Программа воспитания и социализации
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Программа воспитания и социализации обучающихся
Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся
Целью воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи.
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;
формирование морали - осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
В области формирования социальной культуры:
формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
развитие патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различных социальных групп;
формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
укрепление отношения к семье как основе российского общества;
формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь;
формирование начального опыта заботы о социально- психологическом благополучии своей семьи;
знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);
воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически
целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.
Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.
Принцип идентификации. Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм - происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть -нравственную рефлексию личности, мораль - способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность - готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.
Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства является ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся. Социально-педагогическое взаимодействие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание - это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в ходе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию общеобразовательных дисциплин, произведений искусства, периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь, духовной культуры и фольклора народов России, истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи, жизненного опыта своих родителей и прародителей, общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик.
Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.
Школе как социальному субъекту - носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.
Основное содержание воспитания и социализации обучающихся
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Цели и задачи:
общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;
системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;
осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;
системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.
воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, трудового коллектива, своего народа, государства;
формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям;
признание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств.
Внеурочные мероприятия гражданско-патриотического, правового воспитания, воспитание социальной ответственности и компетентности
Мероприятия | Формы | Ожидаемые результаты |
Общешкольный праздник «День знаний» | Тематические классные часы.
| Формирование позитивного ценностного отношения к знаниям; приобщение к школьным традициям; развитие познавательной активности; приобретение социальных знаний о родном поселке; формирование позитивного отношения к родному краю |
День правовой помощи детям | Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка Лекторий «Дети-детям» | Приобретение первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни посредством усвоения прав и обязанностей гражданина РФ |
День Конституции | Уроки права | Воспитание российской гражданской идентичности на основе понимания символики государства - Флага, Герба и Гимна России; формирование уважения к государственным институтам; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной |
День неизвестного солдата | Тематические классные часы Стендовые презентации Музейные уроки | Формирование у детей положительной нравственной оценки защитников Родины. |
День героев Отечества | Тематические классные часы Экскурсии в музеи боевой и трудовой славы Встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы | Приобретение социальных знаний о героических страницах истории русского народа Формирование у детей положительной нравственной оценки защитников родной земли. Восприятие их в качестве положительного идеала. Воспитание уважения к прошлому своего народа. |
День защитника Отечества | Уроки мужества Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн | Формирование у детей положительной нравственной оценки защитников Родины, мотивации к выполнению конституционной обязанности - несению воинской службы. Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной |
День Победы | Акция «Бессмертный полк» Акция «Георгиевская ленточка» Вахта Памяти у Обелиска Акция «Забота» | Пробуждение интереса к своим историческим корням, воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому нашего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны; формирование активной гражданской позиции. Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Цель:
Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Задачи воспитания:
создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;
знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;
изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;
развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков;
создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;
способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;
создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся, понимания значения нравственно-волевого усилия в выполнении общественных обязанностей;
умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания.
Внеурочные мероприятия по воспитанию нравственных чувств и этического сознания учащихся
Мероприятия | Формы | Ожидаемые результаты |
«День матери» | Фото-выставка Литературно-музыкальная композиция «Мой ангел мама!» Творческий проект «Сюрприз для мамы» | Развитие у учащихся потребности в совершении нравственных поступков Приобретение опыта самостоятельного социального действия |
«День учителя» | Праздничный концерт Видеопрезентации | Развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков Получение школьником опыта самостоятельного социального действия |
Акция «Забота» | Поздравление ветеранов войны и труда, тружеников тыла | Проявление учащимися нравственных качеств Развитие у учащихся потребности в совершении нравственных поступков Приобретение положительного нравственного опыта; |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Цели и задачи:
создание условий для осуществления практической деятельности учащихся, направленной на приобретение социальных навыков;
усвоение ценностного отношения к результатам человеческого труда, составляющим всю среду обитания, все достижения науки и искусства, техники и технологии; все великие духовно-нравственные прорывы в понимании сущности человека и человечества;
формировать систему мотивов на основе потребности подростков в самовыражении в общественно оцениваемых делах, потребности в общении, вовлекающем его в систему социальных отношений;
формирование ценностного отношения к результатам человеческого труда, составляющим всю среду обитания, все достижения науки и искусства, техники и технологии;
организовать общественно - полезную деятельность для приобретения учащимися опыта собственного участия в различных коллективных работах через участие в волонтерских движениях различной направленности, в том числе в разработке и реализации внеучебных проектов;
создать отношения партнерства и сотрудничества в ходе осуществления общественно-полезной деятельности;
формировать нетерпимое отношение к лени, небрежности, незавершенности дела, к небрежному отношению к результатам человеческого труда.
Внеурочные мероприятия по воспитанию трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни учащихся
Мероприятия | Формы | Ожидаемые результаты |
«Желтый лист», «Сделаем планету чистой» | Акция Трудовой десант | Овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, осознание значимости собственного вклада в благоустройство школы, пришкольного участка; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения; формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве в социальной сфере |
«Новый год» | Изготовление новогодних открыток, поделок | Осознание нравственной природы труда Получение школьниками опыта переживания нравственных чувств в процессе и результате социально направленной трудовой деятельности |
Оформление стендов «Правовой всеобуч», предметные стенды | Умение осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебно-трудовых проектов; сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно-полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся
Цели и задачи:
присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;
формировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
формировать понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;
способствовать осознанию единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;
представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;
способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;
овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;
профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;
устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;
резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.
Мероприятия по воспитанию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся
Мероприятия | Формы | Ожидаемые результаты |
«Вторая жизнь пластика» | Общешкольная акция по сбору макулатуры и пластика | Опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранения окружающей среды, экологическую безопасность развитие опыта экологически ориентированной практической деятельности |
Спортивные соревнования | Участие в районных соревнованиях | Мотивация к занятиям физической культурой, спортом; Опыт участия в физкультурно-оздоровительных мероприятиях |
«Безопасные каникулы» | Инструктажи на итоговых классных часах перед каникулами | Знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований; формирование ценностного отношения к своей жизни, здоровью усвоение правил индивидуального безопасного поведения |
«День здоровья» | Участие в школьном проекте | Формирование ценностного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни Негативного отношения к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ) |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
Цели и задачи:
формирование ценностного отношения к душевной и физической красоте человека;
формирование чувства прекрасного; развитие способности отличать подлинное искусство от его суррогатов;
развитие представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях, традициях народов России;
обретение опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, развитие умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества на внеурочных мероприятиях, в учреждениях дополнительного образования;
формирование эстетического вкуса посредством участия в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка и пр.
Внеурочные мероприятия по воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях учащихся:
Мероприятия | Формы | Ожидаемые результаты |
«День учителя» | Праздничный концерт, поздравление ветеранов педагогического труда | Поддержка творческой деятельности, социальной активности, творческое взаимодействие учащихся с педагогами. Приобретение опыта коммуникации в процессе творческого взаимодействия учащихся с педагогами |
«Новый год в каждый класс!» | Конкурс новогодних открыток | Развитие художественных, творческих возможностей учащихся, творческой инициативы. |
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
Виды внеурочной деятельности:
Для реализации духовно-нравственного развития, социализации обучающихся в школе используются следующие виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность;
художественное творчество;
социальное творчество.
Формы внеурочной деятельности:
ролевая игра, деловая игра, моделирующая игра;
познавательные беседы, олимпиады;
исследовательские проекты, социальные, благотворительные акции, конференции, музейные уроки;
дебаты, диспуты, дискуссии;
концерты, фестивали, творческие конкурсы;
коллективно-творческое дело;
турниры, спортивные соревнования, оздоровительные акции;
школьный музей, профориентационные, образовательные экскурсии туристические поездки
Совместная деятельность МБОУ Прудковской СШ с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования по социализации обучающихся
Программа реализуется учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:
Сельский дом культуры
Сельская библиотека
Прудковский ФАП
Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами
Организация социальной деятельности обучающихся исходит из того, что социальные ожидания подростков связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Целенаправленная социальная деятельность обучающихся должна быть обеспечена сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни. Организация социального воспитания обучающихся осуществляется в последовательности следующих этапов.
Организационно-административный этап (ведущий субъект - администрация школы) включает:
создание среды школы, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся, формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения;
формирование уклада и традиций школы, ориентированных на создание системы общественных отношений обучающихся, учителей и родителей в духе гражданско-патриотических ценностей, партнёрства и сотрудничества, приоритетов развития общества и государства;
развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и организациями для расширения поля социального взаимодействия обучающихся;
адаптацию процессов стихийной социальной деятельности обучающихся средствами целенаправленной деятельности по программе социализации;
координацию деятельности агентов социализации обучающихся — сверстников, учителей, родителей, сотрудников школы, представителей общественных и иных организаций для решения задач социализации;
создание условий для организованной деятельности школьных социальных групп;
создание возможности для влияния обучающихся на изменения школьной среды, форм, целей и стиля социального взаимодействия школьного социума;
поддержание субъектного характера социализации обучающегося, развития его самостоятельности и инициативности в социальной деятельности.
Организационно-педагогический этап (ведущий субъект - педагогический коллектив школы) включает:
обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса социализации обучающихся;
обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки социальной деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного изменения поведения;
создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для социальной деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии;
создание условий для социальной деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания;
обеспечение возможности социализации обучающихся в направлениях адаптации к новым социальным условиям, интеграции в новые виды социальных отношений, самоактуализации социальной деятельности;
определение динамики выполняемых обучающимися социальных ролей для оценивания эффективности их вхождения в систему общественных отношений;
использование социальной деятельности как ведущего фактора формирования личности обучающегося;
использование роли коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности обучающегося, его социальной и гражданской позиции;
стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес и др.).
Этап социализации обучающихся включает:
формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся;
усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения;
формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением;
достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;
умение решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;
поддержание разнообразных видов и типов отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби);
активное участие в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума;
регулярное переосмысление внешних взаимодействий и взаимоотношений с различными людьми в системе общественных отношений, в том числе с использованием дневников самонаблюдения и электронных дневников в Интернет;
осознание мотивов своей социальной деятельности;
развитие способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива; формирование моральных чувств, необходимых привычек поведения, волевых качеств;
владение формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.
Миссия школы в контексте социальной деятельности на уровне основного общего образования - дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.
Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся
Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы. Одной из форм педагогической поддержки социализации является организация интеллектуальных игр, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности.
Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности. Познавательная деятельность обучающихся, организуемая в рамках системно-деятельностного подхода, предполагает в качестве основных форм интеллектуальные конкурсы и игры, в ходе которых осуществляется деловое сотрудничество учащегося и с учителя. Социальный эффект такого сотрудничества состоит в освоении обучающимся новых коммуникативных навыков, новых социальных ролей.
Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами общественной деятельности.
Социальные инициативы в сфере общественного самоуправления позволяют формировать у обучающихся социальные навыки и компетентности, помогающие им лучше осваивать сферу общественных отношений. Социально значимая общественная деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Направленность таких социальных инициатив определяет самосознание подростка как гражданина и участника общественных процессов.
В целях осуществления самоуправленческих начал, развития инициативы коллектива обучающихся, реализации прав обучающихся и обучения основам демократических отношений в обществе, формирования навыков самостоятельной деятельности в организации коллективных дел, ответственности за принятие решений, их исполнение и последствия, создания условий для реализации способностей, творческого потенциала личности обучающихся избирается и действует высший орган ученического самоуправления в школе - Совет обучающихся. Деятельность органов ученического самоуправления охватывает все сферы урочной и внеурочной деятельности школы, соответствует направлениям внеурочной деятельности : научно-познавательное, гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное. Объектом деятельности Совета могут быть учащиеся , родители, учителя , др.
Основными формами деятельности Совета обучающихся являются:
коллективные творческие дела (познавательные, экологические, трудовые, спортивные, художественные, досуговые), которыми могут быть конкурсы, интеллектуальные игры, проекты, акции, конференции и другие формы, способствующие развитию творческих способностей учащихся, их социализации.
Спектр социальных функций, обучающихся в рамках системы самоуправления :
решение вопросов, связанных с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства в школе;
соблюдение обучающимися основных прав и обязанностей;
Деятельность органов ученического самоуправления в школе создаёт условия для реализации обучающимися собственных социальных инициатив, а также придания общественного характера системе управления образовательным процессом, создания общешкольного уклада, комфортного для учеников и педагогов, способствующего активной общественной жизни школы.
Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами трудовой деятельности. Трудовая деятельность как социальный фактор первоначально развивает у обучающихся способности преодолевать трудности в реализации своих потребностей. Но её главная цель - превратить саму трудовую деятельность в осознанную потребность. По мере социокультурного развития обучающихся труд всё шире используется для самореализации, созидания, творческого и профессионального роста.
Социализация обучающихся средствами трудовой деятельности должна быть направлена на формирование у них отношения к труду как важнейшему жизненному приоритету.
В школе эту задачу решает организация проектов «Дежурство старшеклассников», «Десант добрых дел», «Чистая школа», «Новый год в каждый класс», «Спешите делать добро». В рамках такой социализации организация различных видов трудовой деятельности обучающихся может предусматривать привлечение для проведения отдельных мероприятий представителей различных профессий, прежде всего из числа родителей обучающихся.
Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни
Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает несколько модулей.
МОДУЛЬ 1 - комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряжённости разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учётом учебных и внеучебных нагрузок;
умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; знание и умение эффективного использования индивидуальных особенностей работоспособности;
знание основ профилактики переутомления и перенапряжения.
МОДУЛЬ 2 - комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов;
представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов;
потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой;
умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом.
Для реализации этого модуля необходима интеграция с курсом физической культуры.
МОДУЛЬ 3 - комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
навыки оценки собственного функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учётом собственных индивидуальных особенностей;
навыки работы в условиях стрессовых ситуаций;
владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения;
навыки самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях;
представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний;
навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни;
навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением.
В результате реализации данного модуля обучающиеся должны иметь чёткие представления о возможностях управления своим физическим и психологическим состоянием без использования медикаментозных и тонизирующих средств.
МОДУЛЬ 4- комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания;
знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;
интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов.
В результате реализации данного модуля обучающиеся должны быть способны самостоятельно оценивать и контролировать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни (учебной и внеучебной нагрузке).
МОДУЛЬ 5 - комплекс мероприятий, позволяющих провести профилактику разного рода зависимостей:
Развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила в школе осуществляется в соответствии с Комплексным планом профилактики правонарушений, экстремизма, зависимостей. Основная форма - классные часы в начале и в конце четверти, года, на которых проводится плановые инструктажи по ТБ. Регулярно обновляются материалы профилактической направленности на стенде «Уголок профилактики», страница «Школа безопасности»
формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха;
включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности;
ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима;
развитие способности контролировать время, проведённое за компьютером.
МОДУЛЬ 6 - комплекс мероприятий, позволяющих овладеть основами позитивного коммуникативного общения:
развитие коммуникативных навыков подростков, умений эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях;
развитие умения бесконфликтного решения спорных вопросов;
формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей.
Деятельность школы в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся
Экологически безопасная здоровьесберегающая инфраструктура школы включает:
соответствие состояния и содержания здания и помещений школы санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся и работников образования;
наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
организацию качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;
оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
наличие помещений для медицинского персонала;
наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники);
наличие пришкольной площадки, кабинета или лаборатории для экологического образования.
Ответственность за реализацию этого блока и контроль возлагаются на администрацию школы.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся направлена на повышение эффективности учебного процесса, предупреждение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха обучающихся и включает:
соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения;
использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
обучение обучающихся вариантам рациональных способов и приёмов работы с учебной информацией и организации учебного труда;
введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
индивидуализацию обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работу по индивидуальным программам основного общего образования;
рациональную и соответствующую требованиям организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в основной школе.
Эффективность реализации этого блока зависит от администрации школы и деятельности каждого педагога.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
полноценную и эффективную работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами, а также с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
рациональную и соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям развития обучающихся организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
организацию занятий по лечебной физкультуре;
организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками в основной школе;
организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
организацию работы спортивных секций, туристических, экологических кружков, слётов, лагерей и создание условий для их эффективного функционирования;
регулярное проведение спортивно-оздоровительных, туристических мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, а также всех педагогов.
Реализация модульных образовательных программ предусматривает:
внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование экологической грамотности, экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
проведение дней экологической культуры и здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
создание общественного совета по экологической культуре и здоровью, включающего представителей администрации, обучающихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Формирование экологической грамотности, экологической культуры, здорового образа жизни обучающихся».
Программа предусматривают разные формы организации занятий:
интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
проведение часов здоровья и экологической безопасности;
факультативные занятия;
проведение классных часов;
занятия в кружках;
проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
организацию дней экологической культуры и здоровья.
Просветительская работа с родителями (законными представителями) Преимущественной формой взаимодействия стали лекции для родителей 1-11 классов: «Формирование мотивации и преодоление трудностей в обучении», «Роль семьи в формировании мотивации к обучению», «Способы формирования регулятивных навыков учащихся с учетом их возрастных особенностей», «Психологические аспекты нравственного здоровья школьника», «Формирование общей культуры личности – условие ее эффективной социализации» и др.
В соответствии с планами внеурочной деятельности классных руководителей родители принимают участие в подготовке классных мероприятий, спортивных соревнований, днях здоровья, походах выходного дня, занятий по профилактике вредных привычек, подготовке и организации итоговых классных КТД и т. п.
Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся
По каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования должны быть предусмотрены и обучающимися могут быть достигнуты определённые результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;
знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится организация, осуществляющая образовательную деятельность, основных прав и обязанностей граждан России;
системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;
представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;
понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;
уважительное отношение к органам охраны правопорядка;
знание национальных героев и важнейших событий истории России;
знание государственных праздников, их истории и значения для общества.
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;
умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;
первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;
сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;
знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;
умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;
умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;
умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении;
ценностное отношение к мужскому или женскому гендеру (своему социальному полу), знание и принятие правил поведения в контексте традиционных моральных норм.
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:
ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации;
умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
уважение родителей, понимание сыновнего долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира;
понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;
готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;
потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;
умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви;
понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода;
понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие;
понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;
умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;
знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;
знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;
знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;
знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;
умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;
умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;
умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах;
умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение;
знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;
формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;
отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях;
умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;
проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;
овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей;
опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
понимание нравственных основ образования;
начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;
умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач;
самоопределение в области своих познавательных интересов;
умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников;
начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;
понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;
осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;
знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
начальный опыт участия в общественно значимых делах;
навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;
знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека;
сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;
общие представления о трудовом законодательстве.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):
ценностное отношение к прекрасному;
понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира;
способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
представление об искусстве народов России;
опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;
опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;
опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Мониторинг эффективности реализации школой Программы воспитания и социализации обучающихся
Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся выступают:
1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.
3. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся:
принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;
принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития — социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;
принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;
принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;
принцип признания безусловного уважения прав - предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность должно соблюдать моральные и правовые нормы исследования, создавать условия для проведения мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов)- исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.
Опрос - получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:
анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
интервью - вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
беседа - специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и обучающимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
Психолого-педагогическое наблюдение - описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:
включённое наблюдение - наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
узкоспециальное наблюдение - направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.
Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях специально организованной воспитательной деятельности.
В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа.
Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся. Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.
Для изучения динамики процесса воспитания и социализации обучающихся и эффективности реализуемой школой программы результаты исследования, полученные в рамках контрольного этапа эксперимента (до апробирования основных направлений воспитательной программы), изучаются в сравнении с экспериментальными данными интерпретационного этапа исследования (после апробирования основных направлений воспитательной программы). Таким образом, при описании динамики процесса воспитания и социализации подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.
Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся.
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся.
1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) - увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.
Следует обратить внимание на то, что несоответствие содержания, методов воспитания и социализации обучающихся возрастным особенностям развития личности, формальное отношение со стороны преподавателей и неблагоприятный психологический климат в учебном учреждении могут стать причиной инертности положительной динамики и появления тенденций отрицательной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.
- План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Стодолищенская средняя школа
Направление работы | Наименование курса/ модуля внеурочной деятельности | Тип занятий (Р-регулярные: НР – нерегулярные) | Количество часов в год | ||||
5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | |||
Спортивно-оздоровительное | Секция «ОФП» | Р | 68 | 68 | 68 | - | - |
Секция «Настольный теннис» | Р | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 | |
Модуль «Старт» | НР | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | |
Модуль «календарь событий» | НР | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Итого: | 144 | 144 | 144 | 76 | 76 | ||
Духовно-нравственное | Модуль «Календарь событий» | НР | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Итого: | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | ||
Социальное | Модуль «Я – лидер» | НР | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Модуль «Мой выбор» | НР | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | |
Модуль «Календарь событий» | НР | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | |
Итого: | 23 | 23 | 23 | 23 | 23 | ||
Общеинтеллектуальное | Кружок «Юный географ» | Р | - | 34 | 34 | - | - |
Кружок «Физика вокруг нас» | Р | - | - | 34 | 34 | - | |
Модуль «Эрудит» | НР | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | |
Итого: | 10 | 44 | 78 | 44 | 10 | ||
Общекультурное | Кружок «Кукольный театр» | Р | 34 | 34 | 34 | - | - |
Танцевальный кружок «Конфетти» | Р | 34 | 34 | - | - | - | |
Ансамбль народных инструментов «Звонкая капель» | Р | 34 | - | - | - | - | |
Ансамбль ложкарей «Стодолята» | Р | 34 | - | - | - | - | |
Кружок «Звонкие голоса» | Р | - | 34 | 34 | 34 | 34 | |
Модуль «Ступени искусства» | НР | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
Модуль «Календарь событий» | НР | 2 | 2 | 2 | 6 | 6 | |
Итого: | 143 | 109 | 75 | 45 | 45 | ||
Итого: 1352 ч. | 330 | 330 | 330 | 198 | 164 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ-Теренгульская СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о с...
ПРОГРАММА воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования
Цель программы - создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личн...
Программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги"
Целевая программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги" является составной частью комплексной программы воспитания школы. В ней рассматриваются вопросы взаимодействия школы и семьи п...
Из Программы воспитания и социализации школьников (основная школа)
Статья представленная автором на НПК "Воспитывают не только отдельные лица, но и весь школьный уклад". получила много положительных откликов....
Программа воспитания и социализации по профориентированию "Пусть меня научат"
Целью программы по профориентированию " Пусть меня научат!"является:оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности в условиях современного об...
Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ «ООШ №8» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и...