Программа работы с одарёнными детьми «Маленький гений»
проект (5, 6 класс)

Программа разработана для работа с одаренными и способными детьми 5-6 классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_malenkiy_geniy_.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

 работы с одарёнными детьми

«Маленький гений»

  1. Пояснительная записка.

   Реальность сегодняшнего дня в Российском образовании выражается в возросших требованиях к универсальности знаний и подъёму уровня духовной культуры учащихся для формирования интеллектуального и духовного потенциала общества. Реализация этих требований в условиях обычной общеобразовательной школы возможна через планомерную и систематичную работу с детьми, способности которых определены как «выше среднего» и «высокие». Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы школы.

        Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:

1. Недостаточность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.

2.  Неподготовленность учителей к индивидуализации обучения одарённых учащихся.

3.  Проблемой остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.

4.  Отсутствие методической и практической помощи родителям способных и одарённых детей.

     Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный  потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Проблема обучения и развития одарённых детей  требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности.

      Программа направлена на поддержку одарённых детей и реализуется в условиях обычной общеобразовательной  школы.  

      Программа направлена на консолидацию усилий всех педагогических работников, занимающихся проблемой детской одарённости.

2.   Цели и задачи программы.

Цели программы:

1.Выявление одарённых детей и создание условий, способствующих оптимальному развитию  интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.

2.Организация системной  работы педагогического коллектива по развитию способностей, творческого и интеллектуального  потенциала одарённых детей.

Задачи:

1.Создание и пополнение «методической копилки» с целью ознакомления учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах, эффективных при работе с одарёнными детьми.

      2.  Создать банк данных "Одаренный  ребёнок".

      3. Разработать научно-методическое, психолого-педагогическое сопровождение развития одарённых детей через создание и работы творческой группы по проблеме, работы ШМО.

      4. Создать механизмы реализации творческих, исследовательских, коммуникативных потребностей одарённых детей. 

      5. Сформировать у интеллектуально развитых учащихся устойчивую потребность к научной и исследовательской деятельности.

  1. Принципы работы с одарёнными учащимися:
  1. Принцип индивидуализации обучения.
  2. Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
  3. Принцип максимального разнообразия представляемых возможностей.
  4. Принцип опережающего обучения.
  5. Принцип развивающего обучения.

        4. Основные  направления реализации программы

                                                            Вид деятельности

  1. Информационно – аналитическое.

1.1 Изучение теоретического материала по заявленной теме одарённости.

1.2. Создание   банка   данных   по   проблеме

1.3. Разработка   необходимых   методических   рекомендаций. Теоретические   семинары .

  1.  Организационно–педагогическое обеспечение.

2.1. Организация   и   содержание   учебного   процесса.

  • Подготовка   программно–методического   и   учебного обеспечения.
  •  Корректировка календарно-тематического и поурочного планирования  на работу   с   одарёнными   детьми.
  • Включение   в   вариативную  часть   учебного   плана  факультативов, элективных курсов.    
  • Ориентирование   на   организацию    поисково–творческой   деятельности   учащихся   в   рамках   реализации   программы .
  •  Обеспечение   соответствующих   условий   для      физического   и   морального   развития   одарённых   детей  ( работа   по   здоровьесберегающим   технологиям )
  •  Учёт   особенностей   индивидуального   развития   одарённых   детей , их   интересов   и   склонностей (разработка   индивидуальных   планов   работы   с   детьми , программ ) .

2.2. Организация   и   содержание   воспитательной   работы .

  • Формирование   духовной   культуры, обусловленной   традициями   региона , формирование   национального   самосознания ( историко – краеведческие   исследовательские   группы , рефераты, доклады ) .
  • Развитие   у   одарённых   детей  чувства   ответственности   за   сохранение   национальных   и   общечеловеческих   ценностей, воспитание   учащихся   на   принципах   общечеловеческой   гуманистической   морали ( конференции, олимпиады, интеллектуальные марафоны и пр.).
  • Обеспечение   условий   для   самореализации   способностей   и   склонностей   одарённых   детей           (кружки, секции , создание   детских   творческих   объединений, групп   по   интересам , школьного   театра ) .
  •  Формирование   высокой   речевой   культуры (конкурсы              чтецов,  литературный   салон, музыкальная   гостиная)
  1. Методическая   работа

1.1.Функции   методической   службы.

  • Разработка ,апробация  и презентация  оптимальных приёмов и методов  в   работе   с   одарёнными   детьми ( семинары   с   учениками , обмен   опытом   учителей , открытые   уроки , конференции . «круглый  стол» ) .
  • Определение   критериев  эффективности   реализации программы , разработка   диагностических   шкал , измерителей .
  • Координация   действий   учителей , работающих   с  интеллектуально   развитыми   детьми .

1.2. Функции   заместителей директора по УВР и ВР, психолога

  • Определение   приоритетных   направлений   просветительско–образовательной   работы.
  • Корректировка   составляющих   элементов   программы.
  • Обеспечение   связи  с   вузами  и   общественными   организациями   региона.
  • Анализ   и   обобщение   результатов   реализации   программы.
  • Организация   и   проведение   семинаров   по   проблемам   работы   с   одарёнными   детьми .

1.3. Функции творческой группы, работающей по проблеме.  

  • Разработка   диагностических   рекомендаций   по   работе   с   одарёнными   детьми   по   предмету   и   обсуждение   их   на  семинарах, заседаниях   МО.
  • Разработка   диагностических   шкал, измерение   продвижения   детей  в   их   развитии.
  • Подбор   заданий   повышенного   уровня   сложности   для   одарённых   детей.
  • Обобщение   и   систематизация   результатов   деятельности   МО, учителя, исследовательской   деятельности   учащихся.
  • Создание   психолого – развивающего   пространства   как   наиболее   благоприятствующего   для   реализации   программы.
  •  Обучение   одарённых   детей   навыкам   поддержания    психологической   стабильности.
  • Привлечение   родителей   к   подготовке   мероприятий   различного   направления.
  1. Подготовка   учителей

1.Учитель   в   системе   реализации   программы.

  • Разработка   системы   диагностики   уровня   профессиональной   компетентности   учителей, работающих   с   одарёнными   детьми.
  • Разработка   системы   стимулирования   учителей, работающих   с   интеллектуально   развитыми   детьми.

2. Функциональные   обязанности   учителей, работающих   с   одарёнными   детьми .

  • Организация   и   проведение   занятий.
  • Разработка, корректировка, усовершенствование   программы.
  • Подготовка   учащихся   к   олимпиадам, конкурсам   школьного , городского , областного   уровня .
  • Организация   и   контроль   за   занятиями , выполнением   образовательных   программ, индивидуальных   программ   интеллектуального   развития   детей.
  • Обобщение   и   системетизация   материалов   и   результатов   работы, творческих  отчётов , подготовка   методических   рекомендаций   по   организации   работы

3. Социально – психологическое   обеспечение.

  • Разработка   алгоритмов, памяток   для   учителей, классных   руководителей.
  • Формирование   банка   данных, диагностических   методик.
  1. Документация.

1. Приказ   о  работе  с  одарёнными   учащимися.

2.График  проведения    школьных  олимпиад, интеллектуальных марафонов, конкурсов.

3.План  проведения  смотров, конкурсов, соревнований.

4.План проведения  предметных  недель.

6. План работы ШНОУ, творческих групп, клубов, студий.

5. Организация и функциональное обеспечение данной программы.

  1. Функции директора.
  • Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса.
  • Создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых детей.

 2.Функции зам. директора по УВР и ВР.

  • Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения.  
  • Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.  
  • Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми. Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей.  

  3.Функции творческой группы.

  • Подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей.
  • Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме.
  • Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми.
  • Определение критериев эффективности работы.

 4.Функции руководителей предметных кафедр

  • Планирование и  проведение школьных предметных недель и олимпиад
  • Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам
  • Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на стенде методической работы (диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и т.д.)

 5.Функции учителей-предметников.

  • Выявление одарённых детей по своим предметам.
  • Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
  • Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
  • Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.
  • Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции.
  • Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.
  • Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
  • Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.

 6.Функции классных руководителей.

  • Выявление детей с общей одарённостью.
  • Оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.
  • Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.

 7.Функции руководителей кружков и секций.

  • Выявление одарённых детей.
  • Организация творческих отчётов детей.
  • Предоставление необходимой информации кл. руководителям.
  • Консультирование родителей.

9.   Ожидаемые результаты.

1. Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.

2. Создание системы работы с одаренными детьми.

3. Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми.

4. Разработка и апробация новых образовательных программ для работы с одаренными детьми.

5. Совершенствование системы работы с одарёнными детьми.

6. Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.

Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

программа Маленький гений

Программа направлена на поддержку одарённых детей и реализуется в условиях обычной общеобразовательной  школы.        Программа направлена на консолидацию усилий все...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...

Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...