Урок памяти "Блокадный хлеб"
классный час (9 класс)

Данное мероприятие целесообразно проводить в рамках месячника военно-патриотического воспитания. Учитывая возраст учащихся, оправдано использование музыкальной композиции группы "Ария", конкретно песни "Непокоренный". Данный клип группы подводит к проблемному вопросу: "Почему Ленинград называют непокоренным?"  Форма мероприятия- устный журнал позволила привлечь учащихся к поиково-исследовательской работе и широкому охвату материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokadnyy_hleb.docx33.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                             кадетская школа-интернат «Курганинский казачий кадетский корпус» Краснодарского края

Всероссийский урок памяти

«Блокадный хлеб»

                                         подготовлен классным

                                                                руководителем 9 «А» Баженовой Н. В.

                                                                   

                                                        Курганинск,

2020



Предварительная работа: 
Поиск исторического материала и стихов, иллюстраций, фотографий и фонограмм, разучивание стихов, оформление кабинета к проведению классного часа, подготовка костюмов для сценки, выставка фотографий, рисунков и образцов продуктов.
Цель: 

формирование патриотизма, российской идентичности у школьников, чувства гордости за свою Родину и её вооруженные силы, за наш народ и героические страницы истории России на примере ратного, трудового и человеческого подвига защитников  и населения Ленинграда. 
Задачи: 

способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников; воспитывать патриотические чувства,                                                                         развивать историческую память, уважение к старшему поколению, к поколению ленинградцев.

Оборудование: аудиозапись песни «Непокоренный» в исполнении А. Кипелова, иллюстрации, выставка книг, посвященных Великой Отечественной войны, презентация «Блокадный Ленинград»
Эпиграф:
«Стоек и бесстрашен Ленинград.
Он не дрогнул, он не покорился!»
                                   
О. Бергольц

                                                           Ход урока.

  1. Вступительное слово. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проводим  урок памяти, посвященный знаменательной дате: 27 ЯНВАРЯ - день снятия блокады с Ленинграда.
    Мы проведём её в форме устного журнала, информацию  для которого мы подготовили с вами  вместе. А давайте попытаемся ответить на такой вопрос: « А зачем нам нужен такой классный час, зачем нам это надо?» (выслушать ответы учащихся и подвести к итогу « Это нам очень нужно, чтобы мы прекрасно знали историю своей Родины, научились любить и гордиться ею, никогда не забывали и гордились подвигами, которые совершали люди в годы Великой отечественной войны ради жизни других поколений». Особенно это важно для вашего поколения, которое в большей части своей не вспоминает о войне и даже не задумывается о той роли, которую сыграл советский народ в победе над фашизмом.
    Я очень хочу, чтобы каждое слово, здесь сказанное, нашло отклик в вашей душе и надолго запомнилось.
    аудиозапись песни «Непокоренный») Ребята, как выдумаете, почему Ленинград называют непокоренным? (ответы,  обсуждение наглядного материала  подвести к работе по созданию устного журнала).
  2. Первая страница «Ленинград : история блокады»                                                                                              Над Ленинградом смертная угроза ...
    Бессонны ночи, тяжек день любой,
    Но мы забыли, что такое слезы,
    Что называлось страхом и мольбой.
    Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
    Не поколеблет грохот канонад.
    И если завтра будут баррикады- 
    Мы не покинем наших баррикад.
    И женщины с бойцами встанут рядом,
    И дети нам патроны поднесут.
    Мы будем драться с беззаветной силой,
    Мы одолеем бешеных зверей...
    Мы победим, клянусь тебе, Россия. 
    (Ольга Бергольц)                                                                                    (сообщение учащихся) . Шел самый трудный сорок первый год! К колыбели нашей Родины, к самому величественному творению рук Петра I - городу Ленинграду, рвался безжалостный враг! И вот он уже под стенами города, который рассчитывал захватить быстро и беспрепятственно. Но неожиданно для себя встретил упорное сопротивление. На защиту Ленинграда встал каждый, кто в нем жил и работал. Вокруг города были вырыты противотанковые рвы, поставлены надолбы, сооружены заграждения. В помощь советской армии, обескровленной в боях, поднялись отряды народного ополчения. Город стал неприступным, и его так и не удалось взять штурмом. К сентябрю сорок первого Ленинград был отрезан от страны. Вновь и вновь шли на приступ фашистские орды - и разбивались, откатывались назад. И тогда фашисты решили задушить город кольцом блокады, уморить его жителей голодом, подавить сопротивление снарядами и бомбами
  3. Вторая страница «Блокадный хлеб»  900 дней и ночей, 900 долгих дней и ночей, 900 долгих дней и ночей!!!
    Вдумайтесь в это число - 900. Именно столько дней и ночей длилась самая продолжительная в истории Второй мировой войны битва- битва за Ленинград.
    900 долгих дней и ночей сражался блокадный Ленинград!
    Вот что вспоминает Павлов Д. В., уполномоченный Государственного комитета обороны по обеспечению населения города и войск фронта продовольствием:
    « В кольце блокады оказалось 2 миллиона 887 тысяч человек, в том числе 400 тысяч детей, а также войска фронта и Балтийского флота. Потребление большое, а рассчитывать на скорое поступление продовольствия не приходилось. 10 и 11 сентября 1941 года провели учет всех съестных припасов, скота, птицы, зерна. Результаты оказались малоутешительными: муки и зерна осталось на 35 дней, крупы и макарон - 30, мяса - на 33, жиров - на 45, сахара и кондитерских изделий – на 60 дней...» 
    16 сентября Военный совет принял решение, направленное на экономное расходование продуктов и выявление дополнительных источников питания. Скот, имевшийся в различных хозяйствах, предлагалось забить, а мясо сдать на пункты для распределения, фуражное зерно, предназначенное для корма животных, перевезти на мельницы, перемолоть и использовать как примесь к муке. Прекратили производство пива, а 8 тыс. тонн солода направили в хлебопечение. Нужда толкала людей искать и находить продукты там, где не могли себе даже представить в мирное время. Большая группа коммунистов по поручению комитета партии осматривала вагоны, баржи и склады - словом, все места, где могли находиться продукты, и все, что можно применить в пищу, брали на учет и свозили на склады. На пивоваренных заводах вскрыли полы и собрали 110 тонн солода.
    На мельницах за многие годы мучная пыль наросла слоями на стенах, ее бережно соскребли, обработали и пустили в дело. В порту нашли 2 тыс. тонн бараньих кишок, в железнодорожных вагонах, загнанных в тупики, обнаружили тысячу тонн льняного жмыха и 500 тонн муки ... Всего хлебных суррогатов изыскали и переработали свыше 18 тыс. тонн. В то критическое время эти количества дали возможность снабжать население и войска более 25 дней. А в условиях осады города каждый выигранный день имел неоценимое значение для его защитников. И все же проведенная экономия была только началом борьбы за оборону Ленинграда. 
     «Время шло. Расход продовольствия значительно превосходил его поступление с Большой земли. Рабочие стали получать 400г в день, все остальное население - по 200 г. С 13 ноября рабочие уже получали по 300 г, а жители города - по 150 г. И даже эти нормы были не пределом. С 20 ноября произошло уменьшение норм выдачи хлеба: рабочие стали получать по 250 г, а служащие, иждивенцы и дети, составляющие две трети населения, по 125 граммов, воины - по 500 . Суточный расход муки был самым минимальным за время блокады.
     Люди умирали от голода. В ноябре от истощения скончалось 11 тысяч человек. 
     О, ночное воющее небо,
    дрожь земли, обвал невдалеке, 
    бедный ленинградский ломтик хлеба – 
    он почти не весит на руке... 
    ( О. Бергольц)                                                                                                                       « Но больше всего людей терзал голод. Ленинградцы варили суп из столярного клея, из кожи животных готовили студень, в домашних аптечках взяли все, что можно, казалось, применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин. В общественных столовых варили суп из дрожжей. Из водорослей готовили кисели. И это только маленькая толика всех ухищрений и фактов изобретательности людей в поисках чего-либо съестного».
    «Единственным источником получения продуктов в Ленинграде служила карточка, ставшая дороже денег, дороже всех шедевров искусства».                                                                                                          Небо уже фиолетовое, скоро откроют дверь. Добавок, если он будет маленький, я съем. Прижму его языком к губам и буду держать, Из него пойдет сок. В нем много сока, особенно в корке, хотя она и твердая. А о морозе лучше не думать. Если долго что-нибудь терпеть, уже ничего не замечаешь. Если сейчас не откроют дверь, я закричу. Я совсем, совсем уже не могу. Господи! Пускай дверь откроется. И пусть они свешают с добавком, потому что я никогда не отковырну кусочек от целой пайки. А у старушки уже не идет пар изо рта. Зря она села на тумбу. Если я не пошевелюсь, то тоже умру. Мороз такой синий, синий. Нет, нельзя плакать. Я приду домой, лягу, укроюсь с головой, и тогда буду плакать. А бабушка замерзла, и бидон на снегу стоит.  И кто-нибудь вытащит у нее карточки, потому что нет ни патрулей, ни милиционеров. Около дверей булочной стоит мальчишка-ремесленник в рваном ватнике. Шея повязана полотенцем. Кепка натянута на уши. Он несколько раз совался к дверям, но его отталкивали, вдруг он заговорил шепотом. «Граждане! Я вчера потерял в булочной карточки, пустите, не вру, пустите, я помираю». Все молчат. .
     Птицы смерти в зените стоят,
    Кто идет выручать Ленинград?
    Не шумите вокруг - он дышит,
    Он живет еще, он все слышит.
    Как на влажном балтийском дне 
    Сыновья его стонут во сне.
    Как из недр его вопли: « Хлеба!»
    До седьмого доходят неба.
    Но безжалостна эта твердь.
    И глядит из всех окон - смерть! 
    ( Анна Ахматова)
  4. Третья страница «Дорога жизни»                                                                      В декабре сорок первого умер 52881 человек, что превышало смертность ноября в пять раз, и ещё больше людей находилось в преддверии смерти. Но массовая смертность не породила отчаянья в народе. Ленинградцы умирали, но умирали как истинные сыны Отечества. Их смерть призывала живых к непримиримой борьбе, которая продолжалась с невиданным упорством. Как мог выстоять Ленинград? Зимой 43-го года в Ленинград приезжал английский журналист Александр Верт. Он ходил по городу, разговаривал с людьми и задавал один и тот же вопрос: как мог выстоять город? Как мог выстоять? Худые, изможденные лица ленинградцев, черепа, обтянутые желтой кожей с въевшейся копотью буржуек. Лица, лишенные мимики, с огромными глубоко посаженными в глазницах, почти неподвижными скорбными глазами. Кажется, не осталось ни капли сил в этих жутких ходячих скелетах. Но люди жили, работали, боролись с врагом, с голодом, холодом и смертью. «... Отбиваясь от воздушных атак противника, строился порт на берегу Ладоги, была оборудована водная трасса, которая как артерия связывала город с Большой землей, пока не встал лед. В конце ноября, как только позволили условия, по ледяным торосам Ладоги прошли первые, сначала конные, а уже затем обозы машин с продовольствием. Так была открыта единственная, хрупкая дорога-ниточка , которую все называли « Дорогой жизни». По этой дороге на Большую землю вывозились раненые солдаты, измученные и истощенные от голода дети, женщины и старики. По этой же дороге в город везли продовольствие: 25 декабря - завезено 700 тонн, на другой - на 100 тонн больше. Это событие послужило увеличением норм выдачи хлеба. Весть о прибавке хлеба мгновенно облетела город. Несмотря на морозный день, улицы и площади были заполнены народом, незнакомые люди жали друг другу руки, обнимались, плакали. Это были слезы радости и надежды. Примером мужества и стойкости самих ленинградцев, а также защитников города могут служить такие факты, как налаживание выпуска снарядов и танков в прифронтовой полосе под непрерывным обстрелом тяжелых
  5. Четвертая страница «Искусство нам  выжить помогло»                                   ( сообщение учащихся о седьмой симфонии Шостаковича,  блокадном дневнике О. Бергольц)
  6. Пятая страница  «Никто не забыт- ничто не забыто» (сообщение учащихся о фактах, отражающих  события в период блокады Ленинграда)  Несмотря на невыносимые условия, продолжали работать театры, издавались газеты, каждый день из репродукторов звучали передачи и сводки радио.
     Вот что рассказывает журналист, работавший в то время в комсомольской газете «Смена»: «Редакция газеты поручила мне написать очерк о самоотверженности и героизме тружеников Кировского предприятия, выпускающем боеприпасы. Работницы из молодежной бригады Наташи Калятиной, получившей широкую известность в городе, несколько раз перевыполняли норму по производству боеприпасов. Я несколько раз бывал на предприятии в блокадные дни. Но однажды, когда добрался до проходной - не узнал его. Оказывается, накануне вражеская артиллерия вела обстрел завода и половина цеха, где работала молодежная бригада, была разрушена. Сама Наташа Калятина и еще несколько работниц погибли. На их рабочих местах стояли их портреты в траурных рамках. Оставшиеся в живых члены бригады продолжали трудиться и даже в этот день перевыполнили задание.
    Так было везде. Вместо ушедших на фронт к станкам и машинам становились женщины и подростки. Выбывших из строя заменяли оставшиеся. Одна из таких женщин - Татьяна Яковлева - жена фронтовика, рабочего Металлического завода. Она пришла на рабочее место мужа, ушедшего на фронт, быстро освоила специальность машиниста парового молота. В цехе скончался от дистрофии один из молотобойцев. А надо было выполнять срочный заказ для фронта. И вот эта женщина, сама обессилившая от голода, взяла в руки тяжелый молот. Отработала одну смену молотобойцем, а потом осталась на вторую, заменив у раскаленного горна выбывшего из строя нагревальщика. После трех смен, обессиленная, она свалилась тут же у рабочего места. Немного отдохнув, и в последующие дни Татьяна Яковлева продолжала работать за двоих.
     В осажденном городе остро не хватало паровозов. Машинист Елисеев со страниц «Смены» обратился к железнодорожникам с предложением формировать тяжеловесные составы в два раза тяжелее нормы. Почину комсомольско-молодежной бригады Василия Елисеева последовали другие машинисты. Это сыграло важную роль в обеспечении продовольствием и другими видами перевозок блокадного Ленинграда.
    Ленинградцы не только создавали боевую технику. Они мужественно защищали свой город от бомб и снарядов. На предприятиях, в жилых домах действовали отряды самозащиты. По сигналу воздушной тревоги бойцы занимали свои посты на крышах и чердаках зданий, на улицах города. Особенно досаждали зажигательные бомбы. При каждом налете их сбрасывали с самолетов тысячами. Дежурные на чердаках хватали их железными щипцами и бросали в бочки с водой, засыпали песком, сбрасывали с крыш домов, тушили на улицах и во дворах. Одновременно возникало десятки пожаров в различных районах города. Группы самозащиты вместе с пожарными ликвидировали их, помогали населению, оказавшемуся в беде. 
    Наряду со взрослыми защищали свои дома и школьники, учащиеся ремесленных училищ. В «Смене» рассказывалось о школьнике Павле Ловыгине, лучшем бойце группы самозащиты. Как только раздавался сигнал воздушной тревоги, он спешил на чердак и занимал свой пост у слухового окна. Павел сумел овладеть специальностью связиста и нередко налаживал поврежденную связь. Однажды во время вражеского налета подросток, как всегда находился на крыше. С грохотом ударились о железную кровлю две зажигательные бомбы, прожгли её и, разбрасывая искры и мелкие осколки, упали на чердак. В считанные секунды Павел, обжигаясь, схватил бомбы за стабилизатор и бросил их в бочки с водой. От термитных осколков загорелись перекрытия. Он черпал воду из бочек ведром и заливал огонь. Увидев, что в другом конце чердака загорелась ещё одна бомба, он бросился её тушить, но при этом получил сильные ожоги и упал от боли. А рядом загоралась уже четвертая бомба. С трудом поднявшись, он погасил и её. Его отправили в больницу. За свой подвиг Павел Ловыгин был удостоен правительственной награды. 
     На протяжении всего 1943 года на предприятиях города, на Ленинградском, Волховском и других фронтах шла напряженная подготовка к полному снятию блокады Ленинграда. И день разгрома наступил. В результате Ленинградско-Новгородской операции, проведенной с 14 января по первое марта 1944 года, были освобождены почти вся Ленинградская и часть Калининской области, наши войска вступили в Эстонию. Гитлеровцы были отброшены от Ленинграда на 220-280 километров

Да, ты пытал нас мором и огнем,
Да, ты бомбил и разбомбил наш дом,
Но разве мы от этого бездомней?
Ты за снарядом посылал снаряд,
И это - двадцать месяцев подряд.
Но разве ты нас научил бояться?
Нет, мы спокойнее, чем год назад,
Запомни, это город - Ленинград,
Запомни, эти люди - ленинградцы! 
(3. Шишова «Блокада»).
 Совсем недавно в музее на Пискаревском кладбище вандалы уничтожили и повредили многие исторические документы, связанные с блокадой Ленинграда, в том числе и знаменитый дневник Тани Савичевой. Дневник, которой является страшным свидетельством событий в блокадном Ленинграде.Этот дневник был одним из документов по обвинению нацизма на Нюренбергском процессе.
Вот строки из него:
«...Женя умерла 28 декабря в 12.30.утра 1941 года.
- Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.
- Леша умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.
- Дядя Вася - 10 мая в 4 дня 1942 года
- Мама- 13 мая в 7.30. утра 1942 года...
- Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Таню успели эвакуировать на Урал, но она была на такой стадии дистрофии, что прожить ей удалось недолго и она, как и все её родные, умерла от истощения.В её честь была названа одна из малых планет в поясе астероидов под номером 2127. На доме, где когда- то жила Таня Савичева со своей семьей, была открыта мемориальная доска.

Заключительное слово. Можно очень долго рассказывать о событиях того трудного для каждого ленинградца и для всей страны периода. Но самое главное для нас было не показывать полностью весь ход блокады Ленинграда, как это делает хроника, а зародить у вас интерес к тому времени, чтобы вы сами познакомились с историческими событиями нашей Родины, за которыми стоят обыкновенные, но мужественные и стойкие люди - возможно даже ваши прабабушки и прадедушки. Для того чтобы наиболее полно себе представить как сражался блокадный Ленинград, как его защищали, как выстояли люди, надо обязательно познакомиться с документами того времени, прочитать книгу Ольги Бергольц «Говорит Ленинград», книгу маршала Г. К. Жукова «Воспоминания и размышления» (т. 2), познакомиться со стихами ленинградских поэтов - Николая Тихонова, Анны Ахматовой, Ольги Бергольц и многих других. Можно посмотреть пьесу о блокадном Ленинграде, фильм « 900 дней», посетить музеи в Ленинграде и на Пискаревском кладбище.

Здесь лежат ленинградцы,
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы,
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград...
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем - 
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Цена хлеба» (по рассказам В.А.Солоухина «Каравай заварного хлеба» и «Мошенники»)

  Через собственную взволнованную память приходит каждый из нас к пониманию непреходящей ценности простого куска хлеба. И дорог он не только как продукт питания. Он дорог как символ челов...

Курсовая работа на тему: "Мотив «хлеба» в прозе Е. И. Носова (на примере повести «Усвятские шлемоносцы» и рассказа «Греческий хлеб».

Предлагаемый материал может быть использован на уроках внеклассного чтения по литературе при изучении творчества Евгения Ивановича Носова...

Урок истории " Хлеб - всему голова" 6 класс коррекционной школы 8 вида

Конспект урока может быть использован для урока в 6 классе коррекционной школы, но и в начальных классах общеобразовательных школ и внеклассных занятиях...

«Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»

Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения....

Хлеб всеобщего спасения. Урок по сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб". 5 класс

В материале даётся разработка урока по сказке Паустовского "Тёплый хлеб". Основной упор делается на нравственных аспектах произведения. Широко используются творческие задания, работа с иллюс...

отчет о проведении урока в рамках проекта День хлеба в школе. Лабораторная работа "Определение содержания органических веществ в хлебе"

Ежегодно в школе проводится день, который посвящен его величеству Хлебу. В этот день на всех уроках говорят о хлебе. На уроке биологии мы вместе с ребятами и родителями изучили технологию изготовления...

Сценарий внеклассного мероприятия "Блокадный хлеб" (в рамках проведение Акции – Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб»)

Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб» проводился  по всей стране 27 января 2020 года в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 1944 года (День воинской славы Р...