"В гостях у имени прилагательного" - внеклассное мероприятие в 5-6 классах
методическая разработка (6 класс)

Кахужева Нафисет Султановна

Цель: обобщить, систематизировать знания, полученные в ходе изучения темы "Имя прилагательное"; учить отличать прилагательное от других частей речи, определять его морфологические признаки, применять орфографические правила; формировать навыки грамотного письма; развивать логическое мышление, внимание, память, речь, творческие способности учащихся; воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_6_klasse_v_gostyah_u_imeni_prilagatelnogo.1.odt20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» аула Джерокай

Шовгеновского района Республики Адыгея

                                                                                    Кахужева Н.С.

В гостях у имени прилагательного                                                    

        (Семинар-практикум  в  6  классе)

Цели:

  • Обобщить, систематизировать знания, полученные в ходе изучения

темы «Имя прилагательное»;

  • учить отличать прилагательное от других частей речи, определять его морфологические признаки, применять орфографические правила;
  • формировать навыки  грамотного письма;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, речь, творческие способности учащихся;
  • воспитывать любовь к родному языку, родной природе

                                                     Ход урока:

I.Вступительное слово. Организационный момент

                                 Друзья мои! Я очень рада

                                 Войти в приветливый ваш класс.

                                 И для меня уже награда

                                 Вниманье ваших умных глаз.

                                 Я знаю: каждый в классе – гений.

                                 Но без труда талант не впрок.

                                 Скрестите шпаги ваших мнений,

                                  Мы вместе сочиним урок!

                                  Мои соавторы и судьи,

                                  Оценкой вас не накажу.

                                  За странный слог не обессудьте,

                                  А дальше прозой я скажу.

                   Эпиграф к уроку:           Имя,    

                                                              Мы с тобой дружны.

                                                              Признаки  предметов

                                                              Знать мы все должны:

                                                              Солнечное лето.

                                                              Праздничная ель.

                                                              Вкусные конфеты.

                                                              Машенькин портфель.  

                                                                                   А.Косоговский.

II.Мотивационно-целевой блок

1) Чтение текста (проецируется на экране)

    Один человек  смотрит на открывающийся его глазам пейзаж и видит дорогу, лес, деревья.

   Второй, посмотрев на этот пейзаж, увидел траву, вспаханную землю, березу. А третий залюбовался пейзажем и унес в своей памяти куда больше. Он  увидел синее  море  васильков на лугу, повторяющее цвет неба, увидел влажную черноту пахоты, увидел ослепительно-белое сияние березовых стволов, увенчанные кронами, наполненных золотым солнцем. У разных людей различный дар зрения.

  - Какова основная мысль теста? Почему у разных людей различный дар зрения? Внимательно вчитайтесь и всмотритесь в текст: чем различаются картины, увиденные разными людьми? Какие части речи помогают нам узнать о том, что видят другие, самим представить эти картины?

   Сегодня я предлагаю вам  побыть художниками. Людям этой профессии необходимо быть чуткими, внимательными и очень неравнодушными. Приглашаю вас в мастерскую художников слова, но прошу соблюдать главное правило пребывания в ней: «Здесь мало увидеть, здесь вслушаться нужно…»

- Какую картину вокруг себя вы хотели бы видеть? В ней есть место прилагательным? Тогда давайте беречь наш дар зрения, развивать его. Давайте наполним мир вокруг нас самыми разными именами прилагательными. Но… чтобы это сделать, необходимо очень хорошо знать, что это за часть речи, по каким законам она живет в языке, как с ней нужно обращаться.

2)Словарная работа: произведите морфемный разбор слова «прилагательное». Почему у этой части речи такое странное название? К чему оно «прилагается»? Кто его вечный спутник?

3)Чтение стихотворения И.Бунина «После половодья»

                                    Прошли дожди, апрель теплеет.

                                    Всю ночь – туман, а поутру

                                    Весенний воздух точно млеет

                                    И мягкой дымкою синеет

                                    В далеких просеках в бору.

  - Выпишите словосочетания прилагательное +существительное. Определите разряд, род, падеж, число прилагательных.

  - Какие из этих прилагательных можно употреблять в краткой форме? Как они изменяются?

2.Общаясь с этой красивой частью речи, мы узнали о ней много нового, стали грамотнее. Сейчас мы отправимся в путешествие в большой сказочный город, имя которому Прилагательное. Каждое новое сведение, каждое правило, как вы уже знаете, - это остановки.

- В какой стране живет Прилагательное? (в Морфологии). Верно. Сегодня мы покидаем  этот великолепный город, а значит, прощаемся с нашими добрыми друзьями – орфограммами. Их «лица», я надеюсь, мы будем помнить всегда, узнаем их в любом городе.

Остановка 1  «Визитная карточка имени прилагательного»

- Кто откроет карточку? (Дается определение прилагательного, называются его морфологические признаки, синтаксическая роль)

  Остановка 2  «Вынужденная»

                                  Адыгея – Родина моя!  

                                  Уголок  страны привольной нашей.

                                  Глянешь – вся в  цвету земля,

                                  Кажется, что нет на свете краше.

                                                                        А.Гадагатль.                

- Прилагательное  привольной  встретилось с цифрой 3 и хочет рассказать о себе подробнее, но забыло, как это сделать. Помогите ему, пожалуйста!

   Остановка 3 «Третий лишний»

- А здесь знакомая, любимая с детства игра «Третий лишний». Кто же лишний и почему?

  • Звонкий, точный, золотой;
  • Деревянный, лисий, песчаный;
  • Волчий,  дружный,  папин;
  • Глиняный, железный, орлиный

Остановка 4 «Не – на место» (Проводится объяснительный диктант)

  Дорога привела нас к невысокому обрыву. За обрывом в синеватом дыму стоял непроглядный лес. У самой воды выглядывали из зарослей  невинные голубоглазые незабудки. Густое и чистое небо сверкало над головой, нежаркое солнце шло уже низко. Из густой травы взлетела не большая, а маленькая птичка.

 Отлично, помирили  НЕ с прилагательным. Едем дальше.

Остановка 5  «SOS заблудившимся  О и Е»

 Выборочный диктант

   СвинцОвое небо простиралось над головой. В сумерках воздух делался прозрачным, как ключЕвая вода. ПунцОвый закат проступал за вершинами леса. КучЕвые облака громоздились в небе. Задымились сторожЕвые огни на виноградниках. Петя увидел хорошЕнькую девочку  в новом ситцЕвом платье. Ваня вызывал в душе у Биденко очень нежное, почти отцОвское чувство.

Остановка 6 «Обижаться не стоит, Н и НН»

- Что такое?  Ссора, слезы?  Одни слова обижаются, что у них Н, а другие – НН. Ребята, помирите их! (Работа с сигнальными карточками)

- Туманная луна, песчаная равнина, длинные сосульки, овсяное поле, с жестяным свистом, журавлиный горох, ветреная  ночь, авиационный бензин, кожаная  сумка, оловянный солдатик, общественные заботы.

Остановка 7 «Дружные суффиксы»

-- К и СК живут очень дружно, знают свое место: матросский, ткацкий, французский, немецкий, черкесский, казацкий.

     Отправляемся дальше.  

Остановка  8  «Проба пера»

                       Смотрю я в стекляшку зеленого цвета,

                       И сразу зима превращается в лето.

   За окном скоро весна. Просыпается от яркого солнышка природа, журчат весенние ручьи, появляются первые цветочки, прилетают птицы.

   Пробуждение весны похоже на раннее утро. Вы сегодня уже слышали, как Иван Алексеевич Бунин описывает весенний день. А какую картину весны представляете вы?

   Прислушайтесь к музыке Эдварда Грига. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Приход весны», используя прилагательные.

              (Опорные слова на доске. Звучит музыка Э.Грига «Утро»)

Остановка 9  «Да будет мир и согласие!»

                                 Не верю, что звери не говорят,

                                 Что думать не могут певчие птицы,

                                 Что только инстинкты у хитрой лисицы

                                 И пчелы не знают, чего творят.

                                 В сосновом бору,

                                 В березовой роще,

                                 Где так многогранно желание жить,

                                 Мне, сильному, только добрей, и проще,

                                 И человечней хочется быть.

    Замечательное стихотворение А.Яшина. Ребята, вы согласны с поэтом?         Скажите свое мнение.

  Быть человечным…  Каково это? Задумаемся над этим вопросом. Быть человеком – это не значит просто жить. Быть человеком – это значит совершать добрые человеческие поступки, жить для людей и делать их счастливыми, уметь заботиться об окружающих.

    А теперь возьмем листочки бумаги, которые лежат на ваших партах. Эти листы разделены на две части. Слева попробуйте написать положительные /хорошие/ черты характера, которыми вы обладаете, а справа – отрицательные /плохие/, от которых вам хотелось бы избавиться. Теперь оторвите правую часть, скомкав, выбросите ее, избавьтесь от нежелательных качеств!

5.Домашнее задание

     Сочинение-рассуждение на тему: «Давайте будем добрей и человечней»

6.Подведение итогов  урока

   Молодцы! Справившись со всеми заданиями, преодолев все препятствия, мы добрались до Дворца Прилагательных. Чтобы войти в него, давайте вспомним, что нам удалось повторить по теме «Прилагательное».

Итак, поездка закончена, но ведь с друзьями надолго не расстаются. На следующем уроке мы встретимся на контрольном диктанте. Надеюсь, вы их узнаете и не обидите.

                                    Урока время истекло…

                                    Я вам, ребята, благодарна

                                    За то, что встретили тепло

                                    И поработали ударно.

Сегодня со мной  сочиняли урок

                         Активная, артистичная Альбина

                         Загадочная, замечательная Зарина

                         Великолепный и всемогущий   Влад

                         Скромная и симпатичная Самира

                         Задорная, зажигательная Зарина

                         Деловая, дальновидная  Дарина

                         Милая,   мечтательная  Мадина

                         Красивая,  кристальная  Карина

                         Любознательный,  ласковый  Левон

                         Добродушный,  доблестный Денис  

                         Авторитетный,  амбициозный    Амир

                         Добрая,   доверчивая  Диана

                        Аккуратная, азартная  Алина

    Я, надежная,  наблюдательная,   находчивая  Нафисет Султановна, желаю вам огромной, всепоглощающей, взаимной любви к русскому языку. Я верю: в ваших умелых руках он будет «красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».  Удачи вам, мои дорогие дети!

7. Рефлексия

   У вас на столе лежат цветы. Я предлагаю украсить  город  Прилагательных весенними цветами. Если вам урок понравился, было интересно, выберите красный цветок, если вы остались равнодушными, вам было неуютно, возьмите зеленый цветок, а если вам наше путешествие не понравилось – синий цветок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН "Ах, уж эта математика" для учащихся 5 классов. Внеклассное мероприятие для 5-7 классов.

В КВН соревнуются две сборные команды из четырёх пятых классов. Ведущие-два восьмиклассника. В жюри учителя математики школы и учащиеся 11 классов. Музыкальное сопровождение,  большой экран с вид...

Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...

Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»

Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....

Внеклассное мероприятие для 2-х классов "В гостях у Винни Пуха"

Внеклассное мероприятие построено в форме конкурсов, на повторение лексического и грамматического материала за курс 2 класса по УМК "Милли", но многие задания могут быть применимы и для других УМК. На...

Авторская разработка внеклассного мероприятия для 6-х классов, учителя английского языка – Балян Лианы Сейрановны . Тема мероприятия: «Английские писатели и поэты».

Авторская разработка внеклассного мероприятия для 6-х классов,учителя английского языка – Балян Лианы Сейрановны мероприятие проведено 06.02.2018 г.Тема мероприятия: «Английские писат...