Классный час, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
классный час (9 класс)

классный час посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а именно  Сталинградской битве, призван привлечь внимание учащихся к лучшим традициям нашего народа, доблестным и героическим страницам отечественной исто­рии и литературы: воспитывать чувство уважения к старшему поколению и форми­ровать осознание сопричастности к прошлому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 75_let_pobedy.docx37.64 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Цель урока: классный час посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а именно  Сталинградской битве, призван привлечь внимание учащихся к лучшим традициям нашего народа, доблестным и героическим страницам отечественной истории и литературы: воспитывать чувство уважения к старшему поколению и формировать осознание сопричастности к прошлому.

Оборудование: плакаты военных лет, выставка книг и детских работ, посвященных Сталинградской битве, стенд с видами историко-культурных памятников и военных музеев Волгограда, мультимедиа проектор, презентация.

                                                              Ход урока

Звучит отрывок песни на слова Р. Гамзатова «Журавли»

       Ведущий. Давно отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. Более 20 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому дню, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм. История дает нам немало примеров героических сражений 1941-1945 гг., поразивших весь мир. И среди них особое место занимает Сталинградская битва.

       1-й ученик. От рожденья земля не видала

                             Ни осады, ни битвы такой.

                             Содрогалась земля, и краснели поля,

                             Все пылало над Волгой-рекой.

       2-й ученик:  С трех сторон, стесненный черной чашей,

                             Сталинград, придвинувшись к реке,

                             В час смертельный, ужасом грозящий,

                             Кажется, висел на волоске.

Звучит отрывок песни Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа» (из кинофильма «Белорусский вокзал»)

                             Здесь птицы не поют,

                            Деревья не растут,

                            И только мы плечом к плечу

                            Врастаем в землю тут.

                            Горит и кружится планета,

                            Над нашей Родиною дым,

                            И, значит, нам нужна одна победа,

                            Одна на всех. Мы за ценой не постоим!

        Ведущий: Да. За ценой не стояли, бились насмерть наши воины.

      Ребята, всем вам известно, что одним из переломных моментов войны стала  Сталинградская битва. А наша школа часто возит детей в Волгоград на Мамаев курган, чтобы вы видели те места, где проходили жестокие бои. Поэтому сегодня поговорим именно об этих местах, больше узнаем о тех событиях, которые повлияли на ход войны. Мы должны помнить, какой ценой досталась нашему народу эта победа, что никто не забыт – ничто не забыто.

    Из уроков истории вы знаете, что 5 апреля 1942 г. Гитлер подписал директиву № 41. Цель: овладеть промышленным центром — Сталинградом, выйти к Волге и по ней в кратчайшие сроки попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. По замыслу Гитлера на этот прорыв уйдет неделя и осуществит его 6-я полевая армия Паулюса.  17 июля 1942 г. стал первым днем Сталинградской битвы.

     С документальной точностью  показывает нам  Виктор Некрасов  в своей повести «В окопах Сталинграда» события, происходящие в это время в городе и на подступах к городу. Самым трагическим днем в истории Сталинградской битвы для жителей и защитников города стал день 23 августа 1942 г. В этот день начались массированные воздушные бомбардировки города. Всего за два часа вражеская авиация произвела около 2000 самолетовылетов.

    Бомбы разрушали предприятия, уничтожали пристани, жилые дома, культурные ценности, нефтебаки и нефтехранилища. Казалось, что горит не только город, горит сама Волга. В этот день погибло более 40 тысяч мирных жителей. Противнику удалось прорвать оборону, выйти севернее города к Волге и приблизиться к цехам Сталинградского тракторного завода. В течение четырех дней рабочие завода сдерживали превосходящие силы противника вплоть до подхода регулярных частей Красной Армии.

   Основная задача, которую ставили писатели в войну, в том числе и Виктор Некрасов, - запечатлеть события по горячим следам, помочь своим художественным словом народу в битве с врагом. Особенностью повестей военных лет была их документальность, связь с конкретными этапами войны. Так К.Симонов описывает Сталинградское сражение в романе «Солдатами не рождаются», а повесть «Дни и ночи» связана   с битвой на Волге, ознаменовавшей коренной перелом в ходе войны. События в романе Ю. Бондарева             « Горячий снег» происходят зимой 1942 года в степях под Сталинградом, когда танковые колонны   Манштейна  рвались на выручку окружённой трёхсоттысячной группировке  Паулюса. Писатель запечатлел неслыханный героизм   советских солдат и офицеров, которые встали железной стеной на пути движения танков противника и не пропустили их. Героями произведений часто являлись реальные лица. Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувства страха. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе воли, мужеству. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу. 

    Да, солдаты и офицеры сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен.

              Люди!

               Пока сердца стучатся,-

               Помните!

               Какой ценой завоевано счастье,-

               Детям своим расскажите о них,

                                          чтоб запомнили!

                Детям детей

                            расскажите о них,

                                          чтоб запомнили!

                Во все времена

                         бессмертной земли,

                Помните!

Учащиеся рассказывают о подвигах солдат и командного состава.

      Снайпер Пётр Гончаров  в боях уничтожил 445 фашистов. После Сталинградской битвы он стал наставником снайперов. Отмечая новый 1944 год со своими боевыми друзьями, он сказал: «Немецкому ефрейтору Гитлеру по причине моих выстрелов пришлось снять с котлового довольствия 402 фрица. А если прибавить сюда и работу моих молодых товарищей, снайперов нашего полка, счёт перевалит за 1000. Пётр Гончаров продолжал участвовать в боях и погиб под Кривым Рогом 31 января 1944 года. 10 октября 1944 года Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза. (Посмертно)

       24 ноября 1942 года старший сержант Илья Воронов получил приказ отбить у немцев дом (на этом месте сейчас находится Дом офицеров). Он повёл своих бойцов в наступление, был ранен в ногу и руку, но, не делая перевязок, продолжал бой. Затем Илья Воронов со своими бойцами занял соседний  дом. Из окна здоровой рукой  он продолжал кидать гранаты во врага.  Немцы взорвали дом, из которого вели атаку наши бойцы. Илья потерял сознание. Бойцы продержались до вечера. Когда бой затих, вынесли раненых и погибших. Воронов попал на операционный стол. Из его тела было извлечено 25 осколков мин и гранат. Илья остался без ноги, но выжил.

        Снайпер Анатолий Чехов защищал Дом Павлова. В Сталинграде он уничтожил 256 гитлеровцев. В то время ему было всего 19 лет. За время службы в армии  подготовил 20 снайперов. В 1943 году под Киевом ему оторвало взрывом стопу, он перенес 12 операций. Поправившись, Чехов пошел работать на электромеханический завод. О нем создан документальный фильм «И помнит мир спасенный».

        Звучит песня В. Высоцкого «Он не вернулся из боя». Ученики продолжают рассказ. 

        Во время боя  в августе 1942 года радистка Елена Стемпковская находилась на командном пункте и передавала в штаб информацию о численности и расположении вражеских подразделений, о нахождении огневых точек и обороны противника. Враг прорвался, и Елена оказалась в окружении. Она долго отстреливалась, но была захвачена в плен, её пытали, истязали, требовали сообщить известную ей информацию о расположении советских войск. Немцы замучили молодую радистку до смерти, но не добились от неё никаких сведений. Посмертно она награждена орденом Красного Знамени.

Отряд минировал дороги, совершал налёты на немецкие обозы, доставлявшие немцам боеприпасы и еду. За несколько дней до прихода советских войск отряд напал на вражескую автоколонну. 19-летняя девушка Татьяна Скоробогатова  возглавила партизанский отряд «Искра».В крытых машинах ехали солдаты; завязался бой, в котором девушка погибла.

       Алексей Соколов – житель Сталинграда, до войны работал токарем на заводе «Баррикады». Участвовал в боях за Псков, Ленинград, Сталинград. Во время боя из  танкистов практически никто не уцелел, Алексей Соколов был ранен в ногу, сумел выбраться из горящего танка, чтобы продолжать бой, переполз в уцелевший танк. В нём оказался  Виктор Чернышенко. Два танкиста 10 суток отбивали атаки врага. Оба были тяжело ранены, у них кончилась еда, вода, боеприпасы. Их спасла подошедшая к месту боя часть. Врачи боролись за жизнь отважных танкистов, но выжил  только Чернышенко.

        Алексей Ващенко. Это было 5 сентября 1942 года. Шёл кровопролитный бой на правом  фланге 272-го стрелкового полка НКВД. Гитлеровцы бросили сюда большое количество танков и пехоты. Четвёртая рота автоматчиков должна была атаковать врага и перейти в наступление. Но в это время из дзота открыл огонь вражеский станковый  пулемёт. Атака была сорвана. Тогда Алексей Ващенко встал во весь рост и рванулся к вражеской огневой точке. Алексей был ранен. Полуживой, он дополз до дзота и закрыл его своим телом. Это привело врага в замешательство и дало возможность роте перейти в наступление.

         Василий Андреевич Глазков, командир 35- й стрелковой дивизии, руководил очень сложным боем, который длился 5 суток. Бойцы не ели все это время, обходились несколькими глотками воды и галетным печеньем. Гитлеровцы бросили в атаку 100 танков, 40 самолётов и мотопехоту. Глазков находился в боевых порядках. Противник обнаружил его наблюдательный пункт и открыл огонь из миномётов. Глазкова ранило, но он не покинул боевого поста, продолжал управлять боем. Когда же он  не смог стоять на ногах, отдал последние распоряжения и передал место своему заместителю. Попытки вынести ком дива с поля боя и доставить его в санчасть окончилось плачевно: противник следил за перемещением Глазкова и вёл обстрел. Глазков получил ещё несколько ранений и погиб. В музее обороны как свидетельство мужества и бесстрашия хранится шинель Глазкова, изрешеченная пулями и осколками.

       В октябре 1942 года во время боя в районе завода «Баррикады» проявил мужество Матвей Путилов. Ему был дан приказ соединить оборванный миной телефонный провод. Путилова ранило в руку во время исполнения боевого задания; вокруг разрывались снаряды и обрывали  провод не один раз, и каждый раз он находил и устранял обрыв. Когда понял , что силы его покидают, зажал концы провода зубами и наладил связь. Матвея  уже не было в живых, а связь продолжала работать.

      Иван Мещеряков – командир эскадрильи шестого авиационного  полка. Эскадрилья сделала 1555 боевых вылетов, приняла 304 воздушных боя, уничтожила 56 вражеских самолётов. Лично Мещеряков сделал 135 боевых вылетов, участвовал в 15 боях и сбил 6 самолётов.  8 февраля 1942 года по заданию он прикрывал с воздуха порядки  наземных войск. Не обнаружив в районе прикрытия воздушного противника, лётчик направил самолёт к узловой железнодорожной станции Ржев, где находился вражеский аэродром, нанёс удар по скоплению эшелонов. С воздуха он заметил цистерны с горючим и направил самолёт на них.  По самолёту стреляли с земли, и Мещерякова ранило в руку, но он  продолжал вести самолёт одной рукой. Самолёт потерял управление, тогда пилот направил падающую машину на цистерны, взорвал их и погиб сам.

Ведущий: Особо хочется сказать о медицинских сестрах. Это были большей частью девушки 18-20 лет, совсем юные, хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти… Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сестрами милосердия.

Ученики читают стихотворение И. Уткина « Сестра».

                         Когда упав на поле боя,

                         И не в стихах, а наяву,

                         Я вдруг увидел над собою

                         Живого взгляда синеву.

                         Когда склонилась надо мною

                         Страданья моего сестра,

                         Боль сразу стала не такою:

                         Не так сильна, не так остра,

                         Меня как будто оросили

                         Живой и мёртвою водой.

                         Как будто надо мною Россия

                         Склонилась русой головой.

Учащиеся рассказывают о подвигах медсестер.

      Наташа Качуевская добровольно пошла на фронт  медсестрой. Вынесла с поля боя 79 солдат. В одном из боёв за Сталинград, попав в окружение с 45 бойцами, она не только оказывала раненым медицинскую помощь, но и стреляла в фашистов. Когда враги приблизились, подпустила их близко к себе и взорвала гранату. Вместе с ней погибло 10 фашистов.

     19- летняя медсестра Зинаида Маресева  во время Сталинградской битвы выносила раненых с поля боя и доставляла к переправе. Погибла 6 августа 1943 года, переправляя через Волгу раненых бойцов.

      Сандружинница  Дуся Дмитриева на себе выносила с поля боя раненых, 28 августа она спасла 9 бойцов. После Сталинградской битвы стала разведчицей, 14 раз была в тылу врага, доставляла разведданные в штаб армии. Погибла, когда возвращалась с задания, попав на минное поле.

      Всем известно имя Гули ( Марионеллы) Королёвой. Эта полная жизни и энергии девушка пошла на фронт добровольно. 24 ноября 1942 года во время боя при Паньшино вынесла 100 раненых воинов с поля битвы. Она подносила бойцам гранаты, а когда настал критический момент боя, повела за собой потерявших веру в победу бойцов. Дважды раненая, она не оставила поля боя, в своём последнем бою лично уничтожила 15 гитлеровцев и погибла смертью героя.

Ведущий: Всех героев не назвать, но их помнят . В их честь называют дома, улицы , площади, в их честь зажигают вечный огонь. Эти имена стали символами героизма и мужества нашего народа. И этот героизм был массовым. За подвиги, совершенные в дни Сталинградской битвы, 120 солдат и офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза, более 750 тысяч человек были награждены учрежденной 22 декабря 1942 года Медалью «За оборону Сталинграда» и орденами и медалями 17550 военнослужащих и лиц гражданского населения.

 Ученики читают стихотворение В. Леднева « Вечный огонь».

            Их теперь не обнять,

            Не пожать им ладонь.

            Но восстал из земли

            Негасимый огонь-

            Скорбный огонь,

            Гордый огонь,

            Светлый огонь.

            Это павших сердца

            Отдают до конца

            Своё яркое пламя живущим.

 Ведущий: Есть вечный огонь и в Волгограде. Вечный огонь на площади Павших борцов зажжён 1 февраля 1963 года в канун 20-летию победы в Сталинградской битве. Ещё один Вечный огонь горит в Пантеоне славы на Мамаевом кургане.

Звучит песня В. Высоцкого «Братские могилы».

                На братских могилах не ставят крестов,

                 И вдовы на них не рыдают.

                 К ним кто-то приносит букеты цветов,

                 И Вечный огонь зажигают.

 

                 Здесь раньше вставала земля на дыбы,

                 А нынче – гранитные плиты.

                 Здесь нет  ни одной персональной судьбы-

                 Все судьбы в единую слиты.

                 

                  А в Вечном огне – видишь вспыхнувший танк,

                  Горящие русские хаты,

                  Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

                  Горящее сердце солдата.

                 

                  У братских могил нет заплаканных вдов-

                  Сюда ходят  люди покрепче.

                  На братских могилах не ставят крестов…

                  Но разве от этого легче?!

 

Ведущий: Площадь Ленина, Дом Павлова. Здесь воевала 13-я дивизия под командованием Родимцева. Яков Павлов — сержант, возглавивший оборону дома на одной из площадей Сталинграда. Расположение этого дома позволяло вести наблюдение и обстреливать занятую противником часть города на запад, север и юг на расстояние более километра. Группа солдат во главе с Павловым захватила опорный пункт. Немцы подвергли его непрерывному артиллерийскому и минометному обстрелу, атаковали бомбами с воздуха. Но защитники дома стойко держались. 58 дней и ночей они не давали гитлеровцам прорваться на этом участке к Волге, за это время уничтожили солдат противника больше, чем вермахт потерял при взятии Парижа.  Теперь на торце этого здания изображён рельеф воина-защитника, запечатлен один из эпизодов битвы, перечислены имена защитников дома. На площади находится братская могила, в которой похоронены воины 13-й дивизии, погибшие в боях за Сталинград.

     Местом самых ожесточенных боев в Сталинграде стал Мамаев Курган — на военных картах он обозначался как высота 102.0. Курган имел важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, включая переправы через Волгу. По 10-12 раз в день гитлеровцы штурмовали Курган, но, неся потери в людях и технике, так и не смогли овладеть всей его территорией. Почерневший от взрывов, обожженный и изрытый воронками и дзотами, он стал символом отчаянной и героической борьбы защитников Сталинграда: на каждый квадратный метр земли к весне 1943 г. здесь приходилось от 500 до 1250 осколков.         Мамаев курган- один из самых величественных монументов, воздвигнутых в честь героев войны и в память об их подвиге. На стенах Пантеона славы имена более 7000 бойцов, погибших за Сталинград.  Не были забыты 140 дней и ночей боев за Мамаев курган. 15 ноября 1967 года на Мамаевом кургане был открыт памятник-ансамбль. Уже после войны на Мамаевом кургане под Сталинградом была установлена грандиозная 52-метровая скульптура «Родина-мать». По замыслу скульптора В.Вучетича — автора памятника-ансамбля на Мамаевом кургане — меч, поднятый в Сталинграде, был опущен советским воином-освободителем в поверженном Берлине.

В 70-е годы XX века звания Почетных граждан Волгограда были удостоены Маршалы А.И.Еременко и В.И.Чуйков, генерал-полковники А.И.Родимцев и М.С.Шумилов, участники битвы В.Г.Зайцев и Я.Ф.Павлов. Маршал В.И. Чуйков и генерал-полковник М.С.Шумилов похоронены на Мамаевом кургане.

Одновременно на экран проецируются изображения скульптур «Родина-мать» в Волгограде и советского воина-освободителя со спасенной девочкой на руках в Трептов-парке в Берлине.

 Звучит первый куплет и первый припев песни «На Мамаевом кургане» (А. Розенбаум).

     Почтить память погибших, возложить цветы к могилам и памятникам приезжают сюда люди со всех уголков нашей Родины.

Ученики читают стихотворение В. Мавродиева «Мать».

Я как-то на кургане видел гостью:

Сняв с головы темнеющий платок,

С бугра взяла  она земли  две горсти

И завязала землю в узелок.

 

Светлел над ней июньский небосклон,

Когда походкой тихой и нестатной,

Она прошла мимо берёзок, статуй

И замерла у входа в Пантеон.

 

Ей мальчик помогал, наверно, внук,

Когда она искала имя сына

 В том списке долгом, небывало длинном.

И узелок вдруг выскользнул из рук…

 

Не вскрикнула она, не разрыдалась

И даже не сказала ничего-

Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,

Как будто к лбу сыночка своего…

 

Потом цветы  на мрамор положила,

Ещё взглянула и ещё прочла,

Кулёк конфет мальчишкам раздала,

Стояла долго, голову склоняя, и к выходу,

                                             усталая,  пошла.

 

И с болью той привычной, постоянной,

Став сразу ниже ростом и слабей,

Ещё минуту тихо постояла

У памятника Матери, себе…

 

Ведущий: Героев наградили орденами, медалями , званиями, в их честь назвали улицы, площади, корабли… . Нужно ли это мёртвым? Нет. Это нужно живым.  Чтобы не забывали.

Викторина.

1.Назовите первый и последний день Сталинградской битвы. (17 июля 1942- 2февраля 1943)

2. Какова была цель Гитлера?  (Цель: овладеть промышленным центром — Сталинградом, выйти к Волге и по ней в кратчайшие сроки попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть.)

3. Назовите самый трагический день в истории Сталинградской битвы (23 августа 1942)

4. Назовите особенности повестей военных лет. (Их документальность, связь с конкретными этапами войны. Героями произведений часто являлись реальные лица)

5. Назовите авторов произведений и их названия, в которых описывается Сталинградское сражение. (К.Симонов «Солдатами не рождаются» , «Дни и ночи» Ю.Бондарев «Горячий снег»)

6. Назовите авторов песен, прозвучавших на уроке, и их названия. (Р.Гамзатов «Журавли» Б.Окуджава «Нам нужна одна победа» В.Высоцкий «Он не вернулся из боя», «Братские могилы»  А. Розенбаум  «На Мамаевом кургане»)

7. Есть Вечный огонь в Волгограде, где именно?  (Площадь Павших борцов, Пантеон славы на Мамаевом кургане)

8. Дом Павлова. Сколько дней и ночей держались защитники? (58 дней и ночей)

9. На военных картах он обозначался как высота 102.0 .Как называется эта высота? (Мамаев курган)

10. В каком году Сталинград переименовали в Волгоград? (1961 год)

Ведущий объявляет минуту молчания. Благодарит всех.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, посвященный 70 -летию Победы в Великой Отечественной Войне

Данная разработка помогла учащимся сформировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины и чтить память о погибших воинах. Было рассказано о создании партизанских отрядов,...

Конспект классного часа, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Песни военных лет" в 6 классе.

Классный  час,  посвящённый    70- летию   Победы  в  Великой  Отечественной  войне.Тема:   "Песни  о  войне"   Цел...

сценарий классного часа, посвященного 75-летию победы в Великой Отечественной войне

сценарий может служит основой для разработки классного часа, можно добавить рассказы о героях-земляках или о родственниках учащихся, участвовавших в этой войне. Хорошо включить в презентацию соответст...

Классный час, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне

Астан Николаевич Кесаев - Герой Советского Союза...