Что такое дружба?
классный час (5 класс)

Савосина Лариса Викторовна

Дружба – взаимоотношения между людьми, построенные на доверии и преданности. Это одна из вечных ценностей людей, которая основана на понимании и готовности всегда прийти на помощь.

 Цель внеклассного мероприятия- расширение представлений обучающихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.

Методическая разработка открытого классного часа предназначена для проведения внеурочного мероприятия на тему «Дружба в нашей жизни» для учащихся 4-6 классов.

К данному внеклассному мероприятию  материал подобран с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса. Охвачены все учащиеся: разучены стихотворения, подобраны пословицы и поговорки о дружбе, создана классная библиотека книг о дружбе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_druzhba.docx100.32 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Что такое дружба?»

                                                                       Приготовила: Л.В.Косова ,

                                                                                    классный руководитель 5 класса

Цели:

Развивающие:

- учиться высказывать своё мнение;

- анализировать свои мнения, черты характера;

- прогнозировать последствия поступков;

- участвовать в коллективной деятельности;

- акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и

  дальнейшего саморазвития.

Воспитательные:

-Формирование  представления о том, что такое дружба и каким должен  быть

 Друг.

-Привитие детям чувства значимости дружбы и умение общаться друг с другом.

-Способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи,

  сотрудничества, сплочению коллектива.

-Убедиться в необходимости укрепления межличностных отношений в группе, в  

 существовании влияния друзей друг на друга, необходимости уметь различать

 дурное влияние друзей от положительного.

Задачи:

  1. Дать понятие  настоящей бескорыстной дружбы.
  2.  Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
  3. Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали. 
  4. Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
  5. Формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а

     также признавать свою неправоту в случае ошибки.

Оборудование: презентация,  карточки с пословицами и вопросами; листы для составления "правил дружбы”; плакат с рисунком дерева; музыка о дружбе.

Ход классного часа

План классного часа

1. Организационный момент. Настрой детей.

2.Верни буквы на свои места

3.Пословицы о дружбе

4. Стихи о дружбе

5. Разбор ситуаций. Диалоги друзей.

6. Мозговой штурм «Настоящий друг: какой он?»

7.Игра «Я и мой друг»

8. Деловая игра «Учимся сотрудничать».

9.Законы дружбы ( выработать в группах) – 3 минуты на обсуждение.

10. Подведение итогов (рефлексия) . Песня о дружбе.

Учащиеся класса делятся на группы по 4-5 человек. Столы расставлены таким образом, что каждая группа сидит отдельно. Всего 2 группы.

1. Организационный момент (психологический настрой).

Классный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня  к нам на классный час пришли гости, давайте  вместе дружно поздороваемся с ними!

Дети поворачиваются лицом к гостям и хором говорят «Здравствуйте!».

Дети подходят по одному, вытягивают кружочек  определенного цвета и  идут к столу с того цвета карточкой, которую они вытянули.

Столы расставлены таким образом, чтобы каждая группа сидела отдельно.

Выход на тему:

– Ребята, сейчас я вам предложу пословицы, которые записаны необычным способом. Слова стоят на своих местах, но буквы внутри каждого слова перепутаны.

2.Верните буквы на свои места и прочтите правильно пословицы. На обсуждение дается 3–4 минуты.

Задания:

- Зеб дурга в зинжи гуто.

- Дург напозсяет в дебе.

- Дурга щии, а дешьнай гереби.

- Не ийме 100 бурлей, а ийме 100 дурзей.

- Сатрый дург чулше выхно вдух.

Ребята обсуждают в группе, затем один представитель из группы зачитывает получившуюся пословицу. По мере зачитывания, на слайдах появляются пословицы:

- Без друга в жизни туго.

-Друг познается в беде.

-Друга ищи, а найдешь, береги.

-Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

-Старый друг лучше новых двух.

– Объясните смысл этих пословиц. Что вы заметили? Как вы думаете, какова тема нашего классного часа?

(На доске открывается тема классного часа: "Дружба...”)

- А какие еще пословицы и поговорки о дружбе вы знаете? ( ответы детей)

3. Давайте поиграем в игру: Я буду говорить начало пословицы, а вы окончание.

1.Один за всех и… (все за одного).

2.Гора с горой не сходятся, а человек… (с человеком сойдётся).

3.Человек без друзей,… (что древо без корней).

4.Друга ищи, а… (найдёшь, береги).

5.Дружба не гриб… (в лесу не найдёшь).

 А как вы понимаете смысл пословиц, которые вы видите перед собой на доске.

1 группа: Не имей 100  рублей, а имей 100  друзей.

2 группа: Старый друг, лучше новых двух.

3 группа: « Человек без друзей, что дерево без корней»   (Дети высказываются )

Классный руководитель: - Какое прекрасное слово – “дружба”! 

Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.

- Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.

 Классный руководитель:  Ребята, а каких людей мы можем назвать друзьями?

( Ответы детей: одноклассников, соседей, ребят по кружку или секции, учащихся школы, детей из лагеря и т.д)

Послушаем стихотворения, которые приготовили ребята нашего класса и обсудим их.

4.Чтение стихотворения.

Лукьянова Аня:

Все живут, не тужат, а со мной не дружат,

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной»

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита

Подружусь я с Ильиной стану знаменитой.

Бабкина Саша:

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу «Дружи со мной! Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».

А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени уговаривать подруг,

Напишу я объявление: « Срочно требуется друг!»

Классный руководитель:  - Почему с девочкой никто не хотел дружить?

– Можно ли сказать, что она искала бескорыстную дружбу?

– Что бы вы ей посоветовали?

– Можно ли заставить насильно дружить?

Вова Орлов:

Мы с соседом Петькой – Верные друзья.

Он получит двойку –Получаю я.

Вместе мяч гоняем,- Вместе лёд грызём,

На уроке пения - Громче всех поём.

Данил Пироженко:

Он залез в малину – Я малину рву.

Он порвёт штанину - Я свою порву.

Мы всегда весёлые, Мы навек друзья.

Потеряй он голову- Потеряю я.

Классный руководитель : Правильно ли мальчики понимают, что такое дружба?

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно? (Ответы детей)

Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Что такое дружба?» 

После небольшого размышления каждый высказывает свое мнение.

Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».

Классный руководитель: Ребята, в толковом словаре дается такое определение, что такое дружба:

 «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»?

Ответы детей: доверие друг другу.

 - Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

Классный руководитель: 

 -Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из- за этого. Как вы поступите в такой ситуации?

Дети: (Будем успокаивать, утешать).

- Другими словами вы будете сочувствовать своему другу.

- Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций. (обсуждение ситуаций в группах )

5. Разбор ситуаций. Диалоги друзей

Ситуации:

 1 группа:  

1. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц Я Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: “Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” Вслед за Ирой Петя громко сказал: “Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: “Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?

2 группа:

1. На самостоятельной по математике Сергей обнаружил, что в ампуле закончились чернила.

Сергей. Ой, ампула закончилась!

Антон. А у меня запасная ручка есть!

Сергей. Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару влепит!

Антон. А что ты мне за это дашь?

Сергей. Ну, денег дам, сколько ручка стоит?

Антон. Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю! Годится?

Сергей. Да ладно, давай уж!

Как вы считаете, Антон поступил, как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте?

3 группа:  Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.

Маша. Гулять пойдешь?

Д а ш а. Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается! Еще и сочинение по русскому писать!

М а ш а. Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!

Д а ш а. О! Ес! Ты настоящая подруга!

 Как вы считаете, можно ли  назвать Машу настоящей подругой? Как бы вы поступили на месте Маши?

 6. Мозговой штурм. Настоящий друг, какой он?

Учитель: А теперь мы проведем с вами операцию, которая называется «Мозговой штурм». Эту операцию проводят, когда нужно быстро решить какую-нибудь проблему. Мы решаем следующую проблему: настоящий друг, какой он? Вы можете говорить слова, предложения, словосочетания - все, что приходит вам в голову в связи с этой проблемой.

В течение 5 минут дети называют слова: помогает, уважает, доверяет, защищает, говорит правду, бескорыстный, поддерживает в беде, откровенный и т. п. Учитель записывает ключевые слова на доске.

Ну а теперь попробуем ответить на вопрос, кого можно назвать настоящим другом.

Примерные ответы детей:

- Настоящий друг - тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту.

- Настоящий друг - тот, что не льстит тебе, а говорит правду о твоих недостатках.

- Настоящий друг - тот, кто помогает бескорыстно.

- Настоящий друг - тот, кому ты доверяешь, с кем ты можешь быть откровенным.

- Настоящий друг - тот, на кого можно положиться, кто не бросит в беде.

- Настоящий друг - тот, кто умеет хранить тайны.

Учитель: Как вы думаете, ребята, много ли должно быть у человека настоящих друзей?

Примерные ответы детей:

  • У человека должен быть только один настоящий друг.
  • Друзей может быть много, но настоящих друзей очень мало, их нужно искать.
  • Близких друзей у человека должно быть немного, а просто товарищей - сколько угодно.
  • Чтобы узнать, кто твой настоящий друг, с ним нужно съесть пуд соли, поэтому настоящих друзей мало.

7.Сейчас поиграем в игру «Я и мой друг»

Играют здесь парами. Я буду задавать вопросы и давать три ответа на них. Каждый из вас пишет тот вариант ответа, который ему больше нравится. После игры я соберу листочки. Пара у которой совпадает больше ответов, станет победителем в нашей игре.

Вопросы к игре.

1. Назови свой любимый цвет? (Красный, желтый, зеленый)

2. Что тебе больше нравится? (Яблоки, бананы, груши?)

3. Какой из предметов любимый? (Математика, чтение, русский язык)

4. На чём больше любишь кататься? (На коньках, на лыжах, на санках)

5. Чем больше нравится рисовать? (Карандашами, красками, фломастерами)

6. Какое время года любимое? (Зима, весна, осень)

7. Какой вид спорта любите? (Фигурное катание, теннис, футбол)

8. Что больше по вкусу? (Торт, шоколад, конфеты)

9. Какой для вас лучший подарок? (Игрушки, книги, одежда)

10. Что бы ты подарил другу? (Игрушку, книгу, сувенир, сделанный своими руками)

11. Кем хочешь стать, когда вырастишь? (Учителем, врачом, бизнесменом)

12. Кого бы ты хотел иметь дома? (Кошку, собаку, попугая)

13. Какие книги любишь читать? (О животных, сказки, фантастику)

14. Твой любимый день недели? (Пятница, суббота, воскресенье)

15. Какой бы фильм посмотрел сейчас? (Приключенческий, сказку, мультики)

 Подведение итогов

Учитель: Действительно, многие мыслители говорят о том, что настоящих, близких друзей немного, не у каждого человека они есть. Но мы живем среди людей. Все одноклассники не могут быть нам близкими друзьями. Как же нам строить отношения в коллективе?

Примерный ответ детей:

-        Отношения должны быть дружескими, товарищескими, доброжелательными.

8.  Деловая игра «Учимся сотрудничать»

Классный руководитель. Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела. Недаром многие современные бизнесмены тратят большие деньги, чтобы сдружить своих сотрудников: устраивают совместные вечера, путешествия, собрания. От этого выигрывает бизнес.

И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.

Сейчас мы проведем деловую игру. Объявляется набор в экипаж космического корабля. Нужно подобрать такие группы людей, которые смогут вместе решать трудные задачи.

Всем претендентам нужно пройти испытание - за 5 минут собрать картинку из нескольких деталей (прямоугольники, треугольники, круги, трапеции), наклеить эти детали на лист бумаги и прикрепить к доске.

Время истекло. Покажите ваш результат.

Классный руководитель: Спасибо всем ребятам за работу.

-  А теперь у меня по 2 вопроса к командам. Довольны ли вы результатом? Что вам мешало работать?

Примерные ответы детей:

-Работой довольны, вместе работать здорово, интересно.

- Могло получиться лучше, но не было согласованности, сотрудничества.

- Не понравилось работать в этом составе, все критиковали друг  друга, ссорились, ругались.

- Плохо поработали, кто-то все хотел делать сам.

Классный руководитель. А теперь послушаем мнение специалистов. Ребята, как вы считаете, какая группа была самой сплоченной, дружной и показала лучший результат? Кого можно взять в экипаж космического корабля? Кто показал себя лидером, командиром?

Примерные ответы :

- Первая группа работала слаженно, дружно. Они относились друг к другу уважительно, распределили обязанности. У них сразу выявился лидер, он давал команды, и все его слушались. Картинка у них получилась аккуратная и красивая.

- Вторая группа вроде и сделала красивую картинку. В этой группе тоже сразу же появился лидер. Но всю работу делал он один. Остальные вели себя пассивно, не знали, что им делать.

- Третья группа работала хуже всех. Они все время спорили и ссорились. Все хотели быть командирами, никто никого не слушал. И результат у них самый плохой.

Классный руководитель. Итак, строгая комиссия выявила, что команда номер (называет тройку учеников) достойно прошла испытание и будет отправлена на орбитальную станцию «Мир» для выполнения ответственной научной работы.

9. Учитель: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.

Учитель: Что же у нас получилось?

(Правила записываются на доске: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.)

- Уступать друг другу

- Не бояться просить прощения, если обидел друга

- Не грубить друг другу

-Не злиться на друга

-Не жадничать

-Помогать другу

-Быть честным с другом

10. Рефлексия.

Наш сегодняшний разговор о дружбе закончен. Мы его обязательно продолжим. Что нового вы узнали сегодня? Чему научились? О чем задумались? Какие чувства возникли у вас во время классного часа?

Закончить классный час песней "Дружба- это не работа”.

Оборудование

По ходу сценария три группы детей должны будут делать 3 несложные аппликации. Для этого необходимо:

а) сделать заготовки из цветной бумаги: прямоугольники, треугольники, круги, трапеции, как на рисунках;

hello_html_m11ac262f.jpg

б) приготовить клей и кисточку (или клеящий карандаш, или скотч и ножницы), для того чтобы слегка закрепить детали на листе бумаги;

в) приготовить три листа бумаги синего или голубого цвета (основа для аппликации);

г) все заготовки положить в прозрачные файлы и выдавать каждой группе перед выполнением задания;

д) чтобы отобрать детей в группы по 3 человека, нужно заготовить 9 бумажных кружочков из бумаги 3 цветов. Ученики, выбравшие кружочки одного цвета, попадают в одну группу. Кружки можно положить в коробку или мешок и предложить детям вытаскивать по одному. Учитель может сгруппировать тройки любым другим способом, но главное, чтобы в группе оказались случайные участники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")

Игра для повторения темы " Африка" 7класс...