Я -гражданин России 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Внеурочная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_grazhd.rossii_8_klass.doc374.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»

Содержание

1        Планируемые результаты освоения учебного предмета.        

2.        Содержание программы по предмету.        

3.        Тематическое планирование.        

                                                                   


         В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились положение подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций, средств массовой информации, силовых структур. Социально-экономические инновации периода становления российской государственности вызвали определенное социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде.

Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и, прежде всего, у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни. Все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и молодежи.

Патриотизм включает ряд ценностных ориентиров в систему поведения полноправного гражданина в интересах Отчизны. Следовательно, изначально патриотизм – это система сознательного отношения и поведения личности в интересах всего гражданского коллектива, когда родина выступает гарантом его развития и существования. Являясь важным аспектом духовной жизни современной России, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но и дает возможность прогнозировать направление его развития.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Стержнем деятельности коллективов, ведущих работу по гражданско-патриотическому воспитанию детей и подростков, является формирование у них социально-психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятиями «патриот» и «гражданин»

В соответствии с многообразием поставленных задач, которые решает система гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, она включает в себя следующие разделы:

  • духовно-нравственное воспитание,
  • военно-историческую подготовку,
  • подготовку по основам безопасности жизнедеятельности.

Цели и задачи программы «Я – гражданин России»

Целью программы является: создание условий для воспитания истинного гражданина и патриота своей Родины, делового и здорового члена общества.

Задачи:

  • воспитывать гордость за свое Отечество, символы государства, свой народ;
  • формировать у школьников гражданскую ответственность и правовое самосознание
  • знакомить учащихся с историческим прошлым Родины, своего народа, его обычаями и традициями;
  • знакомить с социальными и культурными достижениями своей страны;
  • формировать у воспитанников основы здорового образа жизни.

  1. Планируемый результат

В результате реализации Программы ожидается:

- развитие творческих способностей;

- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Формы подведения итогов реализации программы: общешкольный праздник, включающий чествование активных участников всех конкурсов, соревнований, выставок, исследовательской деятельности и т.д.

Оценка эффективности реализации программы

Качественные параметры:

1. Сформированность у учащихся гражданских навыков:

- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

- умение принимать и защищать свои решения;

- готовность к участию в общественных делах;

- готовность к образованию.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

- патриотизм и любовь к Родине;

- права и свобода человека и гражданина;

- символика Российской Федерации;

- национальное самосознание;

- уважение чести и достоинства других граждан;

- гражданственность.

Количественные параметры:

- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;

- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);

- отсутствие детей с девиантным поведением;

- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

- проведение мероприятий.

2. Содержание программы

Основные направления в системе патриотического воспитания

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:

  • Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
  • Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, и исторической ответственности за происходящее в обществе.
  •  Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
  •   Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
  • Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  • Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
  • Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Работу по гражданско-патриотическому воспитанию необходимо проводить комплексно, в единстве ее составных частей и с учетом возрастных особенностей школьников.

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной (в том числе и военной) службы

Принципы построения программы

  • Принцип доступности

Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей школьников, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных    перегрузок, отрицательно     сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

  • Принцип научности

Принцип научности строится на интеграции науки и образовательного процесса, определяющего органическую связь этих составляющих.

  • Принцип активности

Принцип активности субъектов образовательного процесса, реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей личности, обеспечение творческого характера деятельности.

  • Принцип наглядности

Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе разнообразных иллюстраций, различных красочных плакатов, карточек, видео, кино материалов, слайдов, прослушивание музыкального материала, а также посещение различных экскурсий, выставок, музеев и др.

  • Принцип систематичности и последовательности в обучении

 Этот принцип требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывался с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.

Формы и методы организации образовательного процесса

 Формы:

  •  Книга памяти, описывающая боевой или трудовой подвиг народа;
  • слет юных патриотов;
  • тематические выставки;
  • фестивали солдатской песни;
  • походы по памятным местам;
  • военно-спортивные игры;
  • читательские конференции;
  • календарь памятных дат;
  • встреча с интересными людьми;
  • вахта памяти;
  • мероприятия шефской работы;
  • поисковая работа.

Методы:

  • словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);
  • наглядные методы (демонстрация схем, таблиц, карточек, плакатов);
  • эвристический метод («нахожу», «открываю»);
  • игровые методы (ролевые, интеллектуальные и творческие игры);
  • методы проблемного обучения (знания не даются в готовом виде, а ставятся в виде проблемы для самостоятельной работы детей);
  • практические методы (задания, упражнения).

Содержание программы «Я – гражданин России»

Программа включает в себя 5 направлений работы, связанных между собой логикой формирования гражданина России

Учебный план

№п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Я и Я

9

2.

Я и семья

6

3.

Я и культура

8

4.

Я и школа

4

5.

Я и Отечество

8

I.     «Я И Я»

Формирование гражданского отношения к себе

Задачи:

  • формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
  • воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
  • формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Советы классному руководителю. Установите в классе правила, нравственные нормы, определяющие отношения учащихся к окружающим людям, друг к другу. Объявите конкурс на лучшее письмо самому себе на тему: «Какие способности во мне не раскрыты?»

Предполагаемый результат деятельности:

  • высокий уровень самосознания, самодисциплины;
  • понимание учащимися ценности человеческой жизни,  
  • вера в справедливость, бескорыстие,
  • уважение человеческого достоинства,
  • милосердие, доброжелательность,
  • способность к сопереживанию.

II.     «Я И СЕМЬЯ»

Формирование гражданского отношения к своей семье

Задачи:

  • формировать уважение к членам семьи;
  • воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
  • формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Советы классному руководителю. Особое внимание уделите привлечению ближайших родственников учащихся к жизни класса. Организуйте заочные путешествия «Здесь живет моя семья», праздники семейных династий и т.д.

Предполагаемый результат деятельности:

  • сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
  • сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
  • сформировано преставление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботясь о своей семье.

  1.  «Я И КУЛЬТУРА»

Формирование отношения к искусству

Задачи:

  • воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы;
  • формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Советы классному руководителю: организация кружков, вовлечение в них учащихся с учетом интересов. Проведение классных часов, праздников, расширяющих знания об искусстве.

Предполагаемый результат деятельности:

  • умение видеть прекрасное в окружающей жизни,
  • занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла,
  • участие в художественной самодеятельности.

  1. «Я И ШКОЛА»

Формирование гражданского отношения к школе

Задачи:

  • формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
  • вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
  • воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности:

  • осознание учеником роли знаний в жизни человека,
  • овладение этикой взаимоотношений «ученик-учитель», «ученик-ученик»,
  • выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей,
  • умение пользоваться правами ученика,
  • выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

V. «Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО»

Формирование гражданского отношения к Отечеству:

Задачи:

  • развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
  • воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

  • убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной,
  • изучает ее историко-культурное, духовное наследие,
  • верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества

Ожидаемые результаты программы

В результате реализации Программы ожидается:

- развитие творческих способностей;

- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Формы подведения итогов реализации программы - общешкольный праздник, включающий чествование активных участников всех конкурсов, соревнований, выставок, исследовательской деятельности и т.д.

 

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела и темы

Часы учебного

времени

Теория

Практика

Вводное занятие (1 ч)

Я и Я

1.

Я и Я

9

«Что такое личность?»,

«Человек среди людей»

1

1

«Урок милосердия и доброты»

1

1

«Добро и зло»,

«Чью старость ты утешил?»

1

1

«Берегите здоровье»,

«В здоровом теле – здоровый дух»

2

1

1

«Курить или не курить – вот в чем вопрос»

1

1

«Внимание! Наркомания!»

1

1

«Курить и пить – здоровью вредить»

1

1

«Правила счастливого человека»

1

1

Я и семья

2.

Я и семья

6

«Что значит быть хорошим сыном и дочерью»

1

1

«Забота о родителях – дело совести каждого»

1

1

«Славим руки матери»,

«Семейные традиции»

1

1

«Фотографии из семейного альбома»

1

1

«Мои родные – защитники Родины»

1

1

«Моя будущая семья»,

 «Дружба, любовь, семья»

1

1

Я и культура

3.

Я и культура

8

Мои любимые книги

1

1

«Что такое красота?»

1

1

Известные художники России

1

1

Что мы знаем о «кино»

1

1

Мой любимый писатель

1

1

Культура и цивилизация

1

1

Культура поведения

2

1

1

Я и школа

4.

Я и школа

4

1

3

«Правила поведения в школе»

1

1

«Мои права и обязанности»

1

1

«Зачем нужно учиться в школе»

1

1

«Моя школа- мой дом»

1

1

         

5.

Я и Отечество

8

История родного края. Я – гражданин России

1

1

Государственная символика РФ

1

1

Об ответственности несовершеннолетних

1

1

Русская воинская доблесть

1

1

«Ветеранам Великой Отечественной…»

1

1

«Память, которой не будет конца»

1

1

«Мы – граждане России»

1

1

«Поклон тебе, солдат России»

1

1

ИТОГО

35

Литература

  1. Базаркина Е.Л. Беседы о нравственности со старшеклассниками. – М.: Учитель, 2006
  2. Герб, флаг, гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе: Методические рекомендации. – М., 2003
  3. Гитис М.С., Моисеев А.П. Краткий справочник. Познай свой край. Челябинская область. – Челябинск: Абрис, 2003
  4. Гражданское образование и социальное проектирование. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М., 2003
  5. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России. – М.: АРКТИ, 2004
  6. Дегтярев А.Я. История Российского флага. Легенды, факты, споры. – М., 2005
  7. Дмитренко Т.В., Зорина Т.С. Система гражданского образования школьников. Воспитание гражданской активности, социально-правовое
  8. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.: АРКТИ, 2003.
  9. Конвенция о правах ребенка – М.: ТЦ «Сфера», 2005
  10. Конституция РФ. – М.: Айрис-Пресс, 2004
  11. Миронов М.М., Еременко Н.И., Усатова Е.В. Гражданско-патриотическое воспитание в школе. – М.: Учитель, 2006
  12. Пахомов В.П. Методика социально-образовательного проекта «Гражданин». – Самара, 2005
  13. Соловьев А.Ю., Шихарев С.С. Патриотическое воспитание в лагере. Из опыта работы всероссийского детского центра «Орленок». – М.: Просвещение, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Я - гражданин России" для 5-10 классов "Люблю тебя, мой край родной!"

Урок прошел в форме устного журнала "Люблю тебя, мой край родной!" Ведущие: Скидело О.С., Костенко О.С. В ходе мероприятия учащиеся познакомились с государственными символами и достижениями районов Ро...

«Текст. Тема. Основная мысль». (Работа по программе «Я – гражданин России»), урок в 5 классе.

Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания школьных педагогических коллективов ...

Праздник "Мы -граждане России" + буклет "Я - гражданин России"

Д.С. Лихачев сказал: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно». Сегодня у нас в стране остро стоит проблема становления личности как гражданина в условиях всеобщего кризиса духовности....

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Рабочая программа к курсу по выбору "Я - Гражданин России"-7 класс

Рабочая программа к курсу по выбору для 7 класса расчитана на 10 часов и включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, содержание , календарно-тематическое планирование.Список испо...

Проект «Внеурочная деятельность по духовно-нравственному воспитанию « Я - гражданин России» в 5 классе»

Данный проект разработан для учащихся 5 класса.  Станет большим подспорьем для классных руководителей в 5-6 классах общеобразовательныо школы....

Тест к параграфу "Гражданин России". 5 класс. фгос

Текущий тест к уроку обществознания в 5 классе....