Экологическое воспитание школьников в условиях малокомплектной школы
статья

Выступление на тему "Экологическое воспитание обучающихся в условиях малокомплектной школы" на семинаре.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ Михайловская ООШ Экологическое воспитание в сельской малокомплектной школе

Слайд 2

Цель и задачи работы по экологическому воспитанию. Цель - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Задачи экологического воспитания: овладение основными понятиями и научными фактами о природе, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу; воспитание понимания многогранной ценности природы как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; развитие у детей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

Слайд 15

Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально. Все, что есть на Земле необходимо для ее развития и развития человека. Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя. Охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли. Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война не совместимы.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Михайловская основная общеобразовательная школа

  1.  «Экологическое воспитание обучающихся в сельской малокомплектной школе»

1 слайд

Третье тысячелетие человечество встречает в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушил развитие в природе, настолько изменил окружающую среду, что все чаще ставятся вопросы о выживании самого человека.

Согласно ФГОС, в начальной и основной школе экологическое воспитание реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания – в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности. При  введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной занятости детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников. В связи с этим для общеобразовательных учреждений становится актуальным реализация программ внеурочной деятельности и дополнительного образования различной, в частности, экологической тематики.

«Содержание образования не сильно меняется: их по-прежнему учат читать, писать и считать. Но, реализуя ФГОС, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности», - такого мнения придерживаются учителя школы.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания нового поколения. В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

Под экологическим воспитанием понимается формирование высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.

2 слайд

Цель экологического воспитания  -  формирование ответственного отношения к окружающей среде,  которое строится на базе экологического сознания.  Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации,  активную деятельность по  изучению  и охране природы своей местности.

Задачи экологического воспитания:

  • овладение основными понятиями и научными фактами о природе, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу;
  • воспитание понимания многогранной ценности природы как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека;
  • воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;
  • развитие у детей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

Экологическое воспитание не может быть ограничено урочной деятельностью. В своей работе используем систему экологического воспитания, которая включает учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями.

Интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности  является одним из способов  реализации воспитательной составляющей ФГОС.  Рассмотрим, как ведется  у нас  в сельской малокомплектной школе  работа в данном направлении.  

В условиях  своей работы,  мы   убедились, что тема  экологического воспитания  очень  важна. Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Природные компоненты являются обязательной частью среды жизни детей. Почему именно сельская среда обладает особой силой воздействия на становление экологической культуры личности и формирование экологически оправданного поведения человека.

Дело в том, что сельские жители каждодневно испытывают на себе теснейшие и разнообразные связи со средой своей жизни, в состав которой включены окружающие населенные пункты, природные экосистемы: луг, лес, озеро, река, болото. Эстетическая выразительность этих компонентов сельского ландшафта привлекает внимание детей с раннего возраста. При этом у школьников формируются правильные представления о структурной мозаичности окружающей среды. Педагогический потенциал сельской среды не исчерпывается лишь её эстетической привлекательностью.

3 слайд

Наша школа находится на окраине села Михайловское. На протяжении многих лет  в школе был учебно-опытный  участок, на котором выращивались декоративно-цветочные, полевые и овощные культуры. Пришкольный участок содержался в целях воспитания у учащихся интереса и любви к природе и сельскому хозяйству; обеспечения связи изучения основ наук с сельскохозяйственным трудом учащихся; успешного освоения знаний по природоведению, биологии, химии, географии и другим предметам; приобретения учащимся элементарных практических умений и навыков по выращиванию растений; проведения опытнической работы.

4 слайд В настоящее время на участке выращиваются только  цветочно-декоративные культуры. Цветники размещаются около здания школы. В цветниках высаживают однолетние, двулетние и многолетние цветочные растения. Яркие краски школьных цветников всегда радуют, создают хорошее настроение учащимся, учителям и работникам школы, что, по-нашему мнению, должно улучшить качество обучения, ведь от того, с каким настроением приходят в школу взрослые и дети, зависит, как они будут работать. Находиться в школе ребенку должно  быть, комфортно -  и психологически, и физически. Работа на пришкольном участке способствует экономическому, экологическому и эстетическому воспитанию через трудовую деятельность, служит базой для реализации разнообразных форм образовательной и воспитательной деятельности; способствует углублению знаний, привитию практических умений. В летний период   обучающиеся старшего звена  проходят трудовую практику, осуществляют уборку территории, уход за растениями. Работа на школьном участке помогает формированию у ребят умений и навыков культуры  земледелия, учит их работать в коллективе.

5 слайд В школе организуются и проводятся различные акции  и мероприятия экологической направленности. Учащиеся регулярно участвуют в акции  «Покорми птиц зимой». Дети изготавливают кормушки как самостоятельно в школе, так и дома вместе с родителями. Очень нравиться делать экокормушки для птиц. В качестве «строительного» материала используют кусочек хлеба или картон. На который при помощи  мучного клейстера закрепляется корм для птиц. Для корма можно использовать  пшено, семечки, хлопья овсяные, пшеничные, дробленый горох, ягоды, изюм, тертый сыр. Кормушки развешивают в местах, доступных для птичек, чтобы они могли подкрепиться и не замёрзнуть в холодные зимние дни. В прошлом году учащиеся начального звена заняли 3 место в районном этапе областной акции  «Покорми птиц ».

6 слайд В феврале детская школьная организация «Наше время» приняла участие в Форуме волонтеров, посвящённому открытию Года добровольца (волонтера) в Родниковском муниципальном районе. На форуме  была организована работа площадок, на которых организации презентовали свою деятельность. Ребята нашей школы показали мастер –класс по изготовлению экокормушек. Мастер-класс очень понравился было изготовлено несколько десятков кормушек, которые потом были развешены на территории села.

7 слайд Наша школа тесно сотрудничает с Областным государственным казенным учреждением «Вичугское лесничество». На протяжении нескольких лет команда школы защищала честь района на  Слёте школьных лесничеств Ивановской области по лесному хозяйству и показывала неплохие результаты.  

8 слайд В настоящее время  Вичугское лесничество является нашим социальным партнёром. Совместно с сотрудниками лесничества проводятся различные акции и мероприятия: «Лес Победы», Всероссийский экологический субботник «Зелёная весна», «Всероссийский день посадки леса», установка скворечников для птиц  и другие. В преддверии празднования 70-летия Победы в ВОВ  на территории школы около Обелиска славы учащимися школы в рамках всероссийской акции «Лес Победы» совместно с работниками Вичугского лесничества была посажена аллея из сосен и поставлена памятная доска в честь 70-летия Победы в ВОВ и в память об участниках ВОВ - работниках Вичугского лесничества.

9 слайд Ежегодно учащиеся нашей школы  высаживают саженцы различных деревьев, на территории школы и за её пределами  посажены  аллеи из сосен, берез, елей.  Мы планируем и дальше озеленять территорию нашего села.

10,11  слайды  В апреле в рамках традиционной акции «Весенняя неделя добра» в школе проводятся различные мероприятия. Традиционными являются  акция «Чистый двор», в рамках которой проводятся  субботники по облагораживанию территории около школы. Уборка территории от мусора, прошлогодней листвы и сухих веток. Так же обучающиеся выполняют работы по благоустройству территории  обелиска в селе Михайловское. Во всех классах проводятся беседы на тему: «Чисто там, где не мусорят». На территории села силами обучающихся расклеиваются  листовки с призывом «Чисто не там где убирают, а там где не мусорят». Обучающие школы и население активно участвуют в акции по сбору макулатуры «Сохраняя природу – сохраняешь жизнь». Сбор макулатуры ведётся постоянно.

12 слайд Школа принимает участие в общероссийских экологических субботниках «Зеленая Россия» и «Зелёная весна». В рамках субботников организуются различные мероприятия: благоустройство территории, посадка саженцев деревьев, конкурс поделок из природного материала, проводятся   экологические уроки и викторины.

13 слайд Информацию для проведения экологических уроков учителя школы берут на сайте экокласс.рф, где размещены сценарии и материалы для проведения экологических уроков на различные темы. После проведения урока в своём личном кабинете на сайте размещается отчёт, и учитель получает дипломы за проведение всероссийского экологического урока.

14 слайд Основы экологических знаний дети в начальном звене дети получают на уроках окружающего мира. Значительную роль здесь играет организация экскурсий на пришкольный участок и в ближайшее природное окружение, где много внимания уделяется наблюдениям. Такая постепенная, ежедневная работа на уроках «Окружающего мира», чтения, музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, а в дальнейшем и на уроках русского языка, географии, биологии помогает детям стать наблюдательнее, воспитывает бережное отношение к природе.  Различные формы работы сочетают в себе не только элементы обучения, но и значительно расширяют кругозор школьников, укрепляют межпредметные связи и способствуют развитию любознательности и наблюдательности.

Много мероприятий в школе проводилось в рамках Года экологии. Были организованы выставки рисунков, экскурсии, проведены различные внеклассные мероприятия, игры, викторины на экологическую тему.

Мы накопили положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей. Есть необходимость приведения положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс экологического воспитания непрерывным, а значит и более эффективным. Программа экологического воспитания в соответствии с определением ФГОС − комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Для обучающихся эффективным средством формирования экологической культуры личности служат   следующие виды деятельности:

- туристско - краеведческая деятельность;                                                                                                                            - участие в эколого-образовательных проектах ;

- участие в  массовых природоохранных акциях;                                                                                                                           - участие в научно-практических конференциях .

Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего села, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам. Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований, имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.

Таким образом, привлечение  обучающихся  к исследовательской, проектной деятельности, благоустройству территории школы являются составными компонентами целостной  системы работы, направленной на экологическое воспитание.

Экологическое воспитание должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

Мы  считаем, что наша работа по экологическому воспитанию способствует формированию:

  • экологической культуры и нравственной позиции учащихся в отношении природной среды;
  • знаний основных принципов построения и существования природных биоценозов;
  • интереса к исследовательской деятельности, стремления к здоровому образу жизни.

Вместе с тем, существует и ряд проблем на этапе внедрения ФГОС. Мы стараемся их решать, потому что понимаем, что школа должна стать иной, современным детям нужно современное образование. Думаю, что у нас это получается, потому что есть команда единомышленников – родители, дети, педагоги и наши социальные партнёры.
15 слайд Немецкий ученый, лауреат Нобелевской премии 1908 года Пауль Эрлих сформулировал пять законов охраны природы:
Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.
Все, что есть на Земле необходимо для ее развития и развития человека.
Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.
Охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли.
Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война не совместимы.
- Можно перечислять, показывать еще много различных форм и методов работы по экологическому воспитанию, но ничего не измениться, если мы не поможем осознать нашим детям, что на добро надо платить добром!
«Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а с помощью одной спички можно уничтожить миллион деревьев…» Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни школьников на уроке и во внеурочной деятельности в условиях малокомплектной школы

Формирование здорового образа жизни школьников на уроке и во внеурочной деятельности в условиях малокомплектной школы...

Статья "Особенности полихудожественного воспитания школьников в сельской малокомплектной школе во время внеурочной деятельности"

В статье рассказывается о политехническом подходе к преподаванию предметов эстетического цикла....

Экологическое воспитание школьников в условиях современной школы

Опыт работы школы по экологическому воспитанию школьников....

Экологическое воспитание школьников в условиях городской профильной смены

В статье обобщен опыт проведения профильных экологических смен в городе Новосибирске...

статья Декоративно-прикладное искусство как фактор развития эстетического воспитания школьников в условиях современной школы.

Эстетическое начало все больше проникает в труд. От приобщения детей к искусству, и, прежде всего, декоративно-прикладному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стрем...

«Парковый урок – как средство экологического воспитания школьников в условиях формирования ФГОС».

В данной разработке предлагается вариант проведения занятия в условичх парка - "вне стен класса"...

Экологическое воспитание школьников в условиях детского санатория

Статья посвящена аспектам экологического воспитания школьников в процессе прохождения санаторно-курортного лечения....