Внеурочная деятельность "История моей семьи".
календарно-тематическое планирование (5 класс)

Актуальность внеурочной деятельности "История моей семьи" заключается в том, что семья является одним из важнейших институтов общества , играет основную роль в социализации, передаче норм и ценностей, традиций от поколения к поколению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_istoriya_moey_semi.docx41.89 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка внеурочной работы «История семьи. Родословная. Фамилии. Имена». 5 класс.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС НОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, зарегистрированным Минюстом России от 22 декабря 2009 г. № 15785, (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированным Минюстом России от 04 февраля 2011 г. № 19707), основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно - воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно - полезной деятельности.

Цель внеурочной работы «История моей семьи. Родословная. Фамилии. Имена»: подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах; обучить  школьников ориентироваться в исторической  информации; пробуждение интереса к истории своей семьи, Отечества; способствовать более близкому общению членов семьи.

Задачи:

1.ввести ребёнка в мир истории через вещно-материальную среду;

2. научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём;

3. помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.

Для учащихся  5 классов   школы предмет «история» интересен и доступен.

2.Общая характеристика учебного предмета.

Социальный опыт детей достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают по аналогии с личным жизненным опытом, опираясь на знания о прошлом ближайшего социального окружения – своей семьи, своего родного города.

Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.

Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени.

3.Описание места учебного курса.

  Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.

  Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.

4. Личные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

  Предметные результаты: учащиеся познакомятся с понятиями «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок». Познакомятся с историей возникновения имён и фамилий; со степенью родства в семье; о профессиях предков; о семейных увлечениях и традициях. Научатся составлять «ленту времени» своей жизни; родословное древо; вместе с родителями разработают свой фамильный герб; подберут семейный девиз.

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

5. Содержание учебного предмета.

Раздел 1. Моя родословная.7ч. Вводное занятие. Понятие о родословной. У меня есть своя история. Поколение, потомки, предки. Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки». Родословное древо.         Практическое значение родословных в прошлом. Нужно ли знать свою родословную? Составление родословного древа семьи. Определение  глубины родовой памяти. Поиск  потерянных поколений. Моя семья. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Народные предания, легенды, фольклор о семье.

Раздел 2. Я и моё имя.15ч. Что означают наши имена.        Знакомство с историей возникновения имён. Как родители выбирают имя ребёнку. Происхождение современных имён. Имена и прозвища. Имя и прозвище. Откуда к нам пришли наши имена.         Влияние различных культур на проникновение имён. Тайны наших имён.        Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена. Имя и ангел – хранитель.         Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины. Моя фамилия. Моё отчество.        История возникновения фамилий и отчеств. Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.         Историческое прошлое семьи. «Говорящие» фамилии.        Что могут рассказать фамилии о прошлом. История моей семьи. Профессии моих родителей. Профессии. Мои братья и сёстры. Степени родства в семье. Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники. Степени родства в семье. Кто, кому и кем доводится. Степени родства в семье. Мои прабабушка и прадедушка.        Связь поколений. Профессии предков. Профессии моих предков.

Раздел 3. Семейные обязанности и традиции.        5ч. Что мы знаем о традициях. Знакомство с понятием «традиции». Мир семейных увлечений. Увлечения моей семьи. Семейные обязанности. Быт моей семьи. Семейные традиции. Какие традиции в моей семье. Фамильный герб и фамильный девиз дворян дореволюционной России. Знакомство с символами дворянских семей России: гербом и девизом. Правила составления гербов. Традиции тувинского народа. Посещение школьного музея.

Раздел 4. Мой дом, моя улица, мой посёлок. 5ч. «Где  я  живу?» Географические названия – свидетели прошлого. История моей улицы, моего села. Посещение музея  «Алдан Маадыр». Экскурсия по достопримечательностям села.  

6.Тематическое планирование курса.

Тема занятия.

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты.

Дата.

Пл.

Фак

Раздел 1. Моя родословная.        7ч.

 Вводное занятие. Понятие о родословной. У меня есть своя история.

1

Знать понятие родословной.

Предметный результат:  

Иметь представление о своей родословной.

Метапредметный результат:

Способность сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность.

Личностный результат: Осмысливать социально-нравственный опыт своих предков.

Поколение, потомки, предки. Знакомство с понятиями

«поколение», «потомки», «предки».

1

Раскрывать понятия «поколение», «потомки», «предки».

Предметный результат: Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки».

 Метапредметный результат:

Способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность.

Личностный результат:

Толерантность.

Родословное древо.         Практическое значение родословных в прошлом.        Нужно ли знать свою родословную?

1

Характеризовать родословное древо

Предметный результат: Способность применять информационные знания и приемы  анализа для раскрытия сущности и значения рассматриваемого термина.

Личностный результатЯ:

Образное мышление, ответственность, логика суждений.

Метапредметный результат:

навык анализа и систематизации материала источников, делать выводы на основе источников.

Составление родословного древа семьи. Определение  глубины родовой памяти.

1

Составлять родословное древо своей семьи.

Предметный результат: Использование информации по составлению родословного древа.

Личностный результат:

Осмысление социально-нравственного опыта истории предков.

Метапредметный результат:

Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией.

Поиск  потерянных поколений.

Участвовать в поиске потерянных поколений.

Предметный результат:  Объяснять пути поиска потерянных поколений.

Личностный результат:

Толерантность.

Метапредметный результат:

Формулировать и обосновывать выводы.

Моя семья. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи.

1

Объяснять какие события прошлого отразились в истории вашей семьи.

Предметный результат: Раскрыть сущность отражения мировой истории на истории семьи.

Личностный результат:

Толерантность.

Метапредметный результат:

Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.

Народные  предания, легенды, фольклор о семье.

1

Рассказывать народные  предания, легенды, фольклор о семье.

Предметный результат:  Объяснять и рассказывать народные  предания, легенды, фольклор о семье.

Личностный результат:

Понимать культурное  многообразия мира.

Метапредметный результат:

Осознавать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальной окружении.

Раздел 2. Я и моё имя.        15ч.

Что означают наши имена.        Знакомство с историей возникновения имён.

1

Объяснять, что означают наши имена.

Предметный результат: объяснить значение своего имени.

Личностный результат:

Осознавать свою идентичность как гражданина Тывы.

Метапредметный результат:

Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Как родители выбирают имя ребёнку.         Происхождение современных имён.

1

Объяснить, как родители выбирают имя ребёнку

Предметный результат:  

Знать, почему родители выбрали вам такое имя.

Личностный результат:

Осмысление социально-культурного опыта предшествующих поколений.

Метапредметный результат:

Владение умениями работать с дополнительной литературой.

Имена и прозвища .         Имя и прозвище.

1

Объяснять отличие имен и прозвищ.

Предметный результат:  Объяснять и рассказывать об отличии имен и прозвищ.

Личностный результат:

Способность к определению своей позиции по заданной теме.

Метапредметный результат:

Способность сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность.

Откуда к нам пришли наши имена.         Влияние различных культур на проникновение имён.

1

Рассказывать откуда пришли наши имена.

Предметный результат:  

объяснять смысл изученных  понятий и терминов

Личностный результат:

Работоспособность, ответственность, внимательность.

Метапредметный результат:

Составлять развернутый план по теме.

Тайны наших имён.        Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена

1

Характеризовать значение имен.

Предметный результат:

Объяснять значение имен.

Личностный результат:

Осознавать свою идентичность как гражданина России и Тывы через изучение своего имени.

Метапредметный результат:

Составлять тезисы.

Имя и ангел – хранитель.         Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины.

1

Раскрыть, почему имя - ангел – хранитель.

Предметный результат:  

Давать характеристику имени, как хранителю..

Личностный результат:

Толерантность.

Метапредметный результат:

Способность решать творческие задания, представлять результат своей деятельности в форме сообщения или эссе.

Моя фамилия. Моё отчество.        История возникновения фамилий и отчеств.        

1

Проводить поиск информации об истории своей фамилии.

Предметный результат:  

Рассказывать об истории своей фамилии..

Личностный результат:

Внимательность, интерес к курсу, самоконтроль.

Метапредметный результат:

рассуждать, использовать жизненные ситуации и жизненный опыт жизни, моделировать ситуации,

Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.         Историческое прошлое семьи.        

1

Рассказывать историческое прошлое своей семьи.

Предметный результат:

Характеризовать, что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.  

Личностный результат:

Осознавать свою идентичность как гражданина страны.

Метапредметный результат:

Готовность к коллективной работе.

«Говорящие» фамилии.        Что могут рассказать фамилии о прошлом.        

        История моей семьи

1

Подготовить сообщение «История моей семьи».

Предметный результат:  

Характеризовать «говорящие» фамилии .

Личностный результат:

Гражданская идентичность.

Метапредметный результат:

Владеть умением работать с дополнительной литературой.

Профессии моих родителей.         Профессии.

1

Рассказывать о профессиях своих родителей.

Предметный результат:  

Систематизировать материал о профессиях родителей класса.

Личностный результат:

Гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества.

Метапредметный результат:

Уметь выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Мои братья и сёстры.         Степени родства в семье.

1

Излагать степени родства.

Предметный результат:

 Составлять степень родства со своими родственниками..

Личностный результат:

Способность к определению своей позиции по заданной теме.

Метапредметный результат:

Уметь использовать средства информационных и коммуникативных технологий.

Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники.         Степени родства в семье.

1

Определять степени родства с бабушками, дедушками.

Предметный результат:  

Побеседовать с бабушками, дедушками о степени родства с собой.

Личностный результат:

Уважать  своих предков,  чувствовать ответственности перед ними.

Метапредметный результат:

Уметь самостоятельно оценивать и принимать решения.

Кто, кому и кем доводится.         Степени родства в семье.

1

Понять кто, кому и кем доводится.        

Предметный результат:

Изучать семейные архивы и определить для себя кто кем доводится для него.        .

 Личностный результат:

Выражать свою позицию на уровне положительного отношения к исследовательскому процессу; проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Метапредметный результат:

участвовать в коллективном обсуждении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнера.

Мои прабабушка и прадедушка.         Связь поколений.

1

Рассказывать о своих прабабушках и прадедушках, о связи поколений.

Предметный результат:  

Анализировать семейный материал о прабабушках и прадедушках.

Личностный результат:

Оценивать собственную учебную деятельность; выражать положительное отношение к процессу познания.

Метапредметный результат:

взаимодействовать в ходе совместной работы, вести диалог, участвовать в дискуссии; допускать существование различных точек зрения.

Профессии предков.        Профессии моих предков.

1

Рассказывать о профессии своих предков.

Предметный результат:  Защищать  творческие  работы о профессиях предков.

Личностный результат:

Проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как  понимание чувств других людей.

Метапредметный результат:

ставить и формировать проблему курса; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении заданной проблемы.

Раздел 3. Семейные обязанности и традиции. 5ч.

Что мы знаем о традициях.        Знакомство с понятием «традиции».

1

Составить рассказ «Что мы знаем о традициях».

Предметный результат:

Характеризовать традиции своего народа.  

Личностный результат:

Осознавать свою идентичность как гражданина страны.

Метапредметный результат:

Готовность к коллективной работе.

Мир семейных увлечений.         Увлечения моей семьи

1

Излагать материал об увлечении своей семьи.

Предметный результат:  

Рассказывать об увлечениях своей семьи.

Личностный результат:

Внимательность, интерес к предмету, самоконтроль.

Метапредметный результат:

Рассуждать, использовать жизненные ситуации и жизненный опыт жизни, моделировать ситуации, умение делать выводы

Семейные обязанности. Быт моей семьи.

1

Раскрывать значение семейных обязанностей.

Предметный результат:  

Давать характеристику семейным обязанностям.

 Личностный результат:

Толерантность.

Метапредметный результат:

Способность решать творческие задания, представлять результат своей деятельности в форме сообщения.

Семейные традиции.        Какие традиции в моей семье.

1

Рассказывать о семейных традициях.

Предметный результат:

Объяснять традиции в своей семьи.  

Личностный результат:

Осознание своей идентичности как гражданина России через изучение традиций своей семьи.

Метапредметный результат:

Составлять тезисы.

Фамильный герб и фамильный девиз дворян дореволюционной России. Знакомство с символами дворянских семей России: гербом и девизом. Правила составления гербов.

1

Систематизировать материал о фамильных гербах и фамильных девизах дворян дореволюционной России. Знакомство с символами дворянских семей России: гербом и девизом

Предметный результат:  

объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов.

Личностный результат:

Работоспособность, ответственность, внимательность.

Метапредметный результат:

Составлять развернутый план выступления по теме.

Традиции тувинского народа. Посещение школьного музея.

1

Проводить поиск информации о традициях тувинского народа.

Предметный результат:  

Объяснять и рассказывать о традициях тувинского народа.

Личностный результат:

Способность к определению своей позиции по заданной теме.

Метапредметный результат:

Способность сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность

Раздел 4. Мой дом ,моя улица, мой посёлок. 5ч.

«Где  я  живу?» Географические названия – свидетели прошлого.

1

Излагать материал о месте, где ты живешь.

Предметный результат:  

Знать географическое расположение родного края.

Личностный результат:

Гражданская идентичность.

Метапредметный результат:

Владение умениями работать с дополнительной литературой.

История моей улицы, моего села.

1

Составлять рассказ об истории своей улицы, своего села.

Предметный результат:

Рассказывать об истории своей улицы, своего села.

Личностный результат:

Осознавать свою идентичность как гражданина Тывы.

Метапредметный результат:

Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Посещение музея  «Алдан Маадыр».

1

Рассказывать о музее.

Предметный результат:  

Написать эссе о музее.

Личностный результат:

чувствовать гордость за историю Родины.

Метапредметный результат:

искать и выделять необходимую информацию.

32-33

Экскурсия по достопримечательностям села.  

2

Собирать материал о достопримечательностях села.  

Предметный результат:  

Объяснять и рассказывать о достопримечательностях села.   Личностный результат:

Понимание культурного и исторического многообразия мира.

Метапредметный результат:

Осознавать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальной окружении.

         34

Защита проекта «Моя родословная» или «История моей фамилии».

1

Предметный результат:  

Оформить  свой проект.

Личностный результат:

Сохранять мотивацию к учебной деятельности.

Метапредметный результат:

прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимать и сохранять учебную задачу.

7. Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса включает библиотечный фонд школы и библиотек кожууна, электронную библиотеку.  Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

1.Компьютеры,

2. Проектор,

3.Экран.

8.Планируемые результаты изучения курса.

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

Предполагаемые результаты обучения.

1.Изучение истории своей семьи, родословной, имени и фамилии.  
2.Сбор богатого материала об истории своей семьи .
3. Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.

9.УМК.

1.Флоренкова Н.М. Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) «Моя родословная».2011г.

2.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы».

3.Михеева Л.А. Программа патриотического просвещения «С чего начинается Родина?».

4. сайт – zdch@foramail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История моей семьи в истории моей страны

Главной целью  совместной работы стала попытка воссоздания исторического прошлого на основе документов и материалов, хранящихся в семейных архивах. Были поставлены следующие задач...

Методическая разработка научно-практической студенческой конференции с элементами художественного творчества «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны»

Основная цель данной работы состояла в побуждении студентов к изучению истории своей семьи в трагический период жизни нашей страны – Великой Отечественной войны. На Руси как древней, так и современной...

Элективный курс натему: "История моей семьи в истории моей страны"

Программа курса рассчитана на обучающихся 9 класса, как предпрофильная подготовка. Возможно использование и в 10-11 классах как факультатив. Программа рассчитана на 18 часов. Итогом работы должна стат...

Великая Отечественная война в истории моей семьи, в истории моих земляков

Тема классного часа посвящена особой дате "Дню Победы". Принцип отбора материала: показать важнейшие события Великой Отечественной войны, тяжесть ратного труда, «цену победы», жизнь людей на фронте и ...

История моей семьи - история моей страны.

Моя дочь Кузьмина Юлия , ученица 8 класса, под моим руководством написала небольшой реферат о своём прадедушке, а моём дедушке, участнике Великой Отечественной войны Белове Михаиле Фёдоровиче и его су...

внеурочное занятие "история моей семьи" для 5 класса

Технологическая карта внеурочного занятия по ФГОС...

Программа внеурочной проектной деятельности учащихся « История страны в истории моей семьи»

Программа рассчитана на 17 часов.Класс: 5 классЦель программы - создание условий получения значимых личностных результатов учащимися в освоении основной образовательной программы основного общего обра...