Этикет в начальной школе
план-конспект

Лабутина Людмила Владимировна

Конспект для курса внеурочной деятельности в начальной школе "Я и общество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket_v_nachalnoy_shkole.odt29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия по теме:

 «Этикет в начальной школе»

Беседа о культуре поведения дома, в семье для обучающихся 3-4 классов

Цель:объяснить детям, как важно приветливо здороваться и прощаться с родными, отказываться от услуг мам и бабушек, если сам можешь что-то сделать.  Учиться не  ждать, когда тебя попросят о помощи. У каждого должны быть дома постоянные обязанности.

Задачи: Воспитывать уважительное отношение к своим близким и к пожилым людям, быть вежливыми и внимательными, соблюдать правила этикета.

Это разговор о поведении детей дома, в семье, об их отношении к родным и близким. В начале занятия учитель может предложить школьникам нарисовать, как они провели воскресенье, кто где был и чем занимался, что больше всего запомнилось и понравилось. Не следует требовать тщательной отделки рисунка, важно его содержание. Затем эти рисунки рассматриваются в группе. Теперь можно начать большой разговор о том, как ребята относятся к своим родным.  Близкие люди нуждаются в повседневном внимании и помощи, и дети должны об этом помнить.

Предложить детям рассмотреть ситуацию из жизни и обсудить услышанное.

Утром на небе сияло солнышко. Маша и мама попрощались у школы, и Маша поспешила на уроки, а мама ушла на работу. Около четырех часов дня, когда Маша вернулась из школы и делала уроки, неожиданно полил дождь.

— Ой, а мама не взяла с собой зонтик! Как же она пойдет домой с работы?

Маша схватила с вешалки мамин зонтик, надела непромокающий

прозрачный плащик с капюшоном и побежала спасать маму. Один автобус, второй, третий. Двери четвертого автобуса распахнулись, и вышла мама.

— Золотце мое! — расчувствовалась мама. — Как замечательно, что ты обо мне позаботилась!

Мама и дочка пришли домой. Вечером с работы на машине приехал папа. И за ужином мама взахлеб рассказывала о дожде, который лил как из ведра, о переполненном автобусе и любимой Маше, которая на остановке ждала ее с зонтиком. Папа эту же историю рассказал по телефону бабушке, и у всех в доме было прекрасное настроение, словно на небе снова сияло солнце.

(Дети обмениваются впечатлениями об услышанной истории.)

— Зонтик спас маму от дождя и подарил минуты радости всей семье. А как хорошо, если бы в каждой семье был свой зонтик, который берег бы хорошую погоду в доме всегда. Давайте подумаем, а что для этого нужно? (Ответы детей.)

Да, чтобы погода в доме была хорошая, многое нужно. Нужно не забывать о вежливых словах, говорить их ласково, с улыбкой. Ведь недаром в народе есть пословица: «Доброе слово и кошке приятно».

Чтобы в доме было тепло и уютно, нужно не стесняться проявлять свои нежные чувства. Попробуйте поцеловать маму, обнять бабушку, пожать крепко папину руку. Что произойдет?

А если так поступать каждый день?

Нужно не забывать о своих домашних обязанностях. Зачем ждать, пока напомнят? Споры о том, кому мыть посуду, вытирать пыль или выносить мусор, могут только омрачить «семейное небо». Когда каждый справляется со своими обязанностями, не перекладывая их на плечи другого, меньше устает мама, не так заметно стареет бабушка, да и времени собраться вместе за столом, попить чай, поговорить о чем-нибудь хорошем остается гораздо больше.

Нужно быть терпеливым и уметь выслушать и бабушку, жалующуюся в который раз на цены в магазинах, на свою маленькую пенсию; и младшую сестренку, которая лопочет о своих куклах и просит с ней поиграть. А если случилось что-либо неприятное, не надо скрывать, лучше сразу облегчить свою душу, кто же, как не твои родные, и выслушают, и посоветуют, и помогут разобраться в сложной ситуации. Чуткий человек знает, когда нужно расспрашивать, а когда просто побыть рядом и помолчать.

Тест «Много ли хлопот ты приносишь родителям?»

1. Дома ты и твоя бабушка, которая снова и снова пристает к тебе со словами: «Когда же ты наконец уберешь свою комнату?!» Твои действия:

а) ты продолжаешь сидеть 5, 10, 15 мин за компьютером. Наконец твои нервы не выдерживают, и ты начинаешь убирать;

б) ты объясняешь бабуле, какая интересная игра у тебя идет и как только доиграешь — возьмешься за уборку;

в) ты встаешь, несмотря на то что компьютерная игра не завершена, и начинаешь протирать пыль, складываешь на место учебники и игрушки.

2. Ты пришел из школы, пообедал. Твои дальнейшие действия:

а) посуду мыть некогда, сейчас твой друг принесет новую компьютерную игру, и надо, пока нет родителей, наиграться вволю;

б) посуду мыть не будешь, сделаешь побыстрее уроки, потому что скоро придет друг и принесет интересную компьютерную игру;

в) договорись с другом, что через 2 ч он придет, поэтому нужно быстро мыть посуду и делать уроки.

3. Мама просит в выходной день навестить бабушку:

а) «Вот еще что выдумала! Мне некогда. Я договорился с ребятами сходить в кино»;

б) позвонишь бабушке и скажешь, что придешь в следующий выходной, а сегодня не можешь, идешь с ребятами в кино;

в) позвонишь бабушке и скажешь, что придешь вечером, так как днем договорился с ребятами пойти в кино.

Результаты. Если больше ответов «а» — пока в вашем доме сплошное ненастье, и тебе следует над этим задуматься. Если большинство ответов «б», погода в вашем доме облачная. Подумай над тем, что ты можешь сделать, чтобы в твоем доме и тебе, и твоим близким было тепло и уютно. Если преобладают ответы «в», мы не сомневаемся, что в вашем доме ясная погода. Ты молодец! Ты стараешься учитывать не только свои интересы, но и интересы своих близких.

— Как нужно поступить, когда мама попросила сходить в магазин, а вам срочно нужно что-то доделать?

— Как нужно поступить, когда мама попросила вымыть посуду, а вам так не хочется это делать?

— Как вы поступаете, если маме что-то необходимо, а у вас свои планы?

— Как вы думаете, почему происходят ссоры в семье между близкими людьми? Кто виноват в этом?

— Что нужно сделать, чтобы в семье, в ваших отношениях с мамой что-то изменилось к лучшему?

Ребята!

Отношения, покой, порядок, радость в вашей семье во многом зависят не только от взрослых, но и от вас самих, от вашей внимательности, воспитанности.

Вопрос о самочувствии близкого человека, маленькая услуга, приветливая интонация, готовность помочь — это создает хорошее настроение. Помните, что вас любят и самую большую боль причиняете вы своим невниманием, непослушанием...

А теперь проверим себя. Ответьте на вопросы. Вы ставите номер вопроса и «+», если ответ положительный, «—» — если ответ отрицательный.

1. Если тебе приходится неожиданно задерживаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через друга)?

2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральной уборкой, ремонтом), а тебя отправляют на улицу или в кино, чтобы «не крутился под ногами»?

3. Отложи на минутку свои дела и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

4. Можешь ли ты, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, брата, сестры?

5. Свои нужды (купить коньки, джинсы, электронные игры и т. д.) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда они собираются приобрести ее?

6. Случается ли, что, помимо маминого поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе (например, тебя попросили протереть пол в прихожей, а ты всю обувь привел в порядок)?

7. Мама угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты делишься со взрослыми? (А может, ты веришь, что взрослые не любят апельсинов, мороженого, сладкого)?

8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча слушаешь с кислым и недовольным лицом)?

9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?

  1. Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Подводим итоги.

Если ты очень хороший сын или прекрасная дочь, знаки должны стоять такие:

+ - - + + + + - - -

Если картина получилась противоположная, тебе надо серьезно задуматься. Если же есть несовпадения, не огорчайся, дело можно поправить!

Берегите своих родных и близких, делайте для них добро!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий-презентация выпускного вечера в начальной школе "Прощай, начальная школа!".

Апробированный сценарий в помощь классного руководителя начальной школы....

Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе и проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном ...

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГИМНАЗИИ №1

Занятиям физической культурой в школе сейчас уделяется большое внимание. Пример тому – введение третьего урока физкультуры во всех классах с 1-го по 11-ый....

Методическая разработка программы внеклассной работы для начальной школы."Английский язык в начальной школе"

Английский язык в начальной школе «Удивительное рядом» Кружок рассчитан на курс в 74 часа...

Общешкольное родительское собрание в начальной школе 1. «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе»

Общешкольное родительское  собрание в начальной школе   1.     «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе» Цель выступления – познакомить род...

Обучение речевому этикету на уроках английского языка в начальной школе

Одно из самых больших достояний человечества и удовольствий человека это общаться с людьми. Достичь целей в общении человеку помогает речевой этикет.  Любой изучаемый язык является источником вос...

Мастер-класс для учителей начальной школы «Нейропсихологические приёмы в помощь учителю начальной школы»

В каждом классе есть дети, испытывающие разного уровня сложности в обучении. Они могут талантливо проявлять себя на математике, делать интересные творческие проекты, но часто совершают «глупые&r...