Программа "Азбука профориентации XXI века"
рабочая программа (9 класс)

Программа внеурочной деятельности ФГОС ОО "Азбука профориентации XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lukoyanova_n.g._rp_azbuka_proforientatsii_9_klass.docx51.06 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука профориентации XXI века» Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» разработана в соответствии с ФГОС ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897 с изменениями и дополнениями)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука профориентации XXI века» Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» разработана на основе примерной программы ООО по профориентации с учетом авторской программы «Азбука профориентации XXI века» / Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Е.О., Палагин А.А

Рабочая программа ориентирована на учебные пособия:

Автор/авторский коллектив

Название учебного пособия

Класс

Издатель учебника

Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Е.О., Палагин А.А

«Азбука профориентации XXI века»

9 класс

ООО «Супервэйв Групп»

г. Салехард, 2010 г.

Г.В.Резапкина

«Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков»

9 класс

М.: Генезис, 2009 г.

Л.Н.Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина

Дневник профессионального самоопределения старшеклассника

9 класс

М.: Планета, 2015 г.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Реализация современных требований, предъявляемых    к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии, теоретические и методические основы проф.консультации, общественно-значимые мотивы выбора профессии.

Однако профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существуют социально – экономические противоречия: между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами, и методами, сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональными планами молодежи и экономической необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом.

   В настоящее время поиск новых подходов в области профориентационной работы обусловлен спецификой сложившейся в стране ситуации. Рыночные отношения оказали свое определяющее воздействие и на школу. Школа как государственный институт выполняет предъявленный ей заказ. Если раньше государство было единственным заказчиком образовательных услуг и рынка труда, то на современном этапе развития появилось значительное количество других весомых и влиятельных заказчиков (родители, учебные заведения профессионального образования, представители общественных организаций, производства, экономики, бизнеса и др.)  Компетентность специалиста сегодня предполагает, помимо собственно профессиональной технологической подготовки, ряд других компонентов (базисных квалификаций), имеющих в основном внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых каждому специалисту. Это самостоятельность, творческий подход к любому делу, умение постоянно учиться и обновлять свои знания, владение «сквозными» умениями: работа на компьютере, пользование базами и банком данных, понимание экономики бизнеса и др. Необходимо учитывать, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм, поэтому нужно быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных за период обучения в молодости, не хватит на всю трудовую жизнь. В современных условиях, бесспорно, требуется повышение качества образования школьников и его важнейшей составляющей – подготовки к социально – профессиональному самоопределению на новой качественной основе.

Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания, цель которых – всестороннее развитие личности, гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач, обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся. Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой, общественно–значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной) деятельности учащихся, формированием нравственной, эстетической и экологической культуры. Система профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.            

Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.         

Профессиональное самоопределение рассматривается как важная часть социализации.  Успешное профессиональное самоопределение возможно при следующих условиях:

а) сформированность мотивационно-потребностной сферы личности, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, 

б) достаточный уровень самосознания выпускника школы; 

в) ориентированность выпускника в поле возможностей профессионального выбора в условиях реального и потенциального рынка труда и образования. 

    Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися в 14 – 15 лет. Для этого возраста данная проблема является насущной и актуальной. Старшие подростки стремятся разобраться в себе, оценить свои возможности в современном мире, в том числе и в профессиональном. Однако, по данным Центра социально – профессионального самоопределения молодежи, 50 % учащихся выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 46 % учащихся ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны взрослых – родителей, родственников или знакомых; 67 % не имеют представления о научных основах выбора профессии, в том числе не владеют информацией о требованиях профессии к ее соискателю и умениями анализа своих возможностей в профессиональном выборе; 44 % учащихся не обеспечены сведениями о возможностях обучения по интересующей сфере труда. Лишь 10 – 15 % имеют твердые профессиональные намерения, примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70 % не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе.

Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в образовательной организации, привести ее в соответствие с требованиями времени.

   Следовательно, профессиональная ориентация учащихся – это действительно актуальная, серьезная проблема, которую необходимо решать совместными усилиями всех участников образовательного процесса.

Цель программы - создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, региона в кадрах.

Задачи:

  1. Расширить представления учащихся о современном рынке профессий.
  2. Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
  3. Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
  4. Способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.

Планируемые результаты освоения

 курса внеурочной деятельности

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Личностными результатами изучения курса будут:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию. Сформированность уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

8. Овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
  2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Смысловое чтение.
  3. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
  4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
  3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

В результате освоения  курса внеурочной

деятельности «Азбука профориентации XXI века» обучающиеся:

1) получат представление:

о профессияхвостребованных в Ямало-Ненецком округе, Российской Федерации;

- о новых профессиях и специальностях, которые будут востребованы на рынке труда;

- о профессиональных качествах человека;

- о значении труда в жизни человека.

2) научатся:

пользоваться различными источниками информации для изучения мира профессий и труда;

- ориентироваться в мире профессий;

3) получат возможность оценивать  собственные   возможности,  при выборе профессии.

Обучающиеся научатся:

  • владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
  • использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий.
  • об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
  • приобретение опыта исследовательской деятельности

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • знать о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
  • иметь представление о правилах проведения исследования;
  • получение первоначального опыта самореализации.

Содержание  курса внеурочной деятельности

«Азбука профориентации XXI века» 

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недели. Программа учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся  9 класса, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие внеурочной деятельности учащихся, способствует формированию УУД, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями.

Раздел 1. «Введение».

Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии. Структура курса и особенности учебника.

Раздел 2.  Психологические аспекты профессионального выбора «Что я знаю о себе?»

Понятие личности. Эмоции. Природная основа личности. Темперамент. Интеллектуальный, эмоциональный и мотивационный (поведенческий) компоненты целостности личности. Понятие «эмоции». Темперамент, его основные свойства и типы. Психологические характеристики темперамента и его проявление в деятельности.

Понятие мотива, интереса, склонности. Основные теории мотивации. Влияние структуры мотивации и сформированности интересов на успешность деятельности.

Понятие ценностей и ценностных ориентаций и их связь с выбором профессии. Собственные ценностные ориентации. Понятия общих и специальных способностей, их влияние на продуктивность деятельности. Присущие учащимся способности.

Профпригодность, профессионально важные качества. Понятие «Конфликт», его виды, стадии, источники, способы разрешения, положительные и отрицательные стороны. Навыки эффективного поведения в конфликтной ситуации. Коммуникация в человеческом сообществе, коммуникабельность как черта личности. Понятие коммуникативного барьера.

Способы преодоления коммуникативного барьера. Навыки рефлексии, самопознания и самоанализа. Понятие самооценки. Роль самооценки и разных ее деформаций: заниженной и завышенной самооценки. Влияние самооценки на качественную профессиональную деятельность.

Формирование позитивного образа будущего. Освоение навыков целеполагания. Формирование навыка постановки целей разного уровня и выработки стратегии их достижения.

Этапы, стадии и закономерности построения профессиональной карьеры. Навыки и умения в сфере анализа и планирования. Закономерности возрастного и профессионального развития. Понятия «профессиональная карьера», «возрастной период», «развитие профессионала».

Навыки самопознания, самоанализа и рефлексии. Навыки самопрезентации и составление резюме.

Раздел 3. Мир профессий «Что я знаю о профессиях?»

Представление существующих профессий и их спецификаций. Особенности профессий. Классификация профессий. Принципы классификации профессий. Профессиональный выбор.

Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-человек». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек-человек». Знакомство с профессиями типа «человек-человек».

Особенности профессий типа «человек-знак». Профессиограммы наиболее востребованных профессий из этой области.

Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-художественный образ». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек-художественный образ».

Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-техника». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек-техника».

Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-природа». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек- природа».

Представление о профессиях типа «человек-бизнес». Особенности психологического типа представителей профессий этой группы.  Профессиограммы профессий типа «человек-бизнес».

Профессии разного типа. Выбор профессии. Скрытые положительные и отрицательные стороны профессий разного типа.

Раздел 4. Система профессионального образования «Что я знаю об образовании?»

Виды учреждений профессионального образования. Государственные образовательные стандарты. Формы обучения, сроки освоения программа профессиональной подготовки с присваиваемой квалификацией. Правила приема в учебные заведения. Сбор и анализ информации, которая поможет сделать правильный выбор образовательного маршрута.

Раздел 5. Анализ современного рынка труда «Что я знаю о рынке труда?»

Понятия «рынок труда», «спрос и предложение на рынке труда». Механизм функционирования рынка труда. Возможные ситуации на рынке труда. Факторы, влияющие на состояние рынка труда. Специфические черты рынка труда ЯНАО. Основные формы занятости. Возможности трудоустройства в ЯНАО. Типичные ошибки при выборе профессии. Способы избегания типичных ошибок при выборе профессии.

Стратегия принятия решений. Способы аналитического решения в ситуации профессионального самоопределения.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего  часов

В том числе

лабораторных работ

практических работ

Раздел 1. «Введение»

Многообразие мира профессий.

1

Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии.

1

Раздел 2.  Психологические аспекты профессионального выбора «Что я знаю о себе?»

Понятие личности. Эмоции. Природная основа личности. Темперамент.

1

Побудительные силы человека – мотивы, интересы, склонности.

1

Ценностные ориентации

1

Способности.

1

Особенности мышления.

1

Профессионально важные качества.

1

Коммуникативная успешность.

1

Барьеры коммуникации.

1

Самооценка.

1

Целеполагание и образ будущего.

1

Этапы профессионального самоопределения.

1

Карта самопознания.

1

Раздел 3. Мир профессий «Что я знаю о профессиях?»

Понятие «профессия». Классификация профессий.

1

Профессии типа «человек-человек»

1

Профессии типа «человек-знак»

1

Профессии типа «человек-художественный образ»

1

Профессии типа «человек-техника»

1

Профессии типа «человек-природа»

1

Профессии типа «человек-бизнес»

1

Профессиограмма

1

Профессиограмма

1

Раздел 4. Система профессионального образования «Что я знаю об образовании?»

Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.

1

Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. Правила поступления.

1

Информация, необходимая при выборе учебного заведения.

1

Основные понятия и определения.

2

Раздел 5. Анализ современного рынка труда «Что я знаю о рынке труда?»

Факторы, влияющие на состояние рынка труда. Региональный рынок труда.

1

Многообразие форм занятости. Программы временной занятости для молодежи.

1

Типичные ошибки при выборе профессии.

1

Стратегии принятия решения в выборе профессии.

1

1

Социально-психологическое исследование.

1

1

Индивидуальный профессиональный план.

1

1

Итого

34

3

Описание материально-технического обеспечения

Технические средства: мультимедийный проектор и экран/интерактивная доска; принтер.

Программы компьютерной обработки психологических тестов:

  •  «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста»
  • «Невербальные тесты интеллекта»
  • «Тест Амтхауэра»
  • «Тест Кэттелла»

Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; орфографический корректор для текстов на русском и иностранном языках; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; редактор подготовки презентаций.

              Учебно-методическое обеспечение для учителя

  1. Методическое пособие «Азбука профориентации XXIвека»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е,, Палагин А.А.- Салехард, 2010
  2. Рабочая тетрадь учителя «Азбука профориентации XXIвека»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е,, Палагин А.А.- Салехард, 2010
  3. Презентации для занятий учебно-методического комплекса «Азбука профориентации XXIвека»
  4. Видеопрофессиограммы для учебно-методического комплекса «Азбука профориентации XXI века»
  5. Профориентационная диагностика методического комплекса «Азбука профориентации XXI века»
  6. Учебно-методическое пособие для школьных психологов «Я и моя профессия» /Резапкина Г.В. – М.: Генезис, 2009

       Литература для обучающихся

  1. Рабочая тетрадь «Азбука профориентации XXI века»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В.,Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагин А.А.- Салехард, 2010
  2. Учебное пособие «Азбука профориентации XXI века»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В.,Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагин А.А.- Салехард, 2010
  3. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника /авт. сост.: Л.Н.Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина.- М.: Планета, 2015

Список используемой литературы

  1. Бендюков М. А., Калугин С. В., Соломин И. Л. Методика оценки профессиональной направленности населения (Методика экспресс-ориентации). Саратов, Изд. Поволжского межрегионального учебного центра, 1998 – 46 с.
  2. Бендюков М. А., Соломин И. Л. Профконсультирование и психологическое тестирование. «Профессиональный потенциал» № 1(5) М. «Военный парад» 1998 с. 24—34
  3. Камерон-Бендлер Л. Гордон Д. Ноу-Хау. Руководство по самосовершенствованию во имя лучшего будущего. – Воронеж: НПО «МОДЕК» 1997. — 288с.
  4. Климов А. Е. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. — 159с.
  5. Мир профессий. Энциклопедическое издание в 6 томах. М.: Мол.гвардия, 1986.
  6. «Образование для Вас: справочник» Красноярск,  2006
  7. Пеллетье Д. Личный проект как средство активизации профессионального выбора. «Персонал-profy. Новые технологии в психологии труда и управлении персоналом.» Вып. 4. Екатеринбург, 2001, с. 43-57.
  8. Прощицкая Е. Н. Здоровье и профессиональная пригодность. // Школа и производство № 3 1994. с. 85-94.
  9. Пряжников Н. С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения (Методическое пособие 2). — Москва-Воронеж. 1997. – 79с.
  10. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. – Москва — Воронеж: Изд. «Институт практической психологии» 1996. – 256с.
  11. Рынок труда. Учебник. Под ред. проф. В. С. Буланова и проф. Н. А. Волгина. – М.: «Экзамен», 2000. – 448с.
  12. Рудинштейн М. Как найти высокооплачиваемую работу с помощью INTERNET./ Кратко, доступно, просто/ — М.: Познавательная книга плюс, 1999, — 192с.
  13. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб., Речь, 2006

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Дата проведения

Тема занятия

Планируемые результаты

Виды/формы контроля

по плану

по факту

Раздел 1. «Введение» - 2 часа

1

03.09.2019

Многообразие мира профессий.

Личностные УУД:

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Регулятивные УУД:

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

устный опрос

2

10.09.2019

Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии.

устный опрос

Раздел 2.  Психологические аспекты профессионального выбора «Что я знаю о себе?» - 12 часов

3

17.09.2019

Понятие личности. Эмоции. Природная основа личности. Темперамент.

Личностные УУД:

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Регулятивные УУД:

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Познавательные УУД:

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Коммуникативные УУД:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

устный опрос

4

24.09.2019

Побудительные силы человека – мотивы, интересы, склонности.

устный опрос

5

01.10.2019

Ценностные ориентации

устный опрос

6

08.10.2019

Способности.

устный опрос

7

15.10.2019

Особенности мышления.

устный опрос

8

22.10.2019

Профессионально важные качества.

устный опрос

9

29.10.2019

Коммуникативная успешность.

устный опрос

10

12.11.2019

Барьеры коммуникации.

устный опрос

11

19.11.2019

Самооценка.

устный опрос

12

26.11.2019

Целеполагание и образ будущего.

устный опрос

13

03.12.2019

Этапы профессионального самоопределения.

устный опрос

14

10.12.2019

Карта самопознания.

устный опрос

Раздел 3. Мир профессий «Что я знаю о профессиях?» - 9 часов

15

17.12.2019

Понятие «профессия». Классификация профессий.

Личностные УУД:

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Регулятивные УУД:

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

устный опрос

16

24.12.2019

Профессии типа «человек-человек»

устный опрос

17

14.01.2020

Профессии типа «человек-знак»

устный опрос

18

21.01.2020

Профессии типа «человек-художественный образ»

устный опрос

19

28.01.2020

Профессии типа «человек-техника»

устный опрос

20

04.02.2020

Профессии типа «человек-природа»

устный опрос

21

11.02.2020

Профессии типа «человек-бизнес»

устный опрос

22

18.02.2020

Профессиограмма

устный опрос

23

25.02.2020

Профессиограмма

устный опрос

Раздел 4. Система профессионального образования «Что я знаю об образовании?» - 5 часов

24

03.03.2020

Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.

Личностные УУД:

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Регулятивные УУД:

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

устный опрос

25

10.03.2020

Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. Правила поступления.

устный опрос

26

17.03.2020

Информация, необходимая при выборе учебного заведения.

устный опрос

27

31.03.2020

Основные понятия и определения.

устный опрос

28

07.04.2020

Основные понятия и определения.

устный опрос

Раздел 5. Анализ современного рынка труда «Что я знаю о рынке труда?» - 6 часов

29

14.04.2020

Факторы, влияющие на состояние рынка труда. Региональный рынок труда.

Личностные УУД:

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Регулятивные УУД:

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

устный опрос

30

21.04.2020

Многообразие форм занятости. Программы временной занятости для молодежи.

устный опрос

31

28.04.2020

Типичные ошибки при выборе профессии.

устный опрос

32

05.05.2020

Стратегии принятия решения в выборе профессии.

устный опрос

33

12.05.2020

Социально-психологическое исследование.

тестирование

34

19.05.2020

Индивидуальный профессиональный план.

собеседование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса "Азбука профориентации XXI века"

Цель программы – создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества...

Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.

Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить  разбираться в мире проф...

презентация по профориентации "День профориентации"

Презентация в 9 классе, кругый стол "День профориентации"...

Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"

Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование....

Программа Азбука профориентации XXI века 9 кл.

Программа Азбука профориентации XXI века 9 кл....

Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов для работы с подростками "Профориентация от А до Я" ( педагог-психолог Фёдорова О. В.)

Сопроводительное письмо к презентацииЦель: оказание профориентационной поддержки при выборе профессии учащимся 8-10 классов.Задачи:Организация профпросвещения педагогов, родителей, учащихся;развитие п...

Сертификат участника окружного семинара специалистов в области профориентации, на тему: "Современная профориентация в контексте воспитательной работы в ОУ"

Сертификат участника окружного семинара специалистов в области профориентации, на тему "Современная профориентация в контексте воспитательной работы в образовательных учреждениях". сентябрь ...