Брейн-ринг. История России.XIX век
план-конспект урока

Жаргалова Бальжима Дугаржаповна

материалы для урока Брейн-ринг. История России.XIX век

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon breyn-ring_po_teme_22istoria_rossii_xix_vek.doc38.5 КБ
Microsoft Office document icon igrovoe_pole.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

В начале урока класс делится на четыре команды, после чего можно начинать игру- урок.

Условия игры «Брейн-ринг»

Ведущий задаёт вопрос, ответ на который пытаются найти одновременно две команды. Время на обсуждение даётся 1 минута. Если одна из команд знает ответ на вопрос, то её представитель бьёт по камертону, и его команда отвечает. Если ответ дан неверный, а время ещё не истекло, то другая команда может продолжить обсуждение, пока не истечёт время. Просрочка времени влечёт за собой то, что команда лишается права отвечать на данный вопрос.

Каждый вопрос - 1 очко. Если очко не удалось разыграть (никто не дал правильный ответ), то следующий вопрос уже оценивается в 2 очка и т.д. (Неразыгранное очко прибавляется к следующему розыгрышу). Игра идёт до 3 очков (можно и более).

Выигрывает та команда, которая раньше другой наберёт нужное для победы количество очков.

Возможно выбирать вопросы, пользуясь игровым полем (смотри Приложение)

Ниже приводятся возможные варианты вопросов и ответов. ( Игра интересна также тем, что есть её электронный вариант, когда, нажав на название вопроса, вы через гиперссылку попадаете на правильный ответ).

Вопросы к игре брейн-ринг «История России в 19 веке»

А1 - Найдите связь между словами: Карл-Пётр-Ульрих, принц Гольштейнский, бутылка, вилка и Пётр III?

А2 - Один из них таинственно исчез и объявился под именем Фёдора Кузьмича, другой - застрелился от позора. Кто они?

А3 - О ком сказаны эти слова: « Всю жизнь провёл в дороге и умер в Таганроге»?

А4 - Этот деятель Отечественной истории последние дни своей жизни провёл в Михайловском замке и был убит там. Назовите, чем его убили и отчего у него «сделался удар»?

А5 - Какой армией в начале Отечественной войны командовал Пётр Иванович Багратион?

А6 - Этот человек воспитывался в Царскосельском лицее. Русский дипломат, министр иностранных дел, государственный канцлер. Он добился отмены статей Парижского договора. За результативность своей политики был прозван «бархатным канцлером». Годы жизни - 1798 - 1883 гг. Кто он?

А7 - Один из старейших участников социал-демократического движения в России. Член Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1906г. в тюрьме полностью потерял зрение. В 1912г. стал официальным издателем большевистской газеты «Правда». Был прозван «дедушкой русской революции»

А8 - Назовите фамилию организатора стачки на фабрике Морозова.

А9 - Эта картина Левитана изображает тракт, по которому гнали в XIX в. заключённых в царской России до самой известной пересыльной тюрьмы. Как эта картина называется?

А10 - Как назывался высший духовный орган в России в 18-20 в.в. ( до 1918г.)?

Б1 - 190 лет отмечалось в 2002г. со дня одного из важнейших событий в Отечественной истории. Что это за событие?

Б2 - О ком и кем сказаны эти слова: «Далеко шагает мальчик. Пора его унять»

Б3 - В каких родственных отношениях находились Павел I и Пётр I?

Б4 - Какой армией в начале Отечественной войны командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли?

Б5 - Какой армией в начале Отечественной войны командовал Тормасов Александр Петрович?

Б6 - Кто это сказал и о ком: «Он в Риме был бы Брут, в Афинах - Периклес, а здесь он - офицер гусарский» 1.

Б7 - В одном источнике указано: « Бородинское сражение началось рано утром 26.08.1812». Французский историк Рамбо по этому поводу писал:  «7.09.1812 г. бой завязался в 5 часов утра». Есть ли здесь ошибка?

Б8 - На кого эта эпиграмма и кто написал?

«Он мало царствовал, но много начудачил;
125 - в Сибирь сослал и пятерых - повесил.»

Б9 - Один из них погиб в результате взрыва бомбой заговорщиками, другой - готовил покушение на его сына, но был повешен. Были тёзками. Кто они?

Б10 - Кто на кого написал эту эпиграмму?

«Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном;
Под Аустерлицем он бежал,
В 12 году - дрожал.»

В1 - Назовите известных вам участников движения декабристов (кто больше - тот победит; называть по очереди).

В2 - О ком это и кто сказал:

«Пленительный образ отважной жены,
Явившей душевную силу
В снежных пустынях суровой страны 
Сокрывшейся рано в могилу.»

В3 - Какие известные слова произнёс на суде Пётр Алексеев?

В4 - Отрывок из какого документа представлен вам?

« Крепостное состояние и рабство отменяется; Право собственности священно и неприкосновенно; земли помещиков остаются за ними.»

В5 - У одного из этих деятелей истории России отец был директором гимназии, мать другого воспитывала большое количество детей (шесть), а их пути сойдутся, чтобы резко разойтись, и второй будет преследовать первого. Кто они? Назовите их имена, фамилии и отчества.

В6 - О каком событии говорится в этом отрывке? Назовите его автора?

«Ты, как мученик, горела, 
Белокаменная!
И под пеплом ты лежала
Полонённою,
И из пепла ты восстала
Неизменною.»

В7 - На кого эта эпиграмма и кто автор?

«Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель, 
А царю он друг и брат.
Полон злобы, полон лести
Без ума, без чувств, без чести.
Кто же он? «Преданный без лести»,
Просто грошовый солдат.»

В8 - В каком городе России проходила Макарьевская ярмарка?

В9 - Перечислите имена героев Отечественной войны 1812г. и полководцев с разных сторон (кто - больше; по очереди).

В10 - О ком и кто произнёс эти слова? «Он шёл на моём левом фланге, но был моей правой рукой.»

Г1 -  Власти Австро-Венгрии в 1853-54 гг заявляли, что «удивляют мир своей неблагодарностью». В чём это выражалось и по отношению к какой стране?

Г2 - При Александре I Грузией управлял князь Цицианов, который однажды отказался вести переговоры с проигравшей войну стороной, заявив: « Где видно, чтобы муха с орлом переговоры вела?» Кого имел ввиду под мухой Цицианов?

Г3 - О каком русском императоре поэт Жуковский сказал:

«Да встретит он обильный честью век,
Да славного участник славный будет, 
И на чреде высокой не забудет
Святейшего из званий «человек»
Жить для веков в величии народном,
Для блага всех- своё позабывать!
Лишь в голосе отечества свободном
С смирением дела свои читать-
Вот правила царей великих внуку.»

Г4 - Александр III как-то в 1884г. сказал: « Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле.» Об основании каких учебных заведений говорил русский царь?

Г5 - Что общего между этими датами?

1894
1881
1855
1825
1801

Г6 - Из какого документа взяты эти строки, и назовите год обнародования документа: «Самый благотворный закон не сможет людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить своё благополучие.»

Г7 - Как-то один из русских царей, ещё не будучи царём, во Франции обронил:« Приехать великим князем, а уехать наследником - тяжело, и в особенности лишившись самой верной моей опоры, лучшего друга и любимейшего брата. Но что же делать - на всё воля Божья.»

Г8 - Однажды о нём так сказали:

«В час смуты и борьбы,
Взойдя под сень престола, 
Он руку мощную простёр,
И замерла шумевшая вокруг крамола,
Как потухающий костёр.
Он понял Руси дух и верил в её силу,
Любил простор её и ширь,
Он жил, как русский царь,
И он сошёл в могилу, как истый 
Русский богатырь.»

О ком эти строки?

Г9 - Кем был по национальности князь Багратион?

Г10 - Были ли набожными русские цари?

Д1 -

«В годину мрака и печали,
Как люди русские молчали
Глас вопиющего в пустыне
Один раздался на чужбине…
Звучит, раскачиваясь, звон;
И он гудеть не перестанет,
Пока - спугнув ночные сны-
Из колыбельной тишины
Россия бодро не воспрянет».

К какому журналу 19в. этот эпиграф и какую клятву дал в юности автор этих строк?

Д2 - Как известно, Герцен - это не настоящая фамилия Александра Ивановича, а настоящая - Яковлев, но он её никогда не носил, т.к. был незаконнорожденным ребёнком. Что означает в переводе с немецкого языка фамилия Герцен?

Д3 - Он долго воевал с русскими войсками, по вероисповеданию был мусульманином и сдался в плен в местечке Гуниб, последние дни свои провёл в Калуге, получил дворянское звание. Его соперник за победу получил телеграмму от Александра II следующего содержания. «Лучшего подарка получить не мог. Спасибо тебе от души, Евдокимову и славным нашим войскам». О ком идёт речь?

Д4 - Кому принадлежат эти слова: «Поскорей во дворец… там умереть…»?

Д5 - О чём идёт речь: «В нём есть правый и неправый, сам прошёл он долгую эволюцию, а Александр II сказал о нём: «Да царствует в нём правда и милость»»?

Д6 - Назовите первое высшее учебное заведение в Сибири?

Д7 -  Назовите самых известных реформаторов 19в. в России?

(тех, кто предлагал какие-либо проекты реформ)

(кто больше; по очереди)

Ответы на вопросы брейн-ринга по теме: «Россия в 19 веке»

А1 - Карл-Пётр-Ульрих в России, приняв православие, стал именоваться Петром III и был убит вилкой и бутылкой.

А2  -  Александр I и Николай I.

А3 - Об Александре I.

А4 - Удар табакеркой и гвардейский шарф.

А5 - Второй армией.

А6 - Горчаков Александр Михайлович.

А7 -  Шелгунов Василий Андреевич (1867-1939).

А8 - Моисеенко.

А9 - «Владимирка».

А10 - Синод.

Б1 - Отечественная война 1812 г., Бородино.

Б2 - О Наполеоне Суворов.

Б3 - Павел I был правнуком Петра I.

Б4 - Он был командиром первой армии.

Б5 - Третьей армией.

Б6 - Пушкин о Чаадаеве.

Б7 - Ошибки нет. В первом случае число указано по старому стилю (юлианскому; по нему Россия жила до 1918 года), а во втором - по новому (григорианскому).

Б8 - Пушкин о Николае I.

Б9 - Александр II и Александр Ульянов.

Б10 - Пушкин на Александра I.

В1 -

Сергей Муравьёв-Апостол,
Павел Пестель,
Михаил Бестужев-Рюмин,
Кондратий Рылеев,
Пётр Каховский,
Иван Якушкин,
Матвей Муравьёв-Апостол,
Сергей Трубецкой,
Сергей Волконский,
Евгений Оболенский,
Вильгельм Кюхельбекер,
Михаил Лунин,
Андрей Розен,
Владимир Раевский,
Иван Пущин,
Василий Ивашёв,
Михаил Фонвизин,
Иван Анненков.

В2 - Некрасов об Александре Григорьевне Муравьёвой.

В3 - «Поднимется миллионная мускулистая рука рабочего люда и ярмо деспотизма, ограждённое солдатскими штыками, разлетится в прах.»

В4 - «Русская правда» Пестеля (программный документ «Южного общества»).

В5 - Александр Фёдорович Керенский и Владимир Ильич Ульянов.

В6 - Ф.Н.Глинка о пожаре Москвы 1812 г.

В7 - На Аракчеева написал эпиграмму А.С.Пушкин.

В8 - В Нижнем Новгороде.

В9 - Франция: Наполеон, Мюрат, Евгений Богарне, Бернадотт, Даву, Ней.

Россия: Кутузов, Тормасов, Багратион, Барклай-де-Толли, Ермолов, Давыдов, Василиса Кожина, Герасим Курин, Ростопчин, Фёдор Онуфриев, Неверовский, Дохтуров, Милорадович, Раевский, Платов, Уваров, Остерман.

В10 - О Кутузове Суворов.

Г1 - По отношении к России, угрожая ей вступить в Крымскую войну. Неблагодарность за освобождение Австрии от Наполеона и подавление революции 1848 г.

Г2 - Лезгин (кавказцев).

Г3 - Об Александре II.

Г4 - Об основании церковноприходских школ.

Г5 - Это годы смерти русских царей (от Павла I до Александра III).

Г6 - «Манифест об отмене крепостного права» 19 февраля 1861г.

Г7 - Александр III.

Г8 - Об Александре III.

Г9 - Он был грузином.

Г10 - Да.

Д1 - Эпиграф к журналу «Колокол». Огарёв на Воробьёвых горах вместе с Герценом после казни декабристов дали клятву бороться с самодержавием.

Д2 - «Дитя сердца».

Д3 - Об имаме Шамиле.

Д4 - Это слова Александра II.

Д5 - Речь идёт о суде.

Д6 - Томский Государственный Университет, 1888г.

Д7 -

Сперанский, 
Карамзин, 
Киселёв, 
Уваров, 
Славянофилы, 
Западники, 
Декабристы, 
Петрашевцы, 
Народники и т.д.



Предварительный просмотр:

                                        Брейн-ринг по теме «Россия в 19 веке»

                                                 

                                                 Игровое поле

                                           

                                           

 

А

Б

В

Г

Д

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

брейн - ринг по истории по теме: "Смутное время"

В работе даётся небольшая информация о смутном времени, затем вопросы для команд игроков....

Брейн-ринг по истории 18 века.

Используется на уроках истории для учеников 7 класса в качестве закрепления изученного материала....

Внеклассная работа.Брейн-ринг по истории.

Внеклассное мероприятие в форме игры "Брейн-ринг" по истории для обучающихся 8-9 классов....

Брейн - ринг по истории

Мероприятие по истории в форме игры брейн - ринг  "Кто лучше всех знает историю?"...

Брейн-ринг по истории: Великая отечественная война

Великая отечественная война" В аннотацию разработка урока по истории "Брейн-ринг Великая отечественная война" Брейн-ринг состоит из 4 этапов:        1. Представление команд участни...

Брейн-ринг по истории "Святые защитники Руси"

Сценарий проведения брейн-ринга по истории для 7-9 классов, посвященного Дню народного единства «СВЯТЫЕ ЗАЩИТНИКИ РУСИ»Пояснительная запискаУрок посвящен празднованию Казанской и...

Брейн-ринг по истории Саратова

Вопросы, которые могут стать основой для методической разработки...