Методическая разработка внеурочного занятия по "Истоковедению" Тема: "Купцы и предприниматели"
материал


Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Нижневартовска

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»

МАУ г. Нижневартовска «Центр развития образования»

научно-методическая лаборатория технологий духовно-нравственного воспитания и развития

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

Ф.И.О. педагога

Колосова Наталья Валерьевна

Должность  

учитель истории и обществознания

педагогический стаж  

20 лет

в том числе, стаж работы по программе «Социокультурные истоки»  

первый

квалификационная категория  

высшая

образовательная организация  

МБОУ «СШ №10»

форма занятия  

внеурочная деятельность

группа / класс

7 б

возраст обучающихся  

13-14 лет

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

«Купцы и предприниматели»

Цель для педагога:

Дать представление об истоках возникновения предпринимательской деятельностиосновных периодах его становленияего значении для развития экономики страны 

Цель для обучающихся:

Узнать об истоках возникновения предпринимательской деятельностиосновных периодах её становленияеё значении для развития экономики страны

Задачи для педагога:

1Объяснить значение терминов и понятий.
2
Показать  на примере пословиц и поговороккакими

 качествами должен обладать деловой человек.
3
.  Познакомить с истоками возникновения и развития  купечества и предпринимательства.
4
.  Показать, какую роль сыграло предпринимательство в истории России.
5
Работать над развитием мыслительной деятельности обучающихся и познавательного интереса через решение нестандартных задач.

Задачи для обучающихся

1Выяснить  значение терминов и понятий.
2
Определить  на примере пословиц и поговороккакими качествами должен обладать деловой человек.
3
.  Познакомиться с истоками возникновения и развития  купечества и предпринимательства.
4
Выяснить,  какую роль сыграло предпринимательство в истории России.

Термины, понятия

Купец, предприниматель, приказчик, гости, гостьба, деловые люди, сотни, гильдии, коммерсант.

«Дорожиться - товар залежится».

«Продешевить - барышей не нажить».

«Тот, кто не умеет улыбаться, не должен заниматься торговлей».

«Тот не купец, у кого деньги дома».

 «Не солгать – так и не продать».

Планируемые

результаты:

Формируемые компетентности

Универсальные учебные действия (для школ и дополнительного образования)

Знать: о нравственной основе труда; кто такие купцы, предприниматели, деловые люди;  смысл основных критериев духовно-нравственных понятий «Не солгать – так и не продать».

Уметь: характеризовать, оценивать и анализировать  исторические  процессы и явления, выражать свое отношение к ним,  пользоваться энциклопедической и справочной литературой как источником знаний; выстраивать конструктивное общение с одноклассниками и учителем, достигать совместных значимых результатов; решать творческие задачи на уровне импровизаций; использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

Владеть:  навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме, приемами ведения дискуссии;  навыками работы в парах,  принимать совместное  решение.

Личностные:

 Формирование   мотивации  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; способности  к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;   уважительного  отношения  к труду,  пониманию значимости  предпринимательской деятельности; уважительного отношения к традициям нашего народа.

Регулятивные:

Продолжать учиться определять тему занятия, ставить цель составлять план,

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Познавательные:

  Общеучебные:

  развитие умений осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,  структурировать знания,  самостоятельно находить и выделять необходимую информацию, работать с незнакомым текстом, анализировать его, выбирать главное, делать выводы, выводить заключение;  рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения);  извлечение необходимой информации из прослушанной беседы.

  Логические:

на основе анализа событий делать выводы; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные:

 развивать  умения слушать других обучающихся, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству, формулировать собственное мнение и позицию.

Организация пространства

Межпредметные  связи

Формы организации, методы, приёмы работы

Ресурсы

Формы организации:

Ресурсный круг «Роль купечества для Отечества»  (учащиеся, учитель);

  Работа в активной паре (учащиеся);

  Фронтальная работа;

  Индивидуальная работа при подготовке к уроку;

Тренинг (практическое упражнение: «чувствую», «вижу», «слышу»);
Методы и приемы:

Информационно-рецептивный.   Фронтальная беседа.

  Частично-поисковый:  на основе предложенного перечня пословиц определить, какими качествами должен обладать предприниматель.

  Работа в паре. Поиск ответов на предложенные вопросы.

 Рабочий лист с заданиями.   Объясни значение слов:  гости, гостиная сотня и суконная сотня.

  В чем отличие между членами гостиной сотни и суконной сотни?

  Какие купеческие объединения были созданы при Петре I? Объясните значение этого термина.

  Проблемные вопросы:

  Какую роль  сыграло торгово-промышленное предпринимательство  в истории России?

   Можно ли сказать, что труд предпринимателей был на благо Отечества?

   Можно ли считать, что деньги купцов и предпринимателей служили Отечеству?

  Объяснительно-иллюстративный метод. Рассказ сопровождается слайдовой презентацией.

Виртуальная экскурсия в купеческую лавку.

  Самостоятельная работа учащихся с текстом .

  Метод опережающего обучения. Подготовка презентации учащимся о деятельности купцов Строгановых.

  Ресурсный круг «Роль купечества для Отечества»
 

Оборудование:

Слайдовая презентация; проектор; компьютер; аудиоколонки. Учебник «Истоки».  А.В. Камкин 4 класс, рабочий лист к уроку, видеофрагмент «виртуальная экскурсия в купеческую лавку».

Наглядно-демонстративный материал:

видеофрагмент  «виртуальная экскурсия в купеческую лавку».

Вопросы на доске.

  Как встречали купцы своих покупателей?

  Кто такие приказчики?

  Какой товар предлагали?

  Каким образом купцы привлекали покупателей именно в свою лавку?

  Кто в купеческой лавке мог выполнять обязанности продавца?

Запись темы урока: Купцы и предприниматели.

Картинка с изображением купца.

Цель этапа:

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

   стр. книги

I этап. Целеполагание

Подведение детей к формулировке темы и постановке цели урока.

Учитель:

  Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодня наше занятие принесет нам всем радость общения.

  Сегодня на занятии вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помогут вам внимание, находчивость, смекалка.

С какими видами деятельности людей мы знакомились на прошлых занятиях?

Итак, на прошлых занятиях мы с вами знакомились с различными видами деятельности людей. Мы рассмотрели труд земледельца, ремесленника. А сегодня нам предстоит узнать еще об одном трудовом деле. А какой это вид профессионального занятия, вы узнаете, отгадав загадку.

Итак, мы будем говорить о купцах. А кто такие купцы? Что отличало этих людей от земледельцев и ремесленников?

  Ресурсный круг. Что вы чувствуете…, когда произносите слова купец и предприниматель?

  - Что вы слышите…?

  - Что вы видите…?

В словарях даны следующие определения термину купец.

1 Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее торговлю

 ( по словарю  В.И. Даля)

2 Торговец, коммерсант (по словарю синонимов)

3. Богатый торговец, владелец торговым предприятием

Какое слово вам встречается чаще всего?

А каким словом еще называют купца?

Коммерсант. А кого называют коммерсантом

Лицо, занимающееся торговлей, осуществляющее торговое предпринимательство.

Поэтому купца называют предпринимателем. Именно купцы были первыми предпринимателями.

Определите тему сегодняшнего занятия.

Тема нашего занятия «Купцы и предприниматели»

Подумайте, какие вопросы мы рассмотрим в рамках нашего занятия.

Кто такие купцы и предприниматели?

Основная сфера деятельности

Личные качества делового человека

Познакомимся с историей предпринимательского дела

Познакомимся  со значением слов: «гости», «гостьба», «деловые люди», «сотни», «гильдии»

Роль первых предпринимателей  в истории России (на примере деятельности известного купца и предпринимателя)

Обучающиеся:

Отвечают на вопросы, отгадывают загадку.

 

Ребята вместе с учителем стоят в кругу.  Говорят о своих ощущениях и представлениях.

 

Определяют значение терминов купец, предприниматель.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.  

Делают вывод, что купцы это первые  предприниматели.

Учащиеся предлагают варианты формулировок темы занятия, план занятия  и записывают в тетрадь тему занятия   «Купцы и предприниматели».

II этап. Актуализация опорных знаний и умений

Создание проблемной ситуации.

Конечно, с образом жизни купцов, с их  деятельностью  вы уже знакомы. Но я предлагаю вам  доказать, что  купцы - это предприниматели.

  Как встречали купцы своих покупателей?

  Кто такие приказчики?

  Какой товар предлагали?

  Каким образом купцы привлекали покупателей именно в свою лавку?

  Кто в купеческой лавке мог выполнять обязанности продавца?

Купцы очень серьезно относились к своему делу.

Просматривают видеофрагмент  и отвечают на вопросы:

 

  Ответы учащихся: «Когда входил покупатель, то звонил колокольчик, торговец лично встречал его и приветствовал  очень добрыми словами»; «Товар предлагали разный, расхваливали его, часто придумывали прибаутки и шутливые сравнения»;

  «Отношения между продавцом и покупателем нередко были доверительными, товар часто отпускался в кредит»; «Чтобы привлечь покупателей купцы нанимали мальчиков или приказчиков (помощник купца в торговой лавке) , которые прохаживались около лавки и выкрикивали приглашения»;

  «Обязанности продавца могли выполнять жена купца или его сыновья. В купеческих семьях уже формировалось уважительное отношение к компаньону (партнеру)»

III этап. Основной этап

Решение учебной задачи.

Создание проблемной ситуации.

Закрепить полученные знания. Первичный контроль за правильностью выполнения способа действий.

1. Нередко купцов и предпринимателей называли деловыми людьми. Как вы думаете, почему?

Действительно, заниматься торговлей и иметь свое дело всегда очень хлопотно.  Человек, который занимается этим делом, должен обладать особыми качествами характера.

В пословицах русский народ отразил деятельность деловых людей. Давайте, раскрывая  их смысл, попробуем определить эти качества.

«Дорожиться - товар залежится;

«Продешевить - барышей не нажить»;

«Тот, кто не умеет улыбаться, не должен заниматься торговлей»;

«Тот не купец, у кого деньги дома»;

 «Не солгать – так и не продать».

«Не солгать – так и не продать».

Как вы думаете это хорошо или плохо?

2. Первое упоминание о купцах относят к Х веку.

Каковы истоки возникновения купечества и предпринимательства, что обозначают слова «гости», «гостьба», «деловые люди», «сотни», «гильдии», какую роль сыграло предпринимательство в истории России,  вы узнаете  прочитав  текст и ответив на вопросы.

Проверим выполнение задания.

3 Торговля и предпринимательство приносили немалые доходы. Но опытные деловые люди  тратили их с умом и многие своей деятельностью принесли пользу России. Например, купцы Строгановы.

 Вам предложена презентация о купцах Строгановых. Посмотрев ее, попробуйте ответить на вопрос: «Можно ли считать, что деньги купцов и предпринимателей служили Отечеству?»

Ответы детей: «человек, знающий свое дело», «занятой человек», «сосредоточенный на своем деле»

На доске картинка с изображением предпринимателя.

 Учащиеся составляют портрет делового человека, выходят к доске и записывают качества, которыми должен обладать предприниматель.

1. Уметь продать товар.

2. Уметь привлечь покупателей.

3. Обладать дальновидностью.

4. Быть хитрым.

5. Уметь рисковать.

Ответы детей: «Обманывать конечно плохо, но предпринимателю важно продать свой товар»; «Для предпринимателя все средства  хороши»; « Настоящий предприниматель обязательно предложит качественный товар для продажи»; «Важно продавать хороший товар, тогда не придется обманывать покупателей».

 Работают в парах с дополнительным материалом к уроку.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.  

Подводят итог и соотносят свои ответы с предложенными учителем.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.  Обучающиеся делают вывод, что вклад купцов в развитие экономики страны был большой и деньги купцов и предпринимателей служили Отечеству.

IV этап. Итоги занятия. Рефлексия

Определить степень усвоения учебного материала,  эмоциональное состояние и интерес к уроку

Ресурсный круг «Роль купечества для Отечества».  Рефлексия.

  -Итак, давайте подведём итог нашему уроку.

  - Удалось ли вам узнать что-то новое о купцах и предпринимателях ?

  Проблемный вопрос:

  – Можем ли мы с вами теперь сказать, что их  труд был на благо Отечества?

 

Дети встают в круг и говорят: «Я чувствую…, я слышу…, я вижу.. ».

Называют, подводя итог урока

Используемая литература:

При наличии в приложениях оформляются дополнительные материалы (схемы, рисунки, слайды и пр.)

Используемая литература:

  1.  Бандяк О.А. Истоки: 4 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.

  2.  Камкин А.В. Истоки: 4 класс. – М., 2000.

  3. http://bsk.nios.ru/content/rol-kupechestva-v-socialno-ekonomicheskom-razvitii-sibiri-xviii-nachalo-xx-v

При наличии в приложениях оформляются дополнительные материалы (схемы, рисунки, слайды и пр. )

ПРИЛОЖЕНИЕ    

Загадка

«Путешествуя по свету.    

Я объехал уж весь мир.

Я привез меха, конфеты,

Ткани, шелк и кашемир.

Угадайте наконец,

Ремесло мое….» (купец)

Картинка с изображением купца

 

Рабочий лист к уроку.

Купцом (от слова «купля», «купить») на Руси издавна называют человека, занимающегося торговлей.  Предпринимателем же называли того, кто имел свое предприятие-завод, мельницу, занимался строительством зданий, мостов, дорог, или, например, добывал из- под земли руду, нефть, соль.  Нередко их называли деловыми людьми.

Краткие сведения о торгово-промышленных  объединениях.

Первое упоминание о купцах на Руси относится к Х веку. В Древнерусском государстве были известны «купцы» (горожане, занимающиеся торговлей) и гости (богатые приезжие купцы). Сама торговля называлась «гостьба».  Преодолевая любые преграды, российские купцы на свой страх и риск прокладывали торговые пути и налаживали связи с Византией, черноморскими греческими колониями, Закавказьем, Средней Азией, Прибалтикой, Ближним Востоком, Африкой и Европой. Наиболее тесными их отношения были с Константинополем, что, по мнению многих ученых, привело  к распространению христианства на Руси.

С началом становления Москвы как центра Руси потребовались новые источники пополнения казны и государство стало проявлять повышенный интерес к предпринимательству.

С XV-XVI веков начинается расцвет торгово-промышленного предпринимательства, зарождаются поколения предпринимателей.

К концу XVI века в России сложились три привилегированных  купеческих  объединения: гости (высший слой купечества), гостиная сотня и суконная сотня.  Они были немногочисленными и формировались из наиболее состоятельных купцов столицы и уездных городов.

Члены гостиной сотни избирались в разные советы на различные должности, в отличие от гостей, которых на должность назначал сам царь. 
У членов гостиной сотни не было права свободно выезжать за границу государства (как это могли делать «гости»), но они имели возможность за свои заслуги получать грамоты от царя. По положению «гости» были выше членов гостиной сотни, а люди суконной сотни – ниже. Обладая меньшими богатствами, чем гости и люди гостиной сотни, члены суконной сотни занимали должности  ниже, чем гости, заведовали более мелкими предприятиями. В 20-е годы XVIII века купеческие корпорации гостей и сотен были ликвидированы.

Наибольшее развитие предпринимательство получает в годы правления Петра I (1689-1725). В первой четверти ХVIII в. было создано около 200 крупных предприятий. Они производили железо, вооружение, военное снаряжение, на верфях строились корабли. Все это использовалось для оснащения армии, которая вела войну со Швецией. Десятки предприятий возникли и в сфере легкой промышленности. Они были ориентированы на удовлетворение потребностей верхов общества, воспринимавшего европейский быт, производили зеркала, ленты, чулки, шляпы, сахар.

При Петре I в России появляются «гильдии».  Деятельный царь жаловал людей активных, стремление которых честно разбогатеть было полезно им самим и государству.   В 1721 году регламентом Главного магистрата  (указом Петра I) городское  население было  разделено на гильдии. Он знал это немецкое слово: оно означает «объединение людей по профессии». К первой гильдии были отнесены банкиры, знатные купцы, городские доктора, лекари и аптекари, золотых и серебряных дел мастера, иконописцы и живописцы. Ко второй гильдии отнесены торговцы розничным товаром и ремесленники. Позже Петр I учредил и третью гильдию. Третьей гильдии  разрешалось содержать малые речные суда, иметь трактиры, торговые бани и постоялые дворы для проезжих людей.

На протяжении XVIII–XIX вв. торговое и промышленное предпринимательство оказывало  решающее влияние на формирование рынка, становление транспортной сети, развитие обрабатывающей промышленности. Предприниматели  внесли значительный вклад в разведку и разработку залежей полезных ископаемых. С именами купцов связано начало пароходства, инициативы по прокладке судоходных каналов и проведению железных дорог. Купеческий капитал играл определяющую роль в развитии мыловаренного, кожевенного, салотопенного, свечного, стекольного, фаянсового, писчебумажного и канатно-прядильного производства. Благодаря предприимчивым купцам в городах можно было увидеть и различные заморские деликатесы. 

  1. Объясни значение слов:  гости, гостиная сотня и суконная сотня.
  2. В чем отличие между членами гостиной сотни и суконной сотни?
  3. Какие купеческие объединения были созданы при Петре I? Объясните значение этого термина.
  4. Какую роль  сыграло торгово-промышленное предпринимательство  в истории России? Можно ли сказать, что их труд был на благо Отечества?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Путешествуя по свету. Я объехал уж весь мир. Я привез меха, конфеты, Ткани, шелк и кашемир. Угадайте наконец, Ремесло мое….»

Слайд 4

Кто такой купец? 1 Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее торговлю. ( Толковый словарь В.И. Даля) 2 Торговец, коммерсант. (словарь синонимов) 3. Богатый торговец, владелец торговым предприятием. (Толковый словарь Ожегова)

Слайд 5

Коммерсант Лицо, занимающееся торговлей, осуществляющее торговое предпринимательство.

Слайд 6

Купцы и предприниматели

Слайд 7

Деловой человек

Слайд 8

План Кто такие купцы и предприниматели? Личные качества делового человека. История купеческого сословия. значение слов: «гости», «гостьба», «Какую роль сыграло купечество и предпринимательство в истории России ? Можно ли сказать, что их труд был на благо Отечества?

Слайд 9

Личные качества делового человека «Дорожиться - товар залежится» «». «Тот, кто не умеет улыбаться, не должен заниматься торговлей.» «То не купец, у кого деньги дома.» «Не солгать – так и не продать.» «Большая торговля-большой риск»

Слайд 10

Предприниматель

Слайд 11

Какую роль сыграло купечество в истории России ? Можно ли сказать, что их труд был на благо Отечества?

Слайд 12

Роль купечества Становление транспортной сети Развитие обрабатывающей промышленности внесли значительный вклад в разведку и разработку залежей полезных ископаемых. Определяющая роль в развитии мыловаренного, кожевенного, свечного, стекольного, фаянсового, писчебумажного и канатно-прядильного производства Финансовая поддержка исследований

Слайд 13

Роль купечества в истории России (на примере деятельности известных купцов и предпринимателей.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист к уроку.

Купцом (от слова « купля», «купить») на Руси издавна называют человека, занимающегося торговлей.  Предпринимателем же называли того, кто имел свое предприятие-завод, мельницу, занимался строительством зданий, мостов, дорог, или, например, добывал из- под земли руду, нефть, соль.  Нередко их называли деловыми людьми.

Краткие сведения о торгово-промышленных  объединениях.

Первое упоминание о купцах на Руси относится к Х веку. В Древнерусском государстве были известны «купцы» (горожане, занимающиеся торговлей) и гости ( богатые приезжие купцы). Сама торговля называлась «гостьба».  Преодолевая любые преграды, российские купцы на свой страх и риск прокладывали торговые пути и налаживали связи с Византией, черноморскими греческими колониями, Закавказьем, Средней Азией, Прибалтикой, Ближним Востоком, Африкой и Европой. Наиболее тесными их отношения были с Константинополем, что, по мнению многих ученых, привело  к распространению христианства на Руси.

С началом становления Москвы как центра Руси, потребовались новые источники пополнения казны и государство стало проявлять повышенный интерес к предпринимательству.

С XV-XVI веков начинается расцвет торгово-промышленного предпринимательства, зарождаются поколения предпринимателей.

К концу XVI века в России сложились три привилегированных  купеческих  объединения: гости (высший слой купечества), гостиная сотня и суконная сотня.  Они были немногочисленными и формировались из наиболее состоятельных купцов столицы и уездных городов.

Члены гостиной сотни избирались в разные советы на различные должности, в отличие от гостей, которых на должность назначал сам царь. 
У членов гостиной сотни не было права свободно выезжать за границу государства ( как это могли делать «гости» ,но они имели возможность за свои заслуги получать грамоты от царя. По положению «гости» были выше членов гостиной сотни, а люди суконной сотни – ниже. Обладая меньшими богатствами, чем гости и люди гостиной сотни, члены суконной сотни занимали должности  ниже, чем гости, заведовали более мелкими предприятиями. В 20-е годы XVIII века купеческие корпорации гостей и сотен были ликвидированы.

Наибольшее развитие предпринимательство получает в годы правления Петра I (1689-1725). В первой четверти ХVIII в. было создано около 200 крупных предприятий. Они производили железо, вооружение, военное снаряжение, на верфях строились корабли. Все это использовалось для оснащения армии, которая вела войну со Швецией. Десятки предприятий возникли и в сфере легкой промышленности. Они были ориентированы на удовлетворение потребностей верхов общества, воспринимавшего европейский быт, производили зеркала, ленты, чулки, шляпы, сахар.

При Петре I в России появляются «гильдии»  Деятельный царь жаловал людей активных, стремление которых честно разбогатеть было полезно им самим и государству.   В 1721 году регламентом Главного магистрата  (указом Петра I ) городское  население было  разделено на гильдии. Он знал это немецкое слово: оно означает «объединение людей по профессии». К первой гильдии были отнесены банкиры, знатные купцы, городские доктора, лекари и аптекари, золотых и серебряных дел мастера, иконописцы и живописцы. Ко второй гильдии отнесены торговцы розничным товаром и ремесленники. Позже Петр I учредил и третью гильдию. Третьей гильдии  разрешалось содержать малые речные суда, иметь трактиры, торговые бани и постоялые дворы для проезжих людей.

На протяжении XVIII–XIX вв. торговое и промышленное предпринимательство оказывало  решающее влияние на формирование рынка, становление транспортной сети, развитие обрабатывающей промышленности. Предприниматели  внесли значительный вклад в разведку и разработку залежей полезных ископаемых. С именами купцов связано начало пароходства, инициативы по прокладке судоходных каналов и проведению железных дорог. Купеческий капитал играл определяющую роль в развитии мыловаренного, кожевенного, салотопенного, свечного, стекольного, фаянсового, писчебумажного и канатно-прядильного производства. Благодаря предприимчивым купцам в городах можно было увидеть и различные заморские деликатесы. 

  1. Объясни значение слов:  гости, гостиная сотня и суконная сотня.
  2. В чем отличие между членами гостиной сотни и суконной сотни?
  3. Какие купеческие объединения были созданы при Петре I? Объясните значение этого термина
  4. Какую роль  сыграло торгово-промышленное предпринимательство  в истории России ? Можно ли сказать, что их труд был на благо Отечества?

2. Заполните таблицу:

Понятия

Знаю (+,-)

Хочу знать (+,-)

Узнал(а)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного занятия по английскому языку "Путешествие по радуге" для 1 класса

Данное занятие обобщает знания обучающихся по темам "Любимый цвет", "Мои игрушки", "Путешествие в зоопарк". Занятие проходит в игровой форме с использованием мультимедиа презентации....

Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Методическая разработка внеурочного занятия по музыке "В гостях у Осени"

Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Конспект внеурочного занятия по музыке с использованием ЦОР "В гостях у Осени" для 2 класса + презентация с музыкальным и видеоматериалом....

Методическая разработка внеурочного занятия по «Краеведению» ко Дню народного единства

Учитель МБОУ СОШ №7:  Козленко О.П. Методическая разработка  внеурочного  занятия по «Краеведению»ко  Дню народного единстваЦель мероприятия: воспитание  чувства патриотизма, ...

Методическая разработка внеурочного занятия по изготовлению детского развивающего коврика "Цифры"

Методическая разработка создана для проведения занятий в кружках технического творчества по профессиям швейного профиля. Целью является знакомство обучающихся с инновационными технологиями изготовлени...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....

Методическая разработка внеурочного занятия «Дорогою добра. Путь к мечте» (курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность против коррупции»), 6 класс

Представленное занятие проводится в рамках курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность против коррупции» для учащихся 6 класса. Это курс гуманитарного направления, целью которого...