«Физика - слуга живых организмов» внеклассное мероприятие
план-конспект занятия (6 класс)

Самохин Дмитрий Михайлович

«Физика - слуга живых организмов» - внеклассное  интегрированное мероприятие по биологии и физики, для 6-7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_meropriyatie.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Паревский филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Инжавинская общеобразовательная школа»

«Физика - слуга живых организмов»

Мероприятие

разработчик: учитель химии, математики

Смохин Дмитрий Михайлович

Паревка, 2018

Физика — слуга живых организмов.

Сегодня мы приходим к пониманию того, что в связи с процессами, происходящими в мире, меняются и ценностные ориентации современного человека. Мы должны прийти к пониманию, что к природе и обществу применим единый системный подход, выражающий внутреннее единство мира, что через решение региональных проблем возможно решение проблем мировых, что без воспитания интереса и уважения к культурам народов нашей планеты невозможно понимание сути собственного народа, осознание собственной ценности. То есть, формирование мировоззрения одна из главных целей обучения, а интеграция и есть тот инструмент, который помогает формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов.

Одной из удобных форм организации интеграции между различными областями науки, и в частности школьных дисциплин, являются внеурочные мероприятие. Они позволяют привлечь разновозрастные группы детей с разным уровнем подготовленности и эрудиции, соединить лабораторное оборудование и возможности различных педагогов и сотрудников школы. Все это становится более актуальным если школа малокомплектная, где количество учащихся в одном классе небольшое. При обединении нескольких классов уменьшается в первую очередь умственная нагрузка на каждого ребенка, появляется возможность вовлечь в творческий обучающий процес больее количество учащихся образовательного учреждения. Иммено в связи с этим я решил подготовить интегрированое мероприятие .

Данное мероприятие направлено на расшерение и углубление знаний предметов эстественно научного цикла учащихся 7 - 8 классов.

Цель: обобщить изученный материал по  физике, биологии, расширить кругозор учащихся посредством интеграции физики и биологии

Задачи:

  1. Образовательная: показать связь физики с биологией. Закрепить умение готовить микропрепараты. Обеспечить  повторение понятий по физике — диффузия, электрический ток , звук, законов геометрической оптики.
  2. Развивающая: расширение кругозора учащихся и развитие логического и абстрактного мышления
  3. Воспитательная: воспитание культуры умственного труда, пропаганда здорового образа жизни

За неделю до мероприятия необходимо предложить изготовить стенгазеты на тему « Диффузия «, Глаз», «Звук»  - под общей рубрикой это интересно.

Ход мероприятия

Учитель: «Закройте глаза, освободите уши, напрягите слух, и от нежнейшего дуновения до самого дикого шума, от простейшего звука до высочайшей гармонии – всё это речь природы, которая обнаруживает своё бытие, свою силу, свою жизнь…Она даёт дивное зрелище; видит ли она сама, мы не знаем, но она его даёт для нас, а мы, незамеченные, смотрим из-за угла…» – так писал о природе немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте.

Физика – наука о природе. А человек – дитя природы. И он должен уметь с ней разговаривать. Но как? На каком языке? Французский поэт Шарль Бодлер писал:

Природа – это храм, где камни говорят,
Хоть часто их язык бывает непонятен.
Вокруг – лес символов, тревожен, необъятен,
И символы на нас с усмешкою глядят.

 Какие же вопросы нас тревожат? Что нам хочется узнать? И первое что наум мне приходит - Скажите, зачем солят морскую рыбу, ведь в море вода и так соленая?

Обсуждаются варианты ответов учащихся, после обсуждения, проведем опыт:

Опыт № 1 “Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука”.

Цель: Познакомиться с одним из важнейших свойств цитоплазматической мембраны (цитоплазмы) — регуляцией поступления в клетку и выхода из нее воды. Убедиться, что оно проявляется только при условии полупроницаемости цитоплазматической мембраны

Оборудование: луковица лука репчатого, имеющего антоциановую окрасу,6-8% раствор поваренной соли, покровные и предметные стекла, препаровальные иглы, скальпели или лезвия, микроскопы.

Ход работы.

1.Приготовить препарат кожицы лука, рассмотреть клетки под микроскопом.

2.Удалить с микропрепарата воду, приложить фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанести на предметное стекло - каплю раствора поваренной соли.

3.Фильтровальной бумагой удалить раствор поваренной соли. Капнуть на предметное стекло 2—3 капли воды. Наблюдать за состоянием цитоплазмы.

Сделаем вывод:

1. Если клетка находится в гипертоническом растворе, концентрация которого больше концентрации клеточного сока, то скорость диффузии воды из клеточного сока будет превышать скорость диффузии воды в клетку из окружающего раствора. Уменьшение объема клеточной вакуоли сопровождается отделением цитоплазмы оболочки – происходит плазмолиз

2. Если плазмолизированную клетку поместить в гипотонический раствор, концентрация которого меньше концентрации клеточного сока, вода из окружающего раствора будет диффундировать внутрь вакуоли. В результате увеличения объема вакуоли повысится давление клеточного сока на цитоплазму, которая начинает приближаться к стенкам клетки, пока не примет первоначальное положение - произойдет деплазмолиз.

3.Мы убедились в том, что плазматическая мембрана обладает избирательной проницаемостью (Биологический эксперемент в школе, 1990)

Учитель: Мы говорим в опыте о диффузии? А что же такое диффузия?

О: Диффузия-это явление взаимного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого.

Учитель: Этот эксперемент показывает нам что одно из физических явлений диффузия служит растениям в обеспечении их жизнедеятельности.

Вспомните ребята где в живых организмах еще проходит процесс диффузия?

(Совместно с учащимися заполняется схема «диффузия на службе живых организмов» (приложение №1)).

Учитель: Еще одно из интеснейших явлений физики которое мы рассмотрим сегодня  это .. .А в прочем вы сами догадаетесь очем идет речь. Но для начала одгодаем несколько загадок «Умного филина».

Умный филин загадывает загадки:

1.На ночь два оконца Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются (глаза).

2. Брат и сестра, кто их приметил?
Она всегда растет зимой,
Он летом. Что за брат с сестрой? (день и ночь).

3. Два соседа непоседы.
День на работе.
Ночь на отдыхе (глаза).

4. Что зимой в доме замерзает, а на улице нет? (стекло в окне).

Много соседей рядом живут, а никогда не видятся? (окна).

5.Под двумя мостами
Два родника.
Придет беда – потечет вода (глаза).

6. Сидит Пахом на коне верхом,
Книги читает, а грамоты не знает (очки).

7. Прозрачное озеро.
Себя видно,
А дна не найдешь (зеркало).

8. Есть у каждого лица,
Два красивых озерца.
Между ними есть гора.
Назови их, детвора (глаза).

9. Придет в дом, не выгонишь колом, пора придет — сам уйдет.   (Световой луч)

10 Где свету конец?  В темной комнате)

11. Ты от нее — она за тобой,  ты к ней — она от тебя. (Тень)

12. И языка нет, а правду скажет. (Зеркало)

13. Когда небо ниже земли бывает? (Когда отражается в воде)

14. Подялись врата, всему миру красота. (Радуга)

15. Свох глаз нет, а другим видеть помогает. (Очки)

16. Какой огонь не дает дыма? (Светлячок)

(За каждый правильный ответ вручается эмблема с радугой)

Умный филин: Ну конечно вы догодались что речь идет об оптических явлениях. Очень большое значение имеет для любого живого организма действие света. Попытки природы создать орган, специально реагирующий на световой раздражитель, на протяжении миллионов лет истории органической жизни на Земле, иногда ошибочные, иногда неудачные и более или менее совершенные, можно проследить на различных ступенях развития органических форм.  Что же такое свет? И почему мы видим?

Ответы Учащихся.

Умный филин: Свет позволяет нам видеть  но и сам может показывать фокусы.

Я предлагаю сейчас сделать вам лабораторную работу сверх нашей учебной программы: “Сложение спектральных цветов”

Цель работы: обнаружение эффекта одновременного действия света разных цветов как действие “белого света”.

Оборудование: источник света, белая бумага, набор фломастеров, клей, картон, ножницы.

Задание Выполните опыт с вращающимся диском, окрашенным в разные цвета.

Содержание работы.

Как известно, белый свет разлагается стеклянной призмой на пучки света разных цветов – от красного до фиолетового.

Из этого следует, что “белый свет” мы видим в том случае, если наш глаз одновременно попадает семь света разных цветов.

Проверим этот вывод на опыте.

Порядок выполнения работы.

1. Вырежьте из белой бумаги круг. Разделите его радиусами от центра на семь примерно равных частей. Закрасьте каждую часть одним из семи цветов спектра – красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым.

Наклейте раскрашенный диск на картон и обрежьте картон по краю диска. Сделайте в диске два отверстия на небольшом расстоянии от центра (как в пуговице). Проденьте нить через отверстия и свяжите ее концы. Наденьте концы петель нити с двух сторон от диска на большие пальцы рук.

Сделайте несколько оборотов диска при слабо натянутых нитях, затем, периодически растягивая нити, приведите диск быстрое вращение.

Пронаблюдайте, как меняется цвет диска. Сделайте вывод.

Немного интересного (готовятся учащимися заранее)

У осьминога прямоугольный зрачок.

Из-за механизма, отражающего свет назад к сетчатке, ночное зрение тигров в шесть раз лучше, чем у людей.

Делфины спят с одним открытым глазом.

Самый пpостой способ отличить звеpя-вегетаpианца от хищника: y хищников глаза pасположены на пеpедней части моpды, чтобы видеть жеpтвy. У вегетаpианцев— по обе стоpоны головы, чтобы видеть вpага.

Во многих славянских языках есть слово «око». От него в разное время образовались новые слова «очки», «окунь»

Доктор Лео Менец, биофизик из университета штата Огайо (США) установил, что глаз вырабатывает электричество. Когда человек читает книгу при нормальном освещении, его глаза вырабатывают ток напряжением 100 мкВ.

Учитель , Умный филин  Сегодня ребята мы познакомились  с вами ка помогае физикак нам жить . Давайте использовать свои знания о физических явлениях во имя нашего благо. Досвидань я до новых встречь.

Источники информации.

Биологический эксперемент в школе: Кн. Для учителя/ А.В. Бинас, и др. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

Перельман Я.И. Занимательная физика. - М.: Наука, - 1983. - 150 с.

http://www.theanimalworld.ru/animals/facts/

http://cityblack.ru/articles/1486-zrenie-v-mire-zhivotnyx.html

Памятка для сохранения нормального зрения

  1. Правильность освещения. Рабочее место должно освещаться с левой стороны, если человек пишет правой рукой и справа, если он пишет левой рукой.
  2. Расстояние наилучшего зрения (25 см) от глаза до текста книги нужно строго соблюдать.
  3. Правильное питание, богатое витаминами, необходимыми для профилактики зрения.
  4. Нельзя читать в движущемся транспорте и в состоянии лежа.
  5. При возникновении в оптической системе глаза отклонений от нормы и нарушении остроты зрения необходимо пользоваться простейшим медицинским прибором — очками или контактными линзами.
  6. При работе с компьютером рекомендуется делать перерывы через каждые 15 минут.

Учитель физики:

– Мир, окружающий нас, наполнен разнообразными звуками: человеческой речью, шумом проезжающего транспорта, шелестом листьев, криками животных и птиц. Звуки дают нам информацию об окружающем мире. Звуки дают возможность людям обмениваться своими мыслями, чувствами. (Включаю диктофон)

Почему возникает звук? Чем отличаются различные звуки? Что представляет собой звук? Как он передается и принимается? На все эти вопросы отвечает физика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Деньги - плохой хозяин или хороший слуга?"

Разработка внеклассного мероприятия "Деньги - плохой хозяин или хороший слуга?"...

Физика для самых маленьких - внеклассное мероприятие

Внеклассное мероприятие подготовленное для проведения в 4-5 классах, с целью пропедевтического обучения физики.Пропедевтика – введение в науку, в переводе с греческого языка (propaidéuō) означает «пре...

Сценарий внеклассного мероприятия «Огонь - хороший слуга, но плохой хозяин»

Данное мероприятие  содержит материалы об истории пожарной охраны г. Калуги, игровую конкурсную программу.  Возраст учащихся -10-12 лет...

Внеклассное мероприятие "Бионика- техника живых организмов"

С давних пор человек стремился заглянуть в мир живых систем, разгадать их секреты. Природа - гениальный конструктор, инженер, художник и великий строитель. Любое творение природы представляет собой со...

Контрольная работа по теме " Строение живых организмов" Биология .Живой организм. Н.И.Сонин 2013 год

Контрольная работа состоит из трех частей .Биологический диктант.Задание на соответствие.Задание на расстановку по порядку....

Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов)

Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов)   Презентация...

Тест по физике для 8 класса (внеклассное мероприятие - межпредметный марафон "Умнее. Быстрее. Сильнее.")

Тест по физике для учащихся 8 класса для проведения внеклассного мероприятия. Разноуровневые вопросы по материалу 7 и 8 класса. Автором тест был составлен для проведения этапа по физике межпредметного...