Нравственное воспитание школьников
материал

Ахметзянова Юлия Хайдаровна

 

Нравственное формирование человека начинается с рождения. В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения. Перед учителем стоит задача проводить эту работу систематически и целенаправленно.

Школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм; он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников.Нравственное воспитание  школьника происходит, прежде всего, в процессе обучения и воспитания.Особая важность в образовательном учреждении отводиться урокам нравственности.

Духовно- нравственное воспитание – это сложная проблема педагогики. Ведь от того, каким в духовно-нравственном отношении формируется ребенок зависит состоится ли он вообще как человек. Именно нравственность включает в себя такие понятия как: душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, т.е. самые главные человеческие качества. И мы взрослые, обязаны ежедневно, ежечасно, ежеминутно воспитывать их в наших детях. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, где происходит его становление и развитие. В первую очередь это духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух который царит в семье и в школе, которым живут родители и педагоги-люди, составляющие ближайшее социальное окружение- оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Из указанного следует, что нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство, состоящее из семьи и школы. Духовно – нравственное воспитание – одно из важных направлений в моей работе. Духовно-нравственное воспитание я начинаю с наблюдений за детьми, за семьей с помощью различных методов: анкетирование, беседы, опросы, тесты, диагностика и.т.д.. Как бы много ни говорили сегодня о влиянии и негативном воздействии на ребёнка улицы и средств массовой информации, социологические исследования показывают, что влияние семьи сильнее, чем воздействие других фактов. Процесс формирования нравственных ценностей длится всю жизнь, невозможно сделать детей нравственными за 1-2 мероприятия. Но организация подобной работы помогает сформировать у них понимание значимости доброты, уважения, внимательного отношения к другим людям и честности в жизни человека. Сделать себя нравственнее, добрее, чище, а  значит сделать таким мир вокруг себя. Духовно-нравственное воспитание и развитие гражданина России является ключевым фактором развития страны. Воспитание человека, формирование свойств духовного развития личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование содержания комплексного краеведения в духовно-нравственном воспитании школьников

Краеведение способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся. Ведь оно обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма, гражданской ответственно...

Доклад на тему "Нравственное воспитание школьников"

Вашему вниманию представлен доклад, где я делюсь опытом работы по нравственному воспитанию своих учеников на уроках, классных часах и факультативном курсе....

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...

Диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

Диагностика уровня воспитанности  по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:...