Рабочая программа театрального кружка "Амплуа"
рабочая программа

Приобщение детей и подростков к миру прекрасного, развитию общей культуры личности средствами театрального искусства, невозможно в отрыве от  общеобразовательной школы. Мир ребенка - это мир игры и наша цель через игру формировать и развивать гармоничную творческую личность. Тем самым развивать и удовлетворять их духовные и творческие потребности, создавать условия для интеллектуального и художественного развития культурного и грамотного человека с помощью театра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_teatralnogo_kruzhka.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение Куйбышевского района

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Принята ШМО учителей                               УТВЕРЖДАЮ: _______

гуманитарного цикла                                     директор школы /Евсеенко С.С./

Протокол № 1                                                                              

Руководитель ШМО

__________/Рязанцева И.В./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА

«Амплуа»

2013-2014 г.г.

Возраст детей : 15-18 лет

Срок реализации: год

                                                                                 

                                                                                        Составитель, руководитель кружка:

Рязанцева Ирина Валериевна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

г.Куйбышев

2013 г.

Пояснительная записка

    Рабочая учебная программа внеурочной деятельности разработана и составлена в соответствии с законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

    Направленность  программы театрального кружка «Амплуа» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой.

     Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Программа театрального кружка «Амплуа» рассчитана на один год  занятий с детьми средних и  старших классов.

    Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

- опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

- помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;

- через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;

- научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.

Специфичность программы проявляется:

  • в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр – синтетический вид искусства;
  • в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;
  • в способе структурирования элементов содержания материала внутри дополнительной образовательной программы.
  • в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.

В  основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:

  •  Принцип психологической комфортности. Создание условий для снятия стрессообразующих факторов.
  • Принцип творчества. Максимальная ориентация на творческое начало.
  • Принцип целостного представления о мире. Формирование личностного отношения ребенка к полученным знаниям и умения применять их в своей практической деятельности.
  • Принцип вариативности.  Тренирует способность спокойно, философски относиться к «тупиковым» ситуациям, умение искать выход из трудного положения.
  • Принцип минимакса. Данный принцип позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперед своим темпом.

Методическое обеспечение учебного процесса:

  • словесные (передача информации);
  • наглядные (наблюдения, демонстрации, просмотр видеоматериалов, профессиональных и самодеятельных спектаклей);
  • практические (разнообразные упражнения, творческие задания);
  • метод сопоставительного анализа;
  • театрально-игровой метод

    Занятия в театральном кружке «Амплуа» ведутся по программе, включающей несколько разделов.

   Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания.

    Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.

     Раздел «Театральная игра» предусматривает развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться.

      Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни.

     Расписание занятий кружка строится из расчета 4 часа  в неделю -136 часов в год

Вторник -  17.00-18.30

Пятница – 17.00-18.30

    Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят.

В результате освоения программы театрального кружка «Амплуа» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу года они должны:

  • Уметь правильно оценивать собственные поступки;
  • Достигнуть состояния актерской раскованности;
  • Воспитывать в себе отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства , уверенность;
  • Овладеть навыками общения.

Формы проведения занятий

1. Этическая и познавательная беседы.

2. Ролевые игры, инсценировки.

3. Культурные практики по изготовлению костюмов, реквизита,  декораций.

4. Репетиции и постановки спектаклей. 

5. Театрализованные представления.

6. Конкурсы, концерты.

4 вида контроля учеников:

Входной контроль - проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива – изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его способности и достижения в этой области, личностные качества ребенка

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

- нет задатков к исполнительскому театральному творчеству - отсутствие навыка произвольного внимания - необходимость многократного повторения материала - замкнутость, психологическая зажатость - быстрая утомляемость

- наличие интереса к обучению при отсутствии специальных способностей - существует первоначальный навык произвольного внимания - постепенное усвоение материала - средняя утомляемость

- есть задатки к театрально- исполнительской деятельности и интерес к занятиям - устойчивый навык произвольного внимания - инициативность, активность в выполнении заданий - работоспособность, увлечённость

 Текущий контроль - проводится в течение года, возможен на каждом занятии

Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения темы, в конце полугодия, года

Итоговый контроль - проводится в конце обучения по программе – проверка освоения программы, учет изменений качеств личности каждого ребенка.

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

- устойчивая мотивация только в некоторой части занятия

отсутствие увлечённости в выполнении некоторых упражнений - отказывается выполнять некоторые самостоятельные задания - иногда отказывается работать в группе с некоторыми детьми - стесняется выступать перед своей группой - допускает пропуски занятий по уважительной и без уважительной причин - не принимает участия в открытых занятиях и выступлениях коллектива - низкая скорость решений - кривляется и смеётся во время исполнения этюдов

- положительная мотивация к занятию вообще

увлеченность при выполнении упражнений - испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий - не активен в работе малых групп - испытывает стеснение в присутствии зрителей - пропускает занятия только по уважительной причине - средняя скорость решений - видит разницу между кривляньем и перевоплощением в игре

- устойчивая мотивация именно к театральному творчеству

активность и увлеченность в выполнении заданий - умеет конструктивно работать в малой группе любого состава - творческий подход к выполнению всех упражнений, изученных за определенный период обучения - умение выполнять упражнения при зрителях-одноклассниках - пропускает занятия очень редко.

     Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.

Учебно-тематический план на год

Тема занятий

Количество часов

Сроки

Учебно-тематический план 1-го года обучения
I полугодие

1

Вводные беседы. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка

4

 

Культура и техника речи

2

Игры по развитию внимания

8

 

3

Выпуск газеты «Слово о театре…»

4

 

Ритмопластика

4

Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.

4

 

5

Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).

4

 

Театральная игра

6

Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»

2

 

7

Техника грима. Приемы нанесения общего тона.

2

 

8

Знакомство со сценарием

1

 

9

Распределение ролей .Выразительное чтение сценария по ролям.

3

 

10

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.

1

 

11

Отработка ролей. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением)

2

 

12

Отработка ролей .(Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением)

2

 

13

Отработка ролей (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

2

 

14

Подбор музыкального сопровождения к сценарию Репетиция.

4

 

15

Генеральная репетиция

4

 

16

Выступление

2

 

17

Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками .

1

 

Этика и этикет

18

Связь этики с общей культурой человека.

2

 

19

Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет»)

2

 

20

Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет).

2

 

21

Привычки дурного тона. (Этикет)

2

 

22

Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах».

3

 

II полугодие

Культура т техника речи

1

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

4

 

2

Игры по развитию языковой

1

 

3

Вечер «Знание – сила»

2

 

Ритмопластика

4

Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)

4

 

5

Сценический этюд

2

 

6

Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов.

3

 

7

Тренировка ритмичности движений.

2

 

Театральная игра

8

Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело

4

 

9

Развитие наблюдательности.

1

 

10

Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»).

4

 

11

Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии.

3

 

12

Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики.

4

 

13

Знакомство со сценарием

1

 

14

Распределение ролей с учетом пожелания артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). репетиция отдельных сцен.

2

 

15

Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.

3

 

16

Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш.

3

 

17

Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.

3

 

18

Выступление

2

 

19

Анализ выступления

1

 

Этика и этикет

20

Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворений)

1

 

21

Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор», «В очереди»)

2

 

22

Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния.

1

 

23

Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов)

2

 

24

Выпуск газеты

3

 

Театральная игра

25

Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных.

1

 

26

Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства.

2

 

27

Творчество Крылова, чтение басни «Волк и ягненок». Знакомство со сценарием пародии на басню Крылова «Волк и ягненок».

1

 

28

Распределение ролей с учетом пожелание учащихся.

2

 

29

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением

3

 

30

Генеральная репетиция

4

 

31

Выступление.

2

 

32

Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные).

1

 

33

Анализ работы за год.

1

 

Список литературы

  1. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
  2. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
  3. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.
  4. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993
  5. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.;
  6. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с
  7. Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 с.
  8. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа театрального кружка"Огни сцены".

В программе перечислены мероприятия запланированные на определённый период времени.Программа может служить как дополнение к любой внеурочной работе по литературе или кружка....

Рабочая программа Театрального кружка «Зодиак»

Рабочая программа дополнительного образования детей художественно-эстетического направления: театральное искусство составлена на основе авторско-составительской программы «Зодиак»....

Рабочая программа театрального кружка "Йодоол" (Игра) для 5 класса

Рабочая программа театрального кружка "Йодоол" (Игра) для 5 класса состоит из пояснительной записки + календарно-тематического планирования на 1 полугодие. В данном учебном курсе учащиеся смогут позна...

Рабочая программа театрального кружка "Юные таланты"

Материал поможет организовать занятия в театральном кружке...

Рабочая программа театрального кружка

     Рабочая программа театрального кружка для 5 класса прежде всего направлена на развитие художественно-творческих способностей учащихся.      Вид программы по ц...

Рабочая программа театрального кружка "В гостях у сказки"

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...

Рабочая программа театрального кружка "Маленькая сцена"

Рабочая программа театрального кружка "Маленькая сцена"...