Рабочая программа библиотечного клуба "В начале было Слово"
рабочая программа

Игнатьева Екатерина Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности - библиотечного клуба "В начале было слово" рассчитана на 17 часов, предназначена для учащихся 8-11 классов. аннотация подробнее излагается в документе Аннотация к рабочей программе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13._programma_bibliotechnogo_kluba.docx39.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области – лицей № 13 п.Краснообск

ПРИНЯТО

протокол заседания методической кафедры

учителей словесности _____________________

от «____» августа 201  года № ___

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________________  __________________

от «______» августа 201    года

Рабочая программа курса

внеурочной деятельности

«Библиотечный литературный клуб

 «В начале было Слово»

для среднего общего образования (10 класс)

Срок освоения: 1 год

(на 2019-2020у.г)

Составители:

Игнатьева Е.В, учитель русского языка и литературы;

Сафонова И.А, педагог-библиотекарь

                                                               

2019

Программа внеурочной деятельности

библиотечного литературного клуба «В начале было Слово»

для учащихся 10-х классов

        

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

1.2 Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты деятельности клуба:

Освоив данную программу, учащиеся научатся:

  • любить русскую литературу и культуру в целом. Читая, подросток видит разные точки зрения на жизнь. Через классику он познает другое видение мира великих писателей и учится жить. Литература приобщает его к прекрасному, доброму, чистому, светлому.
  • Приобщаться к истинным литературным ценностям;
  • Воспитывать в себе интерес к русской культуре;
  • Знакомиться самостоятельно с произведениями русской и мировой литературы, музыки, живописи;
  • Видеть и распознавать истинные ценности культуры;
  • Работать над развитием общего культурного уровня учащихся;
  • Проявлять свои способности и возможности, склонности к литературному творчеству;
  • Проявлять и развивать интерес к коллективной творческой работе;
  • Учиться работать в творческой группе.

  Учащиеся получат возможность научиться:

  • расширить кругозор в сфере литературных и искусствоведческих знаний;
  • давать понятие о культуре речи, интерпретации текста, научиться работе с книгой, работе в библиотеке;
  • развивать литературный вкус, развивать способности к литературному творчеству
  • стремиться к развитию высокого культурного уровня во всех сферах жизни, в том числе профессиональной;
  • умению оказать помощь в: определении личного отношения к миру прекрасного другим; осознании жизненной позиции; воспитании культуры общения; поиске верных жизненных идейных и нравственных ориентиров.
  • вдумчиво читать и погружаться в тексты художественных произведений с элементами интерпретации.
  • развивать способности образного восприятия мира через чтение и декламацию художественных текстов;
  • высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного произведения.

2. Содержание занятий литературного библиотечного клуба с указанием форм и видов деятельности

  1. Знакомство с творчеством писателей и поэтов
  1. Обзорные беседы о творчестве и жизненном пути некоторых писателей и поэтов. (На выбор учащихся). Учащиеся организуют и проводят Круглый стол с помощью педагога
  2. Чтение и обсуждение избранных произведений определённых авторов. Обсуждение проводится на Круглом столе или в группах
  3. Интерпретация стихотворных текстов, знакомство с историей создания произведения. Учащиеся организуют и проводят мини-конференции с помощью педагога.
  4. Обзор произведений русского фольклора. Учащиеся готовят проект выступления или мини-спектакля с помощью педагога

  1. Творческие мастерские «Пробуем перо». Мастерские организуются и проводятся творческими группами под руководством учителя

2.1. Изобразительные и выразительные средства художественной речи, использование их в собственных творческих работах.

2.2. Жанры художественной литературы, их практическое осмысление.

2.3. Знакомство с литературными традициями в отечественной культуре. Создание собственных произведений в традиционных жанрах.

2.4. Работа над составлением литературного сборника произведений учащихся.

  1. Занятия по художественному чтению. Проводятся под руководством учителя в форме лекционно-практического урока

3.1 Понятие о партитуре стихотворного текста. Составление партитуры стихотворения.

3.2 Изучение приёмов декламации. Работа над артикуляцией и постановка дыхания при декламации. Приёмы владения голосом для передачи настроения и смысла стихотворения.

3.3 Изучение способов быстрого и твёрдого запоминания стихотворных текстов.

3.4 Декламация в музыкальном оформлении.

3.5 Художественное чтение прозаического текста

  1. Литературные беседы и вечера
  1. Учащиеся под руководством учителя проводят отбор материала и составляют сценарий литературного вечера.
  2. Составляют презентации к литературному вечеру по материалам сценария
  3. Проводят литературный вечер в классах/группах учебного заведения.

3.Тематическое планирование занятий с указанием видов и форм деятельности

17 часов

№ п\п

Кол-во

часов

Тема занятия

Цель занятия

Форма занятия

Деятельность учащихся

1

1

«Рукописи не горят».

Знакомство с творчеством писателей и поэтов.

«Мой путь не торный!»

 Творчество и жизненный путь некоторых писателей и поэтов (На выбор учащихся)

Обзорные беседы.Лекция, просмотр видеоматериалов

Знакомство с теоретическим материалом, подбор интересных фактов из жизни писателей и поэтов.

Чтение и обсуждение избранных произведений определённых авторов.

Развитие навыка анализа художественного текста. (Проза)

практикум

Интерпретация текста, выразительное чтение прозы.

2.

1

Интерпретация стихотворных текстов, знакомство с историей создания произведения.

Развитие навыка анализа художественного текста. (Стихи)

практикум

Интерпретация текста, выразительное чтение стихов

3.

1

«Что за прелесть эти сказки!»

Обзор произведений русского фольклора.

Лекция, практикум

Составления словарика русских народных поговорок и пословиц

4.

1

Творческие мастерские «Пробуем перо»

Изобразительные и выразительные средства художественной речи.

Углубление понятий о литературных тропах, использование их в собственных  творческих работах.

Лекция, практикум

Составление понятийного словаря, анализ текста.

5.

1

Жанры художественной литературы, их практическое осмысление.

Углубление понятий о литературны жанрах

Лекция, практикум.

Слставление понятийного словаря

6.

1

Знакомство с литературными традициями в отечественной культуре

Создание собственных произведений в традиционных жанрах.

практикум

Индивидуальная работа, написание творческих работ

7.

1

«…Ещё одно, последнее сказанье…»

Составление литературного сборника произведений учащихся.

практикум

Редактирование собственного произведения

8

1

«…Лишь только слову жизнь дана»

Занятия по художественному чтению

Понятие о партитуре стихотворного текста.

Составление партитуры стихотворения

Практикум, лекция

Работа над интонацией, правильной расстановкой пауз, эмоциональное наполнение чтения

 Приёмы декламации.

Изучить приёмы владения голосом для передачи настроения и смысла стихотворения

практикум

Работа над артикуляцией и постановка дыхания при декламации.

9

1

«Вспомнить всё!»

Изучение способов быстрого и твёрдого запоминания стихотворных текстов.

практикум

Заучивание стихов

Декламация в музыкальном оформлении.

Умение подбирать музыкальное сопровождение, соответствующее настроению стиха.

практикум, лекция

Чтение стихов в музыкальном сопровождении.

10

1

Художественное чтение прозаического текста

Освоение особенностей чтения прозы.

практикум

Чтение прозы

11

1

Литературные беседы и вечера

«Я хочу рассказать вам…»

Отбор материала для сценария литературного вечера.

практикум

Составление сценария Литературно-музыкальной композиции.

12

1

«Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

Составление презентации к литературному вечеру по материалам сценария

практикум

Работа со сценарными материалами.

13-14

2

«Друзья! Прекрасен наш союз»

Проведение литературного вечера в группах учебного заведения.

Практикум, творческий отчёт

Участие в литературно-музыкальных композициях

15-17

3

Читательская конференция

Методические рекомендации

С целью приучения учащихся к чтению и обучению работе с книгой на занятиях литературного библиотечного клуба проводятся часы творческого чтения. Технология проведения таких часов проста и сложна одновременно.  Сложность - в разделении по читательским интересам.  Кому-то нравятся детективы, кому-то – поэзия, а кто-то вообще зашёл журналы полистать.  В назначенное время собирается активная группа читателей, обычно это 5-8 человек из одной учебной группы. Тема часа творческого чтения определяется заранее, библиотекарем подготавливаются тексты прозаического произведения или стихов. Обычно это недлинные рассказы, стихи какого-либо поэта. Библиотекарь или преподаватель держит краткое вступительное слово, из которого ребята узнают немного о жизни и творчестве автора, первый начинает чтение, если это проза. Продолжают чтение ребята, а если есть те, кто прочитал заранее, можно включить чтение по ролям.

Час творческого чтения, посвящённый поэзии,  проводится немного по- другому. Ребятам раздаются стихотворные сборники, предлагается полистать его, почитать про себя стихи,  выбрать понравившееся и прочитать его вслух, а потом рассказать, что понял, почему именно это выбрал. Сборники стихов могут быть  одного поэта, а могут и разных. Так проводили час творческого чтения «Пленный рыцарь», посвящённый стихам М.Ю. Лермонтова; час творческого чтения стихов С.Есенина «Я московский озорной гуляка». Сборников стихов Лермонтова и Есенина  в библиотеке достаточно. На Час творческого чтения стихов поэтов Серебряного века  были предложены сборники стихов Цветаевой, Ахматовой, Гумилёва, Белого, Северянина, Блока. Ребята читали не по одному стихотворению, рассуждали об особенностях  стиха, некоторые взяли на дом  сборники.

Не менее интересно прошёл час творческого чтения по повести Распутина «Живи и помни». В библиотеке были прочитаны самые захватывающие эпизоды из начальных глав повести. На книгу выстроилась очередь.  Обычно возникает очень доверительный разговор, предполагающий камерность обстановки. Думается, что такая живая работа по привитию навыков чтения даст  свои плоды не скоро, но они обязательно будут.

 Интересное и перспективное, на наш взгляд, направление по пропаганде книги и чтения -  это просмотр фрагментов экранизаций литературных произведений. После таких просмотров у  читателей возникает желание прочесть и само произведение.  Час просмотра экранизаций  увеличил популярность таких произведений: «Тихий Дон» Шолохова, «Война и мир»  Толстого,  «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» Булгакова»;  романы Достоевского. Для реализации такого вида работы используем видеокассеты, DVD-диски и иногда передачи телевизионных каналов.

Для подготовки к конкурсам чтецов на занятиях кружка предусмотрены урок интерпретации текста.

Интерпретация от латинского слова interpretatio – посредничество, то есть объяснение, истолкование, раскрытие смысла.

Интерпретация включает в себя восприятие, понимание, объяснение художественного произведения, в нашем случае литературного текста. Понимание возникает только тогда, когда что – то пытаешься объяснить, при этом не важно, себе или кому другому. Понимание тесно связано с осмыслением, а осмысление является основой интерпретации. Для осмысления текста мы обращаемся к собственному опыту, жизненному и литературному.

На библиотечных уроках и занятиях литературного клуба, как правило, используются мультимедийные средства. На экран проецируется обложка книги, портрет писателя, иллюстрации, если они есть. Далее следует небольшое сообщение об авторе, выходные данные книги, история создания произведения. После исторического экскурса у слушателей возникает вопрос,  про что же книга?  Раздаются распечатки текста или включается аудиозапись текста. Но лучше всего юные читатели воспринимают текст на слух, когда читает преподаватель или библиотекарь. Обычно  для чтения бывают задействованы активные участники литературного клуба, те ребята, кто хорошо читает. После полного или частичного знакомства с текстом каждый высказывает своё мнение, свои чувства, которые он испытал, слушая или читая текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День славянской письменности и культуры "В начале было слово..."

Урок по этой теме был дан в рамках празднования Дня славянской письменности. Цель урока: прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории. На уроке происходило формирование...

В начале было слово...

Классный час для 8 класса  "В начале было слово.." знакомит обучающихся с нормами употребления слов, в соответствиии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью, формирует умения и навы...

В начале было слово...

Классный час для 8 класса "В начале было слово..." формирует нравственное отношение к культуре речи....

Устный журнал "В начале было слово..."

Сценарий внеклассного занятия для предметной недели русского языка и литературы...

В начале было слово...

      Кн               Книга является ярким проявлением духовной жизни общества. Изучение книжной культуры – составляющая часть проблемы общест...

В начале было слово...

Литературно-историческая викторина, посвященная Дню славянской письменности и культуры, написанная и проведенная в соавторстве с Труфановой Е.В.,учителем истории,  и учениками 6 классов...