Главные вкладки

    «Парковый урок – как средство экологического воспитания школьников в условиях формирования ФГОС».
    методическая разработка по естествознанию

    Литвиненко Оксана Леонидовна

    В данной разработке предлагается вариант проведения занятия в условичх парка - "вне стен класса"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon parkovyy_urok.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Парковый урок – как средство экологического воспитания школьников в условиях формирования ФГОС».

    Согласно ФГОС, в начальной и основной школе экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания – в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности.

    Таким образом, можно утверждать, что в образовании сложились предпосылки новой модели экологического образования.

    Механизмом перехода к новой модели экологического образования выступает системно-деятельностная (в отличие от "знаниевой") парадигма образования, предусматривающая целенаправленное развитие разных сфер личности учащегося посредством освоения им универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных), как средства реализации общеразвивающей и общекультурной направленности экологического образования.

    Общее экологическое образование направлено на освоение экосистемной познавательной модели и формирование личного опыта ее творческого применения для приобщения к экологической культуре человечества, проектирования собственной деятельности на основе экологических, нравственных и правовых императивов, развития рефлексивно-оценочных умений по разрешению ведущих противоречий экологического сознания, самоопределения в личностном смысле ценностей экологической этики (устойчивого развития).

    Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы ФГОС включают следующие взаимосвязанные компетентности, необходимые для продуктивной деятельности:

    • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

    • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

    формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

    Что может стоять за понятием экологического мышления?
    В развитие темы сформулирую три простые положения для обсуждения:

    1. Экологическое мышление не может быть сформировано в условиях централизованного управления, когда деятельность учеников в классе управляется директивными указаниями учителя. Эти условия сами по себе содержат сообщение "Я расскажу вам о примерах экологических систем и о том, как устроены экологические стратегии. Но эти рассказы не имеют никакого влияния на то, что происходит в нашем классе и в нашей школе. Может быть, эта информация пригодится вам после окончания школы". В таких условиях можно передать информацию об экологических стратегиях, но нельзя научиться использованию таких стратегий.
    2. Экологическое мышление может быть сформировано в том случае, если учебная среда или информационная образовательная среда будет являться составной частью учебной экосистемы знаний. Если ученики смогут принять участие в развитии этой экосистемы и увидеть, как работают простые и устойчивые экологические стратегии, как происходит отбор цифровых объектов, как происходит изменение проблемного поля, на котором развивается деятельность сообщества, как простые действия отдельных участников приводят к сложному, коллективному поведению.
    3. Сообщество учеников, вовлеченных в совместную продуктивную деятельность, в ходе которой они создают объекты для отбора, оценки, обсуждения и последующего использования, является частью экологической системы. Собственно, это такая субъектная часть экосистемы. Объектной частью является информационная образовательная среда.

    Для реализации двух  последних предложений нужно «ВЫЙТИ И КЛАССНОЙ КОМНАТЫ». Как вариант – парковый урок как средство формирования экологической культуры и экологического мышления учащихся.

    Парковый урок является примером использования модели  «Образование вне классной комнаты», направленной на практическое использование знаний, полученных учащимися во время обучения, в повседневной жизни.

    Первые зафиксированные попытки организации такого обучения и его теоретического осмысления относятся еще к концу 19 века. Чуть позже зарождается движение скаутов, а с ним получают распространение и детские лагеря, организованные с образовательными целями.

    "Обучение через дело!" - вот один из принципов скаутского движения.

    Основная тематика получивших позднее распространение разнообразных образовательных программ, в основном, концентрировалась на изучении природы и экологии, но при этом никогда не сводилась к обычной экскурсии. Чаще всего участники исследовали местность, изучали явления природы и открывали для себя их закономерности опытным путем - через наблюдение и эксперимент. Так как условия проживания и обучения участников в походе и лесном лагере часто были далеки от комфортных, немаловажным считалось также воспитание волевых качеств, а также предприимчивости, любознательности, умения решать проблемы и преодолевать трудности в одиночку и командой. Процесс обучения c самого начала мало походил на традиционные школьные уроки, скорее, он носил характер игры (gamization), квеста  (quest) и приключения (adventure travel). Проблема с "пассивностью в учебе", столь актуальная для традиционного классно-урочного обучения, отпадала сам собой. Привлекательность для детей обучения через игру и самостоятельное действие не подлежала сомнению.

    С  использованием ноутбуков возможности такого обучения оказались практически безграничными. Оказалось возможным фиксировать и сохранять в удобном виде результаты наблюдений и опытов непосредственно на месте события. Таким образом, понятие среды обучения включает в себя не только окружающую природу, но дополняется электронной средой. В этой среде можно делать многое: пополнять фото и видео-коллекции, вести дневники наблюдений, зарисовывать карту, составлять план действий. Если рабочие компьютеры участников объединены в сеть, можно делать записи совместно, дополняя друг друга, обмениваясь комментариями. А при наличии Интернета можно получить недостающую информацию об объекте и месте нахождения из глобальной сети. Дополнительные возможности для применения с учебными целями дают мобильный телефон и GPS-навигатор, главное - понять, как можно пользоваться этими новыми инструментами в необычных условиях обучения.

    Возможность на практике, в конкретной ситуации, применить имеющиеся знания и навыки, самим породить/выработать новое знание, получить опыт, в полном смысле слова - прожить его, а потом переосмыслить произошедшее через участие в групповых обсуждениях - такова, вкратце, суть "обучения вне стен классной комнаты".

    Как вариант паркового урока – экологическая тропа в городском парке или сквере, расположенном рядом с образовательным учреждением.

    Эта форма может дать «скачок» компетенций от простейших умений до способности к самоорганизации, коллективной работе и мыслительным навыкам высшего уровня.

    Основными критериями нового образовательного стандарта является преемственность и инновационность. Интеграция предметов рассматривается здесь как одна из таких инновационных форм обучения. Занятия в парках на экологической тропе можно использовать для изучения физики, географии, биологии и истории на конкретных «парковых» объектах.

    Например, всем ученикам 7-х классов раздаются рабочие листы, в которых они должны выполнять задания: изучать простые механизмы на примере качелей, ориентироваться на местности, исследовать редкие деревья, растущие в парке, искать русло исчезнувшего родника, искать ответы на вопросы, связанные с историей около памятника в парке. Также все получают отдельный лист для составления плана участка парка.

    Можно дать задание на ориентирование в парке (в разных вариантах. Даже если парк был знаком детям, на уроке в парке у них была возможность увидеть его новыми глазами

    При этом рационально  использовать идею фотокросса. Зарисовка и фотодокументирование обнаруженных объектов дали материал для репортажей с места. Можно объявить фотоохоту за сезонными явлениями в жизни растений и животных!

    Подводя итоги паркового урока, выделяем планируемые результаты обучения, общие для всех парковых уроков:

    • Знание правил поведения в общественных местах и их соблюдение.
    • Знание правил безопасности.
    • Умение организовать работу в группе.
    • Умение общаться, культурно вести себя в общественных местах.
    • Умение ориентироваться на местности по схеме, в том числе, в незнакомом месте.
    • Навык наблюдения и структурирования информации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологическое воспитание учащихся в условиях введения ФГОС

    Статья  о проблемах экологического воспитания школьников на уроках биологи...

    Экологическое воспитание школьников в условиях современной школы

    Опыт работы школы по экологическому воспитанию школьников....

    "Экологическая экскурсия, как средство экологического воспитания школьников"

    На экскурсии дети знакомятся с природой во всем богатстве её красок, звуков, запахов, форм.На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой....

    Экологическое воспитание школьников в условиях городской профильной смены

    В статье обобщен опыт проведения профильных экологических смен в городе Новосибирске...

    Экологическое воспитание школьников в рамках реализации ФГОС

    Экологическое воспитание школьников на основе принципов "Хартии Земли"...

    Агроэкологический комплекс как средство экологического воспитания школьников (статья)

    Статья была написана как отчет по теме самообразования, которая соответственно звучит так: "Практико-ориентированный подход в формировании экологического сознания личности школьника". Эта ст...