рабочая программа по ДО "Шахматы"
рабочая программа

рабочая программа с КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shahmaty.docx79.38 КБ

Предварительный просмотр:

Утвержден

приказом директора

МБОУ Леньковской

основной школы

от 31.08.18 г  № 136-о

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Леньковская основная школа

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Шахматы»

Физкультурно – спортивная направленность

Возраст детей 7-9 лет

Срок реализации: 1 года

                                                                   Автор - составитель:

                                                                                 учитель ОБЖ, ИЗО, музыки  

                                                                         

                                                          Крючкова Ю. Н.

                                             

с. Леньково

2018-2019 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Актуальность программы.

3

1.2.

Цель и задачи

3

1.3.

Особенности возрастных групп

4

1.4.

Нормативно – правовое обеспечение

5

1.5.

Содержание деятельности

5

1.6.

Ожидаемый результат

6

1.7.

Формы подведения итогов реализации программы.

7

2

Рабочая программа

7

2.1.

Учебно-тематический план

7

2.2.

Учебный план

8

2.3.

Календарный учебный график

10

3

Содержание курса

11

4

Оценочные материалы

21

5

Список литературы

21

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность программы

В начальной школе происходят существенные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и наиболее полному раскрытию творческих способностей каждого ученика.

Введение клуба «Шахматист» позволят  реализовать  основные  принципы  развивающего обучения.

Основным средством обучения шахматам на начальном этапе являются опорные схемы, таблицы, макеты. Они позволяют развивать теоретическую основу шахмат, интегрировать их с другими предметами начального цикла, активно развивать внимание, память, воображение ребенка.

Стержневым аспектом занятий становится деятельность самих   учащихся,   когда   они   наблюдают,   сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.   При   этом   предусматривается   широкое использование занимательного материала, включение игровых ситуаций, развивающих логическое, тактическое и стратегическое мышление учащихся. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, волевое управление поведением. Данная программа общеинтеллектуальной  направленности для обучающихся 1-2 классов.

  1. Цель и задачи.

Целью программы является создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Для достижения данной цели надо решить следующие задачи:

Обучающие:

- формирование ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы;

- формирование критического мышления;

- формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;

- умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;

- овладение навыками игры в шахматы.

Развивающие:

- формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;

- формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)

Воспитательные:

- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

  1. Особенности возрастных групп.

Объединение формируется, основываясь на принципах интереса и добровольности.

Возрастной диапазон начала освоения программы – 7-9 лет, приём детей по желанию.

Шахматы, даря детям радость творчества, общения друг с другом, обогащают их духовный мир, являются средством воспитания и обучения ненавязчивого, интересного, увлекательного. Они учат детей логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть результат, планировать свою деятельность, способствуют успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин.

Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

  1. Нормативно – правовое обеспечение
  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  3. Стратегия развития воспитания Российской Федерации до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р;
  4. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства  Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р;
  5. План мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования и Стратегии развития воспитания в РФ на территории Нижегородской области на 2017-2020  годы.  Приказ министерства образования  Нижегородской области от 24.01.2017 №147;
  6. План мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования и Стратегии развития воспитания в РФ в Лысковском районе на 2017-2020 годы.Приказ управления образования Лысковского района от 20.10.2017 №256-o.
  1. Содержание деятельности

Программа рассчитана на 1 год обучения. Периодичность занятий в классе – один раз в неделю. Общее количество часов в год часа. Для участия в клубе привлекаются дети с 7-9 лет,  наполняемость -   15 человек. Состав объединения постоянный. Занятия проходят с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Основные формы работы:

  • Краткие увлекательные рассказы об истории шахмат и шахматных фигурах;
  • Занимательные вопросы из жизни шахмат;
  • Шахматные партии;
  • Работа со словарем шахмат;
  • Турниры;
  • Презентации.

Методы обучения:

объяснительно –иллюстративный - предполагает объяснение педагогом темы занятия на демонстрационной доске.

проблемный - предполагает активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей посредством решения задач, требующих преодоления трудностей в решении, способствует глубокому и прочному усвоению приобретенных знаний, создает условия для продуктивного мышления и комплексного развития личности воспитанника

поисковый - детям предоставляется возможность самостоятельного решения сложной проблемы: оценка позиции, составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности. Руководитель кружка, помогает ученику, корректирует его действия, но не вмешивается в процесс поиска решения. Метод способствует творческому развитию юного шахматиста

эвристический - используется для развития познавательной активности. Я предлагаю кружковцам исследование различных позиций для определения новых, неожиданных вариантов. Метод способствует формированию объективности самооценки, критичности мышления.

  1. Ожидаемый результат

  К концу обучения  дети должны знать:

1. Шахматные термины

2. Белое и чёрное поле

3. Горизонталь

4. Вертикаль

5. Центр

6. Партнёры

7. Начальное положение

8. «Белые», «чёрные»

9. Ход. Взятие

10. Длинная и короткая рокировка

11. Шах, мат, пат, «ничья»

12. Названия шахматных фигур: ладья, слон, конь, ферзь, пешка, король.

К концу обучения дети должны уметь:

1. Ориентироваться на шахматной доске

2. Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса

3. Правильно помещать шахматную доску между партнёрами

4. Правильно расставлять фигуры перед игрой

5. Различать вертикаль, горизонталь и диагональ  

6.Рокировать

7. Объявлять шах

8. Ставить мат

9. Решать элементарные задачи на взятие и защиту фигур.

  1. Формы подведения итогов реализации программы.

С целью определения результативности ожидаемых результатов будет проводиться срез знаний и шахматные турниры.

Итогом работы объединения будет большой шахматный турнир. 

2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

2. 1.  Учебно – тематический план

Наименование разделов и тем

Всего

Количество часов

Теория

Практика

1.

Шахматная доска:

  • линии
  • диагональ

3

1

2

2.

Шахматные фигуры

  • Начальное положение
  • Ладья
  • Слон
  • Ладья против слона
  • Ферзь
  • Конь

17

6

11

3.

Промежуточная аттестация. Срез знаний за первое полугодие.

1

1

4.

Шах

4

1

3

5.

Мат

- «детский» мат

- мат в три хода

4

1

3

6.

Рокировка

- «короткая» рокировка

- «длинная» рокировка

2

1

1

7

Шахматная партия

  • Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона
  • Король против других фигур. Игра с этими фигурами.
  • Ничья. Пат.

6

3

3

Итоговая  аттестация. Шахматный турнир.

1

1

Итоговое занятие. Подведение итогов года

1

1

Итого

39

15

24

2.2. Учебный план

Название тем

Количество часов

Теория

Практика

1

Шахматная доска

3

1

2

2

Шахматные фигуры

17

6

11

3

Промежуточная аттестация. Срез знаний.

1

1

4

Шах

4

1

3

5

Мат

4

1

3

6

Рокировка

2

1

1

Шахматная партия                                                                                                                                                                                                              

6

3

3

Итоговая аттестация. Шахматный турнир

1

1

 

ИТОГО:

39

15

24

2.3. Календарно- учебный график

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Итого

03 -09

10-16

17 - 23

24 - 30

01 - 07

08 - 14

15 - 21

22 - 28

29 - 04

05 -  11

12 - 18

19 - 25

26 - 02

03 - 09

10 - 16

17 - 23

24 - 30

31 - 06

07 - 13

14 - 20

21 - 27

28 - 03

04 - 10

11 - 17

18 - 24

25 - 03

04 - 10

11- 17

18 - 24

25 - 31

01 - 07

08 - 14

15 – 21

22 - 28

29 - 05

06 - 12

13 - 19

20 - 26

27  - 31

40 недель

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

39 ч

          - каникулы                             - аттестация  

                             

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Занятие №1

Тема: Шахматная доска

Оборудование: шахматная доска, поля 5*5 см (белые – 32 штуки, черные - 32 штуки)

- Для того чтобы сыграть в шахматы, что нужно? (шахматную доску и фигуры)

- Что такое шахматная доска? (это площадка, на которой ведутся шахматные сражения. На шахматной доске друг против друга выступают армии белых и черных фигур, а ты и твой соперник являетесь командирами этих армий)

- Из чего состоит шахматная доска? (из квадратов. Они называются полями)

Загадка: На каких полях ничего не растет? (шахматных) Как они окрашены? (светлый и темный. Светлые - это белые поля, темные - черные поля) Сколько их? (64)

Раскладывая шахматную доску на столе, нужно помнить, что белое поле должно быть в правом нижнем углу доски.

Практическая работа.

1.Рисование шахматной доски в тетради в клетку. Белые поля так и остаются, а черные штрихуют карандашом.

2.Игра «Собери шахматную доску».

3. Правильно положи перед собой шахматную доску.

- Посмотри, какое поле в ближнем к тебе правом углу доски (белое). Значит, доска лежит правильно.

Занятие №2

Тема: Линии

Оборудование: шаблон

8 штук

8 штук

- Как правильно сесть за шахматную доску? (правое поле должно быть белым)

- Что такое поле? (клетка)

-Какие поля бывают? (белые и черные)

- Сколько всего полей? (64)

Показ шаблонов:

 Что это? (это поля - белые и черные, это линии из шахматной доски)

- Сколько на линии полей? (8)

Линия на шахматной доске - это прямой ряд, состоящий из восьми чередующихся друг с другом полей - 4 белых и 4 черных. Ряд, проходящий слева направо или справа налево, называется горизонтальной линией или горизонталью.

       

- А это что такое?

Ряд сверху вниз или снизу вверх – вертикаль или вертикальная линия.

- Сколько полей? (8)

- Каких полей? (белых и черных)

Практическая работа

1.Покажи на шахматной доске горизонтальные и вертикальные линии

2.Рисование в тетради вертикальной и горизонтальной линии

3.«Собери шахматную доску» из вертикальных линий, потом из горизонтальных

4.Найди ошибки и исправь их

Как называются эти линии на шахматной доске?

Занятие №3

Тема: Диагональ

 Оборудование: шаблон диагоналей

- Покажите на шахматной доске белое и черное поле, горизонтальные и вертикальные линии.

- А это можно назвать линией? (нет)          

- Это называется диагональ.                    

- Они бывают разной длины

- Найдите на шахматной доске самую длинную и самую короткую диагональ.

- Покажите большую белую, черную диагональ

- Покажите диагональ, состоящую из двух, трех, четырех, пяти, шести, семи, восьми полей?

Практическая работа

1 .Нарисуй короткую, длинную диагональ

2. Найди ошибку (все поля по диагонали должны быть одного цвета)

3. Как называются эти линии на диаграмме?

Занятие №4

Тема: Шахматные фигуры

Оборудование: шахматная доска, фигуры

«Армия» каждого из противников состоит из 8 пешек и 8 фигур (король, ферзь, 2 ладьи, 2 слона и 2 коня)

Король - самая высокая фигура. Ферзь - на голове имеется предмет, напоминающий корону.

Ладья - фигура, имеющая сверху маленькие зубчатые башенки.

Слон - хотя они не совсем похожи на слонов, узнать их нетрудно: это стройные островерхие фигуры.

Конь - их легко отыскать среди других шахматных фигур, их внешний вид точно соответствует названию.

Пешка - самая маленькая фигура.

Практическая работа.

Игры:

1. «Найди по описанию фигуру»

2. «Узнай на ощупь фигуру»

3. «Мяч». Если утверждение верное, следует поймать мяч.

Занятие № 5

Тема: Начальное положение.

1.Приготовьте  шахматную доску.  Сегодня  научимся расставлять фигуры в том положении, в каком они должны быть в начале игры - это называется начальное положение, позиция.

2. По углам доски мы поставим фигуры ладьи.

3.Рядом с ладьями нужно поставить коней.

4.Рядом с конями слоны.

5.На какие поля мы поставим ферзя или короля?

Это нетрудно запомнить: ферзь любит свой цвет. Белый ферзь - на белое поле, черный - на черное.

И наконец, на последнее свободное поле рядом с ферзем ставится король. На диаграмме мы видим начальную позицию.

Практическая работа.

Игры:

1.Эстафета «Чей ряд быстрее расставит шахматы», вынимая их из мешочка.

2.«Найди ошибку на диаграмме»

3.«Что изменилось на шахматной доске?» Дети закрывают глаза или отворачиваются, учитель убирает фигуру или переставляет.

4.«Да или нет». Учитель берет 2 любые фигуры и опрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом.

Занятие №6-7.

Тема: Ладья.

Оборудование: шахматная доска, 4 ладьи.

Эта фигура называется ладья

- Где стоит ладья на доске до начала игры? (по углам доски)

- Сколько у каждого игрока ладьи? (по 2)

Она ходит только по прямым линиям, то есть по горизонтальным и вертикальным. За один ход ладья может переместиться на одно, два, три или даже семь полей. На каком бы месте доски она ни стояла, она имеет право пойти на четырнадцать разных полей.

-Как ходит ладья? (по горизонталям и вертикалям)

-Как берет фигуру или пешку противника? (Если на пути ладьи стоит фигура или пешка противника ладья может взять ее. При этом фигуру противника снимают с доски, а ладью ставят на ее место.)

Практическая работа.

Ладья всегда контролирует 14 полей, независимо где она располагается. Проверь сам.

1.Подсчет количества ходов ладьи в углу доски, в середине.

2. Передвижение ладьи на шахматной доске.

3. Игра с ладьями «Игра на уничтожение».  Цель игры:  побить ладьи противника.

 Игра  «Лабиринт».  Белая ладья должна достичь определенного поля через «минное поле».

Занятия № 8-9 

Тема:Слон
Оборудование: Шахматная доска, 4 ладьи, 4 слона              

- Почему фигура называется слон, если совсем не похожа на него? Шахматы возникли в древней стране Индии в 5 веке. А там раньше воевали на слонах. Поэтому это название и сохранилось в шахматной игре. Когда-то эта фигура вырезалась из слоновой кости (из бивня) в виде маленького слоника. И хотя сейчас эта фигура по внешнему виду не похожа на слона, название за ней закрепилось.                

Слон - фигура быстрая, дальнобойная, однако у нее существенный недостаток. Если в начальной позиции слон, то  стоит на белом поле, то в течение партии он никогда не  сможет попасть на черное поле. И наоборот, слон, стоящий      на черном поле, никогда не попадет на белое поле. Ходит он по диагоналям (вперед или назад, никуда не сворачивая), свободным от своих или фигур противника.                    

- Как ходит слон? (только по диагоналям вперед или назад)

- Как ходит белый слон? (по белым диагоналям)

- Какие слоны никогда не столкнутся? (белые и черные слоны)

- Какое количество полей может контролировать слон? (13 полей своего цвета)

- Почему слона называют легкой фигурой, а ладью тяжелой? (слон контролирует половину доски, поэтому он слабее, легче ладьи)

- Где стоит слон до начала игры?

Практическая часть.

1.Как ходит слон (показ) и чем отличается его ход от хода ладьи? (слон по диагонали, ладья по горизонтали, вертикали)

2.Игра с ладьями и слонами.

- Вы знаете, где располагаются до начала игры ладьи, слоны, как они перемещаются на доске и уничтожают неприятельские фигуры. А сейчас сыграем с ладьями и слонами. Кто победит все фигуры противника, тот победитель.

Занятие № 10

Тема: Ладья против слона.

- В чем сходство и различие двух фигур ладьи и слона? Сходство:

Их по два

Различие:

1.Слон ходит по диагонали, ладья по вертикали и горизонтали.

2.Слон легкая фигура, ладья тяжелая.

3.Может продвигаться только по свободным полям.

Занятие № 11-12

Тема: Ферзь

Оборудование: Шахматная доска, фигуры: ладья, слон,

ферзь.

Самая сильная фигура. Шахматисты говорят: «Ферзь любит свой цвет» и это означает, что до начала игры он располагается на поле своего цвета. Ферзь ходит как ладья (по горизонтали и вертикали) и как слон (по диагонали). На доске он имеет с любого из центральных полей 27 ходов. Сила ферзя огромна. Выигрыш ферзя противника означает выигрыш партии. Берегите ферзь!

- Почему ферзь, как правило не вступает рано в игру, ведь он самая дальнобойная фигура? (Эта самая сильная и ценная фигура. За ней тотчас станут охотиться, чтобы скорей уничтожить и тем самым ослабить соперника)

- В чем заключается сила ферзя? (она может передвигаться, как две фигуры сразу: ладья и слон)

- Куда нужно поставить ферзя, чтобы он держал под своим контролем наибольшее число полей доски. (Это место в центре доски. Здесь ферзь имеет 8 дорог и держит под прицелом 27 полей)

Практическая часть.

1 .Показ хода слона, ладьи, ферзя

2.«Игра на уничтожение» с фигурами - слон, ладья, ферзь. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. (Во время игры не следует рано выводить ферзя с исходной позиции, чтобы не потерять его, как наиболее ценную
фигуру)

Занятие № 13

Тема: «Ферзь против ладьи и слона»

Игры:

1. Один в поле воин (Ход только ферзи)

2. Лабиринт

3. «Попади в центр» - цель игры

4. На уничтожение

Занятия № 14-15

Тема: Конь

Конь - особенная фигура. Более замысловатым ходом, чем другие фигуры, обладает конь. Конь ходит на одно поле прямо и на одно наискосок, описывает в воздухе печатную букву Г, она может выглядеть по разному: Г, L, ...

Конь с белого поля скачет на черное, и, наоборот, с черного на белое. Кроме того, конь - единственная фигура, которая может перескакивать через свои и чужие фигуры. Поэтому конь считается фигуркой опасной, он может создать переполох в лагере неприятельских фигур.

- Между какими фигурами на доске стоит конь? (между ладьей и слоном)

- Чем конь отличается от всех остальных фигур? (Существуют 2 основных отличия:

а) Конь ходит по особенному, всегда на 3 поля- клетки, его ходы напоминают букву «Г» по разному повернутую;

в) Конь перескакивает как через чужие фигуры и пешки, так и через свои

с) Конь с белого поля попадает на черное

- Почему слон и конь называются легкими фигурами? (подвижные и малоценные фигуры, поэтому в бой чаще всего они вступают первыми, расчищая путь более ценными фигурами)

- Как бьет фигуры? (на конечной «остановке»)

Практическая часть

Игры

1. «Попади в центр»

2. «Ход конем» (запись чисел на клеточном листе)

3. «Игра на уничтожение» Фигуры: конь, ладья, слон, ферзь.

Занятие № 16

Конь против ферзя, ладьи, слона. Игра с этими фигурами.

Игры

1. «На уничтожение»

2. «Лабиринт»

3. «Дойди до дома»

Занятия № 17-18

Тема: Пешка

Возьми самую маленькую фигуру. Это пешка. Хотя и самая маленькая, но она и самая смелая. Она ходит только вперед и прямо и не делает ни шагу назад. Пешка может сделать ход сразу на 2 поля - клетки вперед. А потом она ходит вперед только на одно поле. Пешки каждой армии занимают целый ряд - горизонталь. Пешка ходит прямо, а берет наискосок: влево и вправо.

Практическая часть.

1.Давай поставим с тобой все пешки и сыграем. Каждая побитая пешка - очко. Кто больше наберет очков, тот выиграл, победил. Вы все, ребята, знаете сказку «Царевна- лягушка». Помните, как простая лягушка превратилась в царевну? Если смелая пешка доберется до последней линии поля противника, ей положена награда: она может стать любой фигурой, кроме короля. Иногда такое бывает в шахматах.

- Как ходит пешка? (только вперед по вертикали) Пешка не именуется фигурой, просто пешка и все.

2.Игра - эстафета «Кто быстрее расставит пешки на шахматной доске»

3.«Пройди до дамки»

Занятие № 19

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

Игра с этими фигурами.

Занятие № 20

Тема:Король

Как ходит король? Очень просто. Король ходит на любое соседнее поле по горизонтали, вертикали или диагонали, но только на одно поле. Наибольшее число короля 8. - Почему король слабее ферзя, но главнее его? (без ферзя игра продолжается, а без короля играть нельзя)

Если гибнет король, партия считается проигранной. Но пленить короля не так то просто. Его защищает вся армия. Короли не могут находиться на соседних клетках (ни прямо, ни по диагонали) это запрещено в шахматах.

Практическая часть

1. Игра «Готов к игре» (расставить шахматные фигуры в начальной позиции)

2. Игра «Лабиринт»

3. Игра «Дойди до дома»

Занятие № 21

Король против других фигур. Игра с этими фигурами.

Занятие № 22 - 23

Тема: Шах.

Слово «шах» происходит от персидского «царь». - Как ходит король? (В любую сторону на одно поле). Когда какая-нибудь фигура угрожает ее взятием, то игрок дает шах. Надо срочно закрыться от шаха какой-нибудь своей фигурой, или перейти на соседнее безопасное поле или уничтожить фигуру. .

Рассмотрим все 3 случая.

1) Взять фигуру, которая дала шах.

2) Загородить своей фигурой линию, по которой угрожает фигура противника (король в этом случае закрывается от шаха).

3) Король может отступить на одно из соседних полей, не

атакованных противником.

Шах обозначается знаком «+» (плюс)

Цель игры в шахматы - дать шах и мат.

Король обязан защищаться от шаха.

Практическая работа.

Игра «защитись от шаха».

Занятие № 24-26

Тема: Мат

- Какие есть 3 способа защиты от шаха?

1) Взять фигуру, которая дала шах

2)3агородить своей фигурой линию, по которой угрожает фигура противника (король в этом случае закрывается от шаха)

3)Король может отступить на одно из соседних полей, не атакованных противником.

Если все 3 способа защиты от шаха оказываются невозможными, значит, король получил мат. Шах, от которого нет защиты, называется матом. Цель шахматной игры - дать мат королю противника. Тот, кто первым сумел дать мат королю противника, выиграл партию.

Мат обозначается знаком умножения X.

Шахматная партия может иметь 3 результата: выигрыш, проигрыш или ничья. Выигравшим считается тот, кто первым поставит неприятельского короля в безвыходное положение, т.е. объявит ему шах и мат. Слово «мат» - по-арабски означает «умер». Царь (шах) умер (мат) - война окончена. Что такое мат? (положение, когда король находится под шахом, от которого нет защиты) Если вам удалось объявить мат неприятельскому королю, партия окончена.

Занятие №27

Тема: Ничья. Пат.

Пат - это ничья, когда королю некуда ходить, а шаха ему нет.

Пат определяется тремя условиями:

1 .Король не должен быть под шахом

2.Король не может двигаться, хотя ему и не объявлен шах

3.Невозможно сделать ход какой-либо другой фигурой

- Что такое пат? (особое положение, при котором игрок не может сделать очередной ход и его король не находится под шахом) В случае возникновения пата партия заканчивается вничью.

Ход черных

Черный король не может сделать ни одного хода, хотя им, и не объявлен шах. Это и есть пат.

Занятие №28

Тема: Рокировка 

Рокировка - одновременный ход королем и ладьей, при котором ладья продвигается к королю, а король становится рядом по другую ее сторону.

Мы говорили о том, что ход делается только одной фигурой. Но из этого правила есть одно исключение. В течение партии каждый из игроков имеет право 1 раз сделать ход одновременно двумя фигурами - королем и ладьей. Речь идет о рокировке.

При рокировке делается ход королем и ладьей либо на королевском фланге (1е-1h) - эта рокировка называется короткой - обозначается о-о, либо на ферзевом фланге (1d- 1d) - это длинная рокировка - обозначается о-о-о.

При рокировке должны быть свободны поля между королем и ладьей. Нельзя делать рокировку:

1. Если королю объявлен шах

2. Если делали ходы королем и ладьей

3. Если во время совершения рокировки король должен пройти через атакованное поле

- Для чего нужно делать рокировку? (для того, чтобы перебросить короля подальше от боевых действий, от центра, в более безопасное место). Длинная рокировка о-о-о.

Занятие № 29

Тема: Шахматная партия.

Белые:    Черные:

1 е2-е4     е7-е5  Как расшифровать эту запись?

Цифра - это номер хода

е2 (запись пешки опускается) - это где она стояла до начала перемещения на другое поле.

Знак тире (-) - обозначает ход, значит пешка переместилась на поле е4. Затем очередь хода за черными, они отвечают э7-е5, т.е. пешка пошла с поля е7 на поле е5. Ход белых и ответ черных считается за один ход.

2 Кg1-fЗ КbЗ-сб

На втором ходу в сражение вступают легкие фигуры:

Кg1 - белый конь с начальной позиции g1 перешел на поле f3 для быстрой рокировки короля и ладьи, и нападение на пешку е5.

КbЗ-с6 - черные защитили ее конем, перейдя с поля b3 на новое с6.

3.Сf -с4 Кg8-f6

Кg8 - f6 - черный конь нападает на пешку е4 и освобождает поле g8 для рокировки.

4. о-о №-с5

0-0 - белые сделали рокировку

5.d2-d3о-о
6,Сс1-g5d7-d6
7.Кb-d2Сс8-g4
8.h2-h3Сg4-h5
9. Фd1-е1 h7-h6

10.Сg5-h4Кс6d14
11.Кf3:d4 Сс5:d4

Начало партии (дебют) завершилось. И белые и черные неплохо развили свои фигуры, успели рокироваться.

    Занятие №30.

Рассмотрим мат, поставленный всего за 3 хода.

Первая партия

1. е2-е4     f7-f5 ??

Ошибка у чёрных - раскрывает позицию короля.

2. е4:f5      g7-g5??

Вторая ошибка у чёрных - пешки назад не возвращаются и

король остался совсем без защиты.

3.Фd1-h7

Вторая партия

1. е2-е4     е7-е5

2. Фd1-h5   Кре8-е7 ??

Грубейшая ошибка: можно было сыграть Кв8-с6

3. Фh5:е5х

Занятие №31

Шахматная партия

Рассмотрим "детский мат".

1. е2-е4    е7-е5 (препятствуют дальнейшему продвижению белой пешки)

2.Сf1-с4   Сf8-с5 (сильнее Кf6)

3. Фd-h5  Кg8-f6 ?? (плохой ход. Правильный Фd8-е7 или Фd8-f6, избегая мата)          

4. Фd5:f5х

Занятие №32

Шахматная партия

Рассмотрим короткую партию, где представлена ловушка в начале партии. Эта партия вошла в шахматную историю как "мат Легаля"- по имени французского игрока.

1. е2-е4     е7-е5

2. Сf1-с4 (нацеливаясь на пункт f7 чёрных) d7-d6 (открывая дорогу своему слону с8, защищая пешку)

3. Кg1-fЗ   Сс8-g4 (связывая коня, который загораживает ферзя)

4. Кв1-с3   g7-g6 (слабый ход)

5. Кf3:е5 (ловушка. Белые заготовили приманку - побить ферзя)

Сg4:d1 ?? (грубая ошибка)

3. Сс4:f7 +   Кре8-е7

7. Кс3-d5х

Занятие№33
Шахматная партия

Разберём красивую и поучительную ловушку, известную под названием "спёртый мат".

1. е2-е4    с7-с6                                

2. Кв1-с3   d7-d5

3. Кg1-f3   d5:е4

4. Кс3:е4   Кg8-f6

5. Фd11-е2 (ловушка) Кв8-d7 ??

6. Ке4-d6х

"Спёртый мат" - это мат, при котором королю мешают свои фигуры, из-за них ему некуда ходить. Чёрные нарушили законы правильного развития в дебюте и поплатились. 

  1. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Результатом реализации данной учебной программы Шахматный турнир, участие в соревнованиях по шахматам различных уровней.

  1. ЛИТЕРАТУРА

1.Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. -М.: ФиС, 1972;

2.Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. -М.: ФиС, 1980, 1982;

3.Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. -М.: ФиС, 1980;

4.Панов В. Шахматы для начинающих. -М.: ФиС, 1955;

5.Шахматы детям. -СПб.: Респекс, 1994;

6.Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. -М., 1997;

7.Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества -М., 1981;

8.Спутник шахматиста: Справочник/В.П.Елесин, Б.М. Волков, А.И.Крюков. -М.:Воениздат, 1992;

9.Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. -М.: Агентство «ФАИР»,1997;

10.Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. -М.:Наука,1983;

11.Линдер И.М., Шахматы на Руси. -М.:Наука,1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...