Рабочая программа внеурочной деятельности Истоки, 5 класс
материал (5 класс)

Тарасова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Приложение №9

к образовательной программе

основного общего образования

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Истоки»

по направлению духовно-нравственному

Классы: 5А, 5В

Составитель: Тарасова Е.В.

МБОУ «СШ№10»

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Истоки» для 5 класса разработана на основе:

- требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждён приказом Минобрнауки РФ от

- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ №10», утверждена приказом от №144 12.09.2017 ;

- программы «Истоки. Программа для среднего и старшего звеньев общеобразовательной школы (5-11 классы), авторы А.В. Камкин, И.А. Кузьмин – «Истоковедение», т.10. М.: ИД «Истоки», 2010;

- учебный план внеурочной деятельности МБОУ «СШ №10», утверждён приказом МБОУ «СШ №10» от №

- планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ №10», программы формирования универсальных учебных действий.

Цели изучения курса «Истоки»

«Истоки» - интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. В центре его – феноменология российской цивилизации, общий контекст её основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.

Главная цель курса «Истоки» - освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-нравственного и социально-культурного опыта Отечества.

В плане личностного развития обучающихся курс «Истоки» призван определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать патриотизм, гражданственность, устойчивую и бескорыстную привязанность к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно-нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у обучающихся собственной жизненной позиции.

В плане социализации обучающихся   курс «Истоки» призван определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в обучающихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих её идеалы и ценности, курс в то же время создаёт условия для формирования у обучающихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.

В плане подготовки обучающихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван привести обучающихся к пониманию духовно-нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), расширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.

Общая характеристика предмета

Содержание курса объединено в семь блоков-модулей: «Соха и топор», «Крестьянские хоромы», «Соловки», «Храм Покрова на Нерли», «Икона «Живо- начальная Троица», «Московский Кремль», «Летописи». В центре каждого блока-модуля находится, одноименный рассказ, в котором повествовательно-описательное, информативное содержание сочетается с размышлениями, должны- ми подвести ученика к осознанию социокультурных истоков, устойчивых ценностей. Полученные таким образом наблюдения и выводы, а также понятия социо-культурного ряда получают развитие в рассказах-спутниках, также содержащихся в каждом блоке-модуле (рубрика «Дополнение к теме»).

В курсе «Истоки. Семь чудес России» продолжает реализовываться принцип спиралевидного осмысления социокультурных ценностей и духовности. Учащиеся вновь возвращаются к ряду понятий и категорий, уже известному им по курсу начальной школы. Но на этот раз эти понятия и категории должны быть осмыслены и прочувствованы в более широком и конкретно-образном культурно-историческом контексте.

Учебная деятельность ученика в рамках курса «Истоки. Семь чудес России»,

как и в предыдущие годы, должна строиться на основе единения восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания. Она предполагает выход (при направляющей роли учителя) за рамки учебника: экскурсии, встречи, чтение до- полнительной литературы и т.д.

Программа «Истоки» представляет собой апробированную образовательно-воспитательную и дидактическую систему, призванную формировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций. Учебно-методический комплект, состоящий из программы с комментариями, учебных пособий, рабочих тетрадей и методических разработок, последовательно раскрывает смысл универсалий отечественной культуры. С 5 класса открывается второй концентр «Истоков». Он начинается с осмысления устойчивых идеалов российской цивилизации (стремление к ладу, мерности, соборности, внутреннему преображению и др.), а затем идёт освоение традиций обустройства просторов Отечества, жизненных и годичных ритмов и циклов и т.д.

Авторы программы учебного курса сопоставляют достижения этнологии, культурной антропологии, культурологии, религиоведения, а также этики, эстетики и истории повседневности. Педагогическая основа курса во многом опирается на традиции русской педагогики, ведущей своё начало от школы К.Д. Ушинского. Вместе с тем психолого-педагогическая и методическая концепция «Истоков» учитывает новейшие достижения психологии, современные педагогические технологии и методики. Образовательный процесс направлен на становление личности при её активном и осознанном собственном участии на основе устойчивой и целенаправленной мотивации.

Благодаря «Истокам» в образовательное пространство современной школы вносятся категории, ценности и идеалы отечественного образа жизни. Именно в «Истоках» универсалии российской цивилизации становятся предметом отдельного и специального осмысления, что существенно восполняет имеющийся пробел в школьном образовании и придаёт «Истокам» качество педагогической инновации. Всё это в полной мере соответствует провозглашённому в «национальной доктрине образования» курсу на повышение воспитательной миссии современной школы, а также стратегическим направлениям модернизации российского образования.

Ценностные ориентиры содержания  

В основной школе обучающиеся приобщаются к главным категориям жизни Отечества. В 5 классе эта задача решается посредством цикла «Память и мудрость Отечества», в рамках которого идёт знакомство с семью выдающимися памятниками отечественной культуры и образа жизни, в каждом из которых «прочитывается» тот или иной основополагающий идеал (лад, мерность, преображение, соборность,
согласие, державность и т.п.).

Научная основа курса

Курс «Истоки» в своей основе имеет ряд фундаментальных наук, до сих пор практически не представленных в школьном современном образовании:

а) отечественная и зарубежная культурология, раскрывающая феноменологию культуры, рассматривающая её как «текст» и разрабатывающая методы раскрытия его смыслов;

б) отечественная и зарубежная этнология, анализирующая и описывающая материальную культуру, жизненный уклад и духовно-нравственные ценности разных народов;

в) социальная и культурная антропология, исследующая разнообразие связей человека с внешней средой, установки его внутреннего мира и социокультурные роли.

«Истоки» также обращаются к достижениям современной социо- и микроистории, религиоведения, экологии и географии культуры.

Теоретические и методологические достижения наук, положенных в основу курса «Истоки», подчинены его воспитательным и образовательным целям. В итоге сердцевину учебного содержания курса составили универсалии культуры – устойчивые идеалы, ценности и категории сознания и бытия, передаваемые из поколения в поколение и обеспечивающие устойчивость цивилизации и преемственность культуры.

В учебном курсе «Истоки» универсалии отечественной культуры условно можно разделить на несколько смысловых рядов (содержательных линий):

  1. универсалии духовного мира;
  2.         универсалии нравственности;
  3. универсалии деятельности;
  4. универсалии социума;
  5. универсалии природно-культурного пространства.

Методология курса

Методологической основой преподавания учебного курса «Истоки» является социокультурный системный подход к истокам в образовании профессора РАЕН И.А. Кузьмина, что позволяет:

- объединить содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей;

- обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру школу, семью и обучающегося;

- развивать социокультурную основу во всех звеньях образования и, таким образом, обеспечить преемственность всех уровней образования;

- использовать принципиально новый инструментарий образования и систему подготовки на основе активных форм обучения;

- развивать образование как открытую организационную систему, способную стать важным фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения.

Важно и то, что социокультурный подход направляет развитие на утверждение человека в обществе, создаёт условия для управления внутренними ресурсами человека, формирует социокультурный стержень всех участников образовательного процесса, вырабатывает «социальный иммунитет», позволяющий защитить ребёнка, подростка от негативных воздействий внешней среды.

Социокультурный подход позволяет образование школьников рассматривать как единую систему, как комплексную проблему, затрагивающую методологические, психологические, внутрипредметные и другие аспекты.

Ключевым элементом социокультурного системного подхода являются активные формы обучения. Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать  по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материла предполагает, что каждый вносит в него свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что не только позволяет получать новое знание, но развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокий уровень.

В основе преподавания курса «Истоки» лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения: ресурсный круг, работа  в паре, в четвёрке, в группе, проект).

Главными целями системы активных форм является развитие у обучающихся духовно-нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.

В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:

- содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;

- коммуникативный – развитие способности эффективного общения;

- управленческий – развитие управленческих способностей;

- психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

- социокультурный  - осознание смысла служения Отечеству.

Описание места курса «Истоки» в учебном плане

Курс «Истоки» представлен в учебном плане внеурочной деятельности. На изучение курса в 5 классе отводится 1 час. За год на изучение предмета отводится 35 часов.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения программы:

Рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с ФГОС.

Личностные результаты изучения курса «Истоки» обучающимися 5 класса включают:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за ее историческое прошлое, усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, ощущения укорененности в отечественной этносоциальной и этнокультурной среде, чувства родства этой среде, уважения и признательности наследию предков;

- осмысление духовно-нравственного и социокультурного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- укрепление социокультурного стержня личности, обогащение духовного и нравственного опыта обучающихся; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанной на понимании смыслов и предназначений важнейших видов человеческой деятельности;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в разнообразной деятельности;

- осознание значимости семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия отечественной культуры и творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения «Истоков» включают:

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение планировать пути достижения целей, сознательно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать действия в процессе работы;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений осознанного выбора;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения;

- смысловое чтение;

-умение организовывать сотрудничество со сверстниками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств. Мыслей и потребностей, владение монологической контекстной речью.

Предметные результаты изучения курса «истоки» учитывают требования Стандарта и специфику предмета и включают:

- приобщение к базовым, вечным, непреходящим ценностям российской цивилизации; формирование социокультурного стержня личности;

- обогащение категорий понятий, образов и представлений, связанных с социокультурными истоками;

- приобщение к глубинным ( смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников-явлений отечественной культуры;

- освоение социокультурного и духовного контекста пространства и времени феноменов российской цивилизации и ведущих видов человеческой деятельности;

- уяснение основополагающих принципов, утвердившихся в качестве жизненной нормы российской культуры;

- развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;

- осознание себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-нравственного социально-культурного опыта Отечества.

Регулятивные УУД:

1.Принятие учебной цели.

2.Выбор способов деятельности.

3.Планирование организации контроля труда.

4.Организация рабочего места.

5.Выполнение правил гигиены

Учебного труда.

Познавательные УУД:

1.Сравнение.

2.Анализ.

3.Систематизация.

4.Мыслительный эксперимент.

5.Усвоение информации с помощью компьютера.

6.Работа со справочной литературой.

7.Работа с дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

1.Умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.

2.Умение выделять главное из прочитанного.

3.Слушать и слышать собеседника, учителя.

4.Задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

1.Самопознание.

2.Самооценка.

3.Личная ответственность.

4.Адекватное реагирование на трудности.

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Кол-во

 часов

Активные формы обучения (ресурсный круг)

Активные формы обучения

(активное занятие)

Активные формы обучения

(оценивающее занятие)

Память и мудрость Отечества

Введение

1

1

1

-

Соха и топор

4

1

3

1

Крестьянские хоромы

4

2

3

1

Соловки

5

2

3

1

Храм Покрова на Нерли

5

3

3

1

Икона «Живоначальная Троица»

5

2

2

1

Московский Кремль

5

1

4

1

Летописи

4

1

4

1

Обобщение

1

1

-

1

 Итого

34

14

23

8

Содержание Программы

Содержание учебного курса «Истоки» для 5-9 классов общеобразовательной школы подготовлено профессором Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкиным. В 5 классе эта задача решается посредством цикла «Память и мудрость Отечества», в рамках которого идет знакомство с семью выдающимися памятниками отечественной культуры и образа жизни, в каждом из которых «прочитывается» тот или иной основополагающий идеал (лад, мерность, преображение, соборность, согласие, державность и т.п.).

5 класс

«Память и мудрость Отечества»

Введение

Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого. Как вести библиографию о памятниках России.

Соха и топор

Основная идея: мудрая простота основных орудий труда российской аграрной цивилизации находилась в согласии с суровой природно-географической и климатической средой, формировала свою эстетику труда и устойчивую привязанность россиян к проверенным на многовековом опыте технологиям, общинности и артельности как важнейшим гарантам созидания и успеха.

Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии.

Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый перечень престижных трудовых качеств человека: выносливость, наблюдательность, добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему – основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели – первичные сообщества российской цивилизации, осуществляющие передачу производственного опыта из поколения в поколение, хранители трудовой мудрости.

Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие.

Социокультурный ряд: опыт, мастерство, простота, мудрость, артель, община.

Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи при знакомстве с бороной как ещё одним примером практичности и приспособляемости традиционных орудий труда; с деревянной церковью во имя Преображения на острове Кижи, в коей плотницкое мастерство достигло уровня высокого искусства; с былинным образом Микулы Селяниновича, где труд пахаря приравнен к богатырскому подвигу.

Крестьянские хоромы

Основная идея: в традиционном русском домостроительстве и домоустройстве наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого должен быть иерархический порядок и лад между домочадцами и согласие с Богом.

Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор, сени, зимовка, подклет, хлев, поветь, сеновал, взвоз и др. Оптимальное объединение под одной крышей хозяйственных и жилых помещений. Функциональное распределение пространства крестьянского жилища по принципу: для каждого дела своё место – и для труда земного, и для труда души.

Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого своё дело, в доме лишних нет. Ответственность мужчины за достаток и защиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок. Идеальная основа разумного домостроительства – лад с людьми и согласие с Богом.

Эстетика крестьянского жилища. Близость форм, материалов и сюжетов к природе. Чувство меры.

Изба – освящённый мир (иконы, рисунки райских птиц и цветов, книги и т.п.). Дом как корабль спасения. Отражение трёхчастности Вселенной в устройстве крестьянского дома. Традиционные мифологические взгляды на жилище и его обитателей.

Социокультурный ряд: хоромы, мера, лад, согласие, освящённый мир, разумное домоустроительство.

Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи посредством знакомства с топографией русской деревни, для которой была характерна разумная организация пространства и для каждого дела и праздника было своё место; со старинной традицией помочей, когда помощь нуждающемуся становилась трудом для рук, но праздником для души, согласием с совестью; с миром и волостью, существование которого было жизненной необходимостью для большинства россиян в прошлом.

Соловки

Основная идея: созданный и обустроенный на далёкой северной окраине островной Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь был как бы живым напоминанием о евангельском чуде преображения и тем самым придавил многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл.

Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея Руси, священномученика. Участие в устроении Соловецкой обители вкладчиков, паломников и трудников со всей России. Общественное служение братии Соловецкого монастыря.

Храмы и постройки Соловецкого монастыря, крепостные стены, скиты, каналы, маяки, ботанический сад, дамбы, сухой док. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в экстремальных условиях Севера. Всероссийское значение духовной, хозяйственной и экологической практики Соловецкого монастыря.

Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт заселения, освоения и преображения земель; опыт умирения и преображения моря-океана; опыт внутреннего преображения людей под воздействием соловецких святынь.

Дополнение к теме расширяет восприятие основной идеи, предлагая познакомиться с деятельностью русских землепроходцев и мореходов, не только разведывавших новые земли, но и включавших их в круг ценностей российской цивилизации; с отцами-пустынниками, напоминавшими об особой важности освоения и преображения своего внутреннего мира.

Храм Покрова на Нерли

Основная идея: храм на реке Нерли, первый на Руси храм во имя Покрова Божией Матери, стал символом той гармонии между миром духовным, природным и рукотворным, к которой, как к идеалу, стремилась изначально русская культура.

Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165г.)- древнейший памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи.

Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с окружающим ландшафтом.

Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступничестве Божией Матери. Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров - символ гармонии мира земного и мира небесного.

Социокулътурный ряд: гармония, мир природный, мир рукотворный. Покров.

Дополнение к теме предлагает расширить представление о гармонии мира

природного и рукотворного через знакомство как с народными художественными промыслами (шемогодская береста), так и с благочестивыми обычаями (поморские кресты).

Икона «Живоначальная Троица»

Основная идея: икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева, являясь одной из вершин русской иконописной традиции, указала на подобие земных идеалов согласия, любви и соборности основному догмату православия о Триедином Боге, на необходимость жертвенного подвига на пути к ним.

Иконопочитание в православной традиции. Правило иконописного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл. Икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева - величайший памятник русского иконописания.

Сюжет иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внешнее выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и теплый свет.

Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внутреннее средоточие иконы: схожесть ангелов и единая устремленность жестов, состояние их общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечности (Нераздельность лиц Святой Троицы), различия в изображении ангелов и окружающих их символов (Неслиянность лиц Святой Троицы). Идея великой искупительной жертвы во имя спасения человечества. Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру.

Дополнение к теме состоит из трех сюжетов, развивающих идею духовного подвига; в рассказе «Святой» повествуется о преподобном Серафиме Саровском, чей путь подвижничества является уделом для избранных, но спасителен для тысяч людей; в рассказах же о паломничествах и обетах приводятся сведения о благочестивых обычаях, доступных для всех стремящихся к горнему миру.

Московский Кремль

Основная идея: Московский Кремль, уникальный ансамбль и хранилище Московский Кремль, уникальный ансамбль и хранилище отечественных реликвий, стал символом важнейших черт и идеалов российской государственности: патриотизма, державности, неразрывной связи земного Отечества с духовными идеалами, трепетного отношения к чести и достоинству России.

Московский Кремль - символ Российского государства.

Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские башни, храм Архангела Михаила.

Кремль как щит духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня «Иван Великий», чудотворные и намоленные иконы.

Кремль - центр государственности, резиденция главы государства. Кремлевские дворцы и сооружения, призванные свидетельствовать о достоинстве России. Исторические и современные государственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр. Символика регалий. Идея власти по Вере и Правде. Орден «За заслуги перед Отечеством».

Кремль - хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Оружейная палата.

Социокультурный ряд: щит военный, щит духовный. Вера и Правда, государственные регалии, резиденция главы государства.

Дополнение к теме обогащает представления о государственности России через восприятие символики старинного российского герба, показывает подлинный смысл государственного служения (сюжет об ордене) и расширяет знания о кремлевских реликвиях (царь-пушка и царь-колокол).

Летописи

Основная идея: древнерусская историческая и летописная литература оставила нам свой неповторимый взгляд на смысл происходящих событий, сердцевиной которого стало убеждение в предопределенности истории, ее поучительности для новых поколений.

Старинные летописи - наше национальное достояние.

Летописец Нестор и составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода человеческого, древнее происхождение славянского народа, убеждение, что через историю вершится воля Божия. Патриотизм - подвиг по имя Оте- чества, особая добродетель. Летописи общерусские и летописи местные.

Как писали и украшали летописи. Древние летописи - бесценные памятники отечественной культуры. Летописные миниатюры -«окно в исчезнувший мир». Лицевой свод эпохи Ивана Грозного.

«Сказание», «Житие», «Слово» - младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Книжная мудрость как путь к знанию о главном.

Социокулътурныи ряд: летопись, житие, сказание, слово, книжная мудрость, добродетель, патриотизм.

Дополнение к теме призвано показать различные пути тяготения к познанию истории - через вековые традиции книговладения в народной среде (Деревенские книжники), посредством сохранения в устной фольклорной традиции былин, а также через разнообразные формы закрепления исторической памяти.

«Семь чудес России» (обобщающие уроки)

Календарно-тематическое планирование

Раздел программы, кол-во часов

Дата проведения

Тема

Личностные и метапредметные результаты

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных, активных, практических занятий

Вводный урок

Вводный урок

Личностные УУД:

Самопознание.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Работа с дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

Умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.

1

Соха и топор

Соха и топор

Личностные УУД:

Адекватное реагирование на трудности.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Работа с дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

Умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.

1

Куда соха и топор вместе ходили?

Личностные УУД:

Адекватное реагирование на трудности.

Регулятивные УУД:

Выбор способов деятельности.

Познавательные УУД:

Работа с дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

Умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.

1

Чему соха и топор учили человека

Личностные УУД:

Личная ответственность.

Регулятивные УУД:

Выбор способов деятельности.

Познавательные УУД:

Работа с дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

Умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.

1

Соха и топор как чудеса России

Личностные УУД:

Адекватное реагирование на трудности.

Регулятивные УУД:

Выбор способов деятельности.

Познавательные УУД:

Работа с дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

Умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.

1

Крестьянские хоромы

Состав крестьянских хором

Личностные УУД:

Самопознание.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Работа с дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы на понимание, обобщение.

1

И тесен дом, да просторен он

Личностные УУД:

Самопознание.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Работа с дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы на понимание, обобщение.

1

Домашний лад и порядок

Личностные УУД:

Адекватное реагирование на трудности.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Работа с дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы на понимание, обобщение.

1

Крестьянские хоромы – чудо России

Личностные УУД:

Адекватное реагирование на трудности.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Работа с дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы на понимание, обобщение.

1

Соловки

Соловецкий монастырь

Личностные УУД:

Адекватное реагирование на трудности.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Работа с дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

Умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.

1

Этапы жизни Соловецкого монастыря

Личностные УУД:

Самооценка.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Работа с дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы на понимание, обобщение.

1

Путешествие в Соловецкий монастырь

Личностные УУД:

Самооценка.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Работа с дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы на понимание, обобщение.

1

Чудо Преображения

Личностные УУД:

Личная ответственность.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Усвоение информации с помощью компьютера.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы на понимание, обобщение.

1

Соловецкий монастырь - чудо России

Личностные УУД:

Личная ответственность.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Усвоение информации с помощью компьютера.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы на понимание, обобщение.

1

Храм Покрова на Нерли

Когда я бываю в храме…

Личностные УУД:

Личная ответственность.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Усвоение информации с помощью компьютера.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы на понимание, обобщение.

1

Покров Пресвятой Богородицы

Личностные УУД:

Самооценка.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Работа с дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы на понимание, обобщение. 

1

На святом месте

Личностные УУД:

Самооценка.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Работа с дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы на понимание, обобщение.

1

Храм Покрова на Нерли – символ гармонии

Личностные УУД:

Самооценка.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Работа с дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы на понимание, обобщение.

1

Храм Покрова на Нерли – одно из чудес России

Личностные УУД:

Адекватное реагирование на трудности.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Работа с дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

Умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.

1

Икона «Живоначальная Троица»

Икона «Живоначальная Троица»

Личностные УУД:

Адекватное реагирование на трудности.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Работа с дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

Умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.

1

Путешествие в мир иконы

Личностные УУД:

Адекватное реагирование на трудности.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Работа с дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

Умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.

1

Звенящие краски иконы

Личностные УУД:

Личная ответственность.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Усвоение информации с помощью компьютера.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы на понимание, обобщение.

1

Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы

Личностные УУД:

Личная ответственность.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Усвоение информации с помощью компьютера.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы на понимание, обобщение.

1

Икона «Живоначальная Троица» как чудо России

Личностные УУД:

Личная ответственность.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Усвоение информации с помощью компьютера.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы на понимание, обобщение.

1

Московский Кремль

Щит военный, щит духовный

Личностные УУД:

Личная ответственность.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Усвоение информации с помощью компьютера.

Коммуникативные УУД:

Работа в четверке (развивающий):

«Щит военный, щит духовный».

1

Сооружения и соборы Московского Кремля

Личностные УУД:

Личная ответственность.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Усвоение информации с помощью компьютера.

Коммуникативные УУД:

Работа в четверке (развивающий):

«Сооружения и соборы Московского Кремля».

1

Московский Кремль – центр государства

Личностные УУД:

Личная ответственность.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Усвоение информации с помощью компьютера.

Коммуникативные УУД:

Работа в четверке (развивающий):

«Московский Кремль – символ Российского государства»

1

Хранитель истории, доблести и славы

Личностные УУД:

Самооценка.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Усвоение информации с помощью компьютера.

Коммуникативные УУД:

Мнемотехника (развивающий):

«Хранитель истории, доблести, славы»

1

Московский Кремль – одно из чудес России

Личностные УУД:

Самооценка.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Усвоение информации с помощью компьютера.

Коммуникативные УУД:

Работа в четверке (оценивающий):

«Московский Кремль – чудо» России»

1

Летописи

Первые летописцы и первые летописи

Личностные УУД:

Самооценка.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Усвоение информации с помощью компьютера.

Коммуникативные УУД:

Работа в четверке (развивающий):

«Какими были первые летописцы?»

1

Как писали и украшали летописи

Личностные УУД:

Самооценка.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Усвоение информации с помощью компьютера.

Коммуникативные УУД:

Работа в четверке (развивающий): «Рождение летописи»

1

Преподобный Нестор и его летописи

Личностные УУД:

Самооценка.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Усвоение информации с помощью компьютера.

Коммуникативные УУД:

Работа в четверке (развивающий): «Первый летописец»

1

Летописи – чудо России

Личностные УУД:

Самооценка.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Усвоение информации с помощью компьютера.

Коммуникативные УУД:

Ресурсный круг: «Летописи – чудо России».

1

Обобщающий урок

Обобщающие уроки «Семь чудес России»

Личностные УУД:

Личная ответственность.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели.

Познавательные УУД:

Усвоение информации с помощью компьютера.

Коммуникативные УУД:

Работа в четверке (оценивающий): «Семь чудес России»

1

Ресурсное обеспечение реализации Программы

Преподавание учебного курса в основной школе обеспечено следующим социокультурным учебно-методическим комплексом:

1.        Камкин А. В., Кузьмин И. А. «Программа учебного курса «Истоки» (5-11 классы), (Истоковедение. Том 10, с.87-134, 2010).

2.        Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).

3.        Красикова Н. Б., Твардовская Н. Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 5 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И.А. (Издательский дом «Истоки», 2011).

4.        «Истоки»-5. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 2, Издание 3-е, дополненное,2010, с.155-245).

5.        «Истоки»-5. Общие комментарии к дидактическому материалу и тетради (Истоковедение. Том 2. Издание 3-е, дополненное,2010, с.145-154).

Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: натуральные пособия;  изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Истоки»

1.Фруменков Г.Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья. Архангельск, 1975.        

2.Белов В.И. Лад. Очерки о народной эстетике (Любое издание).

3.Календари «Храмы России»

4.Энциклопедия православия. Москва, 2008г.

Интернет-ресурсы

http://www.moscowkremlin.ru  — «Московский Кремль»

http://nesusvet.narod.ru  — Иконы. Иконография. Иконопочитание.

www.krugosvet.ru  — Энциклопедия «Кругосвет».

http://russia.rin.ru/  — Россия Великая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная  геометрия» лежит максимально...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах "Решение расчетных задач по неорганической химии" для 8а класса

Рабочая программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.Содержание курса включает в себя практические ...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...