Методическая разработка проведения недели математики и информатики «Математические олимпийские игры»
методическая разработка

Пунанцева Валентина Алексеевна
Методическая разработка проведения недели математики и информатики «Математические олимпийские игры», в разработке которой принимали участие все педагоги методического объединения математики и информатики, дает возможность в увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках, показать их широкое использование в жизни, пробудить в учащихся стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить, выработать у них умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко излагать, проявлять находчивость в трудных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskie_olimpiyskie_igry.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка  проведения  недели  математики  и информатики «Математические олимпийские игры»

Для успешного обучения и воспитания детей необходимо продумать, как прививать у них интерес к предмету, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать  их деятельность. С этой целью можно рекомендовать разнообразные формы и приемы.

Одна из задач внеклассной работы по математике и углубление, и обобщение тех знаний, которые предусмотрены программой, коррекция имеющихся недостатков развития. Для ее реализации целесообразно проводить внеклассные занятия познавательного, занимательного характера.

Элементы математической увлекательности позволяют:

- повысить уровень развития учащихся;

- расширить их кругозор;

- развивать интерес к занятиям математикой;

- углубить представление по использованию математических сведений на практике, в личном опыте учащихся;

- привить некоторые навыки самостоятельной работы;

- воспитать усидчивость, волю, упорство в достижении цели.

Цель проведения недели математики — в увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках, показать их широкое использование в жизни, пробудить в учащихся стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить, выработать у них умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко излагать, проявлять находчивость в трудных ситуациях.

Проведение предметных недель в нашей школе стало традицией. Неделя математики проходит в ноябре каждого учебного года. Тему проведения недели в 2013 году подсказали Олимпийские игры в Сочи. В подготовке участвуют все учителя математики и инициативная группа из учеников, проявляющих повышенный интерес к математике. Примерно за 2 недели продумывается план проведения мероприятий. При составлении плана мероприятий учитываются возрастные и психологические особенности развития учеников. В течение недели проводятся математические игры, конкурсы, викторины и т.д.

Неделя математики проводится с целью развития познавательного интереса, индивидуальных, творческих и интеллектуальных  способностей учащихся. Должна четко просматриваться культура проведения каждого мероприятия: последовательность, этапность, развивающий характер,  происходящего, культура поведения учащихся, их самостоятельность и инициатива.

Ожидаемые результаты: укрепление каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях; развитие коммуникативных качеств личности: взаимного уважения, толерантности, доброжелательности, доверия, умение сотрудничать и в то же время инициативности, навыков делового общения; развитие осознанных мотивов учения, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.

Содержание

1. Подготовительный период.

Подготовительный период предметной недели обычно занимает обычно не более 1-2 учебных недель. Время должно быть четко распределено и рационально использовано с учетом расписания уроков.

На данном этапе разрабатывается план недели математики, маршрутный лист для учащихся, подбираются задания для мероприятий.

Примерный план недели математики

«Математические олимпийские игры»

Дата

Мероприятия

Содержание

Ответственные

Понедельник

25 ноября

Открытие недели математики

«Математические олимпийские

игры»

Конкурс эмблем

Выдача маршрутных листов

Подведение итогов акции

Агафонова З.Н.

Баева С.В.

Волова А.Н.

Мелкова А.В.

Пунанцева В.А.

Вторник

26 ноября

Олимпиада в цифрах

Олимпийские рекорды

Агафонова З.Н.

Баева С.В.

Волова А.Н.

Мелкова А.В.

Пунанцева В.А.

Среда

27 ноября

Олимпийские состязания «Умники и умницы»

Личное первенство на уроках

5-11 классы

Агафонова З.Н.

Баева С.В.

Волова А.Н.

Мелкова А.В.

Пунанцева В.А.

Четверг

28 ноября

Олимпийская эстафета

«Собери олимпийские кольца»

Игра по станциям 5,6 классы

7,8 классы

Агафонова З.Н.

Баева С.В.

Волова А.Н.

Мелкова А.В.

Пунанцева В.А.

Пятница

29 ноября

Олимпийские чемпионы нашей страны

Математическая викторина

5-6 классы

7-8, 9 классы

10-11 классы

Игра

«Черный квадрат» для 9-11 классов

Агафонова З.Н.

Баева С.В.

Волова А.Н.

Мелкова А.В.

Пунанцева В.А.

Суббота

30 ноября

Подведение итогов

Выставление оценок в рейтинг

Агафонова З.Н.

Баева С.В.

Волова А.Н.

Мелкова А.В.

Пунанцева В.А.

Примерный маршрутный лист для классов

Дата

Мероприятие

Задание классам

Требования

Понедельник

25 ноября

Открытие недели математики

«Математические олимпийские

игры»

Найти и оформить информацию о зимних олимпийских видах спорта:

БОБСЛЕЙ

  • Название
  • Картинка
  • Когда вошли в олимпийскую программу
  • Объяснить содержание вида спорта
  • Олимпийские чемпионы нашей страны по этому виду спорта

Вторник

26 ноября

Олимпиада в цифрах

Найти и оформить информацию об олимпийских рекордах

в 1924 году

  • Страна, где происходили игры
  • Символ игр
  • Время проведения
  • Количество стран
  • Количество спортсменов
  • Количество видов спорта
  • Мировые рекорды
  • Олимпийские рекорды
  • Медальный зачет стран

Среда

27 ноября

Олимпийские состязания

Составить математическую задачу с олимпийским содержанием

  • Содержание задачи
  • Эстетичное оформление

Четверг

28 ноября

Олимпийская эстафета

  • Конкурс презентаций
  • Конкурс ребусов

1. Найти информацию и оформить презентацию об ученом-математике

2. Используя олимпийскую символику составить ребус и зашифровать математический термин

  • Содержание презентации
  • Эстетичное оформление презентации и ребуса
  • Ответ написать на задней части листа

Пятница

29 ноября

Олимпийские чемпионы нашей страны

Найти и оформить информацию об олимпийском чемпионе нашей страны

Владимир Меланьин

  • Портрет спортсмена, фамилия, имя, отчество
  • Страна, где происходили игры
  • Символ игр
  • Время проведения
  • В каком виде спорта установлен рекорд

Распределение по классам

Класс

Вид спорта

Олимпиада

Чемпион

5 А

Фристайл

1976

Ирина Роднина

5 Б

Шорт-трек

1972

Любовь Егорова

6 А

Санный спорт

1968

Екатерина Гордеева

6 Б

Биатлон

1964

Алексей Ягудин

7 А

Горные лыжи

1960

Павел Буре

7 Б

Скелетон

1956

Евгений Дементьев

8 А

Хоккей с шайбой

1952

Лидия Скобликова

8 Б

Фигурное катание на коньках

1948

Анфиса Резцова

9 А

Скоростной бег на коньках

1944

Владимир Белоусов

9 Б

Прыжки с трамплина

1940

Максим Чудов

10 А

Лыжное двоеборье

1936

Александр Тихонов

10 Б

Лыжные гонки

1932

Вера Зозуля

11 А

керлинг

1928

Игорь Малков

11 Б

бобслей

1924

Владимир Меланьин

2. Проведение предметной недели. 

1 день - Открытие недели математики «Математические олимпийские игры».

Учащиеся должны найти и оформить информацию о зимних олимпийских видах спорта. Подготовка классами оформления школы осуществляется по маршрутному листу в соответствии с критериями. Также в первый день объявляется конкурс на лучшую эмблему математической олимпиады.

2 день - Олимпиада в цифрах.

Найти и оформить информацию об олимпийских играх, год которых указан в маршрутном листе. При оформлении учащиеся предоставляют следующие данные:

  • Страна, где происходили игры
  • Символ игр
  • Время проведения
  • Количество стран
  • Количество спортсменов
  • Количество видов спорта
  • Мировые рекорды
  • Олимпийские рекорды
  • Медальный зачет стран

3 день - Олимпийские состязания «Умники и умницы».

Олимпийские состязания проводятся каждым учителем на своем уроке. Кроме того учащиеся для оформления школы должны составить математическую задачу с олимпийским содержанием на конкурс.

4 день - Олимпийская эстафета «Собери олимпийские кольца».

Олимпийская эстафета проводится среди 5-6 и 7-8 классов, разработка которой вместе с приложением размещена на диске.

Также среди учащихся проводится конкурс презентаций  об ученом-математике и конкурс ребусов, в рамках которого учащиеся, используя олимпийскую символику,  составляют ребус и зашифровывают математический термин.

5 день - Олимпийские чемпионы нашей страны.

Учащиеся находят и оформляют информацию об олимпийском чемпионе нашей страны в соответствии с маршрутным листом.

Желающие могут принять участие в викторинах, разработки которых представлены на диске.

3. Подведение итогов. 

Подведение итогов предметной недели можно разделить на три части:

1. Ежедневный рейтинг участия классов в предметной неделе.

2.  Основные итоги недели математики в подводятся организационным комитетом и объявляются на общешкольной линейке. Результаты состязательных мероприятий подводятся сразу после завершения. Участники недели поощряются грамотами.

3. Очень важно проанализировать каждое мероприятие предметной недели: достигло ли оно поставленной цели, в какой мере оно помогло реализовать цель самой предметной недели, цели и задачи учебно-воспитательной работы школы. Для проведения мониторинга  возможно использовать различные методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседу с учащимися и учителями, изучение  произведений учащихся в ходе недели.

Список литературы:

  1. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс. / авт.-сост. Н.Е.Кордина. – Волгоград: Учитель, 2010.
  2. Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1990
  4. Математика. 5-11 классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках/ авт.-сост.М.Е.Козина, О.М.Фадеева. –Волгоград: Учитель, 2006.
  5. Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия/ авт.-сост.С.Е.Степурина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Математика. 5-8 классы: игровые технологии на уроках/ авт.-сост.И.Б.Ремчукова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  7. Математическое ассорти. 5-11 классы: сценарии вечеров, праздников, конкурсов /авт.-сост. Т.А.Лепехина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  8. Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по матемтаике в 5-11 классах/ авт.-сост. М.А.Иченская. – Волгоград: Учитель, 2008.
  9. Предметные недели в школе. Математика/ Сост. Л.В.Гончарова, - Волгоград: Учитель, 2001.
  10. Просветов Г.И. Учимся считать быстро: задачи и решения. Учебно-практическое пособие. – М.: Альфа-Пресс, 2008.
  11. Час занимательной математики./ Под ред.Л.Я.Фальке. – М.:Илекса, 2005.
  12. Ященко И.В. Приглашение на математический праздник. – М.: МЦНМО, Издательство «Экзамен», 2009.

Оформление школы

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике "Математические олимпийские игры"

Данная игра включает в себя оригинальные практические задания и задачи на смекалку, которые помогут содержательно организовать досуг учащихся. Это мероприятие можно проводить для учащихся 5-8 классов....

Внеклассное мероприятие "Математические олимпийские игры"

В связи с предстоящими олимпийскими играми в Сочи,актуальностью данной темы ,я решила провести это мероприятие...

Внеклассное мероприятие "Математические олимпийские игры"

В связи с предстоящей олимпиадой в Сочи и актуальностью данной темы, я решила провести это мероприятие....

Нестандартный урок по геометрии "Математические олимпийские игры"

Урок обобщения и коррекции знаний в форме дидактической игры «Математические ОЛИМПИЙСКМЕ ИГРЫ»....

Урок «Математические ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ» по теме "Подобие треугольников".

Урок обобщения и коррекции знаний в форме дидактической игры «Математические ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ» по теме "Подобие треугольников" (8 класс)....

Внеклассное мероприятие по математике "Математические олимпийские игры"

Внеклассное мероприятие по математике "Математические олимпийские игры" расчитано на учащихся   5-8 класса. Ребята не только смогут поучавствовать в увлекательных  математичес...