Час общения "Дорогами большой войны" 10класс
классный час (10 класс)

Лилия Петровна Четверкина

Данная методическая разработка поможет педагогам подготовить мероприятие ,связанное с 75-летием Победы .Надеюсь твореские педагоги найдут что-то интересное для себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_dorogami_bolshoy_voyny_chetverkina.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения «По дорогам большой войны»

Автор сценария: Четверкина Лилия Петровна,

Учитель русского языка и литературы,

 классный руководитель 10а класса МАОУ СОШ №60 города Тюмени

Тюмень 2020

Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны, через знакомство с воспоминаниями участников ВОВ, текстами художественной литературы, песнями и плакатами, связанными с Великой Отечественной войной, личное восприятие событий ВОВ.

Задачи:

  1. Сформировать представление о ВОВ через изучение различных источников (исторических, литературных, личных семейных историй, музыкальных произведений, фотоматериалов, плакатов).
  2. Выявить личное восприятие событий участниками классного часа, создание проектов «Потомки – воинам Великой Отечественной войны».
  3. Сформулировать основные выводы.

Методика: погружение, групповая работа, проектная деятельность.

Оборудование: мультимедийная презентация, видеоклипы, записи сообщений на радио, музыки периода ВОВ, листы ватмана для плакатов, письменные принадлежности.

Предварительная подготовка: поиск обучающимися документальной информации об участии их родных в ВОВ, работа со стихотворениями о войне, инсценировками; оформление презентации.

Ход классного часа

1.Организационный момент. (слайд 1)

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня нам предстоит непростой разговор. Речь пойдет о Великой Отечественной войне.

 Цель – сформировать представление о ВОВ через изучение различных источников. Сегодня нам помогут воспоминания, исторические сведения и, конечно, ваши личные впечатления.

Просмотр видеоклипа про Великую Отечественную войну https://ok.ru/video/357114515828

2.Актуализация знаний. (слайд 2)

Учитель: Война… Такое короткое и такое ёмкое слово. Для кого-то война – это состояние, противоположное миру, смена событий, историческая хроника, сухие цифры и факты…

Каждый из нас в это сложное понятие вкладывает свой смысл.

Чтение стихотворения А. Макаревича учеником.

Я не видел войны, я родился значительно позже.

Я её проходил и читал про неё с детских лет.

Сколько книг про войну, где как будто всё очень похоже:

Есть и это, и то, только самого главного нет.

Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,

Сомневаюсь в кино – там, в кино, как-то очень цветно.

Кто всерьёз воевал – почему-то не любят об этом:

Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.

Только слышишь, звучит, проступает из стен Ленинграда,

Тихо-тихо поёт и в тебе, и во мне, и вокруг.

Может быть, про войну слишком много и громко не надо,

Чтобы рёвом фанфар не спугнуть, не убить этот звук.

Учитель: Мы не знаем войны, но мы слышали о ней от старших, не могли не слышать, потому что она пришла в каждый дом, в каждую семью. Дороги войны…

От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600. Всего 2600 километров. Если считать по прямой. Поездом – четверо суток, самолётом – четыре часа. А перебежками, по-пластунски, - долгих 4 года, 1418 дней!

Это подвиги солдат, их бесстрашие и героизм, это долгие минуты ожидания тех, кто остался в тылу.

И в результате - 27 миллионов погибших на полях сражений, замученных в фашистских концентрационных лагерях, умерших от ран в госпиталях…Вопрос: Ребята, а что Вы знаете о войне?

Ответы учащихся.

Прослушивание песни «Давным – давно была война»

3. Реализация заданий, подготовленных индивидуально (документальной информации об участии обучающихся родных в ВОВ). (слайд 3)

На фоне музыки Бетховена ученик читает отрывок из поэмы Егора Исаева «Суд памяти»

Вы думаете, павшие молчат! 
Конечно, да — вы скажете. 
Неверно! 
Они кричат, 
Пока еще стучат 
Сердца живых 
и осязают нервы. 
Они кричат не где-нибудь, 
А в нас. 
За нас кричат 
Особенно ночами, 
Когда стоит бессонница у глаз 
И прошлое толпится за плечами. 
Они кричат, когда покой, 
Когда 
Приходят в город ветры полевые, 
И со звездою говорит звезда, 
И памятники дышат, как живые. 
Они кричат 
И будят нас, живых, 
Невидимыми, чуткими руками. 
Они хотят, чтоб памятником их 
Была Земля 
С пятью материками. 
Великая! 
Она летит во мгле, 
Ракетной скоростью 
До глобуса уменьшена. 
Жилая вся. 
И ходит по Земле 
Босая Память – маленькая женщина. 

Она идёт, 
Переступая рвы, – 
Ей не нужны ни визы, ни прописки. 
В глазах – то одиночество вдовы, 
То глубина печали материнской. 
Её шаги неслышны и легки, 
Как ветерки 
На травах полусонных, 
На голове меняются платки – 
Знамёна стран, войною потрясённых. 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 
Она идет, покинув свой уют, 
Не о себе – о мире беспокоясь. 
И памятники честь ей отдают.

И обелиски кланяются в пояс. 

Учитель: Война в нашей стране коснулась почти каждую семью. Очень важно хранить память о тех, кто сражался за мирное сегодня всех граждан и больших, и маленьких. Начать обмен сведениями о родных-участниках Великой Отечественной войны мне бы хотелось с сочинения, победившего во Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности…» среди десятиклассников нашей школы. Прочтёт его автор Неверова Валерия. (смотри Приложение 1)

Далее обучающиеся рассказывают о своих родственниках-участниках ВОВ.

(слайд 4, 5)

Учитель: К вашим историям я хочу добавить рассказ о своих дедушках: Николенко Якове и Выходцевском Алексее Николаевиче. Дедушка Яша на войне был шофёром, и в одной из поездок погиб при бомбёжке. А вот дедушка Лёша прошёл всю войну и остался жив. Правда, он никогда нам(внукам) не рассказывал о своих чувствах и переживаниях в то тяжёлое время. Как вспоминает моя родственница, тётя, Татьяна Выходцевская: «О дедушке… он всегда был художником и военная часть его жизни - это не жизнь война, а жизнь художника, который попал волею судеб в перипетии войны». (зачитывается выдержка из архива).

4. Работа в группах над проектами плакатов «Потомки – воинам ВОВ»

А ведь изобразительное искусство во время грозных событий очень поддерживало боевой дух солдат-освободителей, особенно плакаты, которые сопровождали воинов на всех дорогах войны. Образы, используемые художниками были различны, но в каждом была безграничная вера в победу нашего народа.

(Показ плакатов в презентации. Слайд 6,7,8)

  Я предлагаю вам сейчас поработать в группах над созданием плакатов на тему «Потомки – воинам ВОВ». Постарайтесь продумать: какие образы вы изобразите, почему? Будете ли вы использовать слова? Какие? Почему? Время работы -10 минут

Возможно, вы найдёте подсказку в том видео, которое сейчас просмотрите.

Показ видео «Рисование песком на тему «Великая Отечественная война».

Защита проектов.

5.Аукцион «Песни Великой Отечественной войны» (Слайд 9)

Учитель. Ребята, а что ещё поддерживало боевой дух солдат между сражениями?

Ответы учеников.
Учитель. Правильно. Конечно, песня была самым верным товарищем русского солдата. Сейчас мы проверим, какая группа лучше всех знает песни Великой Отечественной войны и о ней. Вам даётся 30 секунд, чтобы их вспомнить.

Далее проводится аукцион на знание песен.

Учитель. А теперь я предлагаю всем вместе вспомнить песни войны. Слушаем попурри из песен и вместе подпеваем.

6. Рефлексия. (Слайд 10)

 Учитель. Конечно, наш час общения совсем немного коснулся такой важной темы, как Великая Отечественная война. Но мне очень хотелось, чтобы вы сейчас ответили на вопрос: Что помогло победить нашему народу в Великой Отечественной войне?

Ответы учеников.

7. Заключение. (Слайд 11)

 Я бы хотела, чтобы итогом нашего мероприятия стала песня из фильма «В бой идут одни старики», которую мы исполним все вместе, но сначала давайте окажемся в атмосфере данного произведения.

Инсценировка из фильма

Выходят командир и помощник в солдатской форме

Командир. Да, улетел девичий полк.

                     А может это и лучше?

                     Для нее Ромео еще живой.

Помощник. Командир! Командир.

                     (подходят к памятнику)

Командир. Когда кончится война, вернемся

                     мы сюда, пройдем по этим местам, кто остался в живых.

                      И позовем лучший симфонический оркестр. Во фраках.

                      Выйдет дирижер.

Помощник. Я подойду к нему и скажу...

                      - Пусть они нам сыграют.

Командир  Нет, ты знаешь, я сам.

                     Скажу: "Извини, маэстро, дай я".

                      И как врежем "Смуглянку".

                      От начала и до конца.

(Встают, сняв пилотки)

Включается караоке песни «За того парня», ученики исполняют песню.

За того парня
Я сегодня до зари встану,

По широкому пройду полю,—
Что-то с памятью моей стало,
Все, что было не со мной, помню.
Бьют дождинки по щекам впалым,
Для вселенной двадцать лет — мало.
Даже не был я знаком с парнем,
Обещавшим: "Я вернусь, мама..."
Припев:
А степная трава пахнет горечью.
Молодые ветра зелены.
Просыпаемся мы — и грохочет над полночью
То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.

Обещает быть весна долгой,
Ждет отборного зерна пашня...
И живу я на земле доброй
За себя и за того парня.
Я от тяжести такой горблюсь,
Но иначе жить нельзя, если
Все зовет меня его голос,
Все звучит во мне его песня.
Припев:

Учитель. Всем спасибо за активную и серьёзную работу, очень надеюсь, что наше мероприятие не оставило вас равнодушными.

Приложение 1.

Сочинение Неверовой Валерии

Моя семья и война.

Война – самое страшное, что может случиться в жизни любого человека. В этом слове - страх, боль, крики и плач матерей, детей, жен, потеря близких людей и тысячи смертей славных солдат, защищающих жизнь последующих поколений.

Великая Отечественная война была тяжелейшей из всех войн, когда-либо пережитых нашей Родиной. Сколько отважных солдат тогда погибло, сколько маленьких деток осталось сиротами, а жён - вдовами. Страшные воспоминания надолго сохранились в человеческой памяти. Тысячи умирали от голода и холода. Смерть забирала всех, кто попадался ей на пути. На защиту Отечества встали миллионы.  И стар, и мал трудился на благо Родины, чтобы спасти её от захватчиков.

Я счастлива, что не знаю ужасов войны. Когда слушаю рассказы о том времени, мне становится не по себе, по коже бегут мурашки. Ведь даже находившиеся в тылу не переставали мечтать о мире. Слушая последние новости о происходящем на фронте, люди с замиранием сердца ждали сообщений о наступлении наших войск. Тяжело тогда было … Когда приходил почтальон, каждый надеялся, что он принесет хоть какую-то добрую весточку с боевых мест. Но, к сожалению, не всем приходили хорошие письма, были и похоронки, письма о без вести пропавших. Страшно получать такие письма. Если задуматься, приходишь к выводу: нет ни одной семьи, у которой война не забрала или не искалечила пулями, осколками близкого человека.

Какими военные годы запомнились моей прабабушке Марии Степановне Морозовой, участнице Великой Отечественной войны?

Бабушке еще не исполнилось и двадцати лет, когда в их дом «постучалась» война. Первым ушел на фронт старший брат бабушки Василий Скареднов.

Скареднов Василий Степанович родился 20 апреля 1917 года. В 19 лет уехал работать в Свердловск на завод «Уралмаш». Оттуда его забрали в армию. Служил на Финском фронте один год (1938-1939 гг.). Потом перебросили в Манчжурию на границу с Японией. Зимой 1941 г. перевели под Москву, в лыжный батальон, который весь состоял из сибиряков. Пробыл там три месяца. В этом же 1941 г. около города Великие Луки его ранило и контузило. Лечился в московском госпитале, там и отняли ногу. Долечивался уже в Свердловске. Награжден  двумя Орденами Великой Отечественной войны и медалями. Умер 30 марта 2008 года.

Мужчин в деревне не осталось, пришлось на курсы комбайнеров отправлять девушек. Среди них оказались и баба Маруся с подругой Зоей Скаредновой. Все лето осваивали девушки технику, а осенью уже в качестве помощников комбайнеров убирали хлеб. Бабушка была приучена к крестьянскому труду с малолетства: выросла в многодетной семье (кроме нее в семье воспитывали еще шестеро детей).  Все же выполнять мужскую работу - трудиться на тракторе молодой девушке приходилось тяжело, особенно, когда переезжали с одного поля на другое, прицепляли и отцепляли жатку, чистили барабаны. Два сезона девушки провели в поле.

В ноябре 1942 года бабушке и ее подруге Зое почтальон принесла повестки с указанием времени явки в военкомат. Стоял холодный, сырой ноябрьский день. На вокзале деревенские девушки в фуфайках и клетчатых платках жались друг к другу, их пугала неизвестность. Ехали до Москвы в товарном вагоне, по очереди грелись около печки-буржуйки. На остановках кто-нибудь из них выскакивал, чтобы подобрать доски для растопки печи.

Баба Маруся попала в отдельный женский добровольческий стрелковый батальон, который стоял в Кунцево под Москвой. На всю жизнь запомнила она, как примеряла ватник, гимнастерку, шинель и шапку. Здесь девушка училась не только стрелять, но и навертывать портянки. Вместе с другими бойцами бабушка стояла на посту, ездила рыть окопы около Москвы.  Возвращались с задания чуть живыми, ложились и тут же засыпали. А утром снова шли на учения.

Через год женский батальон расформировали, а девушек перевели во внутренние войска. Снова в товарном вагоне их везли на Запад. Остановились в Ярцево, недалеко от Смоленска. На освободившейся от немцев земле фронтовички увидели руины. Было страшно. Кругом сожженные деревни, торчащие печные трубы на месте домов, оставшиеся виселицы. Пока добирались до места назначения, несколько раз останавливались, ждали, когда разминируют дорогу. Даже здесь, вдалеке от передовой, находиться было небезопасно. Очистка города, разминирование – такая задача стояла перед бойцами внутренних войск.

И снова баба Маруся в любую погоду, днем и ночью дежурила на контрольно-проверочных пунктах, вместе с другими проверяла документы у водителей, грузы.

В 1944 году пришел приказ: перевести их часть в Новосибирск, для охраны мостов на железной дороге. Здесь и встретила моя бабушка радостную весть о долгожданной победе. Девчонки плакали и обнимались. Не верилось, что наступил МИР.

В декабре 1945 года баба Маруся демобилизовалась. Приехала домой, отец обнял ее и заплакал. Матери уже не было в живых. Начались трудные послевоенные будни. Смотрит сегодня бабуля на натруженные руки, и слезинки катятся по ее щекам. Никто её никогда не баловал. Раньше всех вставала, позже всех ложилась, старалась больше успеть.

У моей прабабушки и её мужа есть много наград. Прадедушка был награжден Орденом Красной Звезды, медалями: «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими. Моя прабабушка была награждена одиннадцатью медалями, в основном юбилейными, среди них: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ветеран труда» и орден Отечественной войны 2-й степени.

Вот такой след оставила война в истории моей семьи. Несмотря ни на что моя прабабушка пережила это суровое время и осталась жива.

Великую Отечественную войну можно по праву назвать священной.  Все люди встали на защиту своей Родины, не испугавшись смерти, мучений, плена и многого другого. Сколько их: отважных, мужественных, твёрдо веривших в Победу, благодаря которым страна выстояла в страшную годину. Мы перед Вами в вечном долгу!

День Победы над фашистской Германией останется в памяти человечества как одна из самых знаменательных дат в истории. 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы. Эта война не должна быть забыта нами, потомками настоящих героев!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Большое путешествие в страну знаний"

Классный час-знакомство с 5 классом...

Брейн-ринг "Чем больше я узнаю, тем больше я смогу". Презентация

Презентация к интеллектуально-практической игре для старшеклассников Брейн-ринг на тему:"Чем больше я узнаю, тем больше я смогу", (7-11 класс), по предметам естественно-математического цикла....

Интеллектуально-познавательная игра "Мой край и я: чем больше узнаю, тем больше берегу"

Интеллектуально-познавательная игра, направленная на формирование патриотических чувств, гражданственности и любви к родному краю....

Большая разница. Большая разница?

Внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы в школе. Принимают участие знатоки и любители русского языка 6 и 11 классов. Задания составлены таким образом, чтобы учащиеся и 6 кл...

"Большой реке - большую заботу".Проект

Речка Большая – малая река рабочего посёлка Большеречье, Большереченского района, Омской области, левый приток реки Иртыш.В 1740г. на берегу речки Большой был основан форпост Большерецкий.На протяжени...

"БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА": больше,чем конкурс.

Вчера,30 ноября,в 11 часов у нас в школе прошел открытый дистанционный урок "Большая перемена"Дети внимательно слушали выступление министра просвещения С.Кравцова,обращение президента России...

Статья "Большие знания и большое сердце"

Трогательные и добрые слова учителям-ветеранам...