Программа "Воскресный класс"
методическая разработка

Валентина Игоревна Сабутина
Тема и направление данной программы были выбраны в соответствии с требованием времени, так как назрела необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: доброты и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства.
При работе над выдвинутой темой были проанализированы результаты деятельности волонтерского отряда в образовательном учреждении; обобщены результаты проектной деятельности курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Предлагаемые материалы решают существующие проблемы не только  светского образования – большое внимание уделяется православным вопросам.  На православии строится история, культура, мировоззрение, духовность, нравственность русского общества и государства. Факультативные занятия способствуют воспитанию терпимости и толерантности, благожелательности и добрососедству.
Предлагаемая разработка помогает установлению духовной, творческой атмосферы в коллективе детей, духовному становлению обучающихся, развитию у них совести и высоконравственной позиции, воспитанию стремления к добродетелям; может быть использована как классными руководителями в качестве составляющей программы воспитания класса, так и педагогами в повседневной практике  для проведения различных мероприятий духовно-нравственного содержания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

ПГТ. ТРОИЦКО-ПЕЧОРСК

Номинация «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи»

Категория учащихся: 5-6 классы

Выполнила

Валентина Игоревна Сабутина,

 учитель русского языка и литературы

2019 год


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

I. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА «МЕТЕОР».        4

II. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ КУРСА ОРКСЭ        8

III. ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «ВОСКРЕСНЫЙ КЛАСС»        11

3.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        11

3.2.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ВОСКРЕСНЫЙ КЛАСС»        13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        17

ПРИЛОЖЕНИЯ        18


ВВЕДЕНИЕ

Каждому из нас в своей жизни приходилось сталкиваться с проблемами равнодушия, отсутствия духовных ориентиров, беззащитности определенных категорий детей и подростков. Как ни странно, в период, когда в стране царит политическая нестабильность, социально-экономический кризис, падение уровня жизни населения, трансформация ценностной системы и масса других трудностей, молодёжь особенно чувствует проблемы социально незащищенных категорий граждан: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, престарелых, многодетных и малообеспеченных семей. Сейчас в России возрождаются традиции благотворительности, милосердия, добровольческой помощи нуждающимся, а значит, происходит ВОСКРЕШЕНИЕ человеческой души. Особенно радует то, что молодежь активно участвует в этом процессе. Привлечение подростков и молодежи к милосердной деятельности способствует гражданскому становлению личности.

         Методическая разработка по актуальным вопросам духовно-нравственного просвещения и воспитания подрастающего поколения «Воскресный класс» создана в ходе осуществления в школе деятельности волонтерского отряда «Метеор», а также в результате накопления опыта по проектной деятельности в процессе преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики». При составлении учитывались светский характер обучения в образовательном учреждении, статьи Закона Российской Федерации «Об образовании».

Предлагаемые материалы решают существующие проблемы не только  светского образования – большое внимание уделяется православным вопросам.  На православии строится история, культура, мировоззрение, духовность, нравственность русского общества и государства. Факультативные занятия способствуют воспитанию терпимости и толерантности, благожелательности и добрососедству.

Практическая значимость: предлагаемая разработка помогает установлению духовной, творческой атмосферы в коллективе детей, духовному становлению обучающихся, развитию у них совести и высоконравственной позиции, воспитанию стремления к добродетелям; может быть использована как классными руководителями в качестве составляющей программы воспитания класса, так и педагогами в повседневной практике  для проведения различных мероприятий духовно-нравственного содержания.

Цель данной работы: разработать факультативный курс «Воскресная класс»,  представить опыт воспитательной работы.

Задачи:

  • Проанализировать деятельность волонтерского отряда «Метеор».
  • Представить анализ проектной деятельности курса «Основы религиозных культур и светской этики».
  • Представить программу факультативного курса «Воскресный класс».

Новизна методической разработки состоит в том, что в ней представлены разработанные методические материалы, используя которые можно организовать деятельность классного коллектива на рубеже 5-6 классов при переходе из начальной школы в основную, основанную на идеях добра и милосердия.

К разработке прилагаются:

  • Разработки занятий
  • Наглядные материалы (буклеты, листовки)

I. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА «МЕТЕОР».

Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Эти ценности имеют характер соглашения граждан с властью на предмет соблюдения определенных правил поведения. Сами по себе законы не гарантируют того, что отраженные в них моральные нормы являются также личностными убеждениями человека, принимаются и выполняются им сознательно, добровольно, по совести и нравственному долгу. Если гражданин лишен духовно-нравственных основ (честности, доброты, искренности, милосердия), уже по той причине, что никто (за исключением, может быть, родителей) его в них не воспитывал, то и законы исполняться не будут.

Свободной и законопослушной может быть нравственная личность, располагающая ценностями и убеждениями. Нравственность в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье — во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. Такова основная идея концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Но, к сожалению, не всегда прекрасные идеи воспитания личности могут благотворно воплощаться в нашей жизни.  Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств духовности и нравственности. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию духовно-нравственных, патриотических качеств личности.

Духовно- нравственное развитие и воспитание, конечно, начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как “Отечество”, “малая родина”, “родная земля”, “родной язык”, “моя семья и род”, “мой дом”.

Важная роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности отводится и школе. Ежедневная работа любого учителя направлена на  достижение этой цели.  Воспитание школьников в этом направлении должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поэтому работа с детьми в этом направлении является актуальной задачей современной школы. Безусловно, такая работа ведется и учителями-предметниками и классными руководителям. И к моей практике учителя русского языка и литературы добавилась должность руководителя волонтерского отряда «Метеор»,  созданного в 2010 году в целях воспитания доброты, чуткости, сострадания в детях, воспитания ответственного, инициативного гражданина России в рамках программы «Дорогою добра».  Через   развитие гражданских чувств, поддержку социальных инициатив, направленных на распространение гуманизма, милосердия и сострадания, а также предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел волонтеры школы становятся единым сплоченным коллективом.

Цели и задачи программы

Цель:

- воспитание доброты, чуткости, сострадания в детях, воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи:

  •       развитие гражданских чувств у подростков;
  •       поддержка социальных инициатив, направленных на распространение    гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания через оказание помощи детям различных социальных центров, дошкольникам и младшим школьникам, пожилым людям;
  •      развитие социальной активности детей и подростков, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, через распространение различных печатных материалов (листовок, буклетов и т.д.);
  •      предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;

Принципы деятельности участников волонтерского движения:

-добровольность;

- законность;

-самоуправление;

-непрерывность и систематичность;

- свобода определения внутренней структуры, форм и методов работы;

- осознание членами волонтерского движения личностной и социальной значимости их деятельности;

- ответственное отношение к деятельности.

Потенциалы развития

·       Освещение деятельности проекта;

·        Публикации по проблемам добровольческого движения;

·        Связь с редакцией газеты «Заря»;

·        Использование информационных стендов, листовок, плакатов.

 Принципы реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо использовать определенную группу принципов, составляющих целостную и неделимую основу Программы. Пренебрежение каким- либо принципом недопустимо и губительно для Программы.

 Принципиальные основы деятельности взрослого:

  • обеспечение безопасности ребенка;
  • достоверность предлагаемой информации, привлечение специалистов;
  • организация совместной деятельности “Взрослый – ребенок”;
  • продуманная, логичная система вовлечения подростка в ту или иную деятельность;
  • максимальное использование имеющихся материально- технических и природных ресурсов.

  Принципиальные основы деятельности ребенка:

  • добровольное включение ребенка в разнообразные виды деятельности;
  • реализация личных способностей ребенка;
  • значимость деятельности для ребенка;
  • положительный результат и развитие волонтерского движения в школе

Участники и организаторы проекта.

Данная программа рассчитана на работу с подростками 12-18 лет. Общее количество детей в волонтерском отряде 15 человек.

Волонтерское движение имеет огромное нравственно–воспитательное и гражданско-патриотическое значение. Это гарантия того, что ребята станут открытыми, честными, милосердными людьми. Будут иметь свою гражданскую позицию. Но научить проявлять чуткость, сердечность, внимание невозможно без пробуждения в них чувств беспокойства об окружающих людях: о родителях, бабушке, дедушке, больных сверстниках. Забота о других становится внутренним качеством молодого человека только тогда, когда он сам активно принимает участие в добрых поступках, учится присматриваться к физическому и душевному состоянию окружающих людей.

И добрые дела волонтерского отряда – яркое тому доказательство. Вот несколько примеров нашей деятельности. В этом учебном году продолжает свою работу мобильная  волонтерская группа «Старость в радость». Ребята  выезжали в Дом престарелых,  где организовали  концертную программу ко Дню пожилых людей. Волонтеры приготовили концертные номера, участвовали в работе творческих мастерских по изготовлению поделок, открыток. Все выездные мероприятия проходят на хорошем уровне, ребята всегда долгожданные гости.

Для волонтерского отряда «Метеор» стали доброй традицией  совместные мероприятия с ребятами из социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних в п. Нижняя Омра (ТР-Печор. района). С игровыми конкурсными программами волонтерский отряд неоднократно выезжал в центр. Каждому выезду соответствует определенная тематика. Так, регулярно организуются творческие мастерские, где вместе с воспитанниками приюта  изготавливаются сувениры, поделки. Встречи проходят на хорошем организационном уровне и всегда веселые и интересные.

Одним из направлений деятельности отряда является шефская работа. Так, в рамках акции «Береги здоровье смолоду» для младших школьников были проведены классные часы по профилактике гриппа. Ребята-волонтеры подготовили презентационный и наглядный материал, провели творческие мастерские. Ко Дню Матери ребята провели мастер-класс «Подарок маме своими руками». Мы работаем с группами продленного дня: проводятся мастерские, викторины, веселые старты.

В честь празднования Дня космонавтики ребята-волонтеры уже не первый год приводят игры по станциям «В мире космонавтики». Для малышей волонтерами школы были подготовлены познавательные беседы, игры, кроме того, была организована работа творческих мастерских, в которой ребята при помощи заготовок моделировали Солнечную систему и изготавливали космические ракеты. Эти работы затем были размещены на стендах в классах.

Продолжает развиваться благотворительная деятельность. В декабре прошлого года, в сентябре этого учебного года была организована благотворительная акция «Подарок другу». Волонтеры вместе с желающими приняли участие в акции: изготовили подарки и сувениры своими руками (открытки, обереги, елочки, снеговики), собраны и переданы конфеты для пожилых людей из Дома престарелых.

В рамках подготовки к 9 мая ребята приняли участие в творческой мастерской по изготовлению георгиевских ленточек-брошей, которые затем были переданы в районный музей для ветеранов и тружеников тыла. Кроме того, волонтеры приняли участие в субботнике -  провели уборку у памятника учителям и выпускникам школы, погибшим в ВОв. 

В марте – апреле волонтеры организовали экологическую акцию «Цветы школе». Ребята приобрели землю, семена, контейнеры и посадили цветы, которые  в июне были переданы для посадки на территории  школы трудовой         бригаде.

Несмотря на трудности, волонтеры продолжают активно работать, обучаясь и развивая личностные качества, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность.

Накопленный опыт  дает основание утверждать, что организация волонтерского движения - это один из путей приобщения подростков к общечеловеческим ценностям: терпению, человеколюбию, состраданию, милосердию, патриотизму.

         

II. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ КУРСА ОРКСЭ

Большое значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Воспитание человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план всегда выдвигалось нравственное формирование. Сегодня государство стремится расширить образовательное и воспитательное культурно-историческое поле миропонимания учащихся через знакомство школьников с основами разных духовных и светских традиций многонациональной культуры России в курсе ОРКСЭ.

Одной из действенных форм организации работы с детьми является проектная деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателями представленной им информации, а непосредственными участниками получения и обработки знаний. В этом случае велика вероятность того, что добытые знания превратятся в убеждения.

Поэтому я активно внедряю в практику работы со школьниками проектную деятельность, смыслом чего является следующее: что ученику необходимо усвоить, должно появиться в результате его собственных действий. Вся познавательно - творческая работа младших школьников на уроке протекает, прежде всего, в сфере постигающего мышления. Для него характерно такое преобразование материала, которое вскрывает в нем внутренние существенные связи и отношения, выявление и рассмотрение которых позволяет учащимся проследить происхождение самого знания, осуществить «самооткрытие истины».

При изучении модуля «Основы православной культуры» обучающиеся изучают не только культурологический материал, но и приобщаются к миру прекрасного, к искусству. Для этого  использую различные творческие мастерские для организации мини-проектов. Таким образом, ребята успешнее приобщаются к эстетическому восприятию религиозных символов, терминов, понятий. Так, при изучении темы «Священное Писание» были организованы творческие мастерские  для реализации проекта по созданию плаката, газеты на данную тему.

В работе над темой «Православный календарь. Праздники» также была организована мастерская, где ребята, используя метод Декупаж,  украшали пасхальное яичко.

При изучении темы «Православный храм» малыши украшают храм при помощи цветной крупы и других подручных материалов.

При помощи информационных технологий ребята пробуют создавать буклеты.

 

 

Таким образом, использование проектно – исследовательской деятельности в курсе ОРКСЭ поможет нашим детям получить представление о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России и стать человеком, действительно любящим и ценящим свою духовную культуру, который никогда не пойдет громить другую культуру и её носителей просто потому, что они «другие».

и орудий, созданных более фантазиею художника, чем взятых из действительной жизни.

III. ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «ВОСКРЕСНЫЙ КЛАСС»

3.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание духовности и нравственности у юного поколения - основа всей образовательной деятельности школы на современном этапе. Но, к сожалению, в школах освоение нравственных ценностей является лишь направлением воспитательной работы. Важно понимать, что духовность не прикладной инструмент воспитания Человека, а фундамент развития личности. Может быть, именно поэтому слова сострадание, милосердие, вера не несут всей сакраментальной значимости, а лишь встречаются от случая к случаю.

Важность проблемы милосердия, сопереживания, сочувствия привела к разработке  программы «Воскресный класс».

Цель программы: воскрешение традиций милосердия, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

Задачи:

  1. Организация занятий, мероприятий, дающих ученикам возможность систематической и последовательной тренировки – «упражнении» в милосердии.
  2. Выяснить причины снижения отзывчивости, способствовать возврату милосердия в нашу жизнь.
  3. Понимание экологической ценности окружающего мира, привитие любви ко всему живому, культуре, к людям, к самому себе.
  4. Обеспечение взаимодействия педагога и родителей подростков для создания оптимальных условий развития и формирования комплекса важнейших социальных навыков.
  5. Развитие ребенка через практическую деятельность

Ценности

        В основе программы – нравственное воспитание. Нравственность состоит из отдельных вещей, чувств, понятий. Одно из таких нравственных понятий – милосердие.

        Милосердие – необходимое чувство, свойственное всему животному сообществу; милость к поверженным, пострадавшим.

        В настоящее время ощущается отлив милосердия, угасает это чувство.

        Милость – нравственное требование. Чтобы вновь поднять это чувство на должную высоту необходимо «упражняться» в милосердии. На это и направлена программа.

        Милосердие и благотворительность нельзя возводить в подвиг.

        В том, что здоровый поможет больному, богатый – бедному, счастливый – несчастному нет ничего героического.  Это естественное стремление и право каждого человека. Один человек может только бить в колокол тревоги и просить всех проникнуться и подумать: что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.

Основные принципы работы:

  1. Принцип открытости: учащиеся планируют жизнь в классе совестно с педагогами, вносят коррективы и предложения с учетом своих интересов, потребностей и желаний.
  2. Принцип привлекательности будущего дела. Педагог может убедить и заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате.  Ребят увлекает конкретный результат выполняемого дела.
  3. Принцип деятельности. Ребятам нужна активная, полезная и значимая внеклассная деятельность, которую необходимо строить используя знания, умения и навыки учебной деятельности.
  4. Принцип свободы выбора. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов и личных качеств.
  5. Принцип обратной связи. Проводя любое мероприятие, педагог обязан побеседовать с учащимися и изучить их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии, что способствует формированию неформального отношения к порученному делу.
  6. Принцип сотворчества.  Ребята сами должны определить себе партнера для участия во внеклассном мероприятии. Стимулом творчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий внеклассного мероприятия самими учащимися, проявления самостоятельности и инициативы в порученном деле.
  7.  Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Педагог должен видеть участие каждого ученика во внеклассной работе, в жизни школы.

3.2.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ВОСКРЕСНЫЙ КЛАСС»

Программа

РАЗДЕЛ

ТЕМА

ПРИМЕЧАНИЕ

МОЯ РОДИНА

  1. 1

С чего начинается Родина.

  1. 2

Святые Кирилл и Мефодий. Составление азбуки.

  1. 3

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм.

  1. 4-5

Преподобный Сергий Радонежский – учитель и устроитель России. Стефан Пермский – духовный брат Сергия (конкурс презентаций)

Из опыта работы

Приложение 1

  1. 6-9

Проект.

Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества. (4ч.)

Летний лагерь

( программа профильной смены «ЖИВИ, МОЯ ДЕРЕВНЯ»)

Из опыта работы

Приложение 2

МОЯ СЕМЬЯ

10-12

Христианская семья и ее ценности. (3ч.)

13-14

Творческая мастерская. Генеалогическое древо семьи. (2ч.)

15-18

Православный календарь. Почитание святых. Покровители семьи. (4 ч.)

19

Ангелы-хранители.

20

Преподобный Серафим Саровский.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

21

Рождество Христово

Экскурсия в Храм

22

Рождественские вертепы

23-26

Творческая мастерская. Готовим театральное представление. «Елочка». «Святая ночь». (4 ч.)

Школа

Детские сады

27

Святки

28

Крещение Господне

Экскурсия в Храм

29

Светлое христово

воскресение

история, традиции, обычаи

Экскурсия в Храм

30

Творческая мастерская. Самый вкусный кулич.

31

Творческая мастерская. Готовим пасхальные сувениры.

Поездка в Дом престарелых

32-33

Творческая мастерская. Организация детского пасхального праздника «Теремок». (2ч.)

Детские сады

Детское отделение ЦРБ

34

Троица.

Экскурсия в Храм

35

Покров.

36-38

Проект.

Праздники в моей семье. (3ч.)

МОЙ МИР

39

Нравственный поступок. Золотое правило нравственности.

40-43

Социальный проект

« Добро начинается с тебя»

Из опыта работы

Приложение 3

44

Трудолюбие.

45-47

Творческая мастерская. «Подарок маме своими руками» (3ч.)

48

Милосердие и сострадание.

49-50

Творческая мастерская. «Старость в радость». Изготовление сувениров. (2ч.)

51

Долг и ответственность.

52-54

Выпуск газеты.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. (3ч.)

ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ

55-60

ИВАН ШМЕЛЕВ. РОЖДЕСТВО

ГИЛБЕРТ КИЙТ ЧЕСТЕРТОН. БОГ В ПЕЩЕРЕ

Е.ИВАНОВСКАЯ. ПРЕДАНИЕ О ПЕРВОЙ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЕЛКЕ

ЕЛЕНА КРУЧИНИНА. ПОД РОЖДЕСТВО

БОРИС ГАНАГО. Рассказы

Приложение 4

М. РОСС. НЕВИДИМЫЙ ГОСТЬ

АЛЕКСАНДР КУПРИН. ТАПЕР

КОНСТАНТИН СТАНЮКОВИЧ. ЕЛКА

НИКОЛАЙ ЛЕСКОВ. ЗВЕРЬ

Святочный рассказ

АЛЕКСАНДР КУПРИН. ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ.

МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ

ВЛАДИМИР НАБОКОВ. РОЖДЕСТВО

НИКОЛАЙ ЛЕСКОВ.

ЗАПЕЧАТЛЕННЫЙ АНГЕЛ

И. С. ШМЕЛЕВ. ЛЕТО ГОСПОДНЕ (ОТРЫВОК)

А. И. КУПРИН. ПАСХАЛЬНЫЕ КОЛОКОЛА

IY. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема и направление методической разработки была выбрана в соответствии с требованием времени, так как назрела необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства.

При работе над выдвинутой темой авторами были проанализированы результаты деятельности волонтерского отряда в образовательном учреждении; обобщены результаты проектной деятельности курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В результате следует сделать следующие выводы, что использование данного опыта может привести к следующим положительным результатам:

 Для учащихся:

  • Воспитание детей и подростков школы на примерах милосердия, служения благим делам;
  • Увлеченность детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования.

Для  педагогов:

  • Разработанные материалы можно успешно использовать в воспитательной работе в образовательном учреждении,
  • Собранный в ходе реализации материал (разработки занятий) окажет незаменимую помощь педагогам при организации учебно-воспитательной деятельности.

Таким образом, поставленная цель по  разработке факультативного курса  «Воскресный класс» достигнута.

        


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://www.wildnet.ru/
  2. http://www.helpdeti.ru/
  3. http://www.ktoeslineya.ru/
  4. http://www.mclider.ru/index.php?id=34
  5. http://www.protivnarkotikov.ru/services/3/4
  6. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон  от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
  7. План мероприятий на 2015 – 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 г. №729-р. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178730/a302c122fcc74442622871c1442cf009b68b0dfc/.
  8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43281.html.
  9. Внеклассные мероприятия: 5 класс. Автор – составитель Г.Г.Кулинич.-М.: ВАКО, 2009.
  10. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры. Автор-составитель Е.А. Воронова.- Издание 2-е, переработанное и дополненное. – Ростов на Дону. Феникс, 2008.
  11. Борис Ганаго «Детям о душе» Издательство: «Минск: Издательство Белорусского Экзархата» 2000 г. ISBN: 985-6503-27-2 
  12. Борис Ганаго «Детям о вере» Издательство: «Минск: Издательство Белорусского Экзархата» 2000 г. ISBN: 985-6503-26-4 

ПРИЛОЖЕНИЯ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сабутина Валентина Игоревна, учитель русского языка и литературы "Воскресный класс"

Слайд 6

Да, у нас и у представителей нехристианских религий – разные представления о Боге и о Его отношении к человеку, разные традиции, отличающийся образ жизни. Но основные нравственные представления традиционных религий во многом близки, что позволяет им сообща противостоять вызовам морального нигилизма, агрессивного безбожия, межнациональной, политической и социальной вражды.

Слайд 7

Иеромонах Роман (Матюшин) Без Бога нация – толпа, Объединённая пороком, Или слепа, или глуха, Или ещё страшнеё – жестока. И пусть на трон взойдёт любой, Глаголющий высоким слогом, Толпа останется толпой, Пока не обратиться к Богу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я есть любовь, Я есть воля, Я есть сила, Я есть добро, Я есть всё прекрасное. Я есть Человек, Всё зависит от меня, Всё в моих руках.

Слайд 3

доброе 4 1 2 холодное 3 ледяное 5 благородное львиное

Слайд 5

БОРИС ГАНАГО «ПРОЩЕНИЕ» ОБИДА - несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувство. ПРОЩЕНИЕ – 1) то же, что и простить 2) извинение

Слайд 7

ПРИТЧА Однажды ученик попросил учителя: - Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким. Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет. - Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошел конфликт, и положи этот картофель в пакет. - И это все? – недоуменно спросил ученик. - Нет, – ответил учитель. – Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился картофелинами и стал достаточно тяжелым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвел и стал издавать резкий неприятный запах. Тогда ученик пришел к учителю и сказал: - Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжелый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое. На что учитель ответил ученику: - То же самое происходит и у тебя в душе. Просто ты это сразу не замечаешь. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

Слайд 8

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ПРОЩЕНИЯ 1.Не ждите, когда к вам подойдут просить прощение - делайте сами первый шаг. 2.Не носите обиды в себе. Они ранят нашу душу. 3.Постарайтесь быстрее помириться. Прощайте любые обиды, не осуждайте других, помогайте друг другу, будьте добрыми сердцем. 4.Берегитесь от злых дел, от нехороших мыслей, не завидуйте, учитесь послушанию. 5.Будьте внимательны к своим друзьям, одноклассникам, учителям, родителям 6.Не забывайте золотое правило: как вы хотите, чтобы поступали с вами, так и вы поступайте с другими. 7.Если научишься прощать, тогда тебя никто не обидит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....