Лекция-концерт "Мир Музыкальных инструментов"
материал

Лекцию-концерт для воспитанников детского сада и начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya-kontsert_mir_muzykalnyh_instrumentov.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Лекция – концерт

 "Мир Музыкальных инструментов"

Дата проведения:  12.10.2018г.

Место проведения:  актовый зал ДШИ

Оборудование: 

  • Музыкальный центр, фортепиано, баян, домра, гитара.
  • На стенах развешаны иллюстрации музыкальных инструментов: кантеле, цимбалы, кобза, бандура, скрипка, виолончель, литавры, флейта, гобой, фагот, и другие.

В подготовке мероприятия принимали учащиеся 4-6-х классов музыкальной школы.

Цели: 

  • показать детям разнообразие музыкальных инструментов;
  • обобщить и углубить жизненные представления детей об уже  известных музыкальных инструментах.

Задачи: 

  • расширить и обобщить музыкально-слуховой опыт детей их представления о музыкальной культуре;
  • развивать тембровый слух умение определять звуковую окраску инструмента узнавать его звучание;
  • развивать слуховое внимание и музыкальную память.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Вход детей под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета

« Щелкунчик».

– Здравствуйте ребята! Приглашаю вас посетить сегодня Галерею музыкальных инструментов. Вначале мероприятия вы неслучайно услышали музыку великого композитора в исполнении симфонического оркестра. Ведь именно в этом оркестре собрано наибольшее количество разнообразных  музыкальных инструментов. О некоторых из них мы сегодня будем говорить.
Давайте мысленно перенесёмся в город Москву, где находиться Музей музыкальной культуры имени М И Глинки. Там собраны музыкальные инструменты разных народов, стран, от самых древних до современных. И посетители музея имеют возможность не только рассматривать их, но и слышать.
Итак, представьте, мы входим в огромный необъятный зал. Весь этот зал заполнен звуками, а в зале … полная тишина. Потому что звуки спрятались внутри всевозможных деревянных ящиков, скрылись в сверкающих металлических трубах, затаились в чутких напряжённых струнах. Но мы чувствуем присутствие звуков. Кажется, ещё мгновенье – и зал взорвётся, зазвучит тысячеголосым хором. Это Мир Музыкальных Инструментов. В каждом инструменте скрывается своя тайна. И только человеческая рука, рука умелого музыканта способна извлечь эту тайну.
Удивительным свойством наградила природа человека, дав ему возможность выражать свои мысли, чувства и эмоции при помощи звуков. Но если слово адресуется к сознанию, к системе мышления, то тембр голоса, его звуковая окраска – непосредственно к чувствам и переживаниям. Для передачи огромного разнообразия и богатства настроений, тонкости выражения их оттенков, одного тембра человеческого голоса было недостаточно. Выход был найден. Человек создал  большое количество музыкальных инструментов для исполнения музыки самого разнообразного характера, жанров и стилей. Огромная художественная сила воздействия музыки передаётся слушателю через выразительное исполнение  на музыкальных инструментах.
Пожалуй, невозможно найти такого человека, который никогда не слышал звучания какого-либо инструмента. Но каждый ли может отчётливо представить себе тембр отдельного инструмента, знает его название? Можно ли воспитать культуру слушания музыки без информации об инструментах, без знания специфики каждого инструмента?
Инструменты, которые будут сегодня представлены без сомнения, многим знакомы. Но не все знают историю его создания, о способах звукоизвлечения, из какого материала изготовлен инструмент и какие музыкальные произведения можно на нём исполнять. Итак, начнём…

Гобой (дети находят иллюстрацию с гобоем)

О старинных предшественниках гобоя создано немало легенд, сказок, преданий. В одной старинной немецкой балладе рассказывается о том, что однажды на один город напали полчища крыс. Сами жители города никак не могли от них избавиться. И тогда обратились за помощью к Крысолову. Тот смастерил из тростника маленькую дудочку и начал на ней играть, да так, что все крысы, как зачарованные, пошли за Крысоловом. Он шёл медленно, уводя крыс от города всё дальше и дальше. Дойдя до реки, он стал переходить её вброд и продолжал играть. Крысы настолько были заворожены игрой музыканта, что даже пред водой не смогли остановиться. Так Крысолов избавил город от нашествия крыс.

(Звучит фрагмент из симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»).

Кто узнал откуда этот музыкальный фрагмент?

Гобой в переводе с французского означает «высокое дерево». Звук гобоя в разных регистрах неодинаков. Нижние его звуки довольно резкие; средние – насыщенные, мягкие, с немного гнусавым оттенком; высокие же звуки – пронзительные.

У - Скажите, как выдумаете какое настроение лучше всего передает гобой?

(Звучит танец  Анитры для гобоя и фортепиано)

Дети:  гобой передаёт мечтательное, задумчивое настроение, помогает рисовать картины сельской природы.

Домра

Домра, домра, русский щипковый струнный музыкальный инструмент. Звук извлекается плектром. Наибольшее распространение домра имела в 16—17 вв. преимущественно среди музыкантов-скоморохов. Во 2-й половине 18 в. стала выходить из употребления.

В исполнение учащейся звучит  пьеса «Неваляшки».

Фортепиано

Много есть на свете разных инструментов. Я вам расскажу о вашем хорошем знакомом. Вы часто слышите и видите его на музыкальных занятиях. Это – пианино.
Скажу вам по секрету: этот инструмент – мой самый лучший на свете друг. Потому, что он как ни кто другой умеет чувствовать, понимать и откликаться на моё настроение. Когда мне грустно, я начинаю с ним разговаривать, сажусь к нему поближе  и играю. Он утешает меня звуками нежными, ласковыми. Когда мне весело, он ликует и радуется вместе со мной. Мой друг умеет быть разным.
Может быть, поэтому у него есть ещё одно имя – фортепиано. По-русски его следовало бы назвать "Громко-тихо". Такое имя ему дали потому, что в отличие от своего предшественника и близкого родственника по имени Клавесин, который был очень похож на пианино и имел почти такое же устройство, но издавал звуки только одинаковой силы и громкости, форте или пиано.
Вот какой замечательный инструмент изобрёл в 1711 году в итальянском городе Падуя мастер Бартоломео Кристофори.
Пианист нажимает на клавишу, деревянный молоточек, обитый войлоком, ударяет по струнам, которые дрожат, вибрируют, – так возникает звук. Инструмент получился замечательный: диапазон включает в себя диапазоны почти всех остальных музыкальных инструментов. Он может звучать совсем тихо и легко, как арфа или флейта, а может и как целый оркестр.
Специально для публичных концертов, где собирается много народу и где звук должен быть мощным, сильным, изобрели рояль, что в переводе означает «Королевский». Чтобы звук лучше доходил до слушателей, у рояля поднимают крышку, похожую на огромное чёрное крыло. Рояли и пианино имеют одинаковую клавиатуру и по две ножные педали, с помощью которых меняется окраска звука.

(Звучат произведения для фортепиано в исполнении учащихся).

Арфа

Диалог двух учащихся:

– Я полагаю, мне 5 или 10, а возможно, и все 20 тысяч лет.

– Не может быть! В таком почтенном возрасте вы выглядите просто по-королевски: педали сверкают золотом, на самом верху что-то вроде небольшой короны, прозрачная накидка из струн, и вся вы такая резная, изящная. Будто крыло огромной золотистой бабочки.

– Чему же тут удивляться! Ведь я раньше была божественным инструментом, моей игрой наслаждались боги Олимпа, по моим струнам пробегали их пальцы. Затем я стала инструментом аристократическим, то есть для богатой знати. Меня украшали золотом, перламутром, мозаикой.

На арфе играет лишь тот,
Кто свободен и знатен.
Она никогда не звучит
Под рукою раба…

– так писали обо мне поэты.
– Самый древний мой предок – простой охотничий лук. Когда-то очень давно, на заре человечества, охотник, задев тетиву своего лука, удивился, как она долго и мелодично звенит. Ему понравился этот звук, и он рядом натянул ещё несколько жил по-короче. Это было гениальное музыкальное открытие – так появились струнные щипковые инструменты. Среди моих близких родственников – знаменитая Лира, так называли её древние греки, а также Лютня – любимица Европы лет этак 300 тому назад. Но, знаете ли, годы идут. Теперь они на пенсии и поселились в музее. И дальних родственников у меня очень много. Это все те струнные инструменты, на которых играют щипком. Они хоть и не относятся к благородным, но всё же родня. Это я о гитаре, мандолине, гуслях…
– Скажите, а где вас можно встретить?
– На концерте, конечно…

(Звучит музыкальный фрагмент в аудиозаписи).

Гитара

У гитары мало конкурентов – это всем инструментам инструмент. Почему – не сразу и ответишь. Рояль и скрипка, конечно, солиднее, но на гитаре во всём мире играет несравнимо больше людей, чем на скрипке и рояле. И это не случайно. Она идеально аккомпанирует, а в руках у мастера – прекрасный солист. Гитару нередко называют струнным щипковым инструментом, но это не совсем верно. Звук на ней извлекается не щипком, а скорее «ударом» пальцев, или «броском». Можно играть и медиатором. В Испании это поистине народный инструмент. Невозможно представить испанскую песню, да и самого испанца без гитары. Самые великие гитаристы-испанцы.

(В исполнении учащегося звучит «Испанское каприччио)

Скрипка и виолончель.

Виолончель (В.): Здравствуй, Скрипка!
Скрипка (С.):  Добрый день, Виолончель!
В. Сотни лет знакомы, в каждом концерте играем вместе, а всякий раз я рада встрече с тобой.
С. Мы же родственники. Только ты большая, и звук у тебя низкий, густой, благородный, а я маленькая, и голос мой тоньше, нежнее, прозрачней.
В. Маленькая, да удаленькая. Ведь это тебя называют «Королевой оркестра». Мы самые певучие из всех инструментов.
С. Меня сделали около 400 лет тому назад добрые мастера-волшебники из итальянского города Кремона. Никогда не забуду их имена: Амати, Гварнери и великий Страдивари.
В. Неужели настоящие волшебники?
С. Конечно. Ведь все вещи портятся со временем, с годами теряют качество. А скрипки кремонских мастеров чем дольше живут, тем прекраснее звучат.
В. А моё имя происходит от имени наших с тобой предков – Виол, что в переводе означает фиалка, анютины глазки. Выходит, я, Виолончель, – Большая Фиалка. Говорят, что мой голос больше других инструментов напоминает человеческий и ближе всего к мужскому баритону. Мне особенно удаются широкие, напевные мелодии, но я легко справляюсь и с виртуозными произведениями.
С. По части виртуозности я тоже большой специалист. Каких я знала прославленных скрипачей! Вот, например, гениальный Никколо Паганини. Его даже обвинили в колдовстве, потому что не верили, что обыкновенный человек  сам, без помощи волшебной силы, может так великолепно играть на скрипке. С его именем связаны легенды. Одна из них гласит, что однажды во время публичного концерта у Паганини вдруг одна за другой начали лопаться струны. Случайно это произошло или по чьему-то злому умыслу – никто не знает. Но великий скрипач продолжал играть, как будто ничего не происходило, и закончил произведение на единственной оставшейся целой струне под гром оваций.
В. Вот что значит талант, мастерство и самообладание!
С. Извини, мне пора на репетицию.
В. Увидимся вечером на концерте.

(Звучит  фрагмент А.Вивальди «Времена года»)

Баян

Баян — музыкальный инструмент, разновидность гармоники с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым аккомпанементом на левой; назван в честь древнерусского певца-сказителя Бояна.
Современный баян оснащён пятирядной правой клавиатурой с регистрами-переключателями и готово-выборной шестирядной левой и обладает отличными художественно-исполнительные возможностями, позволяет играть не только простейшие мелодии, но и шедевры мировой классики.
Баян состоит из трёх частей — правый полукорпус, левый полукорпус, меха. Звук в баяне возникает за счёт колебания язычков — металлических пластинок — под воздействием воздушной струи из мехов.

В исполнении учащегося звучит р.н.п. «Выйду на улицу, гляну на село»

Ну вот и подошло к концу наше путешествие в галерею муз. Инструментов, надеюсь что вы узнали много нового и интересного! До свидания. До новых встреч.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные инструменты. Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста.

Музыкальные инструменты.Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста. Описание игры: Дети стоят в зале  в кружочке ( если еще не могут то в хаот...

Музыкальный инструмент Фортепиано. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)

Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека.Педагог инструментального класса в первую очередь призван формировать и развивать э...

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных инструментах. Закрепление интереса к музыкальному искусству.

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, му...

Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты....

Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...