«Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи в системе дополнительного образования
статья (9 класс)

Филиппов Александр Иванович

Представление опыта внедрения в образовательные программы мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи в системе дополнительного образования: традиция и современность (к 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов)»

 

Филиппов Александр Иванович

педагог дополнительного образования

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования Центр творчества и образования

Фрунзенского района Санкт-Петербурга,

Санкт-Петербург, Россия

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современных условиях проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения становится наиболее актуальной. В современной системе образования наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма существуют в дополнительном образовании, так как оно не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка. Дополнительное образование способствует успешности и творческому развитию каждого обучающегося, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, а значит создает условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что способствует формированию патриотического сознания.

Актуальность: организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в условиях дополнительного образования является созданием условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

 Цель: Представление опыта внедрения в образовательные программы мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

Задачи:

  • Развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания;
  • Формирование у учащихся ответственности, стремления к самореализации и гражданской активности;
  •  Формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре и традициям. Направления гражданско-патриотического воспитания

Направления гражданско-патриотического воспитания в дополнительном образовании сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе:

  • Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
  • Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе.
  • Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
  • Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
  • Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  • Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
  • Культурно - патриотическое.  Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Формы работы в рамках гражданско-патриотического воспитания:

  • Тематические классные часы;
  • Посещение музеев города;
  • Изучение истории своей семьи, семейных традиций;
  • Проведение встреч с ветеранами ВОВ;
  • Участие в конкурсах;
  • Участие в мероприятиях посвященных Великой Отечественной войне.

Одним из путей гражданского и патриотического воспитания в дополнительном образовании является организация и участие в  различных  мероприятиях посвященных Великой Отечественной войне, так, например,  ежегодное участие учащихся коллектива «Я-водитель» в автопробеге «Нам дороги эти позабыть нельзя...», посвященном Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг, организаторами  мероприятия является  Санкт-Петербургский городской центр детского технического творчества при поддержке общественных ветеранских и молодежных организаций.

Маршрут Автопробега включает в себя памятные места боевых действий времен Великой Отечественной войны в Санкт-Петербурге и Ленинградкой области.

Подготовка к автопробегу состоит из нескольких частей. Сначала проводятся тематические занятия с учащимися, которым предстоит участвовать, им рассказывают о предстоящем мероприятии,  о маршруте следования автопробега, о важности посещаемых мест. В течение всего пробега педагоги вместе с воспитанниками отдают дань памяти защитникам Отечества. После мероприятия педагоги получают обратную связь от учащихся, об увиденном по всему пути следования, о впечатлениях после автопробега, таким образом, закрепляя в памяти такие важные впечатления и эмоции. В прошлом году автопробег состоялся 7 мая и стартовал традиционно после торжественного митинга на Монументе героическим защитникам Ленинграда (пл. Победы). Маршрут колонны автопробега прошёл по Дороге жизни и протянулся более чем на 100 километров. Для участников автопробега в музее «Дорога жизни» была проведена тематическая экскурсия. У мемориального комплекса «Ладожский курган» (45 км Дороги Жизни) были спущены на воду Ладоги венки в память о жителях блокадного Ленинграда, для которых Ладожское озеро стало братской могилой.

Завершился автопробег митингом во Всеволожском районе Ленинградской обл. (3 км Дороги Жизни) у Мемориала «Цветок жизни» возложением цветов в память детей, погибших во время боевых действий и Блокады Ленинграда.

К сожалению, свидетелей войны и Великой Победы, кто может участвовать с ребятами в автопробеге, с каждым годом становится всё меньше. Поэтому на педагогов возлагается большая ответственность за патриотическое воспитание, чтобы подвиг нашего народа, совершённый 75 лет назад, оставался живым и трогал сердца всё новых поколений.

Так же  педагоги Центра на занятиях коллектива «Я-водитель» организовали просмотр документальных фильмов посвященных 100-летнему юбилею автомобильных войск России. В течении всего учебного года воспитанники просматривают и обсуждают фильмы, которые рассказывают о драматической и увлекательной истории появления, развития и совершенствования транспортных средств и боевых колесных машин для нашей армии. Эта история наполнена различными интересными событиями и фактами. Они иллюстрируются уникальной кинохроникой, фотодокументами, компьютерной графикой и «цитатами» из художественных кинофильмов.

На наш взгляд разработка и внедрение новых форм и методов гражданско-патриотического воспитания в дополнительном образовании будет способствовать самореализации личности, ее обогащению и развитию. В результате гражданско-патриотического воспитания воспитанник   должен быть сформирован как жизнеспособная, социализированная личность с активной гражданской позицией, обладающая социально-нравственными, ценностными качествами, с развитыми способностями к саморазвитию и творческим потенциалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Педагогическом совете ГБОУ детско-юношеского центра "Профессиональное самоопределение детей и подростков в системе дополнительного образования детей" 28.11.2011г.

Выступление по теме "Образовательные технологии и организационно-педагогические условия профессионального самоопределения в процессе проектной деятельности" посвящено вопросам организации проектно-исс...

СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

СИТУАЦИя УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙсоциального воспитания детей и молодёжи в учреждении дополнительного образования....

Эффективные подходы к успешной профориентации и социализации детей и подростков в системе дополнительного образования

В статье раскрыты проблемы и пути развития системы дополнительного образования, как фактора успешного профессионального самоопределения школьников....

Доклад на тему: "Развитие творческих способностей детей с ОВЗ в системе дополнительного образования"

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги  и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным...

Некоторые вопросы популяризации «Шотокан карат»э в целях воспитания детей и молодежи, реализуемой посредством Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы Шотокан каратэ» (часть 1).

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы Шотокан Каратэ» (часть 1). Ведение. Актуальность и педагогическая целесообразность программы. Новизна. Цель и задачи. Учебно - тематический...

Методическое пособие "Практикоориентированные подходы к организации личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в системе дополнительного образования (из опыта работы МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым)"

В настоящем пособии представлен опыт работы педагогического коллектива МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым по организации личностного и профессионального самоопределения детей и под...