Рабочая программа "Шахматы"
календарно-тематическое планирование

Шишпор Александр Евгеньевич
  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; правильно расставлять фигуры перед игрой; сравнивать, находить общее и различие.

 

  • Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

  • Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте.


 

  • Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

  • Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shahmaty_3_klass_2019.odt31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты  освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности  

Личностные результаты

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; правильно расставлять фигуры перед игрой; сравнивать, находить общее и различие.

  •  Уметь  ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
  • Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте.

  • Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
  • Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

Содержание программы внеурочной деятельности  

 

3 класс (1 час в неделю)

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

ШАХМАТНАЯ ДОСКА.

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

 НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.  

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.

Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

ПОВТОРЕНИЕ

Тематическое планирование

п\п

Наименование разделов

Количество

часов

Примечание

1.

Краткая история шахмат

1

2.

Шахматная доска

1

3.

Шахматные фигуры

 

1

4.

Начальная расстановка фигур

1

5.

Ходы и взятие фигур

6

6.

Цель шахматной партии

6

7.

Шахматная нотация

2

8.

Ценность шахматных фигур

4

9

Техника матования одинокого короля

4

10.

Достижение мата без жертвы материала

3

11.

Повторение

4

Итого

33

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

3 класс

п\п

Тема урока

Количество часов

Дата

Теория

Практика

Краткая история шахмат – 1 ч.

1

Краткая история шахмат.

1

02.09.

Шахматная доска – 1 ч.

2

Знакомство с шахматной доской

0,5

0,5

09.09.

 Шахматные фигуры -1 ч.

3

Знакомство с шахматными фигурами

0,5

0,5

16.09.

Начальная расстановка фигур – 1 ч.

4

Начальное положение

0,5

0,5

23.09.

Ходы и взятие фигур – 6 ч.

5

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.   Ладья в игре.

0,5

0,5

30.09

6

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.  Слон в игре.  Ладья против слона.

0,5

0,5

07.10.

7

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

Ферзь в игре. Ферзь против ладьи и слона.

0,5

0,5

21.10.

8

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

Конь в игре. Конь против ферзя, ладьи слона.

0,5

0,5

28.10.

9

Знакомство с пешкой. Пешка в игре. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

0,5

0,5

11.11.

10

Знакомство с шахматной фигурой. Король.

Король против других фигур.

0,5

0,5

18.11.

Цель шахматной партии – 6 ч.

11

Шах.

0,5

0,5

25.11.

12

Мат.

0,5

0,5

02.12.

13

Ставим мат.

0,5

0,5

09.12.

14

Ничья, пат.

0,5

0,5

16.12.

15

Рокировка.

0,5

0,5

23.12.

16

Шахматная партия

0,5

0,5

30.12.

Шахматная нотация – 2 ч.

17

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

0,5

0,5

13.01.

18

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

0,5

0,5

20.01.

Ценность шахматных фигур – 4 ч.

19

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.

0,5

0,5

27.01.

20

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

0,5

0,5

03.02.

21

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

0,5

0,5

10.02.

22

Ценность шахматных фигур. Защита.

0,5

0,5

17.02.

Техника матования одинокого короля – 4 ч.

23

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля.

0,5

0,5

24.02.

24

Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.

0,5

0,5

02.03.

25

Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля.

0,5

0,5

16.03.

26

Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.

0,5

0,5

23.03.

Достижение мата без жертвы материала – 3 ч.

27

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

0,5

0,5

30.03.

28

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.  

0,5

0,5

06.04.

29

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

0,5

0,5

13.04.

Повторение – 4 ч.

30

Повторение  изученного

1

20.04.

31

Повторение  изученного

1

27.04.

32

Итоговый контроль. Тест.

1

18.05.

33

Повторение  изученного

1

25.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...