ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «Ледовое побоище»
классный час (7 класс)

Мальцев Александр Владимирович

Воспитательное мероприятие ко Дню Воинской Славы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Ледовое побоище»

1.Организационный момент:

Доклад о готовности к мероприятию.

2.Вводная часть:

Сообщение цели и задач мероприятия.

3.Основная часть:

Воспитатель:

Александр Невский-начало княжения

Родился Александр в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удатного (Удалого). Внук Всеволода Большое Гнездо. Первые сведения об Александре относятся к 1228, когда Ярослав Всеволодович, княживший в Новгороде, вступил в конфликт с горожанами и вынужден был отъехать в Переяславль-Залесский, свой родовой удел. Несмотря на свой отъезд, он оставил в Новгороде на попечении доверенных бояр двух своих малолетних сыновей Федора и Александра. После смерти Федора Александр становится старшим сыном Ярослава Всеволодовича. В 1236 он был посажен на новгородское княжение, а в 1239 женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне.

В первые годы своего княжения ему пришлось заниматься укреплением Новгорода, поскольку с востока грозили монголы-татары. На реке Шелони Александр построил несколько крепостей.

В XIII столетии Новгород был самым богатым городом Руси. В 1240 году, когда началась  шведская агрессия против Новгорода, ему не было еще и 20 лет. Тем не менее,  к тому времени он уже имел некоторый опыт участия в походах отца, был изрядно начитан и прекрасно владел военным искусством, что и помогло ему одержать первую из своих великих побед.

Невская битва.

Воспитанник:

  В начале июля 1240 г. шведские рыцари высадились на берегу Невы. Они придали походу крестовый характер: всходили на корабли под пение религиозных гимнов, под благословение католических священников. Здесь они хотели создать опорный пункт для наступления на  Новгород. В древнем предании сохранилось обращение шведского вождя к новгородскому князю: «Если хочешь воспротивиться мне, то я уже пришел. Приди и поклонись, проси милости, и дам ее, сколько захочу. А если воспротивишься, попленю и разорю всю и порабощу землю твою и будешь ты мне рабом и сыновья твои». Это был ультиматум. Шведы требовали от Новгорода безусловного повиновения. Они были убеждены в своем успехе. По их понятиям, сломленная монголами Русь не сможет оказать им серьезного сопротивления.

Воспитанник:

     Однако события разворачивались вовсе не так, как предполагали шведские крестоносцы. Еще на входе в Неву их суда заметили ижорские дозорщики и тут же дали знать в Новгород.

Александр решил ударить по неприятелю немедленно, не дав ему закрепиться на берегах Невы. Он даже не успел сообщить о появлении шведов отцу во Владимир, чтобы тот прислал  подкрепление. Не было времени собирать и ополчение. На берега Невы Александр повел лишь свою конную дружину и пешцев (пеших воинов). Перед походом Александр обратился к воинам с речью. Там были и такие слова: Не в силе Бог, но в правде!

     15 июля 1240 г. Александр обрушился на шведов. Внезапное появление новгородской рати повергло их в панику. Воины Александра ворвались в лагерь, дружинник Савва подсек опору королевского шатра, и тот рухнул, вызвав ликование русского войска. В пылу сражения другой воин прямо на коне въехал по сходням на шведский корабль, был сброшен оттуда, выбрался из воды и снова устремился в сечу.

     Воспитанник:

Пример мужества и смелости показывал и девятнадцатилетний князь. В личном поединке он нанес удар копьем в лицо предводителю шведов — Биргеру. Раненого Биргера унесли на  корабль.

     Разгром шведов был полным. Александр Ярославич с триумфом возвратился в Новгород. Встречать его вышел весь город. Отслужили торжественный молебен. В честь победы на Неве князь получил прозвище Невский.

Военно-политическая обстановка.

Однако разгром шведов на Неве не устранил до конца нависшей над Русью опасности: на смену угрозе с севера, от шведов, пришла угроза с запада – от немцев.

Еще в XII веке было отмечено продвижение немецких рыцарских отрядов из Восточной Пруссии к востоку. В погоне за новыми землями и даровой рабочей силой, прикрываясь намерением обратить язычников в христианство, на восток шли толпы немецких дворян, рыцарей и монахов. Огнем и мечом они подавляли сопротивление местного населения, удобно рассаживаясь на его землях, строили здесь замки и монастыри и облагали народ непосильными поборами и данью. К началу XIII века вся Прибалтика была в руках немецких насильников. Население Прибалтики стонало под кнутом и ярмом воинственных пришельцев.

 И уже в начале осени 1240 года ливонские рыцари вторглись в пределы новгородских владений и заняли город Изборск. Вскоре его судьбу разделил и Псков – взять его немцам помогла измена псковского посадника Твердилы  Иванковича, перешедшего на сторону немцев. Подчинив себе Псковскую волость, немцы построили крепостцу в Копорье. Это был важный плацдарм, позволявший контролировать новгородские торговые пути по Неве, планировать дальнейшее продвижение на Восток. После этого ливонские агрессоры вторглись в самый центр новгородских владений, захватили Лугу и новгородский пригород Тёсово. В своих набегах они подходили к Новгороду на 30 километров. Пренебрегая былыми обидами, Александр Невский по просьбе новгородцев в конце 1240 года вернулся в Новгород и продолжил борьбу с захватчиками. В следующем году он отбил у рыцарей Копорье и Псков, вернув новгородцам большую часть их западных владений. Но враг ещё был силён, и решающее сражение было ещё впереди.

Воспитанник:

Ледовое побоище на Чудском озере.

Выбор места сражения. Дозоры донесли князю Александру, что незначительный отряд противника двинулся к Изборску, а большая часть войска повернула к псковскому озеру. Получив это известие, Александр повернул свои войска на восток к берегу Чудского озера. Выбор был продиктован стратегическими и тактическими расчетами. На этой позиции Александр Невский со своими полками отрезал неприятелю все возможные пути подхода к Новгороду, оказываясь, таким образом, в самом центре всех возможных маршрутов противника. Вероятно, русский военачальник знал о том, как 8 лет назад на скованных льдами водах реки Эмбах его отец, князь Ярослав Всеволодович, разбил рыцарей, знал о преимуществах сражения с тяжеловооруженными рыцарями в зимних условиях.

Александр Невский решил дать бой противнику на Чудском озере, севернее урочища Узмень, у острова Вороний Камень. О знаменитом "Ледовом побоище" до нас дошли несколько важных источников. С русской стороны – это Новгородские летописи и "Житие" Александра Невского, из западных источников – "Рифмованная хроника" (автор неизвестен).

Воспитанник:

Вопрос о численности. Один из наиболее сложных и спорных вопросов – численность армий противников. Летописцы обеих сторон не приводили точных данных. Некоторые историки полагали, что численность немецких войск составила 10–12 тысяч человек, а новгородцев – 12–15 тысяч человек. Вероятно, что в ледовом побоище приняли участие немного рыцарей, а большую часть немецкого воинства составляли ополченцы из числа эстов и ливов.

Подготовка сторон к битве. Утром 5 апреля 1242 г. рыцари-крестоносцы выстроились в боевой порядок, иронично именуемый русскими летописцами "великой свиньей" или клином. Острие "клина" было направлено на русских. По флангам боевого строения встали закованные в тяжелые латы рыцари, а внутри расположились легковооруженные воины.

О боевом расположении русской рати в источниках нет подробных известий. Вероятно, это был обычный для военной практики русских князей того времени "полчный ряд" со сторожевым полком впереди. Боевые порядки русских войск были обращены к обрывистому берегу, а за одним из флангов в лесу была укрыта дружина Александра Невского. Немцы вынуждены были наступать по открытому льду, не зная точного расположения и численности русских войск.

Ход сражения. Несмотря на скупое освещение хода знаменитой битвы в источниках, ход сражения схематически ясен. Выставив длинные копья, рыцари атаковали "чело", т.е. центр русской рати. Осыпаемый градом стрел "клин" врезался в расположение сторожевого полка. Автор "Рифмованной хроники" писал: "Вот знамена братьев проникли в ряды стрелков, было слышно, как звенят мечи, и было видно, как рубились шлемы, с обеих сторон падали мертвые". О прорыве немцами сторожевого полка писал и русский летописец: "Немцы же и чюдь пробишася свиньею сквозе полкы".

Воспитанник:

Этот первый успех крестоносцев был, видимо, предусмотрен русским полководцем, так же как и встреченные после этого непреодолимые для врага затруднения. Вот как писал об этом этапе боя один из лучших отечественных военных историков: "…Наткнувшись на обрывистый берег озера, малоподвижные, закованные в латы рыцари не могли развить свой успех. Наоборот, произошло скучивание рыцарской конницы, т.к. задние шеренги рыцарей подталкивали передние, которым негде было развернуться для боя".

Русские войска не дали немцам развить свой успех на флангах, и немецкий клин оказался прочно зажатым в клещи, потеряв стройность рядов и свободу маневра, что и оказалось гибельным для крестоносцев. В самый неожиданный для противника момент Александр отдал распоряжение засадному полку атаковать и окружить немцев. "И бысть ту сеча зла и велика немцем и чюди", – сообщал летописец.

Воспитанник:

Вооруженные специальными крючьями русские ополченцы и дружинники стаскивали рыцарей с коней, после чего тяжеловооруженные "божьи дворяне" становились полностью беспомощными. Под тяжестью скучившихся рыцарей подтаявший лед стал трещать и кое-где трескаться. Только часть крестоносного воинства сумела вырваться из окружения, пытаясь спастись бегством. Часть рыцарей утонула. В завершение "Ледового побоища" русские полки преследовали отступающего по льду Чудского озера супостата "семь верст до Соколицкого берега". Разгром немцев увенчался договором между орденом и Новгородом, по которому крестоносцы покидали все захваченные русские земли и возвращали пленных; со своей стороны псковичи также отпускали плененных немцев.

Значение битвы, ее неповторимый результат. Разгром шведских и немецких рыцарей – яркая страница военной истории России. В Невской битве и Ледовом побоище русские войска под началом Александра Ярославича Невского, выполняя оборонительную по существу задачу, отличались решительными и последовательными наступательными действиями. Каждый последующий поход полков Александра Невского имел собственную тактическую задачу, но сам полководец не выпускал из виду и общую стратегию. Так, в сражениях 1241–1242 гг. русский военачальник наносил целый ряд последовательных ударов по противнику, прежде чем произошло решающее сражение.

Новгородские войска во всех сражениях со шведами и немцами великолепно использовали фактор внезапности. Неожиданной атакой были уничтожены шведские рыцари, высадившиеся в устье Невы, стремительным и неожиданным ударом немцы были выбиты из Пскова, а затем из Копорья, наконец, быстрой и внезапной была атака засадного полка в Ледовом побоище, что привело к полному смятению боевых рядов противника. Боевые порядки и тактика русских войск оказались более гибкими, чем пресловутое построение клином войск ордена. Александр Невский, используя рельеф местности, сумел лишить врага пространства и свободы маневра, окружить и уничтожить.

Воспитанник:

Необычность битвы на Чудском озере еще и в том, что впервые в военной практике средневековья тяжелая конница была разбита пешим войском. По справедливому замечанию историка военного искусства, "тактическое окружение немецко-рыцарского войска русской ратью, т.е. применение одной их сложных и решительных форм военного искусства, является единственным случаем всего феодального периода войны. Только русская рать под командованием талантливого полководца могла осуществить тактическое окружение сильного, хорошо вооруженного противника".

Итоги битвы.

Победа русских войск под руководством князя Александра Невского над немецкими "псами-рыцарями" имеет важное историческое значение. Орден запросил мира. Мир был заключен на условиях, продиктованных русскими. Орденские послы торжественно отреклись от всех посягательств на русские земли, которые были временно захвачены орденом. Движение на Русь западных захватчиков было остановлено. Западные рубежи Руси, установленные после Ледового побоища, продержались целые столетия. Ледовое побоище вошло в историю и как замечательный образец военной тактики и стратегии. Умелое построение боевого порядка, четкая организация взаимодействия отдельных его частей, особенно пехоты и конницы, постоянная разведка и учет слабых сторон противника при организации сражения, правильный выбор места и времени, хорошая организация тактического преследования, уничтожение большей части превосходящего противника – все это определило русское военное искусство как передовое в мире.

Победа над немецкими рыцарями была чрезвычайно важна в военно-политическом отношении. Был на долгое время отсрочен натиск немцев на Восточную Европу. Воспитанник:

Новгород Великий сохранил возможность поддерживать экономические и культурные связи с европейскими странами, отстоял возможность выхода к Балтийскому морю, защитил русские земли в Северо-западном регионе. Разгром крестоносцев подталкивал к сопротивлению крестоносной агрессии и другие народы. Вот как оценил историческое значение Ледового побоища известный историк Древней Руси М.Н. Тихомиров: "В истории борьбы с немецкими завоевателями Ледовое побоище является величайшей датой. Эту битву можно сравнить только с Грюнвальдским разгромом тевтонских рыцарей в 1410 г. Борьба с немцами продолжалась и далее, но немцы никогда не могли уже нанести сколько-нибудь существенного вреда русским землям, а Псков оставался грозной твердыней, о которую разбивались все последующие нападения немцев". Несмотря на то, что мы видим известное преувеличение автором значения победы на Чудском озере, с ним можно согласиться.

Воспитанник:

Еще одно важное последствие Ледового побоища следует оценивать в рамках общего положения Руси в 40-е гг. XIII в. В случае поражения Новгорода создавалась бы реальная угроза захвата северо-западных русских земель войсками ордена, а если учесть, что Русь уже была покорена татарами, то избавиться от двойного гнета русскому народу, вероятно, было бы в два раза труднее.

При всей тяжести татарского гнета, было одно обстоятельство, которое, в конечном итоге оказалось в пользу Руси. Покорившие Русь монголо-татары в XIII в. оставались язычниками, с уважением и опаской относившимися к чужой вере и не посягавшими на нее. Тевтонское воинство, курируемое лично римским папой, пыталось всеми мерами внедрить на завоеванных территориях католицизм. Уничтожение или хотя бы подрыв православной веры для разрозненных, утерявших единство русских земель означал бы потерю культурной самобытности и утрату всякой надежды на восстановление политической независимости. Именно православие в эпоху татарщины и политической раздробленности, когда население многочисленных земель и княжеств Руси почти утратило чувство единства, было основой возрождения национального самосознания.

Воспитанник:

В память об Александре Невском в Петербурге построили монастырь, Александро-Невскую лавру. В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден святого благоверного князя Александра Невского – одну из высших наград Российской империи. Он просуществовал до 1917 года и был вторым по значимости после ордена святого всехвального апостола Андрея Первозванного. В СССР во время войны, в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу и обеспечение успешных действий своих частей.

В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. В условиях разорения Руси монголо-татарами он умелой политикой ослабил тяготы ига, спас Русь от полного уничтожения. "Соблюдение Русской земли, - говорит Соловьев, - от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского".

Рефлексия

4.Подведение итогов:

Технологическая карта воспитательного мероприятия «Ледовое побоище»

Наименование мероприятия: «Ледовое побоище»

Цель мероприятия: рассмотрение основных этапов сражения на Чудском озере

образовательные: познакомить воспитанников с основными событиями правления князя Александра;  углубить знания по истории государства Российского; активизировать познавательную активность.

воспитательные: воспитание чувства гордости за свой народ и страну.

развивающие: продолжить развитие умения анализировать, выделять главное, готовить доклады; выступать перед аудиторией, приводить примеры, формировать умения работы с литературой и другими источниками информации.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Предварительная подготовка: кадеты заранее подбирают материал на предложенную тематику, готовят презентации

Межпредметная связь: история

Планируемые результаты: проявление патриотизма и ответственной гражданской позиции.

Форма проведения: тематическая беседа с элементами викторины, использование информационно-коммуникационных  технологий

Дата проведения: 22.04.18г.

Место проведения: аудитория самоподготовки

Этапы мероприятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Технология деятельности, методы и приемы

Организационный момент

Обеспечивает готовность аудитории к проведению внеклассного мероприятия.

Принимает доклад дежурного взвода.

Рассаживаются и готовятся к предстоящему мероприятию.

Докладывают воспитателю о готовности.

Настрой на деятельность

Вводная часть

Озвучивает тему, цель и задачи мероприятия, использует  презентацию.

Слушают воспитателя, смотрят презентацию.

Вызвать интерес к информации о развитии основных этапов сражения на Чудском озере.

Основная часть.

 

Проводит  викторину по материалам внеклассного мероприятия.

Проводит  интеллектуальную  рефлексию.

Рассказывают об основных этапах сражения на Чудском озере.

 Слушают выступления, смотрят презентацию.

Работают в группах, совместно обсуждают.

Выражают  свое эмоциональное отношение с помощью интеллектуальной  рефлексии

Вызвать интерес к исторической информации.

Анализируют события, группируют различные факты, сведения.

Соотносят действия и его результат, устанавливая причинно-следственную связь

Подведение итогов

Задает вопросы по материалам внеклассного мероприятия.

Отвечают на вопросы.

Выделяют услышанную информацию; строят речевые высказывания; анализируют, выражают свои мысли достаточно полно и логично


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ледовое побоище

В 2012 году исполняется 770 лет со дня одной из значительнейших битв в истории Руси – Ледового побоища, произошедшего на льду Чудского озера 12 апреля 1242 года...

Презентация "Ледовое побоище", посвященная 770 летию этого исторического события.

Презентация включает слайды о личности Александра Невского, его православной вере, о вере в победу.Также включен отрывок из фильма "Александр Невский". В слайды включено изображение ордена Невского, у...

Презентация "Ледовое побоище"

Презентация к уроку истории...

Ледовое побоище

Презентация "Ледовое побоище" - 770 лет....

" О Родине, о доблести, о славе" (внеклассное мероприятие, посвященное Александру Невскому и 770-летию Ледового побоища)

Опубликованный материал представляет собой разработку внеклассного мероприятия, посвященного  Александру Невскому и 770-летию Ледового побоища. Это музыкально-литературная композиция, цель которо...

: На полях русской славы (повторительно-обобщающий урок по темам «Борьба русского народа с иноземными захватчиками (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва)»)

1этапурокаОбобщение тем начинается с постановки проблемы задачи. Учитель демонстрирует классу фрагменты презентации урока, ученики самостоятельно делают выводы о целях, причинах вторжения крестоносцев...