Разработка занятия по программе "Вектор" по теме: "Твоя семья в настоящем и будущем"
учебно-методический материал (8, 9, 10, 11 класс)

Занятие  разработано для учащихся 9 классов по программе «Вектор. Формирование социально-позитивного поведения у старших подростков» (автор программы О.С.Гладышева, д-р биол. наук, профессор, зав. кафедрой здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО).

    Данная методическая разработка может быть использована как в основной школе, так  и в дополнительном образовании.

 

Цель: понимание важности создания семьи и гармоничных семейных отношений для каждого человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Твоя семья в настоящем и в будущем».

     Занятие  разработано для учащихся 9 классов по программе «Вектор. Формирование социально-позитивного поведения у старших подростков» (автор программы О.С.Гладышева, д-р биол. наук, профессор, зав. кафедрой здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО).

    Данная методическая разработка может быть использована как в основной школе, так  и в дополнительном образовании.

Цель: понимание важности создания семьи и гармоничных семейных отношений для каждого человека.

Задачи:

  1. Определить значимость семьи в жизни каждого учащегося.
  2. Помочь учащимся в осознании и преодолении проблем, неизбежных при построении будущей семьи.
  3. Совершить культурологический экскурс в историю семейных отношений.
  4. Достичь планируемых результатов через деятельностный подход.

Форма проведения занятия – внеурочное занятие в системе классных часов по программе «Вектор».

Формы организации учебной деятельности учащихся: групповые, индивидуальные, фронтальные.

Методы: проблемные вопросы, частично-поисковый, обсуждение, сравнение, обмен мнениями.

Приемы: работа над понятиями, с картинами художников,  высказываниями,  пословицами, размышление над проблемными вопросами, выполнение заданий в группах, работа над построением «Будущего дома», исполнение песни.

Оборудование:

- компьютерная презентация

- листы формата А4, фломастеры

- 2 ватмана «Качества будущего мужа», Качества будущей жены»

- ватман «Будущий дом» (фон для занятия. См приложение 1)

- клей-карандаш (2-3шт.)

-слова песни «Дом», автор Е. Кучменко.

Продолжительность занятия – 45 минут .

Предварительная подготовка.

Учащимся заранее дается  домашнее задание написать на небольших листочках: 1. «Семья – это …» ; 2. Качества, которыми должен (должна) обладать вторая половинка.  

 СЦЕНАРИЙ  ЗАНЯТИЯ

  Здравствуйте, ребята. Очередная наша встреча будет посвящена теме, которая касается каждого человека. 


  Ребята, я попрошу вас обратить внимание на экран (СЛАЙД. Картины с изображением семьи) и попытаться самим определить тему нашего занятия (говорят, что речь пойдет о семье).

  Правильно! И сегодня мы с вами попробуем порассуждать над тем, что же такое семья, какой вы видите свою семью в настоящем и представляете ее в  будущем, что нужно знать о семейных отношениях.    А в итоге  постараемся построить  свой «Будущий дом» (показываю на ватман с надписью «Будущий дом»), на котором будут крепиться ваши результаты, полученные в ходе нашего занятия.

 Семья – словечко странное,

 Хотя не иностранное.

 – Как слово получилось,

 Не ясно нам совсем.

 Ну, «Я» – мы понимаем,

 А почему их семь?

 Не надо думать и гадать,

 А надо просто сосчитать:

 Два дедушки,

 Две бабушки,

 Плюс папа, мама, я.

 Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

     Если мы обратимся к не очень далёкому прошлому, то можем узнать, что до начала 20 века, семья состояла не из одного поколения. В ней были дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно,  друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие. И этому есть свидетельство, например, картины художников (СЛАЙД.  Картины художников:  М. Шаньков « Пасхальная трапеза»,  Баюскин В. С. «За обедом»   и другие ).

    Поднимите руку у кого такая большая и дружная семья.

  У вас было домашнее задание – подумать и написать, что для каждого из вас значит слово «семья». Заслушаем ваши ответы: «Семья - это…» (дети зачитывают свои ответы и крепят их на крышу «Будущего дома»).

   Обратимся  к словарю Ожегова (СЛАЙД ), то значение слова «Семья» - это  « Группа живущих вместе близких родственников, СЕМЬЯ - это объединение людей, сплочённых общими интересами».

     

  (СЛАЙД ) Л.Н.Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Я попрошу вас подумать  и ответить на вопрос в группе: Из чего складывается ваше сегодняшнее счастье, живя в семье?  Изобразите общую схему «Наше «Семейное счастье» в настоящем». Время 2 минуты. Зачитывают ответы (ответы детей крепятся на ватман «Будущий дом»).

 (СЛАЙД )   А теперь послушайте старинную притчу «Ладная семья» и попробуйте сформулировать его основные «показатели» семейного счастья.

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ». -И все? -Да, — отвечал старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: «И мира тоже».

Попробуем сформулировать основные показатели «Семейного счастья» (ответы детей)

 (Семейное счастье - это понимание, любовь, забота, внимание, уважение,  доброжелательность и т.д.  (СЛАЙД  ))

Звучит отрывок песни «Погода в доме» в исполнении Л. Долины.

 Как вы думаете, что является причиной непогоды в доме?

 Назовите ваши черты характера, которые могут вызвать «непогоду» в доме.

(ответы детей: лень,  грубость, упрямство,  несдержанность, вспыльчивость и др. )

Можно сделать вывод, что погода в доме зависит во многом от нас от нашего поведения, от умения слушать другого.

(Слайд) «Семейные нелады доведут до беды»- говорит пословица. Когда молодые люди вступают в брак, мало, кто  думает о том, что в его семье будут различные неприятности. И мы с вами должны к этого быть подготовлены.

   Я предлагаю, познакомимся с некоторыми данными, которые могут обрисовать семью в современном мире, например, в России.

  В России сейчас распадается каждый второй брак. 70% разводов приходится на молодые семьи. Каждый третий ребёнок рождается вне брака. Каждый седьмой ребёнок воспитывается в неполной семье. На учете в милиции состоят 276 000 родителей. Ежегодно рассматривается 35 000 заявлений о лишении родительских прав, а среднестатистический россиянин – это человек, который, скорее всего, живет в гражданском браке.  Эти данные – наглядная иллюстрация кризиса семьи в России. 

   Предлагаю поработать в группе, каждая команда через 2 минуты должна подумать и представить перечень основных затруднений в семейной жизни. (Ответы детей)
Возможный вариант представления результата (Слайд  ):

Недостаток денег.

Отсутствие своего жилья.

Ограничение в общении с друзьями.

Вмешательство родителей.

Сексуальные затруднения.

Необходимость мыть посуду.

Необходимость чужих людей называть «мама» и «папа».

Что же больше всего мешает людям быть счастливыми в семье?(Слайд  )

Возможный вариант: «Неумение слышать друг друга. Каждый сам по себе». «Пьянство. Наркотики. Они могут разрушить все». «Отсутствие работы, профессии, денег». «Эгоизм. Когда нет понимания того, что нужно другому». «Конфликты из-за пустяков». «Измена»…

  Были времена, когда родители выбирали своим детям мужа и жену, а дети не могли ослушаться их. А как происходит сейчас? (высказывание детей: «Молодые люди сами выбирают свою половинку»).

   Ребята, не секрет, что вы сейчас находитесь в возрасте, когда человек впервые сталкивается с чувством влюбленности. Наверно, вы задумывались, какими же качествами должна обладать ваша вторая половинка.

    У вас было 2 домашнее задание - на листочках «Мой будущий дом», вы должны были написать качества, которыми должна обладать ваша будущая половинка.

   Предлагаю поработать в группах: мальчики и девочки. Задание состоит в том, чтобы в течение 2-3 минут составить собирательный образ будущего мужа или жены. Юноши записывают на ватмане качества, которыми должна обладать девушка в роли, будущей жены, а девушки – качества молодых людей, в роли будущего мужа.

Заслушивание и обсуждение результатов. Результаты детей крепятся на ватман «Мой будущий дом»

Как вы думаете, что является основой семьи? (Любовь).

      Представляя «образы» избранников, вы ответили, что связующей основой семьи является любовь. А всегда ли она настоящая, истинная? … Бывает в жизни и так, что за любовь мы часто принимаем романтическую влюбленность, страсть… Можно ли сохранить любовь или она со временем может исчезнуть? … (рассуждения детей).

    В Библии написано о любви: ЛЮБОВЬ ДОЛГО ТЕРПИТ.

   Некоторые молодые люди венчаются в церкви. Вы видели как «венчают» в церкви молодых? Перед вами картина художницы Галчинской Ольги. «Венчание» (СЛАЙД. ). Над головами жениха и невесты держат венцы. Что они означают? … (ответы детей).

- Мученические венцы. Казалось бы, радостное событие, создается новая семья, освященная благословением Бога. И тут вдруг мученические венцы… Почему?

  На главы молодых одеваются венцы, которые с глубокой христианской древности считались символом мученичества и победы. Вступающим в брак Церковь напоминает, что семейная жизнь,  является несением креста — путь жертвенной взаимной любви, смирения, терпения и мужественного перенесения скорбей.  

   Если этого нет в семье, то будет то, что мы сейчас имеем в изобилии: неполные семьи и брошенные дети.

  Только в семье человек обретает настоящую любовь, которая даёт ему силы жить достойно и с уверенностью смотреть в будущее.

Древнегреческий поэт  Гесиода в своей поэме  "Работы и дни" - земледельческая поэма дает совет юношам:

…. В дом свой супругу вводи, как в возраст придёшь подходящий.

До тридцати не спеши, но и за тридцать долго не медли:

Лет тридцати ожениться самое лучшее время.

Года четыре пусть зреет невеста, женитесь на пятом.

Девушку в жёны бери - ей лучше внушить благонравье.

Взять постарайся из тех, кто живёт с тобой по соседству.

Всё обгляди хорошо, чтоб не на смех соседям жениться.

Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете,

но ничего не бывает ужасней жены нехорошей…

    В завершении нашего занятия, а мы сегодня славно потрудились (обращая внимание детей на построенный «Будущий дом») – «Будущий дом» построен, я хочу подвести итог занятия, что создание семьи – это искусство и это искусство должен освоить каждый. Уже сейчас надо стремиться к успешному будущему?

  (На  слайде показываю почти параллельные прямые - отрезки).

- Ребята, посмотрите на изображенные отрезки и ответьте мне, параллельны ли эти отрезки?

  Может быть, да, может быть, нет. Их нужно "продолжить", и только тогда мы сможем судить об их геометрических свойствах.

  Так и в жизни. Если мы думаем о брачных отношениях, то время знакомства нужно продолжить до тех пор, пока мы сможем судить, что за человек мой будущий муж (жена)... Вначале мы можем не заметить свое с ним "расхождение". Со временем оно выявится...

  Нужно уметь любить, понимать, терпеть…  Эти качества необходимо приобретать, как можно раньше. Уже сейчас надо целенаправленно работать над собой, чтобы в будущем быть хорошим семьянином.

Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!

Я предлагаю исполнить песню «Дом». Звучит песня «Дом» Е.Куменко.

Литература

  1. Гладышева О.С. Вектор. Формирование социально-позитивного поведения у старших подростков: методическое пособие / автор программы, науч. рук. и отв. ред. О.С. Гладышева. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016, - 176с.

  1. https://rustih.ru/melvin-shvarc-semya-slovechko-strannoe/ Марк Шварц — Семья – словечко странное: Стих.

  1. Яндекс.ру. Картины художников  о семье (для презентации).

  1. Ожегов С.Н. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003.- 944стр.

  1.  http://vse-frazi.ru/samorazvitie/pritchi-o-seme.html Блог о Фразах и Цитатах. Притча «Ладная семья».

  1. https://azbyka.ru/deti/bezotcovshhina-i-ejo-otricatelnoe-vliyanie-na-psikhologiyu-razvitiya-rebenka  Данные о состоянии семьи в современной России.

  1. http://www.hrampokrov.ru/activity/catechization/actual/pochemu-muchenicheskie-ventsy/ Почему мученические венцы…

  1. http://www.mify.org/books/raboty8.html  Гесиод (кон. VIII - нач. VII вв. до н. э.) "Работы и дни" - земледельческая поэма; Перевод В.В. Вересаева по книге "Эллинские поэты" серии "Библиотека античной литеретуры", 1963 г.

  1. https://www.stranamam.ru/post/265946/  Как правильно вступить в брак? (текстовая версия) часть 2-я.

  1. Е. Кучменко. Песня  «Дом».

Приложение 1

                                                    G:\ВЕКТОР 2016-2017\Дубровина Н.В. для Маркиной Ф.Н.  отчет 2016-2018г\2018конкурс  СЕМЬЯ\ФОТО МЕРОПРИЯТИЯ\IMG_9608.JPG

«Будущий  дом» в начале занятия                                       «Будущий дом» в конце  занятия

Приложение 2

Песня  «ДОМ»  на слова Евгения Куменко (в переводе с английского)


Мимо текла-текла река, 

плыли куда-то облака,
Шел человек, 
была дорога нелегка, да не легка.
И человек мечтал о том, 
что он построит где-то дом,
И поселится счастье в нем,
В домике том, в домике том.

Часто, бывало, уставал,
Но неизменно напевал
Песню любимую свою,
Ту, что пою, ту, что пою.
Дом, как известно всем давно,
Это не стены и окно.
Даже не стулья за столом,
Это не дом, это не дом.

Дом, это там, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым, еле живым.
Дом – это там, где вас поймут, 
Там, где надеются и ждут,
Там, где забудешь о плохом – 
это твой дом, это твой дом.

Мимо текла-текла река, 
плыли куда-то облака,
Шел человек, 
была дорога нелегка, да не легка.
А человек мечтал о том, 
что он построит где-то дом,
И поселится счастье в нем,
В домике том, в домике том.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии в 8 классе «Пища настоящего и будущего»

В разработке представлен материал о продуктах питания, их влиянии на здоровье человека....

Материалы конференции "Семья: прошлое, настоящее и будущее"

Материалы научно-практической конференции "Семья: прошлое, настоящее и будущее" 2012 год...

Сценарий открытия детской научно-практической конференции "Семья - прошлое, настоящее и будущее"

Данная разработка направлена на формирование духовно-нравственных качеств подрастающего поколения....

разработка дистанционного урока по теме "Твоя медицинская история" 6 класс учебник В.П.Кузовлев

Этот урок  включен в цикл уроков к общей теме "Ты любишь ходить по магазинам". Данный урок имеет презентацию, тест, тексты для аудирования....

Методическая разработка урока по ОДНКР, тема "Твой духовный мир"

Методическая разработка урока включает конспект и раздаточный материал к уроку "Твой духовный мир"...

методическая разработка занятия по дополнительной общеобразовательной общеравивающей программе «Мой мир» "Город будущего"

Методическая разработка занятия по краеведению, ориентированно на учащихся в возрасте 7-11 лет....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме « Твоя прическа скажет все за тебя »

rdquo;Твоя прическа все скажет за тебя”- внеклассное мероприятие, для учащихся 6-10 классов.     Целью данного мероприятия  является содействие к сплочению коллектива ш...