Внеклассное занятие "Рюмка - не для подростка"
план-конспект занятия (8, 9 класс)

Вологжина Елена Валентиновна

Внеклассное занятие "Рюмка  - не для подростка"  для учащихся 7-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryumka_ne_dlya_p.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

ГОКУ СКШ (специальная коррекционная школа) р.п. Усть-Уда

Внеклассное занятие

«Рюмка – не для подростка»

Разработала:

воспитатель Вологжина Елена Валентиновна

Ноябрь 2020г.

Внеклассное занятие в 8-9 классах

Тема: «Рюмка – не для подростка»

Цель:
способствовать развитию у детей потребности в здоровом образе жизни
Задачи:

1.Образовательная:
• повысить информационность подростков о вреде алкоголя;

2. Коррекционно-развивающая:
• корректировать эмоционально-волевую сферу детей;
• корректировать речь, память, внимание.
3. Воспитательная:
• формировать негативное отношение к употреблению алкогольных напитков;
Словарная работа: «иллюзия», «депрессия», «взбалмошный».
Оформление: мультмедиапроектор, ролик на тему: «Переборем алкоголь», рисунки по теме «Алкоголю скажем «нет»».
                                                         

                                                        Ход занятия

  1. Организационный момент: 

Цель: внесение эмоционального заряда

Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

Определение эмоционального состояния присутствующих:

Ребята, Вам предлагаются жетоны разного цвета (красный, желтый, синий, коричневый, черный сиреневый, серый, зеленый). Выберите соответствующий вашему настроению жетон и положите его в коробочку. Подсчёт выбранных жетонов по цвету. Результаты вывешиваются.


Постановка темы и цели  занятия
- Ребята, чтобы узнать цель и тему нашего занятия, я прошу вас послушать стихотворение:

 

Юнец! Молю тебя!
Не пей вина!
Нет в нём ни радости,
Ни счастья!

Один обман! Иллюзия!
Да ладно б только это!
В нём ад сокрыт!
Ужасный ад! При жизни ад!

Ты думаешь есть мужество
В вине?
Общения радость?
Нет! В нём трусость, страх!
И мерзость скотства, самомненья!

Нет ничего страшнее рабства
Пред вином!
Ты в нём увязнешь быстро!
Это точно!

А выход?
Будет долог и тяжёл!
Поверь мне!
Я-то знаю точно!

Словарная работа: «иллюзия» (слайд №1)

Цель: обогащение лексического запаса у учащихся
- О чем это стихотворение?
- Скажите, что вы почувствовали, какие эмоции оно вызвало в вашей душе? (ответы детей).
- Прошу вас подумать и определить тему нашего занятия (ответы детей).
- Да, ребята, сегодня мы будем говорить об алкоголе. И тема нашего занятия: «Рюмка – не для подростка»
(слайд №2)
II. Основная часть

1. Вступительное слово 
- Не так мало людей, которые сталкиваются с проблемой злоупотребления алкоголем, они разного возраста и профессий
(слайд №3) Но проблема у них одна.
- Какая проблема у этих людей?
- В вашем окружении есть люди, которые пьют?
- Вам это приятно? (нет, порой даже стыдно)
- А как вы думаете, с чего начинается пьянство? (Послушайте басню С. Михалкова.)

2. Чтение и обсуждение басни С. Михалкова «Непьющий воробей».

Цель: формирование осознания проблемы

Во время птичьего банкета
Заметил Дятел – тамада,
Когда бокалы гости поднимали,
Что у Воробушка в бокале –
Вода! Фруктовая вода!
Подняли гости шум, все возмущаться стали,
«Штрафной» налили Воробью.
А он твердил свое: «Не пью! Не пью!»
«Не поддержать друзей? Уж я на что больная, -
Вопит Сова, - а все же пью до дна я!»
«Где ж это видано, не выпить за леса
И за родные небеса?!»
Со всех сторон стола несутся голоса.
Что делать? Воробей приклювил полбокала.
«Нет! Нет! – ему кричат. – Не выйдет! Мало! Мало!
Раз взялся пить, так пей уже до дна!
А ну налить ему еще бокал вина!»
Наш скромный трезвенник недолго продержался –
Все разошлись, он под столом остался…
С тех пор прошло немало лет,
Но Воробью теперь нигде проходу нет!

Педагог:
- Вы прослушали басню Сергея Михалкова, а теперь мы ее обсудим:
• Куда пришел Воробей?
• Пил ли Воробей во время птичьего банкета?
• Почему Воробью пришлось «приклювить полбокала»?
• Что он услышал потом? («Раз взялся пить, так пей уже до дна!»)
• Чем закончился банкет для Воробья?
• А вам приходилось быть в такой ситуации, когда вам предлагали пить?
• Смогли бы вы отказаться? Как это сделать?
 

3.Упражнение «Умей сказать «НЕТ».

Цель: вырабатывать умение повышать самооценку и  уверенность в себе

Педагог: Большинство людей начали употреблять алкогольные напитки под влиянием других. Хотя и не хотели пробовать, но все же поддавались на уговоры и принимали алкоголь. Почему они так себя вели? Да потому, что боялись, что их будут считать дураками. На этой слабости и играют те, кто предлагает зелье. Значит, нужно показать им, что ты не боишься, что ты умнее и сильнее их. Нужно просто сказать: - «Да, я боюсь за свое здоровье»;- «Да, я, маленький»;

- «Да, я дурак». Или повторять одну и ту же фразу: «Спасибо, нет».

И это выбьет из рук манипуляторов их оружие. Они поймут, что вас не запугать, и вы действительно, самостоятельный, сильный человек.

Сейчас мы потренируемся в умении сказать «нет». Один ученик (имя) будет играть роль провокатора и предлагать вам выпить. Кто хочет испытать себя и отказать провокатору?

(Дети выходят к доске).

Помните, что нужно говорить? Покажите, что вы не боитесь?

(Провокатор с банкой пива подходит к ребятам, предлагают выпить, ребята отвечают отказом). Фразы для провокации.

- Не что, слабо? Боишься выпить?- Пей! Или ты у нас маменькин сынок?

- Выпей, ты уже не маленький!- Не будешь пить? Значит, ты просто тормоз!

(можно попробовать упражнение с несколькими учащимися и выявить: кто может противостоять ровокатору)

Педагог: Но самый лучший способ избежать таких провокаций

 
- На примере басни давайте выделим причины, которые ведут к употреблению алкоголя, когда человек первый раз тянется к рюмке.

Цель: выявить причины, побуждающие подростка попробовать алкогольные напитки
* в компании друзей под давлением.
* чтобы не отличаться и не показаться слабым.
* из интереса, со своим другом.
* на празднике, где много людей, и много пьют.
* для храбрости.
* заглушить страх, боль, депрессию.
Словарная работа: «депрессия» (слайд №4).

4. Физ. минутка. Упражнение – энергизатор «Поздороваемся».

Цель: вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью
- Что обозначает слово «здравствуйте»? («желаю здравия» — быть здоровым) Мы сейчас поздороваемся друг с другом, пожелаем друг другу здоровья. Сначала поздороваемся с вами так, как здороваются люди разных народов. Для этого станьте в круг рядом со мной.
• по-американски. Хлопаем по плечу соседа и говорим «Хеллоу».
• по-гавайски. Хлопаем над головой в ладоши и сталкиваемся бедрами с соседом «Алоха».
• по-японски. Руки складываем ладонями перед собой «Яххо!».
• по-эскимосски. Тремся носиками.
• как северный олень. Стучим ножками, соединяя колено с коленом соседа

- С кем можно сравнить человека, который пьёт?
Один арабский мыслитель в 13 веке Абу – ль – Фарада написал, что человек, употребивший спиртное, в зависимости от степени опьянения выглядит как животное. Сначала – как павлин
(слайд №5), потом – как обезьяна (слайд №6), затем – как лев (слайд №7), и наконец – как свинья (слайд №8). 
- Объясните, почему человека сравнили с этими животными.

5.Дидактическая игра.

Цель: вырабатывать у учащихся негативное отношение к алкоголизму.

Соотнесите животное и качество его характеризующее.

павлин - красивый, великолепный
обезьяна – веселая, взбалмошная
Словарная работа: «взбалмошный -  неуравновешенный, с причудами».
лев – храбрый, сильный
свинья – грязная, некультурная
Педагог: - Ребята, давайте составим портрет пьющего человек (ребята описывают пьющего человека)

- Бледная кожа,- неприятный запах изо рта, от одежды,- нездоровые волосы,

- раздражительность,- невнимательность,- рассеянность,- головокружение,- отсутствие аппетита,- агрессивность,- бессонница (слайд №9).

Педагог: - Вы хотите так выглядеть?

6. Работа над пословицей (слайд №10)

- Объясните смысл данной пословицы

Учащиеся читают стих

Цель: корректировать речь, память

1.Ну что ж, мой друг,

Решенье за тобой,

Ты вправе сам командовать судьбой,

Ты согласиться можешь, но отказ,

Окажется получше в сотню раз,

2.Ты вправе жизнь свою спасти,

Подумай, может, ты на правильном пути,

Но если всё – таки успел свернуть,

То потрудись себе здоровье ты вернуть.


Педагог:

Сейчас я предлагаю вам посмотреть ролик на тему: «Переборем алкоголь»

7. (Просмотр видеоролика 7 мин. Слайд №11)

Цель: формировать знания о влиянии алкоголя на организм, в частности, на организм подростка


- Ребята, вы просмотрели видеоролик, какие последствия для здоровья человека имеет алкоголь.
Вывод: алкоголь губит наш организм.

- Вам нужно рисковать своим здоровьем? Вы хотите быть здоровыми?

- Изменилось ли ваше отношение к алкоголю?

III. Заключение

Педагог: В заключении я хочу вам рассказать одну восточную притчу. Подумайте и скажите: в чём смысл этой притчи? (слайд №12) 

Цель: Развивать  умение прогнозировать результаты своего выбора.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Педагог: Ребята, скажите, как вы понимаете ответ Мастера: «Всё в твоих руках»

- Я думаю, что наш разговор не прошёл даром. Вы правильно сделаете свой выбор.

IV. Рефлексия

Цель: обеспечение усвоения учащимися саморегуляции и сотрудничества

 - Ребята, вначале урока вы определили свое эмоциональное состояние. Сейчас я предлагаю вам выполнить это задание ещё раз. (Прослеживается динамика изменения настроения из-за полученных эмоций).

(слайд №13)

Спасибо за внимание. Берегите себя

Литература:

Источники: russilav.run stat/ statihi.htmi:

 https://pritchi.ru/id_254

Хухлаева О. Хочу быть успешным: методическое пособие

«Воспитание школьников» №6 2008г М - просвещение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по программе гражданско-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи на семинаре для отцов. «Сразу после бога идет отец»

Главная идея- семья- это самая главная драгоценность общества. Семья- это самое дорогое, что только может быть у человека. Здоровая крепкая семья рождает полноценных граждан. В хорошей семье люд...

Внеклассное мероприятие по программе гражданско-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи на семинаре для мам. «Нерожденные дети хотят жить»

Главная идея- все, что мы делаем в этой жизни, оказывает влияние  на нашу личность, формирует наш жизненный опыт, позиции, складывает характер. Нередко нам кажется, что необходимо сейчас пе...

Внеклассное мероприятие по программе гражданско-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи на семинаре заместителей директоров по учебно-воспитательной работе. Тема: «Богач за неделю - грязные деньги"

Главная идея- все, что мы делаем в этой жизни, оказывает влияние  на нашу личность, формирует наши привычки, складывает характер. Нередко нам кажется, что для достижения хороших целей можно...

Коррекционно – развивающая работа психолога с подростками по развитию эмоциональной сферы в условиях учебной и внеклассной деятельности .

В данной работе предложен цикл занятий по развитию эмоциональной сферы подростков в условиях учебной и внеклассной работы....

Программа "Возрождение". Внеклассная работа классного руководителя с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации

В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях. Работая с подростками, встречаешься со многими трудностями, как в обучении, так и в воспитании, потому что некото...

Нравственное воспитание подростков в процессе внеклассной работы по математике.

Внеклассная работа по математике предоставляет большое поле творческой деятельности. Правильно поставленная, систематически проводимая внеклассная  работа не ...