Внеклассное занятие
методическая разработка

"Жизнь без труда - путь в никуда!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_imv.docx204.3 КБ

Предварительный просмотр:

КОГБУСО «Мурыгинский детский дом – интернат для умственно отсталых детей «Родник»

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

«Жизнь без труда – путь в никуда!»

Подготовила:

Зав. отделением ИМВ

Е.А. Чарушникова

Сентябрь 2019 года

Цель:

- Способствовать формированию интереса и уважения учащихся к труду; познакомить с технологией приготовления винегрета.

  1. Создать условия для изучения и систематизации учебной информации по теме;
  2. Воспитывать потребность трудиться и уважение к работающему человеку. 
  3. Прививать чувства коллективизма, культуру труда, взаимопомощь, трудолюбие и ответственность за порученное дело. 
  4. Вносить красоту в процесс и результат своего труда.

Тип занятия: урок – праздник с изучением нового материала.

Методы и приемы: групповые технологии обучения, игровые приемы, практическая работа.

Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая, практическая работа.

Оборудование урока:  инвентарь для спектакля, костюмы для организаторов мероприятия, оформление для кафе, инвентарь для приготовления блюд, продукты, столы для занятий кулинарией, рабочая одежда для воспитанников; мультимедийная аппаратура.

Оформление: занятие проходит в кабинете технологии (картонажная мастерская).

Действующие лица: Ведущий, Хозяйка кафе, педагоги, исполняющие роли в сценке (мини – спектакле).

Ведущий и воспитанники собираются в комнате отдыха, оргмомент проходит там.

1. Организационный момент.  

2. Вступительное слово ведущего.

Пролетело лето красное,

Редко видим солнце ясное,

Ветер листики уносит.

По земле шагает осень,

Птиц на юг т провожай.

Уже собрали урожай,

И убрали в закрома.

Придёт за осенью зима.

У нас с вами тоже есть огород, который требует внимания и заботы. А вспомните, чем мы с вами занимались на нём весь весенне – летний период.

Ответы воспитанников.

3. Введение в тему мероприятия:

Ведущий: Как вы думаете, почему мы смогли с вами получить урожай овощей?

Очень правильно подмечено, что любой труд всегда будет увенчан успехом, если потрудиться с любовью и старанием.

В мире слов разнообразных

Что блестят, горят и жгут.

Золотых, стальных, алмазных,

Но нет священней слова – Труд!

Закончилось трудовая страда на полях, в садах, на огородах.  И для всех тех, кто в свободное от работы время трудится на земле, наступает время некоторой передышки, время праздников, посвящённых прославлению людей труда, работающих на земле. Я тоже предлагаю вам устроить праздник. И я приглашаю вас в кафе, где мы с вами сможем попробовать блюдо, приготовленное из овощей, выращенных на нашем с вами огороде.

Ведущая и ребята заходят в кафе.

5.Изучение нового материала.

Хозяйка: Здравствуйте, дорогие гости.  Добро пожаловать  в кафе «Осеннее».

Ведущий:  Здравствуй, дорогая хозяюшка.  Мы очень хорошо потрудились и собрали  хороший  урожай овощей, а теперь хотим отдохнуть в вашем кафе.

Хозяйка: А у нас сегодня праздник урожая. Но в кафе угощаем только тех, кто знает загадки и отгадки про овощи.

Я приготовила для вас  загадки, ответив на вопросы, вы узнаете, какие овощи обязательно входят в состав одного из самых любимых на Руси ещё с 19 века салата, который имеет необычное название «винегрет»:

  1. Орехи в земле, листья на земле. (Картошка)                                                               (Долгое время в Европе этот овощ не ели, а украшали его цветами прически дам)
  2. Над землей трава, под землей алая голова. (Свекла)                                                      (Этим овощем в старину красавицы румянили щеки).
  3. Красная девица росла в темнице. (Морковь)                                                                 (Этот овощ в Средние века считали лакомством гномов)
  4. Рос ребенок – не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем. (Капуста)                                                                                                                           (Овощ, название которого произошло от латинского слова «голова».                           (Его употребляют свежим, вареным, квашеным и даже сушеным).
  5. Сидит баба на грядках – вся в заплатках, кто заплатку оторвет, тот заплачет и уйдет. (Лук)                                                                                                 (Строение этого овоща древние сравнивали с устройством Вселенной).
  6. Лежит Егор под межой, накрыт зеленой фатой. (Огурец)                                                (Этот овощ привезен из Индии, там он растет как лиана).

Хозяйка кафе демонстрирует «Кулинарную книгу»: в книгах по кулинарии мы можем найти тысячи рецептов приготовления салатов из вареных овощей, сегодня мы остановимся на известном салате – винегрете, который сами приготовим, а потом, конечно же, попробуем вместе. Этот салат считается русским, хотя у него такое непривычное название. Почему он так называется? 

Предположения ребят:

Винегрет – это французское название заправки для него, "vinaigre", уксус (образовалось от сложения слов "vin" – "вино" и "aigre" – "кислый"). Винегрет делался на основе уксуса, оливкового масла и горчицы. В России появился еще в 19 веке. Постепенно название соуса перенесли на салат, который им заправляли. Есть такая легенда, что при дворе Александра I французский повар увидел, как русские повара готовили овощной салат и заправили его уксусом. Он спросил: "Vinaigre?". Ему ответили: "Винегре, винегре". Так и прижилось это название. (Действительно, классический современный винегрет должен иметь кислый вкус или от кислых ингредиентов, таких, как квашеная капуста и соленые огурцы, а если кислоты от них не достаточно, то в винегрет добавляют уксус).

Хозяйка кафе:  Как вы думаете, какой же овощ главный в винегрете? Свекла, ее даже готовят для винегрета по-особому: чтобы она не окрасила остальные овощи, ее отдельно заправляют растительным маслом и в салат кладут последней.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть, как же готовят винегрет.

Кукольный спектакль «Приготовим винегрет» (представление идёт под весёлую народную ярмарочную музыку без слов)

Ведущая:

В одном лесу осеннем

Хозяюшка жила.

Большою мастерицей

Хозяюшка слыла.

Весь огород прополот,

Травинки лишней нет.

Готовить обожала

Хозяйка винегрет.

На чудных этих грядках –

Все овощи росли.

По первому все зову

К хозяйке дружно шли.


Ведущая:

Скорей ко мне спешите –

Готовлю я обед!

Эй, овощи любимые,

Сготовим винегрет!


Бежит свекла.

Я к хозяюшке бегу,

Чем смогу, ей помогу!

Я бордова и сочна,

Круглая и сладкая!

В винегрете я нужна –

Хвостик прячу в грядке я!


Ведущая:

Хоть свеклу долго я варю,

Я все ровно её люблю!


Бежит картошка.

Я по грядочкам качусь,

С боку на бок я верчусь.

Сытна и неказиста,

Я в тонкой кожуре,

Зато вкусна картошка,

Печеная в золе!


Ведущая:

Заходи, картошка в дом!

Варись со свёколкой вдвоём!


Бежит лук.

Витаминами богат!

Со мною встречи всякий рад!

Все от радости ревут,
Вот он – я! Тут, как тут!

Золотистый лук – лучок!

Всем подставлю свой бочок!


Ведущая:

Тебя порежу я потом!

Обдам сначала кипятком!

Чтоб ты, лук, не кусался

И сладким оказался!


Вышагивает морковь.

Я красная девица!

На грядке я – краса!

Сама сижу в темнице –

Наружу лишь коса!

Чем глубже я, тем слаще –

Морковью я зовусь!

Оранжевая, сладкая –

Приятная на вкус!


Ведущая:

Косу быстро отрезай

И в кастрюлю полезай!


Выбегает горошек.

Я зеленый горох!

Я и ах! Я и ох!

Я расту на грядке!

Я горошек сладкий!

Я и ах! Я и ох!

Я из баночки горох!


Ведущая:

Горошек, ты  не торопись,

На ложку сам скорей садись!


Огурчик торопится:

Все уже там прибежали,

Овощи не опоздали!

Только я вот припозднился,

В бочке долго я солился!


Ведущая:

Огурец, ты молодец!

Скоро сказочке – конец!

Выходи, скорей! Прекрасно –

Ты, Подсолнечное масло!


Выходит масло:

Я на солнышке росло,

Семечки растило!

А хозяюшка потом семечки давила!

Масло вкусное моё!

Наш готов обед!


Все  хором:

Нарезаем, заправляем вкусный винегрет!


Ведущая:

Овощи перемешались!

Выступать мы все старались!

Приглашаем на обед

Наш откушать винегрет!!!


Хозяйка кафе: Конечно, это была сказка, но и она помогла нам познакомиться  с технологической последовательностью его приготовления. Давайте с вами повторим, как приготовить этот салат.

Презентация:

Слайд 1.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/5/55807_573058b4deb50daa4adc00c947804315.jpg.jpg
Овощи нужно отварить, охладить, очистить от кожуры (сделано заранее).

Слайд 2.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/5/55807_2c61ed7a990c21e5c4cc548b5f200ba3.jpg.jpg

Педагог показывает, как нужно нарезать овощи, напоминает правила ТБ при пользовании ножом.

Овощи надо нарезать аккуратно, небольшими кубиками, готовое блюдо будет выглядеть красиво и аппетитно.

Слайд 3.

Правила ТБ при нарезке овощей:

- передавать нож только ручкой вперед

- правильно пользоваться ножом, следить за положением рук во время нарезки;

- продвигать пальцы рук во время нарезки;

- не отвлекаться во время работы с ножом.

Слайд 4.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/5/55807_ef12c37e2bd6ab0a79ea1259c2b29761.jpg.jpg

Сложить в тарелку, перемешать, заправить растительным маслом.

По окончании воспитанники отвечают на следующие вопросы:

- Что перед приготовлением винегрета нужно сделать с овощами?
- Каким способом нужно нарезать овощи?
- Как нужно перемешивать овощи?

А сейчас отгадайте загадку:

Каждое его творенье - 
Просто сказка, объеденье, 
Мысли, творчества полет. 
Тот, кто пробовал, поймет.
 (Повар)

- Кто такой повар?

Сегодня повар –  это многоликая и сложная профессия. В непосредственные обязанности повара входит приготовление, оформление и подача различных блюд и  напитков. Кроме этого повар принимает продукты и обеспечивает их хранение. На сегодняшний день такая профессия, как повар, очень востребована. Эти специалисты нужны в школах и детских садах, в больницах и санаториях, в гостиницах и на теплоходах, в экспедициях, в армии, на флоте. Словом везде, где есть люди, которые хотят кушать.
Так вот сейчас я предлагаю вам всем ненадолго  стать поварами в нашем замечательном кафе. Настало время заняться приготовлением винегрета.

Но сначала вспомним основные правила ТБ и некоторые правила, которые необходимо соблюдать при приготовлении пищи:

1. Перед приготовлением пищи нужно надеть фартуки, косынки.

2. Руки должны быть тщательно вымыты с мылом, ногти коротко острижены.

3. Не забываем и о правилах ТБ при работе с ножом.

6. Практическая работа.

Каждая из воспитанниц занимается нарезанием своего овоща.

Педагог следит за соблюдением санитарно - гигиенических требований и ТБ.

  1. Подведение итогов проведения практической работы, рефлексия:

Ведущая: Прежде чем все попробуют приготовленный вами винегрет, я предлагаю красиво накрыть на стол.

Накрывают совместно на стол.

Хозяйка: Угощайтесь винегретом и ароматным чаем, который мы приготовили для вас и наших гостей.

Совместное чаепитие.

  1. Закрепление материала мультролик «Вкусные истории»

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?time_continue=157&v=KfRt0el4cwM

  1. Подведение итогов занятия.

Ведущая:

На этом наше мероприятие подошло к концу.  Сегодня мы не только узнали много нового и интересного, научились готовить винегрет. А ещё вы очередной раз убедились, что без желания и умения трудиться, невозможно выполнить ни одного дела.  Поэтому вы должны всегда помнить, что  одно из самых  главных занятий  на свете –труд. Труду следует учиться всю жизнь. Я думаю, вы хорошо понимаете, как важно полюбить труд, который созидает все лучшее на свете.

И закончим наш праздник словами Р.Рождественского:

Пока в пространстве кружится планета,

На ней пропахшей солнцем, никогда, не будет дня,

Чтоб не было рассвета,

Не будет дня, чтоб не было труда!

5

 

Сценарий конкурсно – игровой программы «Урожайные грядки» 

Действующие лица: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие МОРСКОЙ БОЙ

Внеклассное мероприятие по информатике для 9 классов...

План-конспект внеклассного занятия "Мир басен Крылова"

План-конспект внеклассного занятия...

Внеклассное занятие "В гостях у Шишкина".

Разработка внеклассного занятия "В гостях у художника Шишкина" для уч-ся школы VIII вида....

разработка внеклассного занятия для учащихся коррекционной школы VIII вида.

Данные занятия разработаны для учащихся 2-4 классов коррекционной школы VIII вида....

Внеклассное занятие Olympic games

Внеклассное занятие Olympic games, 8 класс...

(Практическое пособие по организации и проведению внеклассного занятия по географии, раздел – геология)

В этой работе показывается возможность проведения занятия по геологии на территории бывшего рудника Придорожный, Солнечного района, Хабаровского края. По такому принципу можно для своей территории соз...

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...