Внеклассное мероприятие "Личное-публичное"
классный час (6 класс)

Конспект внеклассного мероприятия по защите персональных данных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnoe-publichnoe.docx94.98 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия

Персональные данные и личная информация. Защита персональных данных в сети Интернет.

Тема занятия: «Защита персональных данных в сети Интернет. Личное- публичное.»

Целевая аудитория: школьники в возрасте от 10 до 12 лет.

Цель занятия: ознакомление учащихся с понятием "персональные данные", формирование теоретических знаний и практических навыков безопасного поведения в сети Интернет.

Задачи занятия:

образовательные: формирование устойчивых знаний по теме «персональные данные».

развивающие: развитие коммуникационной компетенции, навыков индивидуальной практической деятельности.

воспитательные: формирование ответственного отношения к персональным данным и личной информации.

Тип занятия: изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний.

Форма деятельности: фронтальная.

Методы обучения: словесно-визуальный (ознакомления с новым материалом).

Оборудование: проектор, проекционный экран, персональный компьютер

Ход урока:

1. Организационный этап: приветствие, готовность к уроку.

2. Постановка темы и целей урока. Введение.

-  «Персональные данные» -  что такое персональные данные и какие они бывают;

- опасности в сети Интернет при использовании личной информации.

Персональные данные представляют собой информацию о конкретном человеке. Это те данные, которые позволяют нам узнать человека в толпе, идентифицировать и определить как конкретную личность.

Таких идентифицирующих данных огромное множество, к ним относятся:

фамилия, имя, отчество, дата рождения,  место рождения, место жительства, номер телефона, адрес электронной почты, фотография, возраст и пр.

Так, если мы кому-то скажем, свои фамилию, имя, отчество и адрес места жительства, то нас вполне можно будет опознать как конкретное лицо. Но если мы исключим из этого набора данных фамилию или адрес места жительства, то понять, о каком человеке идет речь будет невозможно.

Получается, что персональные данные - это не просто ваши фамилия или имя, персональные данные - это набор данных, их совокупность, которые позволяют идентифицировать вас.

В целом можно сказать, что персональные данные - это совокупность данных, которые необходимы и достаточны для идентификации какого-то человека.

3. КАК ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ПОПАДАЮТ В СЕТЬ?

Существует много каналов, по которым наши персональные данные попадают в интернет. Что-то выкладываем мы сами, что-то пишут о нас наши друзья и знакомые, определенную информацию собирают приложения и онлайн-ресурсы. Все наши «цифровые следы» хранятся в наших компьютерах и смартфонах. Если мы хотим сохранить определенный уро- вень конфиденциальности и хорошую репутацию в сети, эти «следы» необходимо контролировать. Важно знать, что «цифровые следы» также хранятся на серверах разработчиков приложений и онлайн- ресурсов и удалить их оттуда практически невозможно. Поэтому всегда нужно крайне внимательно относиться к той информации, которую мы выкладываем в сеть, а также к тому, что мы делаем в интернете: какие ресурсы посещаем, какие файлы скачиваем, какие делаем поисковые запросы и т.д.

6. ПОЧЕМУ НУЖНО УПРАВЛЯТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ?

Я вам предлагаю поиграть. Каждый ученик берет небольшой листочек бумаги и записывает на него секрет про себя. Ведущий должен отметить, что секреты не будут зачитываться вслух, но тем не менее они не должны быть слишком личными и значимыми для участников. Затем листочки складываются несколько раз. Их можно также «запечатать» (заклеить) клеевым карандашом. Затем группа садится в круг. По команде ведущего каждый участник передает свой листочек с секретом участнику, сидящему справа, и берет листок у сидящего слева. Через несколько секунд ведущий дает команду, и участники снова меняются секретами.

Обсуждение
  • Что вы чувствовали, когда ваш секрет находился в чужих руках? Почему?
  • Что вы чувствовали, когда чужой секрет находился в ваших руках? Почему?
  • Хотелось ли вам узнать чужой секрет? Если бы вы узнали секрет, поделились ли бы вы им с другими? Почему?
  • Случалось ли вам выкладывать личную или секретную информацию о другом человеке в сеть? Зачем вы это делали? Что вы чувствовали при этом?

Чувство дискомфорта — это самое меньшее, что может возникнуть в результате потери контроля над персональными данными. Дети и подростки довольно часто сталкиваются с куда более серьезными последствиями неаккуратного обращения с персональными данными. В таких ситуациях многие из них обращаются на Линию помощи «Дети Онлайн»

ИНФОРМАЦИЯ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ЛИНИИ ПОМОЩИ «ДЕТИ ОНЛАЙН»

Сталкиваясь с проблемами в сети, дети и подростки часто не знают, как поступить в неприятной или опасной ситуации   и куда можно обратиться за помощью. В 2009 г. в рамках Года Безопасного Интернета в России была создана Линия помощи

«Дети Онлайн» для оказания психологической и информационной поддержки детям и подросткам.

Линия помощи «Дети Онлайн» — это служба телефонного и онлайн-консультирования по вопросам безопасного использования интернета и мобильной связи для детей, подростков, родителей и работников образовательных учреждений.

На Линии помощи работают профессиональные психологи- эксперты Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Обратиться на Линию помощи можно как по телефону, так и по электронной почте или в онлайн-чате.

Часы работы: с 9 до 18 часов в будние дни (перерыв с 13 до 14 часов), звонок по России бесплатный.

Телефон: 8-800-25-000-15.

Электронная почта: helpline@detionline.com

Онлайн-чат: http://detionline.com/

Обсуждение
  • Приходилось ли вам или вашим знакомым сталкиваться с подобными проблемами?
  • Как вы думаете, какова основная причина возникновения подобных ситуаций?
  • Что можно посоветовать человеку, оказавшемуся в таких обстоятельствах?

Итоги занятия

Когда мы делимся информацией с окружающими нас людьми, то теряем над ней контроль, что может вызвать у нас чувство тревоги и дискомфорта. Выкладывая персональные данные в интернет, довольно часто мы не замечаем потери контроля —  в этом и состоит основной риск неаккуратного обращения с личной информацией.

Любая персональная информация, выложенная в сеть, может стать причиной серьезных проблем. Наши фамилия, имя, номер телефона помогают хакеру подобрать пароль к нашему акка- унту, наши хобби, интересы и увлечения позволяют многое о нас узнать и использовать эти знания в своих целях.

Можно назвать три  главные составляющие, обеспечивающие более или менее надежную защиту персональных данных:

  • Надежный пароль.
  • Управление уровнями доступа к персональным данным (настройки приватности).
  • Сознательное отношение к информации, размещаемой в интернете.

7. КАК ЗАЩИТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ?

Процедура проведения

Дом, в котором мы храним личные вещи, нуждается в прочной двери и надежном замке. Так же и наши персональные данные, которые мы размещаем в социальных сетях или облачных сер- висах, должны храниться под замком, ключом к которому явля- ется пароль. По данным Международного союза электросвязи, в 2015 г. интернетом пользовались более 3,2 млрд человек по всему миру, и, конечно, у всех этих людей имелся хотя бы один аккаунт и пароль к нему*. Поскольку пользователей интернета так много, неудивительно, что пароли, которые они используют, могут повторяться. Чтобы узнать, какие же пароли чаще всего   используют в интернете, ведущий предлагает классу сыграть в игру.

Группа делится на две равные команды. Им дается несколько минут на то, чтобы придумать как можно больше «Какой пароль — самый надёжный?». Ведущий может напомнить ученикам, что все пароли записываются латиницей.

Надежный пароль — это не просто пароль, который сложно угадать, это еще и пароль, который легко запомнить. Хотя сегодня и существуют специальные программы, позволяющие генерировать и хранить сложные пароли на компьютере, гораздо надежнее хранить пароль в голове. Для того чтобы научиться создавать сложные, но легко запоминающиеся пароли, ведущий предлагает группе познакомиться с основами

Хороший пароль — это не только тот пароль, который трудно взломать, это еще и тот пароль, который легко запомнить. Использование различных приемов для шифрования и запоминания поможет вам создать хороший пароль. Аккаунты взламываются либо методом логического угадывания, либо методом простого перебора. Использование длинных паролей, включающих в себя бессмысленный для других людей набор букв, цифр и специальных символов значительно усложнит задачу злоумышленникам.

Берегите свои пароли: не храните их записанными на рабочем месте, не передавайте другим людям, не сохраняйте на чужих компьютерах, не вводите их на подставных страницах. Будьте бдительны, оберегая свои персональные данные.

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ НАДЕЖНЫХ ПАРОЛЕЙ

Признаки надежного пароля
  • Надежный пароль должен:
  • состоять из 8–16 символов;
  • включать в себя буквы, цифры и специальные символы;
  • включать в себя символы в верхнем и нижнем регистре.
  • Не следует использовать слова, словосочетания, а также комбинации, которые можно легко угадать.
  • Целесообразно использовать двухэтапную аутентификацию с помощью мобильного телефона.
  • Для каждого аккаунта необходимо иметь свой пароль.
  • Необходимо менять пароли ко всем аккаунтам раз в 3–6 месяцев.

При столкновении с попыткой взлома одного из аккаунтов необходимо поменять пароли на всех аккаунтах

Последствия, которые могут возникнуть, если не соблюдать правила защиты персональных данных:

  • кто-то использует эти данные для того, чтобы при помощи рекламы продать вам какую-то вещь;
  • кому-то вы просто не нравитесь, и в Интернете вас могут пытаться оскорбить, очернить, выставить вас в дурном свете, создать плохую репутацию и сделать изгоем в обществе;
  • с помощью ваших персональных данных мошенники, воры, могут украсть ваши деньги, шантажировать вас и заставлять совершать какие-то действия;
  • и многое другое.

Выводы:

Важно научиться правильно, безопасно обращаться со своими персональными данными. 

- А как Вы, дети, общаетесь в сети Интернет? (ответы детей)

Обобщение ответов учащихся

Правила общения в сети (на экране  информация)

  • 1. Старайтесь не выкладывать в Интернет личную информацию (фотографии, видео, ФИО, дату рождения, адрес дома, номер школы, телефоны и иные данные) или существенно сократите объем данных, которые публикуете в Интернете.
  • 2. Не выкладывайте личную информацию (совместные фотографии, видео, иные данные) о ваших друзьях в Интернет без их разрешения.
  • 3. Не отправляйте свои персональные данные, а также свои видео и фото людям, с которыми вы познакомились в Интернете, вы не знаете их в реальной жизни.
  • 4. При общении с другими пользователями старайтесь быть вежливыми, деликатными, тактичными и дружелюбными. Не пишите грубостей, оскорблений, плохих слов – читать такие высказывания неприятно, как и слышать.
  • 5. Старайтесь не реагировать на обидные комментарии, хамство и грубость других пользователей. Ни в коем случае не отвечайте на агрессию тем же способом.
  • 8. Не используйте Сеть для распространения сплетен, угроз или хулиганства.

7. Заключение:

- подведение итогов: что усвоено, что нового узнали;

- вопросы  учащихся по теме урока.

iQSDSWKSYiQSDSWKSY


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...