Основы смыслового чтения и работа с текстом
рабочая программа (6 класс)

БогдановаЕК2

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к родному языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_kruzhka.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 131 город Карталы

«Согласовано»

Заместитель директора МОУСОШ № 131 по ВР Кравченко Н.Г.

______________________

«____»____________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МОУСОШ №131

Теплякова И. С.

_____________________

 «___»_ 2013 г

ПРОГРАММА  курса внеурочной деятельности

Предмет: Внеурочное занятие «Основы смыслового чтения и работа с текстом»

Класс 6

Уровень Базовый

Руководитель Богданова Евгения Константиновна

Срок реализации:2013 - 2014 учебный год

Направление: интеллектуально-познавательное

г. Карталы

2018 - 2019 учебный год

Пояснительная записка

Цели и задачи:

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к родному языку. В отличие от уроков русского языка  на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

Цель:

-развить кругозор и мышление учащихся.

Задачи:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать

определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

особенности ударения в русском языке;

основные правила орфоэпии;

основные способы образования слов;

основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;

правила русской орфографии;

морфологические признаки частей речи;

нормы употребления в речи языковых единиц;

виды словосочетаний;

виды предложений;

основные группы пунктуационных правил;

признаки текста.

Планируемые результаты:

адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к определѐнному типу речи;

сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

правильно произносить широко употребляемые слова;

по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

определять способы образования разных частей речи;

соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

определять синтаксическую роль всех частей речи;

объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

строить пунктуационные схемы предложений.

Описание ценностных ориентиров

Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов  обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.

 Мы всё дальше и дальше уходим от первоистоков значений слов родного языка,  вовлекаясь в неумолимый информационный поток, приносящий нам целую лавину иноязычных слов. Всё большая часть нашего общества проявляет уже неспособность усваивать и обоснованно применять новые слова, поскольку просто не понимает их значения. Но что ещё печальнее, стараясь выглядеть «продвинутыми» и современными, многие употребляют слова, искажая их настоящий смысл, не утруждая себя проверить значение слова по словарю. В связи с чем всё чаще можно слышать и в жизни и по телевидению в речи уважаемых людей смешные и глупые смысловые нелепицы и ляпсусы, причём произносятся они в серьёзном контексте. Выглядит это удручающе, так как происходит активное внедрение в массовое сознание слов с заведомо искажённым смыслом, а это, в свою очередь, вносит дисгармонию в речевую культуру общества.

    Что же делать в данных условиях нашим детям, лишённым возможности слышать грамотную речь от окружающих людей и от такого мощного средства воздействия,  как телевидение.

   Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками.

 Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые  вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, изучение лексического состава языка, введение в этимологию русского языка, обращение к историческому комментарию слова, знакомство с основами стихосложения, с языковыми нормами. Особенностью занятий может стать интегрированная основа планирования на базе лучших образцов литературного творчества.

   Перспективность данного курса заключается в том, что предполагает дальнейшее расширение темы от слова к словесности. Перспективной задачей является формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение как явление искусства слова.

   Словесность, в широком смысле, - это словесное творчество, способность выражать мысли и чувства устно и письменно. В узком смысле, словесность – это искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. При этом язык является материалом словесности, таким образом, следующий курс направлен на рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка.

   Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит применять логически точные и выразительные словообразы для выражения мысли и чувства в собственных письменных высказываниях, учит творческому употреблению родного языка.

В соответствии с этим конечной целью становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

   Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.

   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

   Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 2 раза в неделю, 68 часов в год.

Учебно-тематическое планирование

тема занятия

кол.часов

виды деятельности

1.

2.

3.

4.

5.

6

7

8

9.

10.

.

11

12.

13.

14

15

16

17

18

19

20

21.

22.

23

24

.

25

.

26

27.

28.

29

.

30

.

31.

32.

33.

34

35.

Раздел 1.

Из истории письменности

Начальные сведения о происхождении слов

Назначение языка

Словесное произведение как результат познания мира и утверждения нравственных устоев общества

Значение языка для жизни общества

Слово-заповедь

Творческая  работа

Работа с этимологическим словарём

Раздел 2.

Старое и новое в слове

Из истории слов и выражений

Народное слово в литературном языке

Почему мы так говорим

Литературный калейдоскоп

Раздел 3.

Слово и его системные отношения

Сколько слов в русском языке

Сколько мы знаем слов

Активные и пассивные слова

Группы слов

Лингвистические словари

Раздел 4.

Лексическое богатство русского языка

Лексическое значение слова

Способы определения значения слова

Слова однозначные и многозначные

Употребление многозначных слов в произведениях словесности

Омонимы, их отличие от многозначных слов

Роль омонимов в художественных произведениях

Синонимы, их роль в художественных произведениях

Антонимы, их роль в художественных произведениях

Неологизмы, их роль в художественных произведениях

Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении

Фразеологизмы, их выразительность

Работа с толковыми словарями

Создание собственных текстов

Раздел 5.

Речевая культура-

языковые нормы:

орфоэпические нормы

лексические нормы

грамматические нормы

синтаксические нормы

итоговые занятия. Защита проектов.

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2

3

2

1

1

2

2

1

2

2

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

2

2

2

2

3

работа с источником информации:

 составление тезисов лекции

ролевая игра

работа с текстами

защита мини – проектов

работа с источником информации

творческая работа «Сердце слова»

работа со словарём;

составление словарной статьи

составление вопросника к лекции

составление заметок на школьный стенд

дискуссия

поиск в художественных текстах

составление тезисов к лекции

мини-исследование

лингвистическая дуэль

беседа

работа со словарями

запись тезисов

коллективное обсуждение

работа со словарями

анализ фрагментов из художественных произведений

работа с текстами

работа с текстами

самостоятельный подбор текстов

исследование текстов

архаизмы в лирике А.С.Пушкин

подражание образцу

работа со словарями

выступление на занятии

тест

тест

газета лингвистическая

Содержание курса

Раздел 1.

О слове.

Из истории письменности. Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества.

Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.

 Работа с этимологическим словарём.

Раздел 2.

Старое и новое в слове. Народное слово в литературном языке.

 Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим.

Раздел 3.

Слово и его системные отношения.

Сколько слов в русском языке. Сколько мы знаем слов. Активные и пассивные слова. Группы слов.

Лингвистические словари.

Раздел 4.

Лексическое богатство русского языка.

Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.

Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.

Синонимы и  антонимы, их роль в художественных произведениях.

Неологизмы, устаревшие слова. Их значение в произведении. Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.

Работа с толковыми словарями.

Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.

Раздел 5.

Речевая культура.

Языковые нормы:

орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические.

Мониторинговая карта

6 мая

Творческие сочинения «История слова»

Победители и призеры

13 мая

Олимпиада

20 мая

Защита проектов

27 мая

Итоговое праздничное занятие

Методическое обеспечение программы

  1. О.А.Еремина «Литературный кружок в школе». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва. Просвещение. 2011
  2.  О.Г. Черных. Внеклассные мероприятия 6 класс, Москва «ВАКО». 2011
  3.  С.В. Логинов. Школьный театр миниатюр. Волгоград. Учитель.2009.
  4. С.В. Водолазькая. Предметная неделя русского языка в школе. Ростов- на- Дону. Феникс 2005.
  5. Экскурсии в краеведческий музей
  6. Беседы с учащимися по прочитанным произведениям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом» для 5 класса

Данная программа ориентирована на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и д...

Основы смыслового чтения и работа с текстом

laquo;Почему наши дети не читают книги?» - этим вопросом задаются сейчас практически все, но изменить ситуацию замечаниями в стиле «а вот в наше время…», нам вряд ли удастся....

Рабочая программа учебного курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" (5 - 9 классы)

Программа курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" для 5-9 классов. Цель рабочей программы - воспитание грамотного компетентного читателя, иимеющего стойкую привычку к познанию ми...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я успешный читатель» (Основы смыслового чтения и работы с текстом)

Программа внеурочной деятельности «Я успешный читатель» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) основана на принципах, которые определяют отношение к чтению как к средству...

Основы смыслового чтения и работа с текстом на уроках географии

Сообщение на заседании РМО учителей географии...