Педагогические приёмы управления детскими конфликтами
статья

Константинова Ольга Олеговна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические приёмы управления детскими конфликтами

Говоря о квалифицированности преподавателя нельзя не затронуть способность управлять и решать детские конфликты.  При общении детей возникают ситуации, требующие большого количества социальных навыков и знаний, которыми в большинстве случаев младшие школьники не обладают. Школьник еще не понимает какой он , не контролирует свои эмоции, намерения, поэтому ему трудно представить, как это отразиться на другом человеке. Он видит лишь действия других, и не понимает что , у других есть свои взгляды , интересы и желания. Всегда можно разделить детей на популярных и непопулярных. Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые. В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети (агрессивные, жалобщики, всезнайки, максималисты и др.).

Основными причинами возникновения детских конфликтов являются:

непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, неусидчивость, леность, лживость, слабоволие.

Разрешение конфликта – это:

- минимизация проблем, разделяющих стороны через поиск компромисса, достижения согласия;

- устранение полностью или частично причин, породивших конфликт;

- изменение целей участников конфликта;

- достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.

          В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и большинство детских ссор обычно разрешаются сами собой. Небольшие стычки – это естественные явления жизни, первые уроки взаимодействия со сверстниками, с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Им нужно научиться самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

          Задача  состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).

Конфликты в детском коллективе легче предупреждать, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на стадии их зарождения, признаками чего могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины или правил игры, обзывание, приставание, отчуждение ребенка от группы. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.

Школьников  нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в ней здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Учитель  должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Важен личный пример учителя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка.

Очень важным аспектом  является развитие самоконтроля – это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.

Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс:

Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Дети менее агрессивны у родителей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.

Внешний контроль за поведением необходим всем детям школьного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности. Приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.

Одним из направлений педагогической деятельности должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого используются:

- сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации);

- социально-поведенческие тренинги (обучающие моделям конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);

- психогимнастика;

- чтение и обсуждение художественных произведений;

- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;

- дискуссии.

Подводя итог можно составить Единый алгоритм для решения любого школьного конфликта:

Первое - спокойствие окажет пользу, когда проблема назрела.

Вторым будет - анализ ситуации без превратности.

Третьим немало важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

В четвертых, выявление общей цели, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу и способу решения проблемы, что позволит прийти к этой цели.

А последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Что мы можем сказать про конфликт? Добро это или зло? Ответы на эти вопросы не найдены и кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — практически невозможное. И решать их все равно придется обе сторонам конфликта. За конструктивным решением стоит доверительные отношения и мир в классе, за деструктивным приводят - обиды и раздражение у конфликтующих сторон. Главное в нужный момент остановиться и подумать, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие для учителей начальных классов и воспитателей ГПД: «Единая модель поведения педагогов в разрешении детских конфликтов. Развитие коммуникативных навыков».

Теоретическое представление о технике посредничества в конфликтных ситуациях, ознакомление педагогов с некоторыми приемами, упражнениями, которые можно использовать для формирования и развития к...

Проект "Управление персоналом: организационно-педагогические условия управления конфликтами в педагогическом коллективе"

Любому современному человеку, тем более руководителю, важно обладать знаниями об общих особенностях развития конфликтного процесса и навыками его эффективного управления. Важно не д...

Детские конфликты

Уж с чем – с чем, а с детскими ссорами все родители встречаются. Правда, одни дети ссорятся изредка, а другие ну просто в постоянном конфликте со сверстниками. Почему так происходит? Такие конфликты в...

"Детские конфликты и пути их решения"

Выступление на педагогическом совете школы....

Игровые способы решения детских конфликтов

Игровые способы решения детских конфликтов...

Совершенствование управления организационными конфликтами как средство повышения эффективности организации.

Статья описывает особенности и специфику управления организационными конфликтами...

План по подготовки педагогов образовательной организации к управлению межличностными конфликтами

Подробный план подготовки педагогов образовательной организации к управлению межличностными конфликтами, который включает в себя мероприятия по подготовке педагогов к управлению межличностными ко...