Экологическое воспитание школьников в условиях детского санатория
статья по экологии

Статья посвящена аспектам экологического воспитания школьников в процессе прохождения санаторно-курортного лечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание  в условиях детского санатория
( Консультация для педагогов)

Конспект составила воспитатель:

Оганесян Л.Г.

Природа — это храм здоровья и эстетического наслаждения. Мы обязаны
научить детей любить и уважать природу, защищать её. Но прежде мы сами
должны научиться любить её. Красота родной природы рождает патриотизм,
любовь к родине, привязанность к тому месту, где живёшь.

Экологическое образование детей — большой потенциал их всестороннего
развития. Продуманное, системное знакомство ребёнка с миром природы
позволяет развить у него важнейшие операции мышления:
Анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают
строение живых объектов).
Сравнение ( дети находят сходство и различие разных природных объектов,
устанавливают взаимосвязи — дети выделяют способы приспособления
растений и животных к сезонам и среде обитания.
Обобщение ( дети объединяют животных и растения в группы ).

Задачи, которые мы ставим перед собой:

  1. Развивать у детей познавательный интерес к природе.
  2. Систематизация и углубление знаний о растениях, животных и

природных явлениях.

  1. Расширение представлений о многообразии растительного и животного мира разных климатических зон.
  2. Формирование представлений о том, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, видеть её красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с сезонными изменениями в природе, с народными приметами, расширяются и уточняются знания о растениях( лекарственные и ядовитые растения, комнатные растения, съедобные и несъедобные грибы , садовые и лесные ягоды, плодовые деревья, лес может быть хвойным , лиственным, смешанным. Какую пользу приносят деревья? Веники из берёзы, дрова из берёзы лучше всего сохраняют тепло в печке... и т.д.)

Расширяют представления о многообразии птиц (домашние, водоплавающие, зимующие, перелётные.

Знакомят с жизнью животных и растений тундры, пустыни, лесной полосы, Севера, Арктики.Вводятся понятия: млекопитающие, хищные, травоядные, земноводные,
паукообразные, пресмыкающиеся животные. Закрепляются знания о морских
обитателях, диких и домашних животных.

Детей знакомят с правилами поведения с незнакомыми животными, как
вести себя в природе, рассказывают о влиянии природных факторов на
здоровье человека (Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!)

Для того, чтобы дети могли освоить программу экологического
образования, её содержание нужно перевести в конкретный план
действий.

Система складывается из 3-х блоков:

1. Занятия

2.Совместная деятельность педагога и детей.
3. Самостоятельная деятельность детей.

На занятиях вместе с ребятами решаем проблемные ситуации, связанные с
природой (Доктор Айболит проводит профилактические осмотры
растений и животных, детей, дает рекомендации по здоровью).
Занятия - открытия (когда даётся новый материал);
Занятие - путешествие ( Цветик - семицветик помогает попасть в Африку,

на Север, путешествие на ковре - самолёте... и т.д.), Экологические викторины « Мы знатоки природы».

На занятиях и в обобщающих беседах используем приёмы мнемотехники

мнемотаблицы и коллажи, наглядное моделирование ( например. лри
составлении описательных рассказов про животных, строение растений ;

Придумывание детьми экологических сказок, описательных загадок про

животных, например. Можно записывать детские рассказы. Проводятся занятия по изодеятельности экологической тематики.

Совместная деятельность педагога и детей.

- Рассматривание картин, иллюстраций о природе
- ведение календарей природы, дневников наблюдений
- чтение детям стихов, экологических сказок, рассказов о природе
- создание детьми книжек - самоделок, беседы и разговоры на
экологические темы, труд в уголке природы в группе и на участке.
Наблюдения на прогулке, наблюдения у окна.
- Целевые прогулки в природу, экологические досуги, праздники.
- выставка поделок из природных материалов. Гербарии.

Результатом интеграции разных видов совместной деятельности
являются экологические проекты.

Самостоятельная деятельность детей.

В самостоятельной деятельности дети сами ищут ответы на вопросы.
Предметно - развивающая среда оказывает огромное влияние на
познавательную активность дошкольника. Важно, чтобы экологические
игры, пособия, модели, книги о природе, энциклопедии, игрушки-
животные, природный материал, календарь природы, мнемотаблицы,
коллажи, продукты детского творчества были доступны детям и
находились в их свободном пользовании. Материал выставляется во все
уголки в связи с изучаемой темой.

В воспитательно-образовательном процессе экспериментирование
используется как одно из важных средств познания окружающего мира. В
процессе проведения опытов дети учатся наблюдать, учатся устанавливать

взаимосвязи и самостоятельно делать выводы.

Наглядная информация для родителей помогает взаимодействию
педагогов и семьи в экологическом воспитании детей.

Включает следующие рубрики (например):

« Вы решили завести собаку» «Кошка в доме». «Если ребёнка ужалила
пчела». «Правила поведения в природе».
« Исследуем вместе с ребёнком». « Вместе наблюдаем на прогулке».

Участие родителей в экологических праздниках, досугах, выпуск
семейных фото газет - сближает детей, родителей и педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание школьников в условиях современной школы

Опыт работы школы по экологическому воспитанию школьников....

Экологическое воспитание школьников в условиях городской профильной смены

В статье обобщен опыт проведения профильных экологических смен в городе Новосибирске...

Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в условиях детского санатория

Данный материал содержит в себе информацию о значимости санаторно-курортного лечения для детей,описание категорий детей с ОВЗ,основные направления  работы всех служб санатория по укреплению здоро...

«Парковый урок – как средство экологического воспитания школьников в условиях формирования ФГОС».

В данной разработке предлагается вариант проведения занятия в условичх парка - "вне стен класса"...

Экологическое воспитание школьников в условиях малокомплектной школы

Выступление на тему "Экологическое воспитание обучающихся в условиях малокомплектной школы" на семинаре....

Урок для детей с ОВЗ методы и приемы организации учебной работы обучающихся в условиях детского санатория.

Игра является ведущей деятельностью для детей, поэтому необходимо применять игру на уроках иностранного языка в качестве обучения....