Библиотечный урок "Виды иллюстраций"
учебно-методический материал (5 класс)

Библиотечный урок о видах иллюстраций художников Е. И. Чарушина, И. Я. Билибина, Е. И. Рачева, В. М. Конашевича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bibliotechnyy_urok_vidy_illyustratsiy.docx38.23 КБ

Предварительный просмотр:

ВИДЫ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

 (библиотечный урок)

Категория обучающихся: 5-й класс.

Цели: расширить представления о видах иллюстраций в книгах; привить любовь и уважение к книге как виду искусства, дающего эстетическое наслаждение.

Задачи:

раскрыть смысл и назначение иллюстрации, роль художника в её создании;

показать особенности творчества художников: И. Я. Билибина, Е. И. Рачёва, Е. И. Чарушина, В. М. Конашевича;

научить ребят делать собственные выводы на основе увиденного и прочитанного материала.

Оборудование: книжная выставка «Наши любимые художники»; выставка рисунков, презентация.

ХОД УРОКА

 Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас библиотечный урок. А тему вы отгадаете сами, прослушав стихотворение Сергея Михалкова.

Сергей Михалков

Рисунок

Я карандаш с бумагой взял,

Нарисовал дорогу,

На ней быка нарисовал,

А рядом с ним корову.

Направо дождь, налево сад,

В саду пятнадцать точек,

Как будто яблоки висят

И дождик их не мочит.

Я сделал розовым быка,

Оранжевой - дорогу,

Потом над ними облака

Подрисовал немного.

И эти тучи я потом

Проткнул стрелой. Так надо,

Чтоб на рисунке вышел гром

И молния над садом.

Я черным точки зачеркнул,

И означало это,

Как будто ветер вдруг подул -

И яблок больше нету.

Еще я дождик удлинил -

Он сразу в сад ворвался,

Но не хватило мне чернил,

А карандаш сломался.

И я поставил стул на стол,

Залез как можно выше

И там рисунок приколол,

Хотя он плохо вышел.


О  чём мы с вами будем говорить на уроке? (ответы учащихся)

Обратимся к эпиграфу.

И если  иллюстратор

детских книг,

запомнивший свое

детство, видит розовых

быков, недоступных

взгляду равнодушных

людей, для которых везде

и всюду быки только

черные и тучи нельзя

проткнуть стрелой, —

это прекрасное качество

художника.

Б. Галанов (литературный критик)

Сегодня на уроке нам предстоит поближе ознакомиться  с одним из важнейших элементов книги — иллюстрацией. А также познакомиться с художниками, которые занимаются иллюстрированием книг.

АЙД 3

Давайте с помощью словаря попробуем разобраться, что же такое иллюстрация. К какому словарю мы должны обратиться? (Ответы обучающихся: «К словарю С. И. Ожегова».)

АЙД 4

Иллюстрация (от лат. illustration) — освещение, проливать свет, объяснять — вид книжной графики.

Зачем книге нужны иллюстрации? (Ответы обучащихся.)

Иллюстрации нужны, чтобы:

  •  лучше понять содержание книги;
  •  книжка была красивой и привлекательной;
  •  пробудить интерес к книге, чтобы ее захотелось взять в руки и прочесть;
  •  помочь еще до чтения основного текста понять, о чем книга;
  •  развивать фантазию и творчество;
  • оживлять воспоминания.

Как называют художника, иллюстрирующего литературное произведение?

Иллюстратор — художник, оформляющий книгу, раскрывающий средствами художественной графики содержание литературного произведения.

АЙД 5

У каждого художника свой стиль, свое представление о героях.

АЙД 6

Посмотрите иллюстрации на обложках книг к известному произведению М. Твена «Приключения Тома Сойера». Назовите иллюстраторов этих книг. (Ответы обучающихся. Художники А. Власова, Е. А. Медведев, Г. Фитингоф.)

Расскажите, как каждый из художников изобразил главного героя в разных книгах? Почему, по-вашему, так отличаются эти иллюстрации? (Ответы обучающихся.)

АЙД 7

Какие качества должны быть у художников? (Ответы обучающихся.)

Художник должен быть наблюдательным, с богатым воображением, умением внимательно и вдумчиво читать текст, любить детей.

Каждый настоящий художник индивидуален, имеет свой почерк, свою, только ему свойственную манеру изображения, поэтому и рисунки у них получаются особенными, не похожими на другие.

АЙД 8

Какие виды иллюстраций бывают? Откроем книги и посмотрим: иллюстрации в них различные.

Их можно разделить на виды:

 научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т. д.);

художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики).

Иллюстрации могут быть:

  • пояснительными к тексту;
  • дополняющими текст;
  • самостоятельными,
  • иногда даже подчиняющими себе текст.

В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций:

  • иллюстрация на обложке;
  • фронтиспис;
  • заставка;
  • концовка;
  • полосная иллюстрация;
  • полуполосная;
  • разворотная;
  • оборочная;
  • рисунки на полях.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Иллюстрации на обложке. На обложке пишется название книги, фамилия автора, серия,  иногда – издательство. Обложку оформляет художник, на ней бывают рисунки по теме книги.

Фронтиспис (с франц. frontispiece, от лат. frons- лоб, передняя сторона, specio – смотрю) – иллюстрация в книге, помещаемая обычно на левой стороне разворота титульного листа. Это может быть портрет автора книги или её главного героя, рисунок, отражающий главную идею, иллюстрация к узловому эпизоду, фотография, карта.

Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем.

Заставки могут изображать сцену, описанную в начале главы; говорить о главной теме части или главы; показывать место действия или пейзаж, который должен вызвать у читателя соответствующее настроение. Заставка — как бы маленькое пояснение к тексту, подготавливающая читателя к активному восприятию литературного произведения или

главы книги.

Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборочные и рисунки на полях располагаются внутри текста. Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т. д. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения, а менее значимые изображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях.

Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.

Ведущими художниками-иллюстраторами детской книги в России были И. Билибин, Э. Лисицкий, В. Лебедев, В. Фаворский, А. Пахомов, Е. Чарушин, В. Конашевич, Ю. Васнецов, Е. Рачев, Т. Маврина, Б. Дехтерев и др.

В первую очередь хотелось бы вам рассказать о знаменитом русском художнике Иване Яковлевиче Билибине (1876–1942), для которого иллюстрация к сказке стала жизнью. Билибин родился под Санкт-Петербургом. Отец его работал врачом в военно-морском госпитале. Мать была дочерью знаменитого русского композитора Рубинштейна. В доме Билибиных всегда царила атмосфера творчества. И сам художник вспоминал: «Насколько я себя помню, я всегда рисовал». Его учителем был И. Е. Репин. Билибин рано проявил творческую самостоятельность: раз и навсегда отказался от масляной живописи и стал писать картины только на сюжеты из русской старины, иллюстрировать сказки, первая из которых была «Сказка об Иване царевиче, Жар-птице и о сером волке».

По настоянию отца Иван Яковлевич окончил университет, но карьера юриста его не интересовала. Гораздо важнее для него было стать участником выставки «Мир искусства», чтобы показать свои иллюстрации. Ему тогда исполнилось всего 25 лет. Билибин стал книжным иллюстратором, и напечатанные сказки с его рисунками сразу сделали его знаменитым. Он как бы вернулся к рукописной и старопечатной книге, чтобы на этой основе создать книгу современную. Его иллюстрации к сказкам и былинам воссоздают сказочный и фантастический мир русского фольклора. Вы легко узнаете его почерк по ясным, радостным краскам, по широким рамкам, украшенным цветами, деревьями, рыбами, птицами или жуками. Одной из значительных его работ были иллюстрации к «Сказкео царе Салтане» А. С. Пушкина.

Ребята, а ведь в ваших учебниках литературы тоже встречаются иллюстрации этого замечательного художника.  Давайте найдем их в ваших учебниках.

Что вы можете сказать об этих иллюстрациях? (Ответы обучающихся:

 рисунки Билибина отчетливы, на них хорошо видны и каждая волна в океане, и каждый листок на дереве. Он с поразительным мастерством и большим знанием изображал старинные орнаменты, костюмы и утварь. Одежда героев — в узорах, а лица так выразительны, что сразу видно, кто хороший человек, а кто — хитрый, злой.)

 «Ваше чудотворное искусство воспитывает в детях вкус, чувство красоты и гармонии, радость бытия и доброту. Ваша живопись — добрая, в каждом Вашем штрихе, в каждом блике я всегда чувствовал талант доброты — огромное в три обхвата сердце, без которого было бы никак невозможно Ваше доблестное служение детям» — эти слова были адресованы К. И. Чуковским Владимиру Михайловичу Конашевичу (1888–1963), замечательному иллюстратору книжек для детей.

Родился Конашевич в Украине, но вскоре после его рождения семья переехала в Москву. В детстве он совсем не думал стать художником, а с удовольствием занимался математикой, астрономией, играл на скрипке, любил поэзию, как и многие мальчишки, мечтал стать моряком, строить корабли.

Свои иллюстрации к детским книгам художник выполнял карандашом и акварелью, гуашью и цветной тушью. Его рисунки красочны, зрелищны, увлекательны, полны занимательных деталей.

Владимир Михайлович Конашевич начал иллюстрировать детские книги случайно — нарисовал для трехлетней дочки картинки на каждую букву алфавита. Так получилась первая книга В. М. Конашевича «Азбука в картинках». Вскоре иллюстрирование детской литературы стало главным делом его жизни. Его рисунки необычайно ритмичны, потому хорошо

иллюстрируют стихи. Например, рисунки к стихам С. Я. Маршака о весёлом счёте «От одного до десяти» не только изображают цифры от единицы до десяти, но и подвижных веселых человечков — мальчиков и девочек, о которых ничего не говорится в тексте.

Долгие годы сотрудничал В. М. Конашевич с Корнеем Ивановичем Чуковским. Они оба очень любили фантазировать — Чуковский писал стихи и сказки, где всё было необычно и удивительно, а Конашевич рисовал этот фантастический мир, где луну «гвоздями к небесам приколачивали».

Запоминаются его рисунки к сказкам Г. Х. Андерсена, братьев Гримм и Шарля Перро, к «Старику-годовику» В. И. Даля, «Морозу Ивановичу» В. Одоевского, стихам Самуила Маршака и др.

Одной из важных работ для художника стало оформление сказок А. С. Пушкина. Он делал много эскизов, и в итоге получились замечательные иллюстрации — изящные и нарядные. Так случилось, что «сказки» А. С. Пушкина оказались последней большой работой художника. Он умер, не увидев многие свои иллюстрации напечатанными.

Рисунки Конашевича — это путешествие в сказочный мир, полный всяких неожиданностей и чудесных открытий. Рассматривать иллюстрации будет еще интереснее, если ты знаешь книги, для которых они нарисованы.

Ребята, а какие книги с рисунками этого художника вы прочитали? Что вы можете сказать о его рисунках? (Ответы обучающихся: рисунки художника всегда точны и выразительны, жизнерадостны и нарядны, декоративны и образны. Видно, что художник очень любит яркие, чистые, звонкие тона, делающие рисунки гармоничными и радостными.)

Ребята, вы должны быть знакомы с этим художником. Ведь он не только художник, но и писатель.

Вспомните его книги. (Ответы обучающихся.) Правильно! Это Евгений Иванович Чарушин.

 «Я очень благодарен моим родным за моё детство… И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству».

Чарушин рос, по собственному определению, «с карандашом и кистью в руках». А на рисунках его чаще всего были всё те же собаки, медведи и прочие замечательные звери. Евгений был озорным ребенком, пришлось менять школы, но талантов у мальчика было множество. Он играл на скрипке, писал стихи, лепил, рисовал, был актёром, всё время что-то изобретал, за что в семье его прозвали «Евгеша-изобретатель». Ничего удивительного не было в том, что, окончив школу, Евгений Чарушин отправился в Петроград, в Академию художеств. Кстати, когда учился в Академии, одно время даже жил на улице Зверинской, рядом с зоосадом. Он часто бывал в зоопарке, наблюдал за животными и выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Художник хорошо умел показать характер, нрав каждого зверя.

Ребята, посмотрите, кто является героем его рисунков? А кто знает, как называют художников, рисующих животных?  (Ответы обучающихся.)

Чарушин был прекрасным художником-анималистом. Посмотрите внимательно на рисунки художника и определите, каких животных он особенно любил изображать.

(Ответы обучающихся: он любил изображать животных малышей, детенышей, их игры и забавы.)

(Чтение отрывка прокотёнка Тюпу)

А вот удивлённый котёнок Тюпа. Он жил у Чарушина дома. Почему его так прозвали? Какой момент рассказа изобразил художник? Взгляните на позу котенка. Что говорит его взгляд? (Ответы обучающихся: как точно художник изобразил пушистого котенка. Тюпа притаился, наблюдая за бабочкой, ушки торчком, глаза широко открыты. Сколько любопытства в его взгляде! Так и хочется его погладить, провести ладонью по странице, по пушистой тёплой шкурке.)

Найдите, пожалуйста, книги на ваших партах и на выставке, проиллюстрированные Е.Чарушиным.

Что отличает иллюстрации Е. Чарушина? (Ответы обучающихся: рисунки черно-белых, коричнево-серых тонов; пользуется не красками, а простым карандашом; его животные похожи на настоящих и в тоже время на сказочных; они как живые, их хочется погладить; у каждого из них свой характер.)

Жил-был на свете художник - Евгений Михайлович Рачев.

Больше всего любил он делать рисунки к сказкам — русским, украинским, белорусским, болгарским, к сказкам народов Севера.

Вот как художник рассказывал о себе и своей работе: «Я родился в Сибири. И своё детство провёл в сибирской деревне... На всю жизнь я сохранил свою любовь ко всему живому. Чтобы делать рисунки к сказкам о животных, конечно, надо хорошо знать природу. Надо хорошо знать, как выглядят те звери и птицы, которых собираешься рисовать. Даже воробья не нарисуешь, пока не разглядишь его как следует.

...Прочитав сказку, всё-таки не тороплюсь сразу браться за кисти и краски, потому что в сказках животные похожи на разных людей. На добрых или злых, на умных или глупых, на озорных, весёлых, смешных. Если вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, — значит, у меня получилось, как сказка, которую я иллюстрирую».

Рисунки его просты, веселы и непосредственны. Есть среди его героев простаки, добряки, а есть и злые, есть хитрецы и обманщики, а есть такие, что всегда готовы прийти на помощь слабому.

Кто является героем иллюстраций этого художника? (Ответы обучающихся.)

Что отличает этих животных? (Все животные похожи на людей, они ходят на задних лапах, одеты в красивую одежду.)

Кого напоминают вам звери в изображении Е. Рачева? Всмотритесь внимательно в рисунки художника. Какие черты характера отличают лису? волка? Какие человеческие черты отразил Рачев в образах животных?

В ваших учебниках литературы тоже встречаются иллюстрации Е. М. Рачева к басням И. А. Крылова. Давайте откроем учебник и вспомним эти басни.

А теперь обратимся к вашим иллюстрациям.  Расскажите, к каким произведениям вы их нарисовали? Что хотели выразить?

А теперь давайте повторим, что мы сегодня с вами узнали на уроке:

  • Что означает слово «иллюстрация»?
  • Какие виды иллюстраций вы знаете?
  •  С какими художниками-иллюстраторами вы сегодня познакомились?
  • Кто из них вам понравился больше всех и почему?

Практическое задание.

  1. Попробуйте угадать авторов  этих иллюстраций.
  2.  Назовите виды иллюстрации.

Талантливых художников-иллюстраторов детских книг в России не меньше, чем детских писателей, но, к сожалению, они менее известны, и я надеюсь, что теперь вы будете знать о них. Открывая новую книгу, будете обращать внимание не только на рисунки, но и постараетесь узнать имя художника, нарисовавшего их.

Домашнее задание

Найдите в домашней библиотеке книгу с иллюстрациями и подготовьте сообщение о ее художнике.

До свидания!

ИСТОЧНИКИ

1. Глубоковских М. В. Господин оформитель / М. В. Глубоковских // Читаем, учимся, играем. — 2011. — № 6. — С. 26–31.

2. Зархи С. Б. Сказочные художники : лит.-худож. композиция / С. Б. Зархи // Читаем, учимся, играем. — 2011. — № 4. — С. 41–56.

3. Изобразительное искусство. Музыка. — М.: Современник, 2000. — 237 с.: ил. — (Словари школьника).

4. Коровина В. Я. Литература. 5 класс : учеб.для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — М. : Просвещение, 2012. — 303 с.:ил.

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка : ок. 57 000 слов / С. И. Ожегов ; под ред. Н. Ю. Шведовой. — 20-е изд. — М. : Рус. яз., 1988. — 750 с.

6. Пустовалова Т. Путешествие в «Волшебный мир Чарушина» / Т. Пустовалова // Шк. б-ка. — 2003. — № 4. - С. 28–29.

7. Семенов О. С. Иван Билибин: рассказ о художнике-сказочнике / О. С. Семенов. — М. : Дет. лит., 1987. — 87 с.

8. Смирнова О. В. Библиотечный урок «Художники-ил-люстраторы» [Электронный ресурс] / О. В. Смирнова. — URL: www.proshkolu.ru/user/Olgas28/file/920842/ download.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиотечный урок для начальной школы.

Знакомство с библиотекой. Строение книги. Как рождается книга....

Библиотечный урок в 7 классе на тему "План чтения. Как читать книгу. Литература художественная и научно-популярная"

Урок разработан по технологии критического мышления: 1. Вызов. Опыт -задание по формулярам учащихся. Вывод. Проблема:Зачем мы вообще читаем и как узнать, какие книги надо читать. 2. Реализация смыс...

Конспект интегрированного урока ИЗО и музыки в 7 классе "Беседа "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина). Особенности творчества Н.А.Римскова - Крсакова".

Основная задача уроков ИЗО и музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это коррекция недостатков развития школьн...

Интегрированный урок по ИЗО и музыке в 7 классе по теме:"Беседа на тему "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина).Особенности творчесства Н.А.Римского- Корсакова"

Основная задача уроков ИЗО и музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это коррекция недостатков развития школьн...

Библиотечный урок "В библиотечном царстве - книжном государстве"

Урок знакомит с библиотекой, формирует интерес к книге, знакомитс правилами обращения с книгой.ЗАДАЧИ УРОКА: дать понятие «библиотека»,познакомить учащихся с правилами пользования библиотеко...

"Библиотечный каталог" библиотечный урок

Цели: Закрепление знаний о каталоге, полученных на предыдущих уроках.Выявление общих и различных черт при поиске информации в карточном и электронном каталогах...

План конспект библиотечного урока в 8 кл на тему " Библиотечные каталоги,цели и задачи"

Библиотечнй урок для 8 кл по теме : " Библиотечные каталоги,  цели и задачи ". Чтобы стать грамотным читателем  ребят нужно научить находить необходимую литературу по каталогам и к...