,6 кв. км. Еще одним интересным географическим фактом про Россию является то, что эта страна единственная в мире омывается сразу 12-ю морями! Многие иностранцы искренне считают, что в России очень холодно. Но это далеко не так: все ее крупные центры находятся в умеренном климатическом поясе, а вовсе не за полярным кругом. Сегодня мы живем в мире, где есть практически все, что человек может пожелать. Но так было не всегда. Человечество долго и кропотливо создавало такие условия. Сложно представить, что раньше люди обходились без современных благ цивилизации. Россия, безусловно, является локомотивом прогресса. Каждый человек нашей великой страны должен знать о её достижениях и гордиться ими. Это наше достоинство, наследие и история. Какие достижения России вы могли бы назвать? Имена каких выдающихся граждан нашей страны вы знаете? Чем мы, русские, можем гордиться?Воспитатель: Сегодняшний классный час пройдет в форме слайд-игры. Вашему вниманию будут представлены задания и вопросы, которые необходимо выполнить в команде.

Воспитатель: Родина – это место, где мы родились, где живут наши родители, дедушки и бабушки. Здесь нам всё знакомо – язык, быт, традиции. Уезжая из родных мест, мы скучаем….

 - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «РОДИНА»?

На доске запись  словом «Родина». Кадеты должны подобрать ассоциации к каждой букве.

Например:

Р - родной

О - отважный

Д - добрый

И - интересный

Н - надёжный

А – активный

Воспитатель: Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством  мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Как дом родной называют отчим домом, так Родину называют ещё Отчизной. Любовь человека к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в своих пословицах и поговорках:

«Собери пословицу».

Воспитатель: Сейчас я предлагаю следующее задание. Каждая команда получит пословицы о России, но пословицы рассыпались. Ваша задача их собрать.

 1.Одна у человека мать, одна у него и Родина.

 2.Родная сторона – мать , чужая –мачеха.

 3.Всякому мила своя сторона.

 4.Где родился, там и пригодился.

 5.Кто Родине изменяет, того народ презирает.

 6.Кто за Родину горой – тот истинный герой. (приложение 1).

Просмотр видеоролика «Россия, устремленная в будущее».

Воспитатель: Нашу страну по праву можно назвать самой удивительной страной в мире. Сейчас мы с вами в этом убедимся.  У вас на партах лежат памятки с интересными фактами о нашей стране, давайте прочитаем их. (читают памятку по цепочке).(приложение 2)

Слайд 1(название)

  1. Наша страна  по территории самая большая. Её площадь составляет 17,1 млн. кв. км. Находится на материке Евразия. На нашей территории может поместиться 2 таких материка, как Австралия и 5 таких стран, как Индия.  Площадь России приблизительно равна площади поверхности планеты Плутон (слайд 2)
  2. Нет ни одной страны в мире, где бы вместе жили люди стольких национальностей: хакасы и русские, татары, башкиры и буряты, калмыки и дагестанцы, эскимосы и эвенки, чукчи и другие народы. (слайд3)
  3.  Сибирское озеро Байкал — самое глубокое озеро в мире и самый крупный источник пресной воды на планете. В Байкале 23 кубических километра воды. Все крупнейшие реки мира – Волга, Дон, Днепр, Енисей, Урал, Обь, Ганг, Ориноко, Амазонка, Темза, Сена и Одер – должны течь почти год, чтобы заполнить бассейн, равный по объёму озеру Байкал.(слайд 4)
  4. Площадь Сибири — 9 миллионов 734,3 тысячи квадратных километров, что составляет 9% земной суши. (слайд 5)
  5. Именно наш соотечественник полетел первым в космос. 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин на корабле «Восток» сделал виток вокруг нашей планеты. Мы гордимся, что в космос первым отправился русский человек.(слайд 6)
  6. В России как минимум 15 секретных городов. Их нет на картах, к ним не ведут дорожные указатели и к ним даже близко не подпустят иностранцев. (слайд 7)
  7.  Садово-парковая зона в Москве намного больше, чем в западных мегаполисах. Заложенный в 1931 году Измайловский парк – один из крупнейших городских парков в мире. Его площадь 15,34 квадратных километров, он в шесть раз больше Центрального парка Нью-Йорка. (слайд 8)
  8. Самый большой в мире лес – сибирская тайга.(слайд 9)
  9. Государственный музей Эрмитаж для защиты от грызунов держит стаю кошек. У каждой кошки Эрмитажа есть паспорт с фотографией. (слайд 10)
  10. Территория Тамбовской области равна совокупным территориям Бельгии и Нидерландов. (слайд11)
  11. У России второе место после Китая по количеству военных.(слайд12)
  12. В России самый высокий в мире охват населения школьным образованием.(слайд 13)
  13. Металл каркаса Статуи Свободы выплавлен в Нижнем Тагиле.(слайд14)
  14. Урал — самые старые горы в мире. Расположенная в Кусинском районе у деревни Александровка гора Карандаш возникла 4, 2 миллиарда лет назад. Исторические названия Уральских гор – Большой Камень, Сибирский Камень, Земной Пояс, Поясной Камень. Когда-то Уральские горы были очень высокими, но теперь от прежних гор остались только основания.(слайд 15)
  15. Россия – духовная и культурная преемница Римской Империи. Двуглавый орёл на её гербе символизирует византийскую идею «симфонии властей», гармоничного взаимодополнения государства и Церкви. Слово «царь» произошло от слова «цезарь».(слайд16)

Воспитатель:  Поистине, у нас самая удивительная страна! Как вы думаете кадеты, без какого понятия любовь к Родине невозможна?(ответы кадет). Правильно это патриотизм. А кто мне скажет кто такой патриот?(ответы кадет). В Словаре Ожегова и Даля понятию «патриот» даны такие толкования:

  1. «Патриот — тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины”.  

 (Словарь В. И. Даля) (слайд 17)

«Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь».      

 (Словарь С.И. Ожегова) (слайд 18)

Воспитатель:  Что значит родину любить и быть ее патриотом? Верно, выражать любовь к ней своими действиями и поступками. И сейчас у меня есть для вас задание. Каждой команде я дам «шаги» с действиями, которые направлены к Родине или же наоборот. Ваша задача – решить, какие шаги направлены навстречу Родине, а какие от нее. После обсуждения в командах, ваша задача аргументировать свои ответы.

Карточки(приложение 3)

Охранять природу

Уважительно относится к окружающим людям

Ломать ветки и деревья

Ругать свою страну

Изучать историю и культуру своей страны

Добросовестно учится

Помогать пожилым людям

Защищать свою страну

Мусорить

Осквернять памятники

Молодцы, вы здорово справились с этим заданием.

Воспитатель:  Итак, кадеты, мы продолжаем говорить о родной для нас стране. Вы знаете, что у любой страны есть государственные символы, назовите их.

(Ответы кадет)

- Что вы знаете о цветах флага?

- Что символизирует двуглавый орёл на гербе?

(Слайд 19: герб, гимн, флаг России)

- А знаете ли вы, что кроме государственных символов, есть ещё негосударственные, неофициальные. Так, у каждого государства есть символ – дерево:

Сакура - символ Японии.

Канадский клен - символ Канады.

Баобаб - главный национальный символ Сенегала.

Липа и дуб - символы Латвии.

Кактус  - национальный символ Мексики.

- А какое дерево – символ России?

(Ответ кадет)

Воспитатель: Правильно это береза! - Какое милое, очаровательное дерево - стройная берёзка! Как похожа она на нежную, красивую русскую девицу в белом сарафане!(слайд 20)

Воспитатель:  А сейчас продолжаем говорить о негосударственных символах России. Ромашка, как и береза, символ русской природы. «По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда... Ромашка любимый цветок для венков и советчик девушек в сердечных делах при ворожбе. Ну, конечно же, это его белые лепестки обрывали, приговаривая: «Сбудется, не сбудется, любит, не любит...»

Воспитатель: Следующая рубрика игры называется «Что отдашь Земле родной?»

- Кадеты, у каждого из вас на парте лепесток ромашки, ответьте письменно на вопрос: «Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?»(слайд21). 

(Кадет должен написать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома...).

После выполнения задания кадеты крепят лепестки на доску(при этом озвучивая написанное).

Физминутка.

Воспитатель: Чего не хватает в нашей ромашке? (Сердцевины). Давайте встанем в круг, образуя сердцевину цветка.

Клубок-рефлексия

Воспитатель: У меня в руке клубок ниток жёлтого цвета, сейчас я начну передавать его по кругу. Когда клубок попадёт вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки, загадав при этом самое сокровенное желание. (Нить возвращается к воспитателю). Что сделала с нами нить? Как вы думаете хорошо это? (Высказывания кадет). Верно, нить объединила нас, сплотила. Мы всегда должны держаться вместе, помогать друг другу, жить в мире и согласии и тогда наша страна будет славиться и процветать!

Воспитатель: Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу унести с собой этот круг. Он связал нас в единое целое. А чтобы сохранить эту нить, нам необходимо обратиться ещё к одному негосударственному символу – символу единения, семьи, дружбы. Назовите символ России – деревянную игрушку, пришедшую, кстати, из Китая.(Ответы кадет). Верно, это матрёшка. (Достаю матрешку)

Воспитатель: Она прячет, оберегает, хранит меньших матрёшек, как мать оберегает своё дитя. Может, и нашу нить с заветными желаниями она сбережёт и сохранит? (Открываю матрёшку и вкладываю в неё жёлтую нить, а на доске  появляется бумажная жёлтая сердцевина)

Заключительная часть.

Подведение итогов. Рефлексия.

- Кадеты, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от классного часа.

- Как вы думаете, кто в ответе за будущее России?

- Много вы сегодня услышали и узнали о России, но ещё больше неизведанного осталось, но ведь у вас впереди ещё целая жизнь. А в заключение классного часа предлагаю вам послушать один из символов России.

(звучит гимн России).

-  Перед уходом хочу вручить памятку о том как любить свою Родину и быть патриотом.

 - Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за внимание, всего доброго!

Используемые источники:

  1. http://womanadvice.ru/interesnye-fakty-o-rossii.
  2. http://fishki.net/1269224-50-interesnyh-faktov-o-rossii.html
  3. http://fb.ru/article/188149/glavnoe-dostijenie-rossii-velikie-nauchnyie-i-tehnicheskie-dostijeniya-rossii
  4. https://sdelanounas.ru/blogs/17066
  5. http://happylifeguide.ru/post/velikie-russkie-dostizheniya
  6. https://www.youtube.com/watch?v=s0z4xdZhvAc
  7. http://me-forum.ru/media/soviet/printsipy-strategii-ekonomicheskogo-razvitiya-rossii-do-2030-goda/

Методическая разработка составлена.

«31» августа 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела учебной программы «Выбор будущей профессии»

Раздел учебной программы "Выбор будущей профессии" разработан для 9 класса. Данный раздел программы имеет большой образовательный потенциал и позволяет выделить компетентностное, деятельностное и мета...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по теме «Актуальность моей будущей профессии»

Бюджетное образовательное учреждение Омской областисреднего профессионального образования«Омский колледж торговли, экономики и сервиса»         МЕТОДИЧЕСКА...

Методическая разработка классного часа "Моя будущая профессия"

Методическая разработка классного часа предназначена  кураторам групп образовательной организации среденего профессионального образования и студентам....

Методическая разработка классного часа по теме "Моя будущая профессия"

Данная методическая разработка содержит в себе материал по теме классного часа "Моя будущая профессия".Презентация прилагается!Мероприятие получилось очень живое, насыщенное и интересное. Уч...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА на тему«Здоровье – привилегия мудрых! Есть ли у нас будущее?»

       Классный час, посвященный здоровому образу жизни. Медики утверждают, что состояние здоровье современных подростков неуклонно ухудшается. И в тоже время результаты соц...

Методическая разработка "The Future Perfect Tense" (будущее совершенное время) с интерактивными упражнениями на сервере LearningApps.

Методическая разработка "The Future Perfect Tense"  (будущее совершенное время) с интерактивными упражнениями на сервере LearningApps.Видео:Future Continuous vs Future Perfect vs Future...

РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА «Я выбираю будущее»

классный час ориентирован на создание условий для формирования чувства ответственности через осознание " я делаю свою жизнь сам"...