Программа элективного курса по истории 9 класс
элективный курс (9 класс)

Сентякова Ирина Александровна

Программа элективного курса по истории 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_elektiv_istoriya_9_kl._sentyakova_i.a.docx258.22 КБ

Предварительный просмотр:

F:\Рабочие Программы Сентякова И А\титульные листы\электив история.jpg


1. Пояснительная записка

Настоящая программа курса «История России», являющегося одной из дисциплин при оценке качества подготовки выпускников (ОГЭ) составлена с учетом обязательного минимума содержания исторического образования. Она составлена с учетом и в соответствии с новейшими достижениями исторической науки.

Рабочая программа для подготовки к экзамену разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы (основного) общего образования по предмету «История» и «Примерные программы по учебным предметам. История.  9 классы: проект.» – 2-е изд.– М.: Просвещение, 2011.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию.

Цель программы–подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации в традиционной и новой форме по истории через актуализацию знаний по основным темам курса.

Для  реализации  поставленной  цели  необходимо  решить  следующие задачи:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  • освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участию в межкультурном взаимодействии, толерантному отношению к представителям других народов и стран.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

З. Работа с историческими источниками:

•читать историческую карту с опорой на легенду;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;
  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

• определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

• применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • фронтальная.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:

устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; собеседование; тестирование);

письменные виды контроля (тестирование).

2. Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик 9 класса должен:

Знать:

  • Основные виды исторических источников;
  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

уметь:

  • работать с хронологией (соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории); работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе
  • об        исторических      событиях;   сравнивать   свидетельства   разных источников);
  • работать с исторической картой (показывать на картах России и мира территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий);
  • описывать исторические события и памятники культуры (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, сочинений);
  • анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл основных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий);
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям
  • отечественной и мировой культуры;
  • понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;
  • анализировать причины текущих событий в России и мире;
  • высказывать свое отношение к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте человечества;
  • использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

  1. Распределение учебной нагрузки

№ п/п

Наименование  раздела

Кол-во ч

1.

Вводное занятие

2

2.

Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности

2

3.

Раздел 2. Русь в IX - начале XII в.

3

4.

Раздел 3. Русские земли и княжества в XII - середине XV в.

3

5.

Раздел 4. Российское государство во второй половине XV - XVII в.

3

6.

Раздел 5. Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в.

2

7.

Раздел 6. Россия в XVIII – середине XIX вв.

3

8.

Раздел 7. Россия во второй половине XIX – начале ХХ вв.

2

9.

Раздел 8. Раздел 8. Российская культура в XVIII – начале ХХ вв.

2

10.

Раздел 9. Советская Россия – СССР в 1917-1991 гг.

4

11.

Раздел 10. СССР  во  Второй  мировой  войне.  Великая  Отечественная  война

3

12.

Раздел 11. Культура советского общества

2

13.

Раздел 12. Современная Россия

3

Итого:

34

 Содержание курса

Вводное занятие

Знакомство со структурой экзаменационной работы по истории России и особенностями выполнения различных видов заданий.

Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение территории нашей страны. Народы, проживавшие на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Восточные славяне:расселение, соседи, занятия, общественный строй. Кочевые народы Степи. Язычество.

Распространение христианства, ислама, иудаизма.

Раздел 2. Русь в IX - начале XII в.

Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Рюриковичи. Князь и дружина. ВладимирI.Крещение Руси. Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Категории населения. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.

Раздел 3. Русские земли и княжества в XII - середине XV в.

Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика. Удельные князья. Бояре. Свободное и зависимое население.

Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Александр Невский. Русь и Орда. Русь и Великое княжество Литовское. Восстановление хозяйства. Формы землевладения. Начало объединения русских земель. Иван Калите. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.

Раздел 4. Российское государство во второй половине XV - XVII в.

Борьба против Орды. Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество.

Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Расширение Русского государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество.

Ливонская война. Опричнина. Прекращение династии Рюриковичей. Смута вначалеXVII вв. Самозванцы. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский. Россия при первых Романовых. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике.

Мануфактуры.   Развитие   торговых   связей.   Отмена   местничества.

Церковный раскол. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Степан Разин. Внешняя политика России в XVIIв. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Завершение присоединения Сибири.

Раздел 5. Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в.

Формирование древнерусской культуры. Фольклор. Религиозно-культурное влияние Византии. Письменность. Живопись и зодчество.

Культурный подъем в XII – начале XIII в. Своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах. Монгольское завоевание и русская культура.

Формирование культуры Российского государства. Московский Кремль. Андрей Рублев. Литература. Книгопечатание. Иван Федоров. Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси.

Раздел 6. Россия в XVIII – середине XIX вв.

Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Строительство мануфактур. Создание регулярной армии и флота. Северная война.

Образование Российской империи. Абсолютизм. Табель о рангах. Подчинение церкви государству. Крепостнический характер экономики и зарождение буржуазных отношений. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Оформление сословного строя. Социальные движения. Е.И. Пугачев. Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов. Н.П. Румянцев. Ф.Ф. Ушаков. Присоединение новых территорий. Внутренняя политика в первой половине XIX в. М.М. Сперанский. Отечественная война 1812 г. Россия иобразование  Священного Союза. Движение декабристов. Общественная мысль во второй четверти XIX в. Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы. Утопический социализм. Начало промышленного переворота. Присоединение Кавказа. Крымская война.

Раздел 7. Россия во второй половине XIX – начале ХХ вв.

Реформы 1860 - 1870-х гг. и процесс модернизации в России. Александр II. Отмена крепостного права. Земство. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Попытки контрреформ 1880-х гг. Общественные движения второй половиныXIXв.

Национальная политика и национальные движения. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия в военно-политических блоках. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С. Ю. Витте. Обострение социальных противоречий в условиях модернизации. Русско-японская война. Революция 1905-1907 гг. Манифест 17 октября. Государственная Дума. Политические течения и партии. П.А. Столыпин. Аграрная реформа. Промышленный подъем. Россия в Первой мировой войне. Назревание революционного кризиса. Революция в России в 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.

Раздел 8. Российская культура в XVIII – начале ХХ вв.

Светский характер культуры. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры. Наука и образование. Литература и искусство.

Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв.

Раздел 9. Советская Россия – СССР в 1917-1991 гг.

Провозглашение  советской  власти  в  октябре  1917  г.  В.И.  Ленин.

Учредительное собрание. Распад Российской империи. Выход России из Первой мировой войны. Гражданская война. Иностранная интервенция.

Белое движение. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. «Военный коммунизм». Кризис 1920-1921 гг. НЭП. Образование

СССР. Поиск путей построения социализма. Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Коренные изменения в духовной жизни. Формирование централизованной (командной) экономики. Власть партийно-государственного аппарата. И.В. Сталин. Массовые репрессии. Конституция1936г. СССР в системе международных отношений в 1920-х – 1930-х гг.

Раздел 10. СССР  во  Второй  мировой  войне.  Великая  Отечественная  война

1941-1945 гг.

СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Этапы и крупнейшие сражения войны. Московское сражение. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Коренной перелом в ходе в войны. Вклад СССР в освобождение Европы. Г.К. Жуков. Советский тыл в годы войны. Геноцид на оккупированной территории. Партизанское движение. СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги Великой Отечественной войны. Послевоенное восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 40-х – начала 50-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С. Хрущев. Реформы второй половины 1950 - начала 1960-х гг.

Замедление  темпов  экономического  развития.  «Застой».Л.И.Брежнев. Кризис  советской  системы.  Внешняя  политика  СССР  в  1945  -  1980-е  гг. Холодная война. Достижение военно-стратегического паритета. Разрядка.  Афганская война. Перестройка. М.С.Горбачев. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения». Обострение межнациональных противоречий. Демократизация политической жизни. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ.

Раздел 11. Культура советского общества

Утверждение марксистско-ленинской идеологии. Ликвидация неграмотности. Социалистический реализм в литературе и искусстве.

Советская        интеллигенция.   Оппозиционные   настроения   в   обществе. Достижения советского образования, науки и техники.

Раздел 12. Современная Россия

Образование Российской Федерации как суверенного государства. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. События октября1993г. Принятие Конституции Российской Федерации. Российское общество в условиях реформ. В.В.Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Культурная жизнь современной России. Россия в мировом сообществе


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование  раздела и тем

Кол-во часов

Вид деятельности

1-2

Вводное занятие

2

Лекция

3

Народы и государства на территории нашей страны в древности

1

Работа в группах

4

Урок-практикум

Народы и государства на территории нашей страны в древности

1

Решение тестовых заданий

5-6

Русь в IX - начале XII в.

2

Лекция

Работа с документом

7

Урок – практикум

Русь в IX - начале XII в.

1

Решение тестовых заданий

8-9

Русские земли и княжества в XII - середине XV в.

2

Лекция

10

Урок-практикум

Русские земли и княжества в XII - середине XV в.

1

Решение тестовых заданий

11-12

Российское государство во второй половине XV - XVII в.

2

Лекция

Урок-презентация

13

Урок-практикум

Российское государство во второй половине XV - XVII в.

1

Решение тестовых заданий

14-15

Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в.

2

Урок-презентация

16-17

Россия в XVIII – середине XIX вв.

2

Работа в группах

18

Урок-практикум

Россия в XVIII – середине XIX вв.

1

Решение тестовых заданий

19-20

Россия во второй половине XIX – начале ХХ вв.

2

Индивидуальная  работа

21-22

Российская культура в XVIII – начале ХХ вв.

2

Лекция

23-24

Советская Россия – СССР в 1917-1939 гг.

2

Урок-презентация

25

Советская Россия – СССР в 1939-1991 гг.

1

Урок-презентация

26

Урок-практикум

Советская Россия – СССР в 1917-1991 гг.

1

Решение тестовых заданий

27-28

СССР  во  Второй  мировой  войне.  Великая  Отечественная  война

2

Лекция

Работа с документами

29

Урок-практикум

СССР  во  Второй  мировой  войне.  Великая  Отечественная  война

1

Решение тестовых заданий

30-31

Культура советского общества

2

Урок-презентация

32-33

Современная Россия

2

Лекция

34

Урок-практикум

Современная Россия

1

Решение тестовых заданий

Итого:

34

Работа в группах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"

Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе....

Программа элективного курса по историии в 9 классе "История отечественной культуры X-XVIII вв.

В работе представлена программа элективного курса, ее цели и задачи, поурочное планирование....

Программа элективного курса по истории "История в лицах".

Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профили. Содержание учебного  материала программы соответствует ...

Программа элективного курса по истории «Страницы многовековой истории России»

Данная программа создана для учащихся 11 класса общеобразовательных школ.  Программа рассчитана на один год обучения.  Учащиеся получают задания для самостоятельной работы по контрольно-изме...

программа элективного курса для 11 класса по истории "трудные и дискуссионные вопросы истории "

программа элективоного курса по истории для 11 класса "Трудные и дискуссионные вопросы истории" содержит титульный лист, пояснительную записку, системно-деятельностную основу, календарно-тематическое ...

Программа элективного курса по истории для 9-х класса: История России в лицах.

Пояснительная запискаРабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса. Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными поло...