ПРОЕКТ волонтёрского отряда «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому!»
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Лега Галина Владимировна

Данный проекти предназначен для проведения работы с учащимися школы по воспитанию здорового образа жизни.  В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_volonterskogo_dvizheniya.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 пос. Советское Руно

Ипатовского района   Ставропольского края

ПРОЕКТ

волонтёрского отряда

«Хочешь почувствовать себя человеком –

 помоги другому!»

Автор проекта:

ученица 9 класса МКОУ СОШ № 7

 Середа Карина Витальевна,

консультант:

педагог-организатор МКОУ СОШ № 7,

 учитель географии

Лега Галина Владимировна,

2013-2014 учебный год

Без здоровья и мудрость незавидна, и искусство бледно,

и сила вяла, и богатство бесполезно, и слово бессильно.

Герофил

Проблема

           Практически во всех регионах России растёт число подростков и молодёжи, употребляющей наркотические и психоактивные вещества. Прослеживается устойчивая взаимосвязь между ростом числа случаев наркомании среди несовершеннолетних и ростом числа противоправных деяний, совершённых детьми и подростками из-за злоупотребления

психоактивных веществ.

Пояснительная записка

Данный проект разработан в 2013 году и предназначен для проведения работы с учащимися школы по воспитанию здорового образа жизни. Срок его реализации 1 год (с 2013 по 2014 год).

     В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

     Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

      Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение  может стать одной из таких форм работы.

   Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление школьного сообщества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче, с целью оказания  позитивного влияния на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

      Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы.

     Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

     В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром, во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества. Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность, в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, акции, оформление информационных буклетов. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности.

Цель проекта:

    Содействие включению обучающихся в решение сознательно значимых проблем в формировании гражданского общества, содействие сбережению здоровья школьников, пропаганда здорового образа жизни, создание молодёжного волонтёрского движения.

Задачи проекта:

1.    Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.

2.    Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)

3.    Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.

4.  Возродить идею шефства  (пока над младшими школьниками) как средства распространения волонтерского движения.

5.    Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковой среде.

6.    Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни.

Основные понятия, лежащие в основе проекта

Общение:

  • говорите с учениками и сверстниками о проблемах алкоголя и наркотиков как о других житейских проблемах.
  • дайте окружающим понять, что они могут обсуждать с Вами любые темы.
  • внимательно слушайте своих учеников и товарищей.
  • говорите на равных, не упрекайте, не читайте нотаций

Личностный рост:

  • будьте образцом для окружающих

Нормативно правовые ресурсы

  • Проект, описанный документально.
  • Законы об образовании, касающиеся профилактики наркомании и алкоголизма.
  • Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.
  • Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». 1998г.

Участники  проекта:

1.    Учащиеся класса

2.    Родители

3.    Классные руководители классов

4.    Социальный педагог

5.    Школьный библиотекарь

6.    Учитель физкультуры

7.    Педагог-организатор

8.    Медицинский работник

8.    Учитель ОБЖ

Тип проекта:

  • Прикладной (практико-ориентированный)
  • Межпредметный
  • Внутришкольный (с выходом в социум поселка)
  • Групповой
  • Краткосрочный (1 года)

Материальная база:

-помещение для занятий с волонтерами;

-канцелярия (бумага, ручки, карандаши, маркеры, диски)

-психологическая литература (книги, журналы и диагностические методики)

Технические средства обучения:

-компьютер;

-музыкальный центр, колонки;

Видеокамера, диктофон;

-фотоаппарат

Условия для организации волонтерского движения

  • Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
  • Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления и др.).
  • Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, и т.п.). В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск буклетов. И, конечно исходя из направлений деятельности, участие в праздниках, встречах, соревнованиях.

  Проект реализуется в три этапа:

  1. Подготовительно-презентационный
  2. Практический
  3. Обобщающий

Направления  реализации  практического этапа проекта:

  • Подготовка к волонтёрским  мероприятиям  
  • Волонтёрские мероприятия

Содержание деятельности по реализации проекта

Этап

Содержание деятельности

Ответст-венные

Сроки

1.Подгото-вительный

Анализ воспитательной среды образовательного учреждения в контексте данной проблемы.

Руководитель волонтёрского отряда (кл. руковод.)

Сентябрь

2013

Анализ общешкольных результатов мониторинга «Здоровье».

Октябрь

2013

Определение стратегии и тактики деятельности.

сентябрь

2013

Составление плана реализации проекта.

сентябрь

2013

Составление  примерной сметы по реализации проекты.

сентябрь

2013

Презентация проекта.

сентябрь

2013

Результат

Составленный проект, готовый к реализации.

2.Практи-ческий

1 направление: Мероприятия, направленные на оздоровление школьного коллектива 

2. Конкурс плакатов, фотоколлажей «Быть здоровым – здорово!»  Цель: презентация в живой занимательной форме ценностей здоровья и здорового образа жизни.  Реализация: школьники получают задание создать плакат,  фотоколлаж (или просто – коллаж), или – даже - карикатуру на тему здоровья и нездоровья, здорового и нездорового образа жизни. Это могут быть  высказывания мудрецов древности или наших современников, юмористические картинки соответствующей тематики. Итог: плакаты и коллажи размещаются  в школьной рекреации.

4. Тренинг: «Могу ли я сказать: нет!»

(Создание поведенческой установки на неприятие употребления ПАВ, формирование устойчивой жизненной позиции, предотвращающей вовлечение подростков в потребление ПАВ).

5.Спортивные игры «Мама, папа, я – спортивная семья».

6. Конкурс рисунков: «От улыбок хмурый день светлей!»

7. Акция «Послушай!» (письмо сверстнику, который решил попробовать алкоголь или наркотик)

Классные руководители, волонтеры, родители, учащиеся

Педагог-организатор, социальный педагог школы, волонтеры

Учитель физкультуры

волонтеры

учащиеся, волонтеры  

2013-2014 уч. г.

октябрь

2013г.

ноябрь

2013г.

Декабрь

2013г.

Декабрь

2013г.

Декабрь

2013г.

 

2 направление: Мероприятия, направленные на подготовку к волонтёрским мероприятиям

1. Организационное заседание волонтерской команды  

2. Составление плана работы по пропаганде ЗОЖ        

3. Диагностирование учащихся (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка информации. Приложение 1

4. Беседы с медицинским работником о ЗОЖ (расширение кругозора учащихся, умение представить полученную информацию сверстникам, родителям).

Педагог-организатор

Социальный педагог

Кл. руководитель

Библиотекарь

Мед.работник

2013 -2014 уч. г.

Сентябрь

сентябрь

В течение года

3 направление: Проведение волонтёрских мероприятий:     

1. Акция «Меняем сигарету на шоколадную конфету» Приложение 2

2. Выступление агитбригады «Мы за здоровый образ жизни» Приложение 3

3.  Конкурс рисунков и плакатов по ЗОЖ

4. 5-ти минутки «Инфекция не пройдет» (о важности закаливания, правильной одежды, питания, нахождения на свежем воздухе, чтобы не заболеть)

5.  Акция «Добрый день» Проведение музыкальных перемен.

6. Школьная конференция «Мы то, что мы едим!» информация о газированных напитках,  шоколадных батончиках, чипсах, добавках с буквой Е и т.д., Рефрен в обсуждении темы: это вкусно,  мне нравится –  но стоит ли есть все, что нравится? и зачем стоит смотреть на состав продукта?

7. Оформление и распространение буклетов «Здоровое поколение – мудрое решение!» Приложение 4

8. Вечер «Сохраним здоровье -спасем Россию» для 8-11 классов

Приложение 5

9. Беседа «Вся правда о вреде курения»  Приложение 6

10. Игра «Счастливый случай» на тему «здоровый образ жизни» для 7-8 классов. Приложение 7

Руководитель ВО, волонтёры

Руководитель ВО, волонтёры

Руководитель ВО, волонтёры

волонтеры

Мед. работник волонтёры

Руководитель ВО, волонтёры

волонтеры

волонтеры, педагог-организатор

2014-2015 уч. г.

Декабрь

В течение года

В течение года

1 раз в четверть

январь

В течение года

декабрь

ноябрь

декабрь

Традиционные мероприятия во время всех направлений практического этапа

1. Проведение классных по ЗОЖ, вредных привычках..

2. Участие в общешкольных спортивных мероприятиях.

  • День здоровья. Поход «Ждут нас костры»
  • День бегуна
  • «Совруновская миля»
  • Первенство школы по баскетболу
  • Первенство школы по волейболу
  • Товарищеская встреча по баскетболу, волейболу между учащимися и педагогами
  • Военно-спортивная игра «Зарница»
  • Конкурс «Рыцари спорта»
  • Конкурс «А ну-ка, парни

Кл. руководитель

Волонтеры, учитель физкультуры, педагог-организатор

 

2013-2014 уч.год

В течение года

Результат

3.Обобща-ющий

Обработка результатов мониторинга «Здоровье».

Руководитель волонтёрского отряда

Май 2014

Анализ результатов реализации проекта в соответствии с поставленными целью и задачами

Определение перспектив и путей дальнейшего развития деятельности в данном направлении.

Подведение итогов.

Оформление альбома деятельности  волонтерского отряда.

Результат

Оформленный фотоальбом о работе и результатах волонтёрского отряда.

Смета расходов по проекту

Статьи расходов по проекту

Всего

(руб.)

Покупка бумаги по цене 200р   (2 шт.)

400р

Канцелярские товары (фломастеры, цветная бумага, клей, скобы)

300р

Призы для участников творческого конкурса

500р

Грамоты по цене 15р. (20 шт.)

300р

ИТОГО:

1500 р.

Непредвиденные расходы

100р

Общая стоимость проекта:

1600р

Ожидаемые результаты:

  • Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
  • Учащиеся, владеющие знаниями о ЗОЖ, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму.
  • Увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение    альтернативных мероприятий.
  • Привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете и учете в КДН.
  • Создание модели детского и родительского волонтерского движения внутри школы и вне ее; уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.

МЕТОДИЧЕСКОЕ

            ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Название и девиз волонтёрского отряда

Отряд: «Мы – дети здоровой планеты!»

Девиз:

Мы – молодежь 21 века!

Здорового видеть

 хотим человека!

Поможем все вместе

нашей Отчизне!

Мы – за здоровый образ жизни!

Волонтёр-это доброволец, разговаривающий на языке юной аудитории, вызывающий доверие и интерес к себе.

Волонтёрство (по пропаганде ЗОЖ) - это доступный, массовый способ профилактики вредных привычек и асоциального поведения в обществе.

Заповеди волонтеров школы

  • Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
  • Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
  • Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
  • Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.

Правила деятельности волонтера:

  • Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
  • Будь генератором идей!
  • Уважай мнение других!
  • Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
  • Обещаешь – сделай!
  • Не умеешь – научись!
  • Будь настойчив в достижении целей!
  • Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.

Кодекс волонтеров:

  1. Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
  2. Знаем сами и малышей научим,

     Как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики в начальной школе)

  1. Акции – нужное дело и важное.

     Скажем вредным привычкам – НЕТ!

     Мы донести хотим до каждого:

     Глупо - самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения

     алкоголизма,    наркотиков и СПИДа)

  1. Кто тренируется и обучается, у того всегда и все получается.

          Тренинг лидерства, тренинг творчества.

          Приятно общаться, действовать хочется! (Два в одном – обучение и

          общение. Тренинги “Я - лидер”, “Уверенность в себе”, “Успешное

          общение”, “Твоя цель – твой успех”, “Ты и команда”, “Я – творческая

          личность”)

  1. Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! ( Участие в районных конкурсах по пропаганде ЗОЖ)
  2. Снова и снова скажем народу: “Зависимость может украсть свободу!” (Пропаганда ЗОЖ в школе и не только.)

     в волонтеры.)

  1. Соблазнов опасных подальше держись.

     С нами веди интересную жизнь!

     Думай, когда отвечаешь “нет” и “да”

     И помни, что выбор есть всегда!

Обучение членов волонтёрского отряда

     Учитывая сложность проблемы пропаганды здорового образа жизни и профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения среди молодежи, волонтеры, работающие в этом направлении, должны быть хорошо подготовлены. Уровень необходимой подготовки определяется видом работы, в которую включен волонтер.

Можно выделить три основных направления подготовки волонтеров по данному направлению:

Важно помнить, что для любого из направлений необходимы базовые знания (причины возникновения злоупотребления; факторы, способствующие его распространению; реальные последствия влияния употребления на организм человека, семью и общество в целом и т.д.). Поэтому необходимым условием качественной подготовки волонтеров является привлечение к обучению медицинских работников-практиков, психологов, социологов, специалистов по работе с молодежью, специалистов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков – профессионалов, умеющих работать с молодежной аудиторией.

Обучение волонтеров должно осуществляться в тренинговом режиме. Интерактивные методы обучения позволяют через общение более глубоко осознать мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже имеющиеся навыки работы с людьми, осознать свой стиль в общении и скорректировать его.

Первое направление подготовки волонтеров для работы по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде − проведение групповых занятий со сверстниками.

Цель обучения: овладение знаниями и навыками, необходимыми волонтерам для ведения групповых занятий по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде и пропаганде здорового образа жизни.

Программа обучения включает 4 блока:

1. Мотивационный: ориентация участников в предстоящей деятельности, углубленное изучение собственных мотиваций.

2. Профилактический: знакомство с темой, определение возможных путей профилактики злоупотребления ПАВ и выработка жизненных стратегий, помогающих избежать опасности приобщения к психоактивным веществам.

3. Коммуникативный: развитие коммуникативных навыков.

4. Практический: тренировка навыков самостоятельного проведения занятий.

Количество необходимых часов в каждом блоке может варьироваться в зависимости от степени подготовленности молодых людей и особенностей развития группы.

Второе направление − проведение профилактических бесед.

Цель обучения: овладение знаниями и навыками, необходимыми волонтерам для ведения групповых занятий по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде и пропаганде здорового образа жизни.

Для волонтеров, работающих в этом направлении, важно быть хорошо информированными, уметь структурировать предлагаемый слушателям материал, делать его интересным и доступным для восприятия в разных возрастных группах, уметь удерживать внимание группы и организовывать дискуссию.

Подготовку волонтеров для этого вида деятельности также лучше проводить в форме тренинговых занятий. Прорабатывается тема профилактики злоупотребления наркотиками, алкоголем и табококурением, пропаганды здорового образа жизни и отрабатываются навыки организации и проведения групповых дискуссий.

Для проведения данной работы не требуется длительной психологической подготовки. Достаточно, чтобы у подростка было желание работать, знания в этой области, а также грамотная и без дефектов, затрудняющих восприятие информации, речь.

Третье направление − проведение КВН, подготовка театрализованных представлений и выступлений агитбригад.

Цель обучения: овладение знаниями и навыками, необходимыми волонтерам для проведения творческих мероприятий (КВН, театрализованных представлений, выступлений агитбригад), направленных на профилактику наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде, а также пропаганду здорового образа жизни.

Подготовка для работы в этом направлении требует создания атмосферы творчества. Важна тренировка внимания, памяти, правильной речи, а также владение собственным телом и умение вжиться в роль. Руководить подготовкой волонтеров может профессиональный организатор досуга.

Также важным аспектом является психологическое сопровождение деятельности волонтеров. Оно необходимо для решения трех важных задач:

1. Мотивация добровольческой активности.

Это сквозная задача, решать которую необходимо постоянно. Мотивация начинает формироваться внутри группы в результате деятельности волонтеров или благодаря работе со средствами массовой информации. Постепенно она становится более отчетливой и осознанной, поддерживается благодаря совместному планированию деятельности волонтерского формирования, возможности постоянно обучаться и неформально общаться в атмосфере психологического комфорта.

2. Преодоление трудностей в работе.

3. Разрешение личных проблем волонтеров и профилактика «синдрома сгорания», возникающего в результате сильного психоэмоционального напряжения при работе молодых людей с темой профилактики табачной, алкогольной и наркотической зависимостей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почувствуй себя волшебником!

Мастер-класс по бисероплетению (Дерево бонсай)...

Социальный проект « Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»

Цель проекта: Формировать потребности в здоровом образе жизни. Задачи проекта: ·        Формировать у учащихся систему знаний о здоровом образе жизни,·...

Семинар практикум для родителей «Почувствуй себя волшебником»

Показать актуальность кружковой работы в детском саду. Ознакомить родителей с многообразием техник нестандартного рисования....

«Спаси себя от огня и помоги другим» Школьный праздник, посвященный правилам пожарной безопасности.

middot;         В игровой форме познакомить учащихся с правилами пожарной безопасности,привить навыки осторожного обращения с огнем, воспитать чувство ответственности....

Проект по теме "Почувствуй себя британцем"

Проект подразумевает под собой  знакомство учащихся с культурой Великобритании и развитие умений монологической и диалогической речи на английском языке. Предлагаемая аудитория – учени...

Социальный проект "Помогая другим, помогаем себе"

Реализация проекта создает условия для вовлечение подростков в волонтерское движение....