Ирина Валентиновна Комарова. Духовно-нравственное развитие личности (на примере курса «Я – гражданин России»)
статья

Участник III Городской научно-практической конференции ФГОС СОО

Ирина Валентиновна Комарова,

учитель информатики высшей квалификационной категории

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

Духовно-нравственное развитие личности

(на примере курса «Я – гражданин России»)

Подрастающее поколение в современных кризисных условиях сталкивается с особой сложностью выбора нравственных ценностей и ориентиров. Размышляя о чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках,  подросток начинает всматриваться в других людей, сопоставлять свойства их личности и поведения со своими чертами. В юности вырабатываются ценностные ориентации, в которых выявляется самая сущность человека. Очень важно, чтобы в этот ответственный период подросток увидел пример яркой, многогранной личности. Особую роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения в ФГОС второго поколения отводится курсу внеурочной деятельности «Я - гражданин России». Будучи классным руководителем, на протяжении ряда лет я веду данный курс. Об опыте своей работы я и расскажу.

Планируя темы занятий данного курса, я опиралась на возрастные и индивидуальные особенности ребят, учитывая тот факт, что в пятый класс ребята пришли из разных школ. Темы в планировании объединены по разделам, работа по разделам велась в форме краткосрочных по времени и творческих, информационных, социально-значимых по типу проектов.

Одной из первых тем курса «Я – гражданин России» в 5 классе была тема «Я и моё хобби», ребята рассказывали о себе и своих увлечениях. Эти рассказы проходили на протяжении ряда уроков, каждый ребёнок готовился к выступлению, приносил фотографии с выступлений и соревнования, поделки и даже спортивное снаряжение. Так ребята лучше узнавали интересы друг друга, это способствовало формированию единого культурного пространства в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ирина Валентиновна Комарова,

учитель информатики высшей квалификационной категории

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

Духовно-нравственное развитие личности

(на примере курса «Я – гражданин России»)

Подрастающее поколение в современных кризисных условиях сталкивается с особой сложностью выбора нравственных ценностей и ориентиров. Размышляя о чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках,  подросток начинает всматриваться в других людей, сопоставлять свойства их личности и поведения со своими чертами. В юности вырабатываются ценностные ориентации, в которых выявляется самая сущность человека. Очень важно, чтобы в этот ответственный период подросток увидел пример яркой, многогранной личности. Особую роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения в ФГОС второго поколения отводится курсу внеурочной деятельности «Я - гражданин России». Будучи классным руководителем, на протяжении ряда лет я веду данный курс. Об опыте своей работы я и расскажу.

Планируя темы занятий данного курса, я опиралась на возрастные и индивидуальные особенности ребят, учитывая тот факт, что в пятый класс ребята пришли из разных школ. Темы в планировании объединены по разделам, работа по разделам велась в форме краткосрочных по времени и творческих, информационных, социально-значимых по типу проектов.

Одной из первых тем курса «Я – гражданин России» в 5 классе была тема «Я и моё хобби», ребята рассказывали о себе и своих увлечениях. Эти рассказы проходили на протяжении ряда уроков, каждый ребёнок готовился к выступлению, приносил фотографии с выступлений и соревнования, поделки и даже спортивное снаряжение. Так ребята лучше узнавали интересы друг друга, это способствовало формированию единого культурного пространства в классе.

Рассматривая тему «Я и моя Семья», нельзя не вспомнить уроки, посвящённые Дню матери: рассказы о маме, которые ребята красиво оформляли и затем на уроке читали одноклассникам. Сколько гордости, любви и трепета было в этих работах!  Продолжением  темы  стали традиционные экскурсии в конце года ребят и их родителей, посвящённые международному дню семьи. Это очень важный аспект в работе классного руководителя, способствующий сплочению коллектива детей и их родителей.

Ещё один проект - «День рождения», способствующий сплочению коллектива, воспитанию терпимости и доброжелательности. Итогом проекта стала презентация с рассказом-посвящением для каждого ребёнка.

Проект «Моя малая Родина». Каждый из ребят готовил рассказ о своей малой родине, о месте, где жили его родители или более старшее поколение.  Результатом работы стала презентация, которая объединила рассказы ребят, сформировав единое географическое и культурно-историческое пространство класса.

В рамках проекта «Санкт-Петербург» ребята последовательно изучали культуру и быт Выборгского района. Очень интересны были уроки, проведённые в Филиале музея политической истории. Ребята узнавали сами и делали сообщения для ребят о дореволюционной истории родного района, его героическом военном прошлом, о фабриках и заводах, расположенных на территории нашего района.

Особым вниманием пользовался проект «Петербург – культурная столица». Музеи, театры храмы – всё это было предметом нашего разговора на уроках. И, конечно, сопровождались систематическими и плановыми экскурсиями в Эрмитаж,  Литературный музей, Русский музей.

Проект «Помню и горжусь» посвящён героическому прошлому родственников ребят, участников  Великой Отечественной войны. Ребята искали материал о своих родных, оформляли его. В результате данного проекта был собран материал о родных каждого ученика из класса. Родители позже оцифровали данную работу. Ко Дню Победы мы оформляем стенд.

Но, пожалуй, наиболее важным элементом реализации курса стало тесное сотрудничество с дедушкой одной из наших учениц, Юли Воробьёвой, Вадимом Николаевичем  Номоконовым - учёным в области радиоэлектроники, прекрасным переводчиком с английского языка. Уже в  зрелом возрасте Вадим Николаевич окончил  Педагогический университет имени А.И. Герцена  и получил диплом по специальности «Преподаватель мировых религий и Библии». На научном уровне занимается вопросами философии и религиоведения, а в порядке самообразования - основами современной биологии. Вадим Николаевич пишет великолепные стихи, ведет здоровый спортивный образ жизни.

На протяжении нескольких лет Вадим Николаевич принимал активное участие в проведении уроков «Я – гражданин России».

Незабываемым останется День памяти Блокадного Ленинграда, урок, где ребята читали стихи о блокаде, Вадим Николаевич рассказывал ребятам о своём блокадном детстве. Совместное посещение Михайловского Замка, где в годы войны бал развёрнут госпиталь, в котором работали родители Вадима Николаевича, экскурсия в музей Блокады, возложение цветов на Пискарёвском кладбище. Из отзыва Смолиной О.В., председателя родительского комитета класса: «Этот день напомнил нам истину: "Чтобы оценить Сегодня, увидеть Завтра, надо обязательно оглянуться в Прошлое". Это надо сделать в настоящем, когда мы ещё можем с восхищением, гордостью и горечью от утрат услышать рассказы очевидцев тех событий, жизнью своей показывающих нам урок подлинного мужества, стойкости и любви к жизни».

Незабываемой  стала совместная с Вадимом Николаевичем  поездка  по Дороге Жизни, песня о Ладоге, которую мы пели все вместе, стоя на берегу Ладоги,  слушали стихи о войне, просто общались. А потом, на привале, когда мы  присели перекусить и отдохнуть, Вадим Николаевич наперегонки с ребятами стал приседать, являя собой образец здорового образа жизни.

Готовясь к встрече,  посвящённой 100-летию Революции, ребята познакомились с текстами выступления Вадима Николаевича на радио, посвящёнными революционным событиям, а затем состоялась наша запланированная встреча  на уроке «Я – гражданин России». Думали, анализировали, размышляли, задавали вопросы  и просто слушали. Продолжили наш разговор мы  следующий день в музее политической истории, где, конечно, мы слушали экскурсовода, но очень важны были комментарии, мнение Вадима Николаевича.

Интересен опыт уроков вне стен школы. Так, майским днём 2018 состоялась встреча с Вадимом Николаевичем в парке «Сосновка». Говорили о войне, о военной истории парка «Сосновка», возложили цветы на могилы лётчиков. Дедушка одного из учеников нашего класса, Яковлева Никиты, был во время войны военным журналистом и неоднократно вылетал на задания с аэродрома в Сосновке.

В октябре 2018 года  урок «Я – гражданин России» был  проведён не только для ребят своего класса, но и для ребят из параллели. Конечно, прежде согласовав и получив одобрение Вадима Николаевича. Тема нашего разговора  «Ф.М. Тютчев – поэт и гражданин». Именно с этой  темой Вадим  Николаевич выступал в поэтическом клубе на радио, её он хотел донести и до ребят. Слушали стихи, размышляли, задавали вопросы. Конечно, эта встреча сохранится в сердцах и душах ребят.

На одном из уроков «Я – гражданин России» совместно с  Вадимом Николаевичем обсуждали книгу О. Громовой «Сахарный ребёнок», написанную по воспоминаниям Стеллы Нудольской, чье детство пришлось на конец 30-х — начало 40-х годов в Советском союзе. Это во многом «роман воспитания», история о любви, о том, что такое достоинство и что такое свобода. Книга читалась и детьми и их родителями. В январе 2019 года, на уроке, посвящённом блокаде Ленинграда, ребята обсуждали книгу-воспоминание, написанную товарищем Вадима Николаевича, Обуховым В.Л. «Меня воспитала Блокада». Конечно, прежде книга была прочитана ребятами, её электронную версию прислал Вадим Николаевич. Позже, придя на урок «Я – гражданин России», в майские праздничные дни, Вадим Николаевич подарил эту книгу нашему классу, оставив на память дарственную надпись.

В октябре 2019 года  состоялся ещё один урок вне стен школы, который прошёл на Левашовском кладбище. Слушали, думали, молчали.

Конечно, это далеко не все темы, которые ребята обсуждали с Вадимом Николаевичем. Горячо обсуждались предстоящие  выборы Президента, говорили о правах и обязанностях, записанных в  Конституции. Был замечательный поэтический урок, на котором Вадим Николаевич читал ребятам свои стихи, напечатанные в поэтических сборниках.

Но, какими бы разнообразными не были бы темы наших встреч, Вадим Николаевич всегда излучает жизненный оптимизм и бодрый дух, поражает широтой кругозора и глубиной мысли. И всегда встреча с ним  - это море удивительных открытий и оптимизма.

Таким образом, курс «Я – гражданин России» является очень важным, позволяя сплотить ученический коллектив, наладить связь между поколениями, вести патриотическое и нравственное воспитание школьников.

C:\Users\User\Desktop\100 лет революции\20171117_154210.jpgC:\Users\User\Desktop\20180507_150022.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся в рамках учебного курса «Религии России»

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся в рамках учебного курса «Религии России»" познакомит читателя с формами работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках курс...

Проблемы художественно-эстетического развития и духовно-нравственного воспитания и личности на уроках изобразительного искусства

   Воспитательные возможности искусства. Как они могут действовать в жизни человека? Какую информацию несут в себе произведения искусства? И все ли можно назвать таковым?  ...

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников (на примере реализации дополнительной образовательной программы "Истории старой квартиры")

Статья посвящена народным традициям которые способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Насыщенность народного праздника твор...

Презентация программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности для учащихся 1-4 классов "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка).

В презентации программы внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) представлены цель и задачи курса, формы и режим проведени...

Развитие духовно-нравственного, творческого потенциала личности на уроках технологии

На протяжении двух лет я также работаю над темой самообразования: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творч...