Внеклассное мероприятие "Север мой прекрасный!"
материал

Сэротэтто Алла Алексеевна

"Север мой прекрасный!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya_serotetto_a.a.docx268.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

Внеклассное мероприятие по теме

« Север мой прекрасный»

E:\SAM_0394.JPG

Автор-составитель:А.А. Сэротэтто,

воспитатель школы-интерната

с. Панаевск, 2017

Цель: профориентация воспитанников интерната.

Задачи:

  • познакомить с культурой и традициями народов Севера, активизировать словарный запас и расширить кругозор, обогатить жизненный опыт детей;
  • развивать речь, познавательную активность, творческий потенциал воспитанников;
  • воспитывать чувства прекрасного, любовь и гордость к родному краю, умение ценить культуру и традиции народов Севера.

Реквизиты: оформление сцены, национальные костюмы для участников считалки, напечатанные на отдельных листочках, музыкальное сопровождение.

Мы расскажем вам о севере.

На фоне мелодии появляются ведущие (один взрослый и двое детей)

Ведущий:- Суров мой север лишь на первый взгляд,
Пустьветры завывают застеною,
Здесь каждый вас видеть будет рад,
И обогреть душевной теплотою.

1 ребенок:                                                                                                                                                                                    Дороже нет родного края.
Где отчий дом,семья, друзья.
Его я славлю, воспеваю-
Ведь это родина моя.

2 ребенок: Малый кружочек на карте Ямальской
Авот по - крупнее кружок...
Все это дорого, все сердцу близко.
Все это наше родное, дружок.

Ведущий:- Здравствуйте,дорогие друзья!Сегодня мы приглашаем вас на день рождения.

1 ребенок. (обращаясь к другу) А у кого день рождения? У тебя?Вот почему ты такой нарядный!

2 ребенок. Но ведь ты тоже нарядный. Значит это у тебя день рождения. Неправильно это - скрывать от друзей.

Ведущий:- Друзья мои, не спорьте, посмотрите в зал. Сколько там нарядных людей. Ивсе они, и мы свами будемпраздновать день рождения нашего края. А все наши выступления будут подарками нашему имениннику. Очень приятно ходить на день рождения к другу.А кто такой друг? Это тот - кого мы хорошо знаем. А хорошо ли мызнаем наш Ямал?

Ученик. “Приезжай”. Л. Лапцуй

Ты не видел тундры? Приезжай!
Если встретит холодом она,
Если вьюга зарычит, страшна,
Словно моря Карского волна.
Не пугайся, словно горностай,
Не кидайся в снежные бугры
Неумелым лыжником с горы.
Ясным взором посмотри вокруг,
Полной грудью свежести вдохни,
Бодростью наполнится твой дух.
В тундре – век двадцатый, наши дни.
Сядешь в нарты, что летят стрелой,
Или в сизокрылый самолет,
В тундре, под Полярною звездой,
Где живет мой маленький народ.
Жар гостеприимства сохраня,
Обогрет ты будешь без огня!

Ведущий:-

Викторина: Наш Ямал.

1. В каком году образовался наш округ?
2. Назовите главный город нашего округа.
3. Назовите другие города округа.
4. Какие реки протекают по округу?
5. Люди каких коренных национальностей живут на Ямале?
6. Основные занятия народов севера.
7. Назовите священное животное народов ханты.
8. Назовите других животных севера.
9. Назовите известных писателей и поэтов Ямала.

 Ведущий:- Молодцы, друзья мои. Да на севере живут ненцы, ханты, селькупы. Это очень муж Ведущий:- ественныелюди, живутони в необыкновенных домах - чумах. Зимой они носят одеждуиз меха оленя- малицу и пимы. Пимы - любимая и надежная обувь северян.А хотите посмотретьна мастериц, которыешьют эту чудесную обувь

Ученик. “В мастерской” П. Явтысый (инсценировка)

Мягкий свет, как сиянье струится.
В мастерской тишина и уют.
За широким столом мастерицы
Меховые пимы людям шьют.
И движением неторопливым,
Мех сшивая, стежок за стежком
И орнамент, чтоб стал он красивым,
Обозначат цветным лоскутком.
Мастериц расцветают улыбки,
А иголки в умелых руках
В мех олений ныряют, как рыбки,
Мелкий бисер горит в завитках.
Не пимы- сапоги скороходы
Заполярной зимой до весны
Ни метель, ни снега, ни походы
Этим чудным пимам не страшны.

“Весёлые пимы”. П. Явтысый.

Вот и сшили нас из меха!
Мы не можем жить без смеха,
Жить не можем без проказ.
Эх, малыш!
Возьми-ка нас!
Мы весёлые пимы!
Не боимся мы зимы!
Ты на ножки нас надень
И гуляй хоть целый день там,
Где снежные дорожки!
Мы твои согреем ножки.
Об одном тебя мы просим:
В дни, когда весна и осень,
Не ходи ты с нами в лужи!
Нет для нас
Занятий хуже!
Мы размокнем,
Мы порвёмся
И к тебе уж не вернёмся…
Как же ты пойдёшь без нас
В первый класс?

Ведущий:- Дети ненцев и ханты живут и учатся в городах и посёлкахнашего округа.Они приезжают из далеких тундровых стойбищ. Как и все дети, они любят играть в прятки, пятнашки, чехарду. Игры их называются: “Куропатки и охотники”, “Волк и олени”, “Важенка и оленята”. И любаяигра не обходится без считалки.

Ученик. “Что вас много не беда”. П. Явтысый.

Что вас много – не беда!
Собирайтесь все сюда!
Поскорее! Не ленитесь!
В круг широкий становитесь!
Я сейчас начну считать,
Чтобы крайнего узнать.
Тот, кто станет крайним вдруг,
Тот пускай покинет круг.
Начинаю я считать:
“Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Стая уток в небе синем.
И тебе лететь за ними!..
Раз! Два! Три! Четыре!
Утки лапки промочили,
Чтоб не мокли от росы,
Им галоши отнеси!..”
Счёт ведём мы:
“Раз! Два! Три!
Наш костёр сильней гори!
Чтобы был обед готов,
Принеси скорее дров!..”
Мы считаем: “Раз! Два!
В тундре выросла трава.
Кто в траве оставил след?
Поскорей найди ответ!..”
Посчитаем дальше: “Раз!
Только двое стало нас.
Все мы прячемся в кусты,
А искать нас будешь ты!..”

Ведущий:- А вот ещё считалки.

1 ребенок: Дети всюдуна земле,
В тундре, в городе, в селе
Летом, зимнею порой

День проводят за игрой.
Только преждечем играть,
Надо всехпересчитать ,
Чтоб узнать, кто всё же будет,
Догонятьвас иль искать
А считалочки из тундры
Выучить совсем не трудно.

Ведущий:- Сейчас каждый класс получит по одной считалке, которые вы выучитеи расскажете хором. А пока вы готовитесь, будут звучать песни о севере.

Звучит музыка:Как только готовы, каждый класс рассказывает считалку хором.

Ведущий:- Вот и хорошо. Оказывается, правда, что считалочки из тундры выучить совсем не трудно.Итак, друзья, мы продолжаем наш праздник. Мы хотим, чтобы вы ближе познакомились с нашим краем, с его традициями, с творчеством его народа.Живя в тесной связи с природой, ненцы и ханты чутко прислушиваются к ней, наблюдают, примечают.

Ученик.“Приметы”  Р.Ругин.

Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас, и вот- живут поныне,
Нельзя, они гласили, называть,
По именам зверей и птиц, иначе
Тебе вовек в любом лесу не знать,
Ни счастья на охоте, ни удачи.
Нельзя плевать в костер- огонь всерьёз,
Обидится и дом спалит твой сразу-
И там бывать, где жертву ты принес,
Чтоб не бояться порчи или сглазу.
Ни снег не смел - обидеть, ни грозу,
Ни землю, ни свирепый океан ты,
И должен был беречь зверей в лесу,
Что духами родов считали ханты.
Приметы! Вы прошли святой тропой,
Бывали и в забвении, и в силе,
Случалось, что удачу за собой,
Иль невезенье людям приносили.
Сам рассуди, где мудрость в них, где ложь,
И оцени старинные советы:
Но ты греха на душу не берёшь,
За то, что помнишь отчие приметы.

«Долганские приметы». О. Аксёнова (Диалог двух учеников)

Если шумно хороводят вновь гагары над рекой.
Значит завтра быть погоде, да притом ещё какой!
Если чайки разгладились на разбойном языке,
Значит, рыбы, в самом деле, густо водятся в реке.
Если чаще лемминг юркий под ногами стал шнырять,
Значит, мы песцовых шкурок сможем нынче много сдать.
Если рано- рано утром стелется весной туман,
Значит, жди крикливых уток из далеких тёплых стран.
Если днём погожим тундра не звенит от комара,
Значит, жди, что завтра утром разожжёт костры жара.
Если в тёплый день нежданно гуси к югу повернут,
Значит, ветры с океана снег и холод принесут.
Если малость поутихла только к вечеру пурга,
Значит, жди, неделю лихо будут вновь гулять снега.

Приметы. Сценка - диалог двух ведущих.

Чем метель над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее.
Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка.
Оставленный в тундре запас - и для нас, и для вас.
Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.
Много грибов – много белок будет.
Уходи на охоту рано – всегда будешь с удачей.
Не будь жадным, и не останешься одиноким.
Не вылавливай из озера всю рыбу – оставь потомкам.

Если в дом придёт чужая блудная собака – к добру, к счастью.
Если в доме злые собаки – и люди там неуживчивые.
Не берите собаку бесплатно – она на новом месте не приживётся.
Если собака, стоя на ногах, качается – хозяину предстоит дорога.
Нельзя собаку вечером звать по кличке – воры придут.
Нельзя переступать через собаку – растопчешь своё счастье.

Ведущий:- Многобогатств на Ямале. Но как вы думаете, друзья мои, какое главное богатство Севера?

1 ребенок: Я думаю - его люди.

2 ребенок: И, конечно же, мы, дети, его будущее.

Ведущий: Вы правы. Родители стремятся, чтобы дети получали образование. А чтобы они не забывали родные места, на каникулы ученики едут в родной чум на оленьей упряжке.И долгой дорогой домой ребята загадывают друг другузагадки.

1 ребенок:  Попробуйте и вы отгадать северные загадки.

Загадки.

  1. В ночь беззвёздную до чума
    Кто добраться вам поможет?
    Кто разыщет путь по ветру,
    Если в тундре бездорожье?
    (Олень)
  2. Олень от них убегает –

А они не отстают. (Нарты)

  1. По речной глади
    Деревянная уточка скользит,
    Крыльями о воду бьёт,
    А взлететь не может.
    (Лодка)
  2. С неба летит – пляшет.
    Всё, что есть в тундре, - прячет.
    А в чум попадёт – плачет.
    (Снег)
  3. Она, как снег, от солнца прячется.
    А мышки – от неё.
    (Сова)
  4. Радость пастуха оленевода,
    На четырёх палочках стоит,
    Обсохнет – за мамой побежит.
    (Новорождённый оленёнок)
  5. Волшебник на железе,
    Посредине чума сидит –
    И угостить может,
    И укусить может.
    (Огонь очага)
  6. Летом - серая, зимой белая. (Куропатка)
  7. Летом - меховые, зимой берестяные. (Рога оленя)

1 ребенок:  А ты знаешь, почему ненцы и ханты могутзапросто жить в тундре, и ничего с ними не бывает.

2 ребенок: Я думаю потому,что у них много помощников. Вот олень, например.

Ученик. “Олень”. П. Явтысый.

Передовой олень, ты самый умный в стаде.
Всю тундру я изучил по твоим следам.
Сегодня снова я, мечтая о награде,
Упряжку молодых во власть твою отдам.
Передовой олень, ты чести не уронишь.
Уж мне тебя не знать, напарник мой родной!
Соперников своих опять легко обгонишь,
Легко опередишь, как прошлою весной.
Ты добываешь мне победу за победой!
Красивый, как цветок, горячий, как огонь!
Я без труда найду узор твой крупноследный
Средь тысячи следов и тысячи погонь.
Я тяжести тебе ненужной не прибавлю,
И гордости твоей вовек не умалю.
Я глупой воркотнёй тебя не обесславлю

1 ребенок:  Я понял, наши друзья ненцы и ханты потому такие сильные, что устраивают всякие состязания, гонки на оленях, ещё они перетягивают палку.

2 ребенок:  А как это?

1 ребенок:  Сейчас я тебя научу.

Игра “Перетягивание палки”(описание в приложении).

Ведущий:- А это состязание, ребята, мы проведем с вами. Нужно по одному человеку от класса, который может много прыгать.

Состязание: Прыжки через нарты (описание в приложении).

Ученик. “Моя любовь”. Л. Лапцуй.

Тундра, я к тебе любви не прячу,
Да и разве может быть иначе,
Если усадив меня на нарты,
Ты учила брать любые старты!..
Где в году по двести дней бураны,
Пляшут, как истошные шаманы,
А ветра голодною волчицей
Вот так, что даже и присниться
Не всегда такое людям может
Под великим северным сияньем…
Тундра, я тебя и на мгновенье
Не могу представить без оленей,-
С их извечно гордою походкой,
С их красивым бегом, как полётом,
В даль, где горизонт из дымки соткан

Песня:  Тэтэль-вэтэль(в приложении)

Ведущий:- Сейчас Ямал - обжитая планета.
Везде, на всём – солёный пот труда.

Дремавший бесконечными веками,
Весь полуостров как бы вырос вдруг,
Был поднят над студёными волнами
Усилием весёлых юных рук.
Он был вчера похож на старика,
Но юношей расправил плечи ныне.
Сейчас Ямал не снежная пустыня.
Полюбите наш край наверняка!
Мы ждём, друзья! И вовсе не беда,
Коль встретит вас неласковая вьюга.
В любой зайдите чум – вас ждёт всегда
Гостеприимство и забота друга.
Суров мой Север лишь на первый взгляд.
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый вас увидеть будет рад,
И обогреть душевной теплотою.

Считалки для зала.

  1. Прилетели в тундру утки
    Позолоченные грудки,
    Чтоб утяток выводит.
    А тебе сейчас водить!
  2. Сильный северный олень
    Нас катает целый день!
    Но на нарту всем не сесть
    – Значит, ты останься здесь,
    Вышло солнце из-за туч,
    Уронило яркий луч
    Прямо в травы и цвет.
    Этот лучик ищешь ты!
  3. Как по нитке, по лучу,
    К солнцу я залезть хочу.
    Вот я лезу в небо смело.
    Только тучка прилетела,
    И пропала солнца нить.
    Я – упал…
    Тебе водить!
  4. На рассвете высью синей,
    Пролетают гусь с гусыней,
    Окликают с высоты:
    Выходи из круга ты!
  5. Прибежала к нам лиса,
    Через реки и леса…
    Быстрым зайчиком в кусты,
    Убегай скорее ты!
  6. Все ребята встали в круг.
    Серый волк примчался вдруг!
    Он клыкастый погляди!
    Самый,смелый выходи!

Игра “Перетягивание палки”.

Двое спортсменов садятся напротив друг друга, упираются ступнями ног и берутся двумя руками за палку, держа её горизонтально между собой, пытаются перетянуть друг друга на себя.

Состязание “Прыжки через нарты”.

На сцене выставляются несколько нарт (санок) на расстоянии метра. Спортсмен, толкаясь двумя ногами с места, перепрыгивает через нарты, стараясь перепрыгнуть как можно больше

  1. Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. Культура народов Ямала. – Тюмень, 2002
  2. Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков. – С-Пб, 2003
  3. Хомич Л.В. Ненцы. - С-Пб: Русский двор, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Осень- прекрасная пора!

Коллективно-творческое дело воспитанников 9 класса под руководством воспитателей и классного руководителя, способствующее воспитанию любви к прекрасному,природе.А также воспитанию коллективизма, взаим...

Внеклассное мероприятие "И прекрасна, и сильна математики страна"

Данное внеклассное мероприятие по математике рассчитано на учащихся 5 класа . Здесь содержится и программный материал, и задания на смекалку. Мероприятие состоит из 8этапов. Команды заранее готовят пр...

Внеклассное мероприятие "Чувство прекрасного", посвящённое 8 Марта.

Мероприятие подготовлено для проведения праздника 8 Марта в общеобразовательном учреждении. Разработано для малокомплектной школы с участием детей старшего и среднего возраста.Цель: Воспитание ценност...

Внеклассное мероприятие "Любовь- прекрасное чувство"

Мероприятие посвящено к дню влюбленных....