Классный час Фольклор, рожденный Великой Отечественной войной 10 класс
классный час

Цели классного часа: заинтересовать обучающихся чтением фольклора , рожденного Великой Отечественной войной, воспитываптьчувство уважения к людям старшего поколения, переживших войну.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Журавлевская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

Классный час

Фольклор, рожденный Великой Отечественной войной

 10 класс

Выполнила:

Мартыненко Вера Николаевна

классный руководитель

10 класса

МОУ «Журавлевская СОШ»

2019 год

Цели классного часа:

1. способствовать формированию культуроведческой, коммуникативной, языковой компетенции старшеклассников посредством прочтения произведений устного народного творчества и живописи  периода Великой отечественной войны;

2.  воспитывать у ребят чувство уважения к людям старшего поколения, переживших войну;

3.    заинтересовать учащихся чтением фольклора, рожденного войной

Культуроведческий фон (оборудование):

репродукции карикатур Кукриниксы. «Кривое зеркало».

1942; художника В.Н. Дени.  «На Москву! Хох!  От  Москвы: Ох!» 1942

План

Звучит песня «Маки, маки, красные маки»  

1.  Вступительное слово (Слайд 2)

         Неумолимо течёт река времени. Минуло уже семьдесят пять  лет с того памятного дня, когда завершилась Великая Отечественная война. Много воды утекло с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов и сёл. Но  спустя больше семидесяти пяти  лет не забыли мы народный подвиг.

Вехи истории. Они не только в скромных мемориальных досках и величественных монументах — надёжных знаках памяти человеческой, но и в слове. Одна художественная литература об этой войне уже сегодня составит сотни томов. Ей, вероятно, суждено пополняться новыми страницами, пока живо слово на русской земле.

 Для нас значимы не только книги тех, кто наделён писательским талантом, но и произведения безвестных авторов, чьё слово передавалось из уст в уста, и воспоминания участников и свидетелей той поры.

        Наш сегодняшний рассказ о фольклоре, рождённом войной.   (Работа в группах)

2. Пословицы и поговорки. Загадки. (Слайд 3)

Взять меня в неволю врагам не позволю.

Воин воюет, а жена дома горюет.

Говорил бы много, да враг у порога.

Для фашистских палачей нет спокойных ночей.

И вилы не без силы.

И сирень не цветёт: чует фашистский гнёт.

Лучше быть вдовой героя, чем женой труса.

Муж — на танк, жена — на трактор.

Наша армия не одна — с нею вся страна.

Наша сила — в крепости тыла.

Немец от страха не дышит, когда партизана слышит.

Отвага и труд врага сотрут.

Паровоз под откос, эшелон под уклон — таков партизанский закон.

Сеют небылицы подлые фрицы.

С миру по нитке — Гитлеру верёвка.

Такая у фашистов программа — забрать всё до грамма.

Фашистскому зверю ни в чём не верю.

Чем дальше в лес, тем хуже для СС.

Загадки. (Слайд 4)

Ползёт черепаха — стальная рубаха, враг в овраг, черепаха — куда враг. (Танк.)

Не птица, а летит, без головы, а трещит. Если капнет — на земле ахнет. (Бомбардировщик.)

Без рук, без ног — к немцам скок, а немцы вдруг — без ног и без рук. (Мина.)

Крышкой закрыта, в землю зарыта, ждёт-поджидает фрица-бандита. (Сапёрная мина.)

Какую ленту в косу не завьёшь? (Пулемётную.)

Тонкое, звонкое, чугунным горохом бьёт — стальная гора напролёт. (Противотанковое ружьё.)

Не солнце, а сияет, не мина, а врага уничтожает. (Штык.)

Песни запоёт, немец заорёт. (Гвардейский миномёт «Катюша».)

Под какой оркестр больше всего танцуют фрицы? (Под выстрел «Катюши».)

Летит — воет, упадёт — носом землю взроет. (Сбитый немецкий самолёт.)

Не человек, не зверь, не птица, а человечьим мясом питается и кровью его умывается. (Гитлер.)

Кровью питается, двумя буквами обозначается. («СС».)

3.  Устные рассказы и анекдоты (Слайд 5)

Анекдот — один из жанров устного народного творчества

Подготовленные учащиеся рассказывают анекдоты

Гитлер и Наполеон

— Скажи, как мне воевать дальше? — спросил Адольф Наполеона.

— С кем воевать? — спросил Наполеон.

— С красными! — ответил Гитлер.

— Не знаю, кто такие красные, — говорит Наполеон.

— Ну, с большевиками, — пояснил Гитлер.

— Не слыхал про таких, — сказал Наполеон.

— Ну, с русскими, — возмутился Гитлер.

— А-а-а! — протянул Наполеон. — Так бы и сказал, с русскими. А докуда ты дошёл?

— До Сталинграда, — сказал Гитлер.

— Тогда ложись со мной рядом, — ответил на это ему Наполеон.

Разговор Гитлера с портретом

Когда началась война Германии с Россией, Гитлер подошёл к своему портрету и спросил:

— Что будет со мною, если проиграю войну?

Портрет ему ответил:

— Меня снимут, а тебя повесят.

Фриц рассуждает

— Никак не могу постигнуть тонкостей русского языка. Одним словом у них обозначается несколько предметов. Когда красноармейцы захватили в плен ефрейтора Мюллера, это называется «захват». Когда нас окружили под Петровкой, это был «обхват», а потом, когда одна колхозница стукнула меня по голове, это был «ухват».

Карельская ночь

— Скажи, Франц, в Карелии всегда такие белые ночи?

— Не беспокойся, Фриц, как только русские пойдут в атаку, у тебя сразу же в глазах потемнеет.

Точные сведения

Разведчик: — Бабушка! Много немцев осталось в вашей деревне?

Бабушка: — Много, родимый, целое кладбище.

* * *

— Скажи, Вилли, куда пойдёт наш поезд?

— Боюсь, что под откос!

4. Частушки  (Слайд 6)

 Частушки — один из жанров устного народного творчества песенно-декламационного характера. Они остроумны и разнообразны по содержанию. Рождённые в народе, они выражают его душу, в них отражается его жизнь, надежды и чаяния.

Частушек, которые родились в годы Великой Отечественной войны, много. Они пелись на фронте и в тылу, а в послевоенное время — почти во всех районах нашей страны и нашей  области.

 Одно из достоинств  частушек — их тематическая многоликость. О чём только не поётся в них! И о патриотизме наших солдат, и о любви, о верности, и о трудной жизни в тылу, и об уверенности в победе, и о том, какими долгожданными были весточки с фронта, и о родном крае, и о конце войны. Всё вместили в себя частушки военных лет.

 Они невелики по объёму. Но как часто в них слышатся глубокие чувства народа, пережившего нападение фашистов, оккупацию и одно из величайших сражений Великой Отечественной войны — Курскую битву, которая завершилась блестящей победой Красной Армии, тружеников городов и сёл Курской области.

Самолёт летит,

Слышь, мотор гудит.

Мой милёнок наступает –

Скоро немец побежит.

 Многие частушки военных лет проникнуты грустью о несбывшихся мечтах и надеждах. Такие частушки называют у нас страданиями. Они поются протяжно, раздумчиво, с глубокой печалью.

Ах, война, ты, война,

Надоела всем она.

Надоела, девки, нам:

Все ребята наши там.

Ох, война, война,

Что же ты наделала?

Из чернявого милёнка

Сделала ты белого.

Беда, горе - не рассада,

Не раскинешь по грядам.

 И кручина - не лучина,

 Не сожжёшь по вечерам.

 Многие частушки рисуют тяжёлую жизнь солдаток и вдов, которые вдоволь испытали горя в страшную годину, взвалив на себя не только женскую, но и мужскую работу.

Звучат частушки:

Девочки, война, война,

Девочки, окопы рыть.

Девочки, война заставила

Смолоду без мужа жить.

Мой муж на войне

Управляет ротою,

А я тоже не сижу,

На волах работаю.

А я с миленьким простилась:

Его взяли на войну.

 И осталась я одна.

Будь ты проклята, война!

Вот и кончилась война

И осталась я одна.

Я и лошадь, я и бык,

Я и баба, и мужик.

Но, несмотря на то, что частушки военных лет больше грустные, и в них часто звучит уверенность в победе, проявляется патриотическое чувство народа, героизм и самоотверженность.

Как у нас на горе

 Поставили орудию,

 За колхоз пойду ребром –

За Сталина грудью.

Милый мой, милый мой,

На войну возьми с собой,

Там ты будешь воевать,

Я - патроны подавать.

Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать.

Чтобы лучше нам жилося,

Надо немца шибче гнать.

Ой, калина, ты, калина,

Красная смородина,

Не дадим тебя мы немцам,

Дорогая Родина!

 Интересные частушки  о войне можно было прочитать на страницах «Курской правды» тех лет. В них и  надежда, и заклинание, и вера в победу над врагом, и жгучая ненависть к злу и смерти.

Бей их, милый, без пощады,

Презирая смерть свою,

Пусть узнают фрицы-гады:

Мстишь за Родину свою.

И ещё:

Фриц пришёл к нам - не просили.

Так попросим его вспять.

Мы не раз уж немца били,

Мы побьём его опять.

К годовщине в Медвенском районе Курской области сложились куплеты о битве на Курской дуге, о героизме советских солдат:

Ой, земля, моя земля,

Ой, землица Курская,

В сорок третьем здесь гремела

Наша слава русская.

Мчатся грозною лавиной

Наши танки напролом.

Мы под Прохоровкой ныне

Рассчитаемся с врагом.

В частушках блистательно проявляется творчество народа. Частушки вездесущи, они многого касаются, вторгаются во все области, в них никогда, даже в суровую военную пору, не гаснет здоровый народный юмор.

Пошла плясать

Наша Пелагея.

Уперёд пулемёт –

 Сзади батарея.

Раз, два, треска –

Милому повестка.

Бог с ним, не тужу,

До вокзала провожу.

Гитлер Сталина спросил:

Где твое оружие?

Иль не видишь, чёрт косой,

Вся Москва загружена?

Скоро, скоро на войну,

Скоро на позицию.

 На кого я оставляю

Свою круглолицую?

Девочки, война, война

До самого Урала.

Девочки, война, война,

Молодость пропала.

Прислал миленький печаль,

Я на стол положила.

Треугольная печать

Сердце растревожила.

Зададим фашистам баню,

Ох, и баню жаркую!

Не бывать нашей земле

Под фашистской маркою.

Девочки, война, война.

Что наделала она?

Из хороших человек

Понаделала калек.

Ах, фашисты, что вам надо?

Не пойму я одного:

Ах куда же вы девали

Дорогого моего?

Мой милёночек на фронте,

А я буду его ждать.

Буду шить ему рубашки

И украдкой целовать.

Был мой милый на войне,

Получил медали две.

Воевал он на Дону,

Отдал жизнь за Родину.

Ласточка-касаточка,

Осталась я солдаточка.

Ласточка бескрылая,

Осталась я без милого.

Партизанит мой сынок,

Партизанит дочка.

Помогают им народ,

Лес да тёмна ночка.

Мой милёнок — партизан,

По лесу скитается.

Моё сердце молодое

По нём разрывается.

На берёзе есть полоски

И в германской стороне,

Только русские берёзки

Во сто раз дороже мне.

Били фрицев на Кавказе,

Били фрицев на Дону,

Как догнали до Берлина,

Колотили на дому.

Расцвела черёмуха,

И поют соловушки.

Мы фашистов выгнали

Из родной сторонушки.

Снова песни распевает

И цветёт родимый край.

Никогда мы не забудем,

Как пришёл девятый май.

4. Заключительное слово.

 Знакомство с фольклором  на военную тематику дало нам возможность проследить связь родного края со всей страной. В произведениях фольклора  мы услышали исповедь поколения защитников Отечества. Мы почувствовали, что война пахнет огнём и смертью.

 Отгремели бои, стала историей Великая Отечественная... Нет- нет, да и прозвучат где-то частушка  или анекдот о тех суровых годах, напоминая ныне живущим о былом.

 Над одними вы весело посмеётесь, над другими задумаетесь, над третьими, может быть, и погрустите. А иные, возможно, и запомните, и споёте или расскажите  при случае — и вот снова заживут частушка или анекдот, дошедшие  до нас из времён войны...

5. Плакаты  и карикатуры военных лет. (Слайды 7-10)

Сообщения учащихся

6. Рефлексия

Что нового узнали на занятии?

Что было интересным на занятии?

Что было важным на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Эхо Великой Отечественной войны"

"Никто не забыт, ничто не забыто...". Наше село свято чтит память тех, кто отдал свои жизни во благо нашей Родины во время Великой Отечественной войны.Этот скромный классный час мы посвятили им - вели...

Классный час, посвященный Великой Отечественной войне

Этот классный час посвящён Великой Отечественной Войне, а цель его патриотическое воспитание молодёжи. Мы коснёмся сегодня страниц:  o        Битвы под Москвой...

Презентация к классному часу о Великой Отечественной войне "Поклонимся великим тем годам".

Даанная презентация содержит материал, который можно использовать при проведении классного часа или внеклассного мероприятия о Великой Отечественной войне в 5 - 6 классах....

Классный час Фольклор, рожденный Великой Отечественной войной 10 класс

Цель классного часа: воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к старшему поколению, пережившему войну....