Статья "Музей – пространство образования"
статья

Ольга_Семёнова

Школа № 430 г. Ломоносова уже не первый год работает в сотрудничестве с Государственным музеем-заповедником «Петергоф». Наш опыт показывает, что в рамках совместной работы, нацеленной на объединение потенциалов Школы и Музея, нам удалось  достичь не только значимых образовательных результатов, но главное – способствовать формированию у наших воспитанников столь важного качества личности, как «укорененность» в культуре.  Это предполагает знание своей истории, ощущение причастности к судьбам своей родины, гордость за ее прошлое и настоящее, ответственность за ее судьбу.

Именно на достижение этого результата нацелены музейно-педагогические программы и проекты, реализуемые школой, совместно с музейными сотрудниками.

Чтобы понять специфические особенности музейно-педагогических проектов, рассмотрим более подробно, как проходил один из них – проект «Возрожденный из пепла», адресованный учащимся 9 классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzey_-_prostranstvo_obrazovaniya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Музей – пространство образования

Образовательные проекты

Новая стратегия развития образования, заданная ФГОС, диктует поиск инновационных методов и способов, позволяющих расширить образовательное пространство школы, дать ребенку опыт существования за ее пределами. Перед педагогами стоит задача создать такие условия, чтобы мир, окружающий ребенка, стал целостным развивающим пространством, влияющим на гармонизацию личности, ее культурологическое, духовно-нравственное, социальное развитие. Надежным партнером в решении этого вопроса выступает Музей.  Обращение к педагогическому потенциалу музейных коллекций позволяет значительно обогатить и расширить образовательную среду, раздвинуть культурные горизонты личности, актуализировать опыт прошлого, включив его в контекст современной жизни ребенка.

Школа № 430 г. Ломоносова шестой год работает в сотрудничестве с Государственным музеем-заповедником «Петергоф». Наш опыт показывает, что в рамках совместной работы, нацеленной на объединение потенциалов Школы и Музея, нам удалось  достичь не только значимых образовательных результатов, но главное – способствовать формированию у наших воспитанников столь важного качества личности, как «укорененность» в культуре.  Это предполагает знание своей истории, ощущение причастности к судьбам своей родины, гордость за ее прошлое и настоящее, ответственность за ее судьбу.

Именно на достижение этого результата нацелены музейно-педагогические программы и проекты, реализуемые школой, совместно с музейными сотрудниками.  За годы экспериментальной работы были апробированы две подобные программы – «Мир семейного очага» (для начальной школы) и «Люди и судьбы» (для основной школы).  В это же период реализовывались и многочисленные проекты, основу которых составляло обращение к ресурсам музея-заповедника «Петергоф», привлечение музейных способов познания мира, тесное сотрудничество с музейными специалистами. Среди наиболее успешных:

  • Знаменитые и не очень жители моего города;
  • Знаменитые фонтаны мира;
  • Проект образовательного путешествия «Сад как образ мира»;
  • Проект сайта «Водоподводящая система Петергофа»;
  • Проект интерактивной карты парка Ораниенбаума.

Чтобы понять специфические особенности музейно-педагогических проектов, рассмотрим более подробно, как проходил один из них – проект «Возрожденный из пепла», адресованный учащимся 9 классов.

Тема культурно-образовательного проекта зачастую рождается как отклик на вопросы, которые возникают у школьников после того, как они сталкиваются с подлинными артефактами во время музейного занятия или образовательного путешествия.  Тема проекта «Возрожденный из пепла» тоже возникла внезапно после одного из посещений Петергофского парка, где в этот момент работала фотовыставка «Петергоф: фотолетопись страшных дней». На выставке были представлены фотографии военных лет, сделанные фашистами в Петергофе. Редкие кадры запечатлели объятое огнем здание Корпуса под гербом и наблюдающих за пожаром немецких солдат, разрушенный Красный проспект, подбитый в бою осенью 1941 года советский танк КВ-1 рядом с собором Св. Петра и Павла, офицеров Вермахта осенью 1943 года рядом с опустевшим пьедесталом фонтана «Самсон». Девятиклассники узнавали и не узнавали родной Петергоф. Невольно возникали вопросы – как  поднялась рука на эту красоту? Как удалось вернуть былое великолепие Петергофа? Можно ли  полностью восстановить утраченное?

Так родилась идея проекта, который позволил на конкретном примере – близком и знакомом ученикам, понять и почувствовать беспощадность войны, дать представление о сложности и трудности восстановления культурных памятников, оценить значение Петергофа в истории и  культурной жизни не только Санкт-Петербурга, но и России в целом.  Главное, что вынесли из этого проекта старшеклассники – чувство собственной ответственности за то культурное достояние, которое отстояли, воссоздали, бережно сохраняли предыдущие поколения жителей Петергофа.

Первый этап проекта был, собственно, попыткой ответить на вопрос: что мы потеряли вместе с разрушенным в годы Великой Отечественной войны Петергофским ансамблем.  Ученики по выбору разделились на группы, каждой из которых было предложено подобрать художественные тексты, иллюстративный материал, мемуары, дающие представление о Петергофе в разные эпохи его существования – в XVIII,  XIX,  XX вв. Для работы использовались возможности информационно-библиотечного центра, разнообразные интернет-источники.

Завершением этого этапа стало занятие, в ходе которого ученики попытались  воссоздать образ Петергофа, запечатленный в прозе, поэзии, живописи XVIII-ХХ столетий. Яркую и насыщенную картину петергофской жизни прервал фрагмент видеофильма с кадрами военной хроники.

Учащиеся пытались найти знакомые им объекты из «мирной жизни» Петергофа на кадрах военной кинохроники, выяснить, какие утраты понес Петергоф во время войны.  

В процессе обсуждения выяснилась одна странность: почти все фотодокументы, представленных в фильме были сделаны самими оккупантами – мы видим их на многочисленных фотографиях Петергофа военных лет. И практически нет съемок, сделанных советскими военными или горожанами – очевидцами трагедии, происходившей здесь на протяжении 1941 – 1944 года.

Дело в том, что у пригородных дворцов Петербурга военная судьба сложилась по-разному: некоторые, подобно Ораниенбауму, оказались на советской территории, другие – на территории, захваченной фашистами, а Петергоф – на передовой…

Уже 23 сентября 1941 года город был оккупирован фашистскими войсками и превращен в укрепленный пункт. В результате военных действий Петергоф был почти полностью разрушен или сожжён. И лишь 19 января 1944 года враг был выбит из города. Уже через месяц, 18 февраля в Ленинграде состоялось первое заседание, посвященное вопросам восстановления пригородных дворцов. Предстоявшие восстановительные работы, по своим масштабам не имели прецедентов, тем более, что война еще продолжалась.  Дело осложнялось еще и тем, что Петергоф находился в несколько особом положении. Города Пушкин, Павловск и Гатчина в период фашистской оккупации оставались населенными пунктами. Там были люди, которые могли оказать большую помощь как свидетели разрушений и краж музейного имущества. Многое по их указаниям даже удалось найти или, по крайней мере, выяснить, когда и куда отправлялось украденное фашистами.

Петергоф же оставался немым. Превращенный фашистами в особо укрепленный пункт, он оказался изолированным от всего и всех. Жители Петергофа на третий же день после захвата были выселены. И тому, что происходило, свидетелей не было.

Поэтому история его разрушений осталась неясной, не было и направляющих сведений об украденном музейном имуществе. Опрос тех свидетелей, которых удалось тогда разыскать, мало что дал.

Выяснилось только, что Большой дворец загорелся от снаряда, попавшего в церковный флигель, в день захвата Петергофа. Фашисты запретили тушить пожар под страхом расстрела. Говорили, что дворец горел 3 дня, и когда жителей угоняли из Петергофа, они все еще видели зарево над городом…

Итак, свидетелей нет. Но есть факты – то, что открылось глазам изумленных жителей после их возвращения в родной город. Что же представлял собой Петергоф после войны? Ученикам было предложено объединиться в группы и каждой группе выбрать тему для детального изучения из списка, составленного учителем или придумать свой разворот исследования. Примерный перечень тем: Как выглядели дворцы после ухода фашистов? Как выглядел парк после ухода фашистов? Как изобразили разрушенный дворцовый ансамбль поэты и писатели?

Непосредственно само исследование заключалось в том, что  учащиеся собирали материал, используя интернет-источники, книги и журналы, консультировались с работниками ГМЗ «Петергоф».  Анализируя собранную информацию, они составили собственное представление о степени разрушений, постигших Петергофские ансамбли, попытались оценить возможность восстановления утрат.

Завершением этого этапа исследования стала дискуссия «Сохранить или …?». После освобождения Петергофа возникали разные версии его дальнейшей судьбы. Многие считали невозможным восстановить былое великолепие Петергоф и предлагали законсервировать дворец и парки в разрушенном виде как памятник жестокой войны. Ходила «крылатая» фраза: «Мертвецов не воскрешают».

Но были и те, кто верил, что Петергоф можно восстановить. Ученикам было предложено поучаствовать в этой дискуссии и высказать свое мнение о том, какая судьба могла ожидать Петергоф после войны. В процессе обсуждения были обозначены возможные стратегии по отношению к дальнейшей судьбе дворцово-паркового ансамбля:

         - восстановить полностью;

- восстановить частично, оставив следы разрушений, как памятник войне и человеческому варварству:

- восстанавливать нечего, поэтому целесообразно использовать территорию для создания чего-то нового – парка, ансамбля и пр.

Школьникам предлагалось не только сформулировать свою позицию, но и обосновать ее.

Дискуссия, с одной стороны, позволила каждому предъявить свою точку зрения и попытаться обосновать ее, с другой – она ясно показала, что восстановление Петергофа – было насущной необходимостью, связанной с восстановлением идеи великой и сильной страны.  Об этом писал бывший директор музея-заповедника Вадим Валентинович Знаменов: «Если полк вступил в бой и битва закончилась для него неудачно, он посрамлен. Но сохранив при этом знамя, остается боевой единицей. Если же полк потерял знамя, то он расформировывается. Петергоф – это знамя государства Российского, в определенном смысле – символ нашей государственности. И в том, что после войны деньги на восстановление и реставрацию Петергофа нашли, заслуга, прежде всего, самого Петергофа, воплощенной в нем русской идеи. Потому что именно здесь идея государственности  российской – главный замысел Петра – нашла одно из самых ярких своих воплощений. Петергоф – это вечный памятник торжества России».

Результатом дискуссии стали вопросы о том, как удалось воссоздать уничтоженное? Кто сотворил новое чудо из золы и пепла? Какие трудности пришлось преодолеть реставраторам, чтобы вернуть садово-парковому ансамблю былое великолепие? Появление этих вопросов показало, что проект не закончен. Ученикам предстояло посетить музеи, совершить прогулки по парку, побеседовать со специалистами, чтобы хотя бы в самом первом приближении оценить масштабность и сложность работы, проделанной несколькими послевоенными поколениями петербуржцев.  

Размышляя, с какими трудностями столкнулись специалисты, приступившие к воссозданию дворцово-паркового ансамбля, какие проблемы им предстояло решать в первую очередь, ребята работали по группам. Одна из групп начала свое путешествие с изучения памятника минерам, выяснила, когда и в связи с какими событиями он поставлен, почему воссоздание ансамбля потребовало привлечения специалистов этой военной профессии.  Вторая группа исследовала парки, сопоставляла современные виды с описаниями послевоенной поры, беседовала с работниками заповедника, выясняла, в чем состояла сложность воссоздания садово-паркового ансамбля. Наконец, третьей группе предстояло «отыскать» спрятанные в парке скульптуры, атрибутировать их и  найти их в современном ансамбле.

Ученики подготовили презентацию своей работы и представили свой план «реконструкции» на общее обсуждение. В ходе подведения итога стал очевиден тот гигантский объем работы, который предстояло выполнить тем, кто отважился верить, что Петергоф – не погиб окончательно. И это были только самые первые шаги по спасению ансамбля, попытка сохранить то, что не удалось разрушить окончательно. Но был еще Большой Дворец, Эрмитаж. Монплезир, которые лежали, практически, в руинах.

Проект потребовал от учеников освоения огромного пласта информации, привлечения ресурсов самого музея, но его главное достоинство состояло в том, что каждый участник проекта мог их пополнить фотографиями и письмами из семейных архивов, собственными видео и аудио-записями, интервью. Весь этот материал лег в основу созданного школьниками видеофильма, позволяющего проследить судьбу самых известных петергофских памятников в хронологической перспективе – довоенный период, военное лихолетье, современный ансамбль.

Проект завершился, он стал значимой частью школьной жизни наших девятиклассников. Оценивая его результаты, можно отметить, что они многообразны.  Ученики увидели, что стоит за парадными фасадами Петергофа, смогли оценить,  какие творческие усилия были затрачены для создания этого ансамбля, и какого неимоверного напряжения стоило его восстановить. Проект открыл для школьников музей как своеобразную исследовательскую лабораторию, в которой  они учились смотреть, размышлять, анализировать, постигать мир прошлого не через рассказ экскурсовода, а в непосредственном взаимодействии с объектами культурного наследия. Проект позволил каждому проявить себя, высказаться, вступись в дискуссию.

        Проект стал и своеобразной школой для педагогов, которые также как и их воспитанники приобретали опыт исследовательской деятельности в музейном пространстве,  осваивали методы и технологии освоения различных объектов культурного наследия. Но главное – получали опыт педагогического сопровождения проектов, реализуемых в открытом образовательном пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дополнительное образование в общем образовательном пространстве школы"(На примере театральной деятельности)

Статья Кольчугиной Е.К. "Дополнительное образование в общем образовательном пространстве школы" . Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существующее противоречие межд...

Интеграция дополнительного образования с дошкольными образовательными учреждениями в образовательном пространстве города Донецка.

Взаимодействие спортивных образовательных учреждений дополнительного образования с дошкольными, это актуальная тема. Есть виды спорта, требующия занятия с детьми с более раннего возраста, да и двигате...

«Школьный музей в образовательном пространстве школы полного дня (интеграция основного и дополнительного образования школьников)»

Музей сотрудничает с различными организациями – дошкольным учреждением, советом ветеранов, воскресной школой, другими музеями....

«Дополнительное образование как целостное интегрированное образовательное пространство непрерывного образования личности»

Открытое образование — система, в которой реализуется процесс обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Основу образовательного процесса в ОО соста...

«Музей – пространство образования»

laquo;Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках и трепетных звуках, в сказке, в игре, в собственном творч...