Программа Азбука профориентации XXI века 9 кл.
рабочая программа

Барабанова Екатерина Викторовна

Программа Азбука профориентации XXI века 9 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_azbuka_proforientatsii_xxi_veka_9_kl.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Тазовская школа-интернат среднего общего образования

                

 

               Рассмотрено                              Согласовано                                        «Утверждаю»

               Руководитель МО                     Заместитель директора                      Директор МОУ ТШИ

               _____//___________                  по УВР _____________                      Зятев И.А.

               ФИО _____________                ФИО________________                     ____________________

               Протокол № __ от                     «___»__________2019 г.                    Приказ №_____ от

               «___»__________2019 г.                                                                         «___»__________2019 г.  

                                                                                                                         

Рабочая программа

элективного курса

«Азбука профориентации XXI века»

для учащихся 9 класса

педагога-психолога

Барабановой Екатерины Викторовны

без категории

2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для обучающихся 9 класса Муниципальное казенное образовательное учреждение Тазовская школа-интернат среднего (полного) общего образования.

Данный курс ставит своей целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии, составить представление о том, как функционирует рынок труда и какие особенности существуют на региональном рынке труда, и в результате сформировать инфрмационную готовность молодежи к профессиональному выбору.

Содержательная часть занятий ориентирована на подростка 14-17 лет, без требований к начальному уровню знаний и умений. Курс реализовывается в течение триместра. Регулярность занятий – один раз в неделю.

Курс рассчитан на 34 часа, состоит из 7 разделов. Каждый раздел разбит на темы. Изучение курса может проходить отдельными блоками, в рамках учебного процесса или в качестве внеклассной работы. Занятия могут проводиться как в форме уроков, так и в форме групповой психокоррекционной работы.

Цель: Создать условия  для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, региона в кадрах; сформировать способности к социально-профессиональной адаптации в обществе.  

Задачи:

  1. Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».
  2. Сформировать умение соотносить свои интересы  и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
  3. Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
  4. Споосбствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.

Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих в этой области - знакомство с особенностями регионального рынка труда, которое позволяет детям почувствовать  неразрывную связь с жизнью своего региона.

Богатейшей сокровищницей российского Приполярья является Ямал. Ямальские газоконденсатные месторождения снабжают голубым топливом не только нашу страну, но и многие страны Европы. Сегодня Ямало-Ненецкий автономный округ обеспечивает добычу свыше 90% отечественного газа, а разведанные запасы природного газа на Ямале, включая шельф Карского моря, составляют четверть мировых запасов. Понятно, что в дальнейшем роль региона будет только возрастать. Перспективные проекты, реализуемые сегодня на Ямале, безусловно, станут ключевыми составляющими при выполнении поставленной руководством страны задачи по превращению Арктики в ресурсную базу XXI века. Правительство округа считает своей стратегической целью превращение Ямала в плацдарм, который в перспективе обеспечит России лидирующие позиции в освоении арктических ресурсов.

Актуальность темы обусловлена необходимостью решения задачи наиболее полного включения трудоспособного населения арктических территорий, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации, в общественное воспроизводство.

В XXI веке Арктика должна стать не только ресурсной базой инновационного развития экономики России, опорой для защиты национальных интересов и государственной безопасности, но и регионом долгосрочных интересов государства в области социальной политики, что требует решения целого ряда вопросов в социально-трудовой сфере, обеспечении занятости населения.

Арктические регионы приступили к реализации мегапроектов, ускоряющих вхождение России в мировое экономическое сообщество. Современный рынок труда в регионах Арктики представлен преимущественно промышленным комплексом нового поколения для освоения шельфа российской Арктики. В его наукоемких и высокотехнологичных секторах применяется новейшее оборудование, создаются экономически эффективные рабочие места. На рынке труда требуются высококвалифицированные специалисты.

Программа является модифицированной – изучает определённую область знаний (профориентация) и смежные с ней направления (психология, экономика, право). Системность обучения и воспитания позволяет построить образовательный процесс от формирования мотивации к деятельности до развития самостоятельности, профессионального самоопределения.

По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует формированию коммуникативной культуры детей, уверенности в своих силах, развитию самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.

По целевой установке программа является образовательной (знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности).

Каждое занятие состоит из практической и теоретической части.

Теоретическая часть включает изучение личности, мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Поведение занятий по программе предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

•        междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

•        интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);

•        обучение через опыт и сотрудничество.

В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, схемы, видеоматериалы.

При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.

Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1) знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение мира профессий;

4) интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.).

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по профориентации являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками информации: находить профориентационную  информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к разным профессиям;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач. Знать понятие «профориентация». Знать свои сильные и слабые стороны. Понятия «профессиональная карьера», «возрастной период». Уметь различать понятия «специальность» и «специализация». Уметь группировать профессии по целям труда. Знать состояние современного рынка труда, спрос на различные типы профессий. Иметь представление об основных формах занятости. Знать типичные ошибки при выборе профессии. Уметь создать индивидуальный профессиональный план.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела
программы

Кол-во
часов

1

Введение.

1

2

Психологические аспекты профессионального выбора «Что я знаю о себе?»

11

3

Мир профессий. «Что я знаю о профессиях?»

10

4

Система профессионального образования «Что я знаю об образовании?»

3

5

Анализ современного рынка труда «Что я знаю о рынке труда?»

4

6

Технологии выбора профессии. «Как выбрать профессию?»

2

7

Заключение. «Моя профессиональная карьера»

3

Всего:

34 часа

Календарно-тематический план.


п/п

Наименование раздела
программы

Тема урока

Кол-во
часов

Дата проведения

1

Введение.

Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии. Социально-психологическое исследование (анкетирование).

1

1 неделя сентября

2

Психологические аспекты профессионального выбора «Что я знаю о себе?»

Понятие личности. Эмоции. Природная основа личности. Темперамент.

1

2 неделя сентября

Изучение интересов и мотивов.

1

3 неделя сентября

Ценностные ориентации.

1

4 неделя сентября

Способности (общие и специальные способности, качества успешного человека).

1

1 неделя октября

Профессионально важные качества.

1

2 неделя октября

Коммуникативная успешность.

1

3 неделя октября

Барьеры коммуникации.

1

4 неделя октября

Самооценка.

1

2 неделя ноября

Целеполагание и образ будущего.

1

3 неделя ноября

Этапы профессионального самоопределения.

1

4 неделя ноября

Карта самопознания.

1

1 неделя декабря

3

Мир профессий. «Что я знаю о профессиях?»

Понятие «профессия».

1

2 неделя декабря

Профессии типа «человек - человек».

1

3 неделя декабря

Профессии типа «человек - знак».

1

4 неделя декабря

Профессии типа «человек – художественный образ».

1

2 неделя января

Профессии типа «человек - техника».

1

3 неделя января

Профессии типа «человек - природа».

1

4 неделя января

Профессии типа «человек - бизнес».

1

1 неделя февраля

Просмотр профессиограмм.

3

2-4 неделя февраля

4

Система профессионального образования «Что я знаю об образовании?»

Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.

1

1 неделя марта

Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. Правила поступления.

1

2 неделя марта

Информация, необходимая при выборе учебного заведения.

1

3 неделя марта

5

Анализ современного рынка труда «Что я знаю о рынке труда?»

Основные понятия и определения.

2

4 неделя марта

Факторы, влияющие на состояние рынка труда. Региональный рынок труда (особенности и тенденции развития).

1

1 неделя апреля

Многообразие форм занятости. Программы временной занятости для молодежи.  

1

2 неделя апреля

6

Технологии выбора профессии. «Как выбрать профессию?»

Типичные ошибки при выборе профессии.

1

3 неделя апреля

Стратегии принятия решения в выборе профессии.

1

4 неделя апреля

7

Заключение. «Моя профессиональная карьера»

Социально-психологическое исследование (анкетирование).

1

1 неделя мая

Индивидуальный профессиональный план.

1

2 неделя мая

Итоговый урок по курсу.

1

3 неделя мая

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

1. Методическое пособие «Азбука профориентации XXI века»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е,, Палагин А.А.- Салехард, 2010

2. Рабочая тетрадь учителя «Азбука профориентации XXI века»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е,, Палагин А.А.- Салехард, 2010

3. Презентации для занятий учебно-методического комплекса «Азбука профориентации XXI века»

4. Видеопрофессиограммы для учебно-методического комплекса «Азбука профориентации XXI века»

5. Профориентационная диагностика.

6. Учебно-методическое пособие для щкольных психологов  «Я и моя профессия» /Резапкина Г.В. – М.: Генезис, 2009

Литература для учащихся:

1. Рабочая тетрадь ««Азбука профориентации XXI века»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е,, Палагин А.А.- Салехард, 2010

2. Учебник ««Азбука профориентации XXI века»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е,, Палагин А.А.- Салехард, 2010

Список рекомендуемой литературы:

  1. Адамчук В. В. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ, 2000. – 407с.
  2. Бендюков М. А., Калугин С. В., Соломин И. Л, Методика оценки профессиональной направленности населения (Методика экспресс-ориентации). Саратов, Изд. Поволжского межрегионального учебного центра, 1998 – 46 с.
  3. Бендюков М. А., Соломин И. Л Профконсультирование и психологическое тестирование. «Профессиональный потенциал» № 1(5) М. «Военный парад» 1998 с. 24—34
  4. Выпускник выбирает профессию. // журнал «Профессиональный потенциал» М. № 2, 2001., с 38-31.
  5. Климов А. Е. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. — 159с.
  6. Лотова И. П. Зарубежные теории выбора и развития карьеры. «Персонал-profy. Новые технологии в психологии труда и управлении персоналом.» Вып. 3. Екатеринбург, 2001, с. 19-40.
  7. Мир профессий. Энциклопедическое издание в 6 томах. М.: Мол. гвардия, 1986.
  8. «Образование для Вас: справочник» Красноярск 2006.
  9. Пеллетье Д. Личный проект как средство активизации профессионального выбора. «Персонал-profy. Новые технологии в психологии труда и управлении персоналом.» Вып. 4. Екатеринбург, 2001, с. 43-57.
  10. Прощицкая Е. Н. Здоровье и профессиональная пригодность. // Школа и производство № 3 1994. с. 85-94.
  11. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. – Москва — Воронеж: Изд. «Институт практической психологии» 1996. – 256с.
  12. Рынок труда. Учебник. Под ред. проф. В. С. Буланова и проф. Н. А. Волгина. – М.: «Экзамен», 2000. – 448с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Азбука профориентации

Урок-игра по профориентации для учащихся 7-8 классов ...

Программа факультативного курса "Азбука профориентации XXI века"

Цель программы – создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества...

Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.

Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить  разбираться в мире проф...

Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"

Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование....

Рабочая программа "Азбука профориентации"

Документ содержит рабочую программу "Азбука профориентации"...

Программа "Азбука профориентации XXI века"

Программа внеурочной деятельности ФГОС ОО "Азбука профориентации XXI века"...