Неделя культуры общения
материал (9 класс)

«Турнир знатоков речевого этикета и норм поведения»

Конкурс «Хорошие манеры»

Викторина

«Все по этикету»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Неделя культуры общения89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя культуры общения

«Турнир знатоков речевого этикета и норм поведения»

5 класс

Подготовила и провела

 учитель культуры общения

Менжулина С.Д.

Цель и задачи: закрепление и формирование навыков речевого этикета и норм поведения;

воспитывать культуру речи, уважение к личности;

развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными

нормами, правилами поведения, правилами этикета.

1.Организационный момент.

2.Вводное слово.

Ведущий. Я рада приветствовать Вас, участники игры, болельщики и гости. Сегодня мы собрались на не совсем обычный клубный час – на турнир знатоков речевого этикета и норм поведения.

   Все наши отношения с людьми – это ежедневное общение, а основная форма общения – речь. Речь – это процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Именно речь сделала человека человеком, благодаря речи, словам люди передают свой опыт, формируют своё отношение к миру, к  людям, выводят общие правила поведения.  Правила поведения вырабатывались человеком на протяжении тысячелетий. Со времён средневековья эти правила называются этикетом.

   Этикет определяет, как спорить, не задевая чувства собеседника; как вести себя за столом, какие дарить подарки и так далее. Однако само знание правил этикета недостаточно для того, чтобы считаться культурным человеком.

   Петр первый считал, что воспитанного человека украшают три добродетеля: «приветливость, смирение и учтивость». Наделённый этими качествами человек всегда приятен. Мне и работникам нашей школы хотелось бы, чтобы вы ребята, обладали этими качествами, были приветливы, вежливы, добросердечны, отзывчивыми людьми. А чтобы стать такими вы должны чаще пользоваться волшебными словами. В добрых словах заключена великая сила. Оно может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова у вас должны быть добрыми. Надо чтобы и поступки были такие, чтобы за них не было стыдно. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.

   А теперь внимание! Турнир объявляется открытым! В каждом соревновании нужны жюри. За судейский столик приглашаются…

   В нашем турнире есть ещё важный участник – это группа интеллектуальной и моральной поддержки, зрители.

Если команда затрудняется при ответе, группа поддержки может помочь ответить, очко получает одна из команд.

1конкурс: «Приветствие».

Прошу команд представиться «С добрым утром», «Счастливого пути».

Я предлагаю командам поприветствовать друг друга.

Команда «С добрым утром»

Мы команда хоть куда

Дружно будем мы играть

Цель у нас совсем простая –

Наши знанья показать.

Команда «Счастливого пути»

Орешек знаний тверд,

Но мы не любим отступать!

Команду «С добрым утром»

На турнир мы вызываем.

Наш девиз: чем вежливее, тем лучше.

2.Конкурс: «Вежливые слова».

Каждая команда должна молниеносно ответить на вопросы. За этот конкурс

вы получите столько баллов, сколько дадите правильных ответов.

1.Назовите формы приветствий.

2.Назовите различные формы прощания.

          3.Формы благодарности.

4.Формы извинения.

5.Формы прошения.

6.Приглашение в гости.

7.Формы поздравления.

8. Формы знакомства.

9. Какие формы обращения вы знаете?

10. Когда мы обращаемся на « вы»?

11. Когда мы обращаемся на «ты»?

3.Конкурс: « Мимика и Жесты»

Живя в мире, люди общаются между собой. Как надо приветствовать друг друга, чтобы создать друг у друга хорошее настроение (доброжелательно с улыбкой, вежливо).

Задание командам:

С помощью жеста, позы, выражения лица поприветствовать малознакомого,

ровесника, родных  ровесника - здравствуй, и улыбка,

сдержанно, приветливо — малознакомого,

 нежно, ласково — родных.

4. Конкурс: «Найди ошибку»

Ситуации для обсуждения.

1. Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой

учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: «Елена Петровна...»

Какую ошибку вы заметили?

Что бы вы посоветовали девочке

2. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?». Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие?

5. Конкурс для капитанов команды

Чтобы быть хорошим собеседником, надо правильно и красиво говорить, для этого надо тренировать свою речь, говорить чётко, выговаривая каждое слово. В этом задании выиграет тот, кто без ошибок быстрее произнесёт скороговорку.

На горе, на пригорке

Жили тридцать три Егорки.

Из - за леса, из - за гор

Едет к ним ещё Егор.

6. Конкурс: «Проигрывание речевых ситуаций».

-Как обратиться к пожилому киоскеру и узнать, поступил ли свежий номер

газеты « Заря».

- Как отказать товарищу, который вас приглашает на день рождения.  

Ответить на комплименты, на приятные высказывания

- У тебя отличная блузка! (я рада, что тебе нравится)

- Прекрасно выглядишь! (спасибо за добрые слова)

- Твой парень очень симпатичный (ты очень мила)

- Ты сегодня отлично выглядишь (спасибо за добрые слова)

Звонок по телефону.

- Представиться по телефону  (здравствуйте, это квартира Ивановых, говорит Зинченко Таня)

- Пригласить к телефону подругу (добрый день, говорит..., можно пригласить к телефону...)

- Девочка звонит поздно пожилому человеку (извините, пожалуйста, за поздний звонок).

- Мальчик набрал номер, но попал не по адресу (вежливо извиниться и уточнить номер)

Разыгрываются ситуации с использованием двух телефонов.

- «Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы».

- «Девочка звонит мальчику, чтобы узнать у него домашнее задание. К телефону подходит папа мальчика».

- «Мальчик приглашает девочку на свой день рождения»

7. Конкурс: «Обсуждение ситуаций ».

Прочитайте внимательно каждое задание. Выберите и отметьте один из трёх вариантов, который соответствует вашему поведению.

1. Кто — то  часто перебивает, когда вы говорите. В таких ситуациях вы:

а) Говорите: «Извини, но я хотел бы закончить то, о чём рассказывал;  

 б) Прерываете этого человека или говорите: «Помолчи, дай я расскажу!»;     в) Ничего не говорите, позволяя другому  продолжить свой рассказ.

2. Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто—то говорит вам: Извините, но вы ведёте себя слишком шумной. Обычно вы в таких случаях говорите:

а) Промолчите или прекратите беседу.

б) «Если не нравится, отойди!»

в) «Извините, я буду говорить тише» после чего разговариваете тихим голосом».

З. Если вы встретили родителей своего друга и вам, что - то нужно

спросить о нём, то вы:

а) Предпочтёте не обращаться.

б) Поздороваетесь, а потом спросите.

в) Сразу спросите, что нужно.

4. Кто — то из сверстников был очень вежлив с вами. Обычно в таких

ситуациях вы:

а) Не замечаете или ничего не говорите.

б) Говорите: «Не нужны мне твои любезности».

в) Говорите: «Мне приятно, когда ко мне так обращаются, спасибо».

Поэтическая игра для болельщиков

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого (спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим (простите)

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте)

Во всех странах на прощанье говорят (до свидания)

8. Конкурс: «Жизненные ситуации»

Бывают в жизни ситуации, когда непонятно, а как же себя нужно вести? Давайте попробуем разобраться в некоторых из них.

1 .Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили? (кто позвонил)

2. На вечере мальчик потанцевал с девочкой. Он ей говорит: «Спасибо». Правильно? А что должна сказать или сделать девочка?

З. Правда ли, что если кто чихнёт, нельзя говорить «будьте здоровы». А многие говорят... А если нельзя говорить это, то, что можно?

(Нельзя говорить, надо извиниться, чихание, необходимо, приглушить платком, не выставлять на показ).

4. Прилично ли во время разговора ковырять в носу?

5. Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не

нравится. Что вы скажите тому, кто её подари

6. Нужно ли во время разговора поглядывать на часы?

7. Вы часто встречаете человека, например, продавца в магазине, но не знакомы с

ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?

8. Вы вошли в троллейбус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то, как это сделать?

8. Конкурс: «Игровая миниатюра».

«Васечкин принимает гостей»

У доски стоит стол с букетом цветов, стулья. У Васечкина день рождения, он расставляет стулья для гостей. Звонят. Васечкин просит свою бабушку открыть дверь. Гость кричит с порога: «Здрасьте!» и с расстояния бросает Васечкину мяч: держи! Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?» Вася обращается к бабушке: «бабуль принимай гостей, а я пока с Сашкой поговорю». Снова звонят. Бабушка открывает дверь. Вламывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку в глубину коридора, они хором кричат: « Поздравляем!». Васечкин подходит к друзьям, берёт подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и говорит гостям: «Проходите в комнату, пальто снимайте!». Обращаясь к бабушке, Вася добавляет: «Все собрались. Можно подавать на стол».

Вопрос команде:

- найдите ошибки, допущенные Васечкиным и его одноклассниками.

Игровая миниатюра «Петя Невежа»

Лиза. Нет, нет, погоди! Не здороваешься, делаешь вид, что никого не заметил,

убегаешь! Не повезло тебе, Петя...

Мы уверены, что ты бы поздоровался, если бы знал, какое тебя ждёт наказание...

Петушок, подожди! Куда же ты бежишь?

Петя (неохотно). Ну, чего тебе? (Остановился, засунул руки в карманы).

Лиза. Петушок, почему ты не поздоровался с нашей учительницей?

Петя. (Смотрит под ноги). Как это «не поздоровался? Я её и в глаза не видел.

Лиза. Видел, видел, пожалуйста, не оправдывайся, заметила, как ты удирал.

Петя. Не суй нос не в своё дело. Как бы у тебя все бантики не полетели.

Лиза. (Разозлившись, выпаливает, как пулемёт) Не груби! Я вот умею здороваться. Мама мне всегда говорит: «Лизонька, язык у тебя не отсохнет, если ты каждому скажешь «добрый день», если поклонишься, так тебя тоже не убудет. А главное, ведь сейчас конец четверти, скоро отметки будут выводить... Петя. (Презрительно). Так она и попалась на твоё сюсюканье! Держи карман шире!

Лиза. Попадётся или не попадётся, всё равно! А папа говорит, что он у себя в учреждении со всеми вежлив, чтобы ни с кем не испортить отношений. Когда к нам по четвергам приходит моя тётя и мамина приятельница, мама каждой говорит: «Ах, какой сюрприз! Ах, как я рада. Проходите, проходите...» Петя. (У которого вот- вот лопнет терпение). Перестань трещать, я... Лиза. Не перебивай! Невежа невоспитанный! Вынь руки из карманов, когда говоришь с дамой!

Петя. Это с тобой- то? Так ты не размахивай руками у меня перед носом. Глаза ещё выткнешь!

Лиза. Нахал! Я всё равно про тебя учительнице скажу! Будешь знать!

Вопрос команде:

- какие ошибки допустили Лиза и Петя? За что их можно осуждать

9. Конкурс: «Поздравительная открытка»

Нарисовать и поздравить игрока из команды с праздником.

          Для болельщиков задание.

Скажите, в каких случаях мы используем эти слова?

а) Здравствуйте, привет, добрый день (приветствие)

б) До свидания, пока, счастливого пути (прощание)

в) Извините, простите, я виноват (извинение)

г) Спасибо, благодарю (благодарность)

д) Будьте добры, пожалуйста (просьба)

4. Итог:

Председатель жюри:

  1. Общее количество баллов у команд.
  2. Оценка за дисциплину, организованность и волю к победе.
  3. Награждение.

Ведущий: Дорогие ребята, наш турнир закончен. Я уверена, что он останется у вас в памяти и поможет правильно вести себя в различных ситуациях.

Список использованной литературы.

  1. Л.С. Бескоровайная, О. В. Перекатьева «Этикет для малышей, или «Что такое хорошо и что такое плохо?» » Ростов – на Дону «Феникс» 2003г.
  1. Н. Ф. Дик «Классные часы в 3 – 4  классах» Ростов – на Дону «Феникс», 2005г.


Неделя культуры общения

Конкурс

«Хорошие манеры»

8 класс

Подготовила и провела

 учитель культуры общения

Менжулина С.Д.

Цели и задачи: воспитание этической культуры; ознакомление учащихся с правилами этического поведения, приобщение учащихся к нормам воспитанности, стимулирование процесса самосознания и самовоспитания.

1 ученик: Множество веков существует человечество. Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречались и расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили друг друга о чём-то, отказывали в просьбе, приносили подарки, ходили в гости, принимали гостей.

2 ученик: Огромное количество раз это повторялось, и постепенно люди передавали друг другу самые удобные, экономные и разумные способы действий в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения – этикет.

3 ученик: Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приёмов у короля Людовика ХIV, имевшего громкое прозвище «Король-солнце» и необычайно любившего пышность, гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток» – и произошло слово «этикет».

4 ученик: Каждая нация, обладая собственной неповторимостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы,  например, первыми ввели в этикет правило представлять самые почётные места за столом женщинам и наиболее почётным гостям. 3а нарушение этикета назначались штрафы.

Учитель: Мы сегодня не будем вводить штрафы. Напротив, за знание и проявление хороших манер я буду поощрять вас вот такими знаками – сердечками. (Показывает.) Предлагаю самые важные правила поведения записывать в «Памятку воспитанного человека». На доске находится стенд «Свод правил воспитанного человека», в который будут помещены самые главные выводы. (Показывает.)

1. Конкурс инсценировок

Дети сидят молча. Под современную орущую музыку дети (2 чел.) показывают первую сценку, например:

  • Здорово, Викча!
  • Здорово, Лерча!
  • Как дела? Где тусуешься?
  • Да так, дела стремные. А где тусуюсь? На дискачах. Слышь, у тебя шнурки в стакане?
  • А меня как-то не колышет.
  • Ну, ладно, а то меня предки ждут.
  • Везуха тебе, а мне еще мозги парить.

Вторая сценка.

  • Здравствуй, Лена!
  • Здравствуй, Инна!
  • Как твои дела?
  • Спасибо, хорошо.
  • А твои?
  • Тоже неплохо.
  • Как поживают твои родители?
  • Все нормально.
  • До свидания, Лена!
  • До свидания, Инна!

Учитель: Чем отличаются эти  ситуации? (Выслушивает мнения учащихся.) За кем вам приятнее было наблюдать? Почему? (Ответы детей.) А нужно ли учиться правилам хорошего тона, хорошим манерам? Вот сегодня этому и посвящён наш час общения.

Первое правило

Ребята, в разных странах люди приветствуют друг друга по разному. «Здоров ли ваш скот?» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь носами, говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?». А как звучит это по-русски? «Здравствуйте!», т.е.  мы желаем друг другу здоровья. Но у всех народов уклониться от приветствия  считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.

Об этом удивительном слове «здравствуйте» поэт В.Солоухин написал стихотворение. Послушайте его. (Звучит тихая музыка.) «Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы.

Здравствуйте!

Что особенного мы друг другу сказали?

Просто здравствуйте!

Больше мы ничего не сказали.

От чего же на капельку солнца прибавилось в мире,

От чего же на капельку счастья прибавилось в жизни?»

Поздороваться, чтобы на капельку солнца прибавилось в мире, тоже надо уметь. Вот сейчас мы и посмотрим, как вы умеете приветствовать друг друга.

2. Конкурс знатоков этикета

Вопросы написаны на листочках. Дети читают их, отвечают, передавая цветок друг другу. Учитель вручает сердечки за правильные ответы.

  1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)
  2. Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.) 
  3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Просто кивнуть.)
  4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.) 
  5. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему, или наоборот, мужчина женщине, или наоборот?(Старший – младшему, женщина мужчине.)

Учитель: Вот видите, ребята, мнения ваши расходятся. Одним кажется, что нужно поступить так, а другим – иначе. Так какое же первое правило мы выведем? (Выслушивает мнения.) Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Предлагаю записать это правило в нашу памятку. (Открывает правило на стенде.) 

Второе правило

Учитель: Ещё совсем недавно вы и не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали родители. Но сейчас вы изменились, повзрослели – изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Что прощалось малышу – уже не прощается таким, как вы. Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком громко и неестественно смеётся, обиженно сказала: «Мое поведение – моё личное дело». Права ли она?(Выслушивает  мнения учащихся.)

Да. Действительно, мы живём среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим. Наш цветок вновь движется по кругу, мы продолжаем конкурс знатоков этикета.

  1. Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да.)
  2. На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите?

Учитель: Человек может обойтись без многого, но не без человека. Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от людей. Именно поэтому человек ценит друга. Помните, в знаменитой басне Крылова есть такие строчки: «Когда в товарищах согласья нет – на лад их дело не пойдёт», а также «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Но тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить. А значит, не конфликтовать по мелочам. Есть забавная история о происхождении хороших манер.

Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мёрзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину. Словом, все как у людей. Потом все же договорились. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди. Так какое же правило мы запишем в нашу памятку? - Уступайте друг другу.

Третье правило

Учитель: В психологии есть такое забавное сравнение. Человек – это дробь,  числитель которой означает, на сколько человек сам себя оценивает, а знаменатель - на сколько его оценивают окружающие.

Психологический эксперимент

Для эксперимента приглашаю одного желающего. На листочке он пишет три положительных и три отрицательных своих качества. Пока учащийся занят, мы продолжаем конкурс знатоков этикета.

  1. Кто должен первым закончить телефонный разговор: кто позвонил или тот, кому позвонили? (Тот, кто его начал.) 
  2. Если тебе принесли подарок завёрнутый, можно ли его развернуть и посмотреть? (Да, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принёс.)
  3. Тарелку с супом не следует наклонять, потому что ...
  4. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как...
  5. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете...

Учитель: А теперь продолжим наш эксперимент. Одноклассники называют три положительных и три отрицательных качества, которые, по их мнению, присущи этому человеку. Когда все желающие выскажутся, ученик вслух называет качества, которые записал он. Сравниваем самооценку с оценкой, которую дал класс. Человек как бы посмотрел на себя со стороны.

Есть такая пословица: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Как мы выглядим внешне? Какое производим впечатление? Подумайте, нет ли у вас каких-нибудь дурных привычек, манер? Назовите их. Что считается дурными манерами? (Предполагаемые ответы: грызть ногти, слишком громко разговаривать, не стесняться в выражениях, развязные жесты, неряшливость в одежде, грубость, громко хлопать дверью, использовать мизинец в качестве зубочистки, употребление кличек и прозвищ). Учитель вручает сердечки. Если вы не делаете этого, значит у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки всё же есть, то постарайтесь от них избавиться, а главное избавить от них окружающих.

Так какое же следующее правило мы запишем? «Не доставляйте неудобства окружающим людям».

Четвертое правило

Игра «Зеркало»

Учитель: Один из вас, самый смелый, встанет перед классом и окажется как бы перед зеркалом. А ребята поочерёдно будут повторять его фразы, слова – паразиты, которые он чаще других употребляет, продемонстрируют его походку, движения, какие-то привычки. Вот  вы и посмотрели на себя со стороны. А что бы мы записали в нашу памятку?«Следите за собой всегда и везде».

Пятое правило

Учитель: Есть мальчики и девочки, наверняка вы их знаете, старающиеся привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривляньем, шумом, неумным или даже злым подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит: « Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой». Сейчас мы послушаем короткие весёлые истории, которые произошли с вашими одноклассниками (Инна, Маша, Даша). 

Учитель: Учитесь в любой, даже самой трудной ситуации, видеть смешную сторону. Важно также с достаточной долей иронии и юмора относиться к себе самому. Это не только свидетельствует о наличии чувства юмора, но и служит защитой. Какое золотое правило мы могли бы записать? «Учись смеяться над собой». 

Учитель: Итак, ребята, о чем же мы узнали в процессе нашего общения? (Учащиеся высказывают свои мысли.) Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете стараться объективно оценивать себя. Но всегда будет опасность ошибки. Многое лучше видно со стороны, поэтому важно знать, что думают о вас другие. Есть игра, в которую играют даже взрослые, солидные люди: составляют перечень каких-либо качеств, а затем сами ставят за эти качества оценки, и другие ему ставят. Потом сравнивают результаты. Попробуйте и вы. На обратной стороне «Памятки» у вас есть перечень (список) качеств. Прочтём их.

Вот вам домашнее задание: поставьте себе по этим предметам оценки. Никому не показывайте. Попросите товарищей, родителей оценить вас. Сравните и сделайте выводы.

Помогает в самопознании и наблюдение за поведением окружающих. У древнегреческого писателя Лукиана спросили: «Где ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных- ответил он,– я избегал делать то, что делают они. » Этими и другими способами попытайтесь оценить себя. Хорошим помощником вам в этом может быть дополнительная литература. У нас представлена небольшая выставка таких книг. Мне кажется, такие книги надо чаще читать, иметь их всегда под рукой. Прошу Вас мысленно прочитать плакат со словами прощания, выбрать прощание по душе. Одновременно по команде попрощаться, хором. А я  желаю Вам счастливо оставаться.

Звучит песня « Мы желаем счастья Вам!»


Неделя культуры общения

Викторина

«Все по этикету»

9 класс

Подготовила и провела

 учитель культуры общения

                                                            Менжулина С.Д.

Даже короли и королевы должны знать этикет. Проще всего запомнить правила через викторины. Задавайте участникам вопросы, пусть попробуют догадаться, каков правильный ответ.

1. За сколько минут до начала праздника необходимо прийти в гости? (За 5-10 мин.)

 2. Если Вы опоздали, следует ли объяснять причину опоздания? (Да).

 3. Если Вам сказали: «Дорогие гости, чувствуйте себя как дома», значит ли это, что Вы можете разгуливать по всей квартире, заходить на кухню, в спальню и т.д. (Нет. Это бестактно).

 4. За праздничный стол можно садиться после приглашения хозяев, хозяин сам рассаживает гостей. Кто знает, как? (Девушка, парень – чередуя; нельзя рассаживать молодоженов).

 5. Вас пригласили к столу, как правильно нужно сидеть? (Прямо, не напряженно, слегка опираясь на спинку стула, руки до еды на коленях или подлокотниках, во время еды локти не ставить на стол).

 6. Если Вы хозяин, с какой стороны Вы будете подносить горячие вторые блюда? (С правой).

 7. А если необходимо, чтобы гости сами взяли что – либо из общего блюда, с какой стороны необходимо поднести, чтобы гостю было удобно? (С левой стороны).

 8. Какие продукты можно брать руками? (Хлеб, печенье, пирожки, целые фрукты, целые помидоры, огурцы, а так же сахар – рафинад, если не поданы щипцы).

 9. Какие продукты можно есть только при помощи вилки? (Мягкие продукты: омлет, котлеты, яичницу, каши, запеканку).

 10. Как правильно употреблять в пищу хлеб? (Отламывать от ломтика небольшими кусочками, пальцами левой руки).

 11. Если еда прервана, как кладут приборы? (На край тарелки).

 12. Если еда закончена, как кладут приборы? (Приборы кладут в тарелку параллельно друг другу).

 13. Как правильно пользоваться ложкой? (Во время еды ложку держат параллельно губам, слегка повернув к себе заостренной частью; пользуясь ложкой, пищу набирают от себя).

 14. Если вам подали горячие отбивные котлеты, Вы их порежете все сразу, или будете отрезать по одному кусочку? (По одному кусочку).

 15. При помощи каких приборов едят бисквитные торты и пирожные? (Ложками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)

Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...

Час общения «Культура общения с людьми с инвалидностью»

Основная цель- формировать у воспитанников толерантное отношение к людям с инвалидностью,коммуникативным навыкам и умениям в ходе общения с людьми с инвалидностью....

Проект по культуре общения "Законы общения"

Проект направлен на развитие культуры общения учеников 5 класса....