Рабочая программа "Юный музеевед" 5-6 класс
рабочая программа (5, 6 класс)

Жергалова Оюна Доржеевна

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия воспитанниками базовых национальных ценностей, освоение системы общече-

ловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_yunyy_muzeeved.doc431 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Юный музеевед» для 5-6 классов разработана на основе

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от «29» декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редакции от 31 декабря 2015 №1576;
  • Основной образовательной программы основного общего образования муниципального автономного образовательного учреждения «Средней  общеобразовательной школы №19», принятой педагогическим советом;
  • Положения о порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих учебных программ   муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №19».

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 5-6-ых классов «Юный музеевед» (далее программа) разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель и задачи программы

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия воспитанниками базовых национальных ценностей, освоение системы общече-

ловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Цели программы:

— совершенствовать образовательный процесс средствами основного и дополнительного образования;

— создавать условия для приобретения опыта общения с культурноисторическими ценностями музея;

— создавать условия для художественного, эмоциональноценностного, социального, культурного развития, творческой самореализации личности ребёнка, для формирования гражданскопатриотических чувств у детей;

— создать условия для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев;

— создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  • представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
  • любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины;
  • умение отвечать за свои поступки;
  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации проектной деятельности;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

4) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.

5) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • представления о душевной и физической красоте человека;
  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Задачи программы:

— содействовать развитию художественного восприятия мира, воображения, образного и ассоциативного мышления, научного мировоззрения, креативного мышления учащихся;

— воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;

— расширить кругозор, развить познавательные интересы и способности учащихся;

— приобщить ребёнка к миру искусства;

— формировать «образ музея» как храма культуры, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные и т.д.);

—содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению историко-культурного наследия города, страны;

— формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;

— формировать навыки культурного поведения в общественных местах;

— развивать познавательные, коммуникативные, социальные способности детей.

Предполагаемые результаты реализации программы:

Первый уровень – обучающиеся  должны знать: историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

Второй уровень – должны уметь: общаться с людьми,  вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу

Третий уровень:

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ - выделение признаков (существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий;    установление причинно-следственных связей;  построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД: потребность в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника

Регулятивные УУД: целеполагание;      планирование; прогнозирование;

контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Личностные УУД: формирование основ гражданской идентичности личности: сформированность познавательных мотивов – интерес к новому; стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.

Программа выполняется полностью,  возможны изменения  в течение учебного года.

Содержание  программы

       Данная рабочая программа носит научно-познавательный характер и рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися   5-6 классов средней школы. Время освоения программы: 5-6 класс — 34 часа. Данная программа учитывает возможность познакомить детей со школьным музеем и с ведущими музеями республики, в том числе с использованием интернет ресурсов и компьютерных программ.  Занятия проходят во внеурочное время один раза в неделю , и осуществляют взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования.  Рекомендованная наполняемость групп: до 10 человек

Поисково-исследовательская работа в музее

5-6 класс —6 ч.

Планирование, подготовка и проведение поисково-собирательской работы. Основные формы поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов). Поиск, изучение по первоисточникам и запись в «Творческий дневник» названия первого в мире музея, первого музея в России. Общие правила оформления и заполнения полевых документов. Тетрадь для записей воспоминаний и рассказов. Встречи с ветеранами, мастерами народных промыслов. Анкетирование и интервьюирование. Выполнение индивидуальных и коллективных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по теме занятия, формирование вопросов по проблеме для обсуждения в ходе игры «Что? Где? Когда?»). Выбор темы проекта, определение этапов работы и сроков выполнения, составление программы индивидуального краеведческого задания в экспедиции: ведение творческого дневника; самоанализ результатов выполнения индивидуального задания по проекту, определение творческого выхода по обозначенной теме.

Музейные фонды и работа с ними

 5-6 класс — 6 ч.

 Знакомство со школьным музеем или экспозицией. Виртуальная экскурсия по музеям России, мира. Определение понятий фонды, изучение музейных фондов, музейный предмет, экспонат. Музейные предметы как основа работы школьного музея. Знакомство с фондами школьного музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея. Научная организация фондов музеев. Пополнение фондов музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Исторические источники в музее. Часы программы даны условно, так как многие разделы программы даются интегрированно. Шифрование предметов. Основной и вспомогательный фонды музея. Включение материалов в фонд музея. Сохранность предметов в экспозиции школьного музея. Хранение предметов в фондах.

Экспозиционно-выставочная работа 

 5-6 класс — 6 ч.

Тезаурус: вернисаж, музей, выставка, выставочная деятельность музея, экскурсия, экскурсовод, экспозиция, экспонат, документ, реликвия, музейная экспозиция, экспозиционный материал. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, указатели и др.). Экспозиции (постоянные, временные, тематические) в музеях. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинами памятным датам. Проектирование и подготовка экспозиции для класса, для школы. Какие бывают экспонаты? Экспонат в экспозиции музея. Задачи и функции выставки школьного музея и классных экспозиций. Классификация выставок. Организация выставок в школьном музее и классе (стационарные, переносные). Составление паспорта выставки.

Культурно-образовательная деятельность музея

 5-6 класс —8 ч.

История возникновения слова музей: «Муза — Мусейон — музей». Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, реставратор, хранитель, смотритель и другие. Правила поведения в музее. Представление о памятниках, памятных местах — как документальных свидетельствах той или иной эпохи. Возрастные особенности посетителей школьного музея. Обзор экскурсий музея. Подготовка к проведению экскурсий с использованием виртуального музея.

Творческая работа

 5-6 класс — 8 ч.

Формы творческих работ (отзыв, рисунок, сочинение, доклад, реферат, презентация и др.). Планирование, подготовка и реализация творческой работы. Представление творческих работ, проектов, оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильмов; проведение школьной конференции по итогам музейной деятельности.

Планируемые результаты

Учащиеся научатся:

—работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;

—находить и осуществлять отбор нужной информации;

— анализировать источники по заданным критериям;

—высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;

—наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;

—находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве;

—сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;

—выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;

—вести записи при работе с документами.

Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социально-значимых проектов, проводимых в учебном учреждении. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного музея, экспедиций. Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путешествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Рабочая программа «Музейные занятия» имеет интегрированный характер и предполагает организацию деятельности обучающихся от изучения жизни, обычаев русского народа 19 века до простого собирательства предметов и артефактов и описанию конкретных экспонатов и событий, а так же самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.

Она предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Занятия строятся с учетом сочетания работы в классе, посещение экспозиций школьного музея и музеев города, а так же самостоятельной творческой работы учащихся.

Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Подведение итогов деятельности рекомендуется проводить в различных формах общественной презентации (социальные проекты)

-  выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция и т.п.

Социальные проекты:

ПУТЕШЕСТВИЯ – проект предполагает организацию различных путешествий (видеопутешествия, экскурсии, турпоходы, экспедиции), содержательно взаимосвязанных с духовно-нравственным аспектом содержания изучаемых дисциплин и их закрепления с помощью практической деятельности.

ВСТРЕЧИ – проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий,  как средство воспитания учащихся на личных примерах.

ИСКУССТВО – проект предполагает реализацию программы посещения музеев, планетария, концертных залов, театров, выставок и т.д.

   Методы обучения:

Словесный – передача необходимой информации для дальнейшего обучения. Наглядный – посещение экспозиций, выставок школьного музея. Поисковый – сбор информации по заданной теме.

Средства обучения:

Научный и практический опыт музеев мира, Смоленска и Смоленской области, общеобразовательных учреждений, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.

Программа реализуется в следующих формах:

Мероприятия – беседа, экскурсия, игра.

Творческие дела – участие в конкурсах рисунков, выставках поделок.

Средства контроля:

Подготовка и проведение выставок, защита проектного задания по теме самостоятельного исследования.

Календарно - тематический план

№ п/п

Дата

Тема учебного занятия

Количество часов

Содержание деятельности

всего

Теория

Практика

Теор.часть занятия/форма организац. деят-ти

Практич. Часть занятия/ форма орган. Деят-ти

1

2

3

1.Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. 

3

1

 

2

 

Вводное занятие. Цели и задачи занятий по программе «Музейные занятия». Основные понятия: выставка, музей; экскурсия, экскурсовод, экспозиция. Рассказы детей; просмотр видеофрагментов (использование ресурсов Интернета, компьютерных программ)  История возникновения музея, работа в библиотеке: поиск информации, работа с текстами, с иллюстрациями).

Беседа.

Ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями). Экскурсия в школьный музей.Беседа:  Что понравилось? Почему?

Викторина, экскурсия.

4

2.Где мы были? Что мы видели?   

1

1

За что вещи попадают в музей?

Беседа,

Просмотр видеофрагментов (использование ресурсов Интернета, компьютерных программ); игра «Экскурсовод и экскурсанты» (экскурсовод представляет вещь, экскурсанты задают вопросы)

Просмотр сюжетов, игра

5

 

3.Что такое музей? Музееведение  как научная дисциплина.

1

1

 

История возникновения музея.

Беседа.

Работа в библиотеке: поиск информации, работа с текстами, с иллюстрациями. 

Поиск информации

6

4.За что вещи попадают в музей? 

1

1

Просмотр видеофрагментов (использование ресурсов Интернета, компьютерных программ); Просмотр видеофрагментов, беседа.

Игра «Экскурсовод и экскурсанты» (экскурсовод представляет вещь, экскурсанты задают вопросы).

Игра.

7

8

5.Музейные профессии    (экскурсовод, хранитель, смотритель),

2

1

1

Обсуждение похода в музей.

Беседа.

Викторина «Угадай, кто это?», творческая работа «Музей» (отзыв, рекомендация).

Викторина, творческая работа

9

6.Какие бывают музеи? 

1

1

 

Музеи школы,  «Музей войны  1941– 1945 годов» (поисковая работа в библиотеке по группам: каждая группа представляет разные музеи; представление на общем заседании; коллективное обсуждение вопроса: «Почему музеи такие разные?», беседа: «Какие музеи интересны тебе? Почему?»..

Беседа.

Определение темы для самостоятельного исследования.

10

7.Права и обязанности юных музееведов. (Мы пришли в музей).

1

1

 

Правила поведения в музее.

Беседа.

Викторина

11

12

13

 

8.Посещение краеведческого музея. 

3

3

Экскурсия в краеведческий музей

14

15

9.Фонды музея.

2

1

1

Знакомство с фондами школьного музея; работа с материалами,.

Беседа.

Работа с фондами. Ведение записей

Работа с фондами.

16

 10.История музейного дела за рубежом. 

1

1

 

Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.)

Беседа.

 17

 11.История музейного дела в России. 

1

1

 

Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.),

Беседа, виртуальное посещение выставки.

Виртуальное посещение выставки.

18

 12.Поисково-исследовательская и научная деятельность музея

 

1

1

 

Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела.

Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.

Беседа.

  Участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности;

Выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.

19

20

21

22

23

24

25

13.Выставочная деятельность музея. 

7

1

6

Классификация выставок.

Беседа.

Посещение выставок, планетария ( 2).

Экскурсия.

26

27

28

29

30

 14Бабушкин сундук». Семейные реликвии.

15.Выставочная деятельность музея.

Экскурсия в музей Великой Отечественной войны.

Экскурсия в башню Громовая.

2

  2

2

2

 

  2

Представление семейных реликвий; встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

Беседа.

Классификация выставок.

Беседа.

Встреча с ветеранами

Экскурсии.(2)

31

32

33

16.Подготовка и проведение итогового мероприятия. 

4

1

2

Подготовка экспозиций к выставке, планирование работы.

Беседа. 

Самостоятельная работа детей: поисковая, творческая и оформительская; подготовка выступления в роли экскурсовода. Проведение выставки в роли экскурсовода, представление своей работы на выставке.

самостоятельная работа детей, проведение выставки

34

17.Подведение итогов работы. 

1

1

Обсуждение личных итогов и итогов работы группы; планирование работы на будущий год.

Беседа

Защита проектов.

Всего

34

17

17

Содержание курса

  1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

Цели и задачи занятий по программе «Музейные занятия». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.

Практическая работа(2): ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями). Экскурсия в школьный музей.

2. Где мы были? Что мы видели?

За что вещи попадают в музей? Просмотр видеофрагментов (использование ресурсов Интернета, компьютерных программ); игра «Экскурсовод и экскурсанты» (экскурсовод представляет вещь, экскурсанты задают вопросы)

3. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.

Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской Федерации.

4.За что вещи попадают в музей? 

Просмотр видеофрагментов (использование ресурсов Интернета, компьютерных программ); игра «Экскурсовод и экскурсанты» (экскурсовод представляет вещь, экскурсанты задают вопросы)

5.Музейные профессии.

    Основные профессии: экскурсовод, хранитель, смотритель, обсуждение похода в музей; викторина «Угадай, кто это?», творческая работа «Музей» (отзыв, рекомендация). Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.

Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.

Практическая работа: творческая работа «Музей» (отзыв, рекомендация).

6.Какие бывают музеи?

Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.

Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея.  Музеи школы,  «Музей войны  1941– 1945 годов» (поисковая работа в библиотеке по группам: каждая группа представляет разные музеи; представление на общем заседании; коллективное обсуждение вопроса: «Почему музеи такие разные?», беседа: «Какие музеи интересны тебе? Почему?». Определение темы для самостоятельного исследования.

7.Права и обязанности юных музееведов.

  Правила поведения в музее. Права и обязанности юных музееведов. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов. Беседа; викторина)

8.Посещение краеведческого музея.

Практическая работа(3): обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея.

9. Фонды музея. Работа с фондами.

Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческою музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.

Практическая работа(1): знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.

10. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.)

Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).

Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI—XVI] вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.

Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции

Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира;

поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).

11. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.)

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVil — первой четверти XVIIJ в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Иркутский музеум.

Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.

12. Поисково-исследовательская и научная деятельность музея

Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела.

Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.

Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.

13.Выставочная деятельность музея. 

Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).

Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.).Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок.

Организация выставок в   музее (стационарные, переносные или выездные).

Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.

  Домашнее задание: посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки.

14Бабушкин сундук». 

Семейные реликвии. Беседа; представление семейных реликвий, подготовка выставки.

15. Подготовка и проведение итогового мероприятия

 Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело.

Практическая работа: проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма; проведение школьной (классной) краеведческой конференции.  

 16.Подведение итогов работы. Обсуждение личных итогов и итогов работы группы; планирование работы на будущий год.

 .

Рекомендованная литература:

Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов: (В помощь учителю, руководителю кружка) / Ф. Г. Багаутдинова. — М., 2011.

Белякова Л.М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование.

Голованов В. П. Педагогика дополнительного образования детей / В. П. Голованов. — Йошкар-Ола, 2006.

Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации / сост. Н. А. Воронцова. — Пермь, 2013.

Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-крае-ведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2011.

Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2011.

Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике ,/' М, Ю. Юхневич. — М., 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....