Программа по развитию творческих способностей обучающихся
учебно-методический материал

Петров Михаил Николаевич

Программа по развитию творческих способностей обучающихся в рамках реализации ФГОС по истории и обществознанию может быть реализована на уроках и во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В 5-9 КЛАССАХ

«Развитие  творческих способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС  курсов истории и обществознания  во внеурочной деятельности»

Введение

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования направлен на реализацию качественно новой личности, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

 Важной задачей школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности обучающихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Общество нуждается в неординарной творческой личности, глубоко знающей себя и владеющей собой, активно проявляющей свою индивидуальность. Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения.  Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс

Рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности   школьников.

Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций, поддержать ребенка, подготовить почву для того, чтобы  его способности  и потребности были реализованы.

Развитие творческих способностей обучающихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы.

При воспитании мотивированного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, в познавательную потребность.

Урок для таких детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.

Цель программы: создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей обучающихся.

Задачи:

1) изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими способностями и методические приемы работы с ними;

2) совершенствовать формы педагогической работы с детьми с творческими способностями;

3) составить план мероприятий по выявлению творческих способностей обучающихся;

4) реализовать систему работы по развитию творческих способностей обучающихся.

 Система работы по выявлению творческих способностей обучающихся

Система по выявлению творческих способностей обучающихся включает в себя следующие мероприятия:

- диагностику уровня развития творческих способностей; педагогическое наблюдение за поведением обучающихся во время урочных, внеурочных занятий, за коммуникативной, игровой и другими видами деятельности, психологическое наблюдение;

- организацию системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности;

- промежуточную диагностику творческой активности каждого ученика (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ);

- осуществление взаимодействия с родителями с целью выявления способностей учеников и предупреждения снижения мотивации к обучению и развитию.

Для диагностики уровня развития творческих способностей использовалась методика общей одарённости А.И. Савенкова

Большое место в процессе исследований занимает педагогическое наблюдение - метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных.

Для выявления творчески способных обучающихся целесообразно проводить мероприятия состязательного и презентационного характера.

  Для различных обучающихся характерна различная степень творческой активности. Есть несколько уровней (по Е.В.Коротаевой):

  1. Нулевой уровень. Обучающимся не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в творческую работу, ожидая привычного давления со стороны учителя.   Они медленно включаются в работу: творческая активность возрастает постепенно.   Им не рекомендуются задания, требующие быстрого перехода от одного вида деятельности к другому.  Деятельность учителя в классе с преобладанием учащихся нулевого уровня направлена на создание особой эмоциональной атмосферы уроков, настраивающей на включение школьников в учебный процесс. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости  отсутствие страха  чувство уверенности ожидание встречи с данным педагогом  ожидание уроков, которые ведет учитель. Так создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень развития творческой активности.
  2. Относительно-активный уровень творческой активности. Для обучающихся этого уровня характерна заинтересованность только в определенной творческой ситуации, связанной с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами. Таким образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Такие ученики с желанием приступают к выполнению творческого задания, но при затруднении теряют к нему интерес. Эпизодически они могут удивлять  быстрым правильным ответом, но это не становится системой. В этой ситуации «удержать» внимание учащихся помогут вопросы, которые задают сами дети. Можно ввести правило: в конце урока ученики должны задавать не менее 5 вопросов по теме урока. Это несложное задание помогает школьникам вычленять главное и «включаться» в тему на протяжении всего урока.
  3. Исполнительно-активный уровень. Ребят этой группы характеризует умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной учебной цели. Они достаточно хорошо осознают учебную задачу, с желанием включаются в творческую деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно сами. В эту группу входят и те, кто мыслит озарениями. Эти обучающиеся начинают скучать, если задание простое, постепенно привыкают ограничивать себя рамками и отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации творческой деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Можно применять все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации. На ребят этого уровня, например, можно возложить роль «наблюдателей», которые следят за темпом урока, или роль «мудрецов», которые подводят итог занятию.
  4. Творческий уровень. Ребята этого уровня умеют и любят работать творчески, без давления со стороны учителя. Удовлетворение получают не от достижения цели, а от самого процесса. Их активность не нуждается в стимулирующих приемах.

Задача учителя - помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в творческой деятельности, стремления к самоактуализации через различные виды творчества.

Работа с родителями по выявлению творческих способностей обучающихся  очень важна. Индивидуальные беседы с родителями о важности всестороннего развития детей, их участия в конкурсах и олимпиадах являются основой работы классного руководителя и учителя-предметника. Родителям необходимо создавать условия для различных способов поведения в той или иной ситуации; моделирование проблемных ситуаций; активизация самостоятельной и творческой деятельности детей. ):

Принципы работы с мотивированными обучающимися

  •  дифференциация и индивидуализация обучения
  • системность обучения;
  •  максимальное разнообразие предоставляемых возможностей.
  •  обеспечение свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. (ИТ, репетиторство)
  •  возрастание роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, спецкурсы, факультативы.
  •  усиление внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с обучающимися.
  • творческое взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
  • актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);

Условия формирования творческих способностей:

а) положительные мотивы учения;

б) интерес обучающихся;

в) творческая активность;

г) положительный микроклимат в коллективе;

д) сильные эмоции;

е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

Основное содержание работы с мотивированными обучающимися

  • -Использование системы заданий, способствующих развитию творческих способностей на уроках истории и обществознания
  • использование элементов современных технологий (проектов, индивидуализации и дифференциации, критического мышления, портфолио, игровые технологии, на основе личностно - ориентированного и компетентностного подходов в обучении)
  • - организация проектно-исследовательской деятельности  
  • подготовка учащихся к школьным, районным олимпиадам по истории и обществознанию
  • написание творческих работ
  • подготовка и участие в дистанционных олимпиадах.
  • проведение предметных недель, игр, КВН, конкурсов, экскурсий
  • развитие    творческих способностей через занятия внеурочной деятельности
  • подготовка  к промежуточной   аттестации и ГИА

План работы на 2019-2020 учебный год

1

Разработка плана работы с мотивированными  детьми на 2019/2020 учебный год, составление базы обучающихся, имеющих особые способности и повышенный интерес к изучению истории и обществознания

сентябрь

2

Вовлечение обучающихся в работу объединения внеурочной деятельности «Неразгаданные тайны истории»

сентябрь

3

Проведение оценки общей одарённости по методу А.И. Савенкова

октябрь

4

Проведение индивидуальных консультаций с мотивированными детьми

в течении года

5

Создание банка нестандартных заданий по истории и обществознанию

в течении года

6

Индивидуальные беседы с родителями о важности всестороннего развития детей, их участия в конкурсах и олимпиадах

в течении года

7

Проведение школьного тура предметных олимпиад по истории и обществознанию

октябрь-ноябрь

8

Выставка творческих работ обучающихся по истории и обществознанию

декабрь

9

Подготовка и проведение недели истории и обществознания

январь

10

Проведение оценки общей одарённости по методу А.И. Савенкова. Сравнительный анализ результатов вводной диагностики и итоговой

февраль

12

Проведение мероприятий в рамках подготовки и празднования 75 - летия Победы в Великой Отечественной войне

в течении года

13

Защита итоговых проектов обучающихся

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие творческих способностей обучающихся творческого объединения "Танцы"

Занятия хореографией, несомненно, откроют для детей новые пути познания творчества, обогатят их внутренний мир. Выявление способностей у детей и правильное их развитие- одна из важнейших педагогически...

Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся"

Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурно...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности».

Программа  «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности»....

программа по развитию творческих способностей обучающихся

  Развитие творческих  способностей обучающихся приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выпол...

Программа конференции "Развитие творческих способностей обучающихся средствами предметов гуманитарного цикла"

Программа конференции "Развитие творческих способностей обучающихся средствами предметов гуманитарного цикла"...