Сказка в семье – нравственное воспитание с «пеленок»
статья (7 класс)

Христич Ольга Леонидовна

Несомненно, во всех религиях мира можно найти общие принципы духовного воспитания, нравственные ценности, так как именно религии разных народов содержат мудрость многих людей и поколений,  именно они выдержали испытание временем, поэтому с полным правом можно говорить о существовании общечеловеческих идеалов и ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_v_seme_-_nravstvennoe_vospitanie_s_pelenok.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет работы: Религиоведение

Тема: Сказка в семье – нравственное воспитание с «пеленок»


Содержание

Введение        3

1 Значение религия в воспитании детей        4

2 Сказка в семье – нравственное воспитание с «пеленок»        5

Заключение        6

Список использованной литературы        7


Введение

Отношение коренных малочисленных народов к человеку как части животного мира неразрывно связано с их религиозными взглядами. В фольклоре ненецких и хантыйских сказках заложена мудрость народа, в различных жанрах отражены те нравственные ценности, которые должны формироваться у ребенка в семье с самого раннего детства.

Актуальность темы состоит в том, что проблема нравственного воспитания  в семье в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества, и разрешение этой проблемы требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.

Объект данного исследования - процесс нравственного воспитания детей.

Предмет исследования - сказка как средство нравственного воспитания с «пеленок».

Целью данной работы является определение возможности   ненецких и хантыйских сказках в формировании нравственных качеств детей с пеленок.

В связи с поставленной целью определены следующие задачи:

- охарактеризовать значение религия в воспитании;

- показать роль сказки как средство нравственного воспитания с «пеленок».

Гипотеза:  влияние сказок и религии на нравственное воспитание ребенка в семье.

Новизна состоит в том, что ранее не рассматривалась взаимосвязь влияния сказок и религии на нравственное воспитание ребенка.

Практическая значимость работы  состоит в том, что ее материал может использоваться как в семье, так во внеурочной деятельности на уроках литературного чтения.

При проведении данного исследования  были использованы  анализ,  сравнение, обобщение.


1 Значение религия в воспитании детей

Культура народов Ямала, ненецких и хантыйских, развивалась под влиянием религии. Ведь религия была нравственным стержнем этих народов. С ней были связаны все праздники, обряды, традиции, быт. После семьи религия является важным фактором формирования духовности [2].

Несомненно, во всех религиях мира можно найти общие принципы духовного воспитания, нравственные ценности, так как именно религии разных народов содержат мудрость многих людей и поколений,  именно они выдержали испытание временем, поэтому с полным правом можно говорить о существовании общечеловеческих идеалов и ценностей.

Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений огромен, он гласит:

- будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой;

- будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество [6].

Овладевая этими постулатами, которые проповедует религия, дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости [1].

Истинная вера должна быть в душе, в поступках и помыслах. Поэтому эта тема очень сложная и важная. Сложность ее обостряется неоднозначными взглядами на религию и ее влияние на воспитание личности. Религия близка и к такому суммирующему, своего рода итоговому фактору воспитания, как пример-идеал, пример-символ, что можно увидеть и прочесть  в сказках [3].


2 Сказка в семье – нравственное воспитание с «пеленок»

Многие ученые считают, что первобытные религии, основывающиеся на одушевлении животных, растений и сил природы в значительной степени давали пищу для формирования духовности. Это было как бы «детство» всех религий. И соответственно человек в своем физическом детстве может легко воспринять основы религиозного мировоззрения, в частности, признание двух миров – видимого и невидимого - становится для ребенка привычным [8].

Это явление, видимо, может быть использовано как метод воспитания первоначальной религиозности у детей в семье. К тому же такой метод приобщения детей к религии будет способствовать развитию у них творческой фантазии, художественного мышления, утончению эстетических чувств

Одним из эффективных методов нравственного, таким образом, и религиозного воспитания, зачатками чувства возвышенного, священного в детской душе может явиться принятие сказочного, фантастического, «сверхестественного» как реального, т.е. сказки. Слушая чтение старших в семье, малыш интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же время допускает, что это могло происходить и в действительности. Так появляется действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном[4; 7].

У ненецких и хантыйских народов испокон веков сказки знали как взрослые, так и дети. Основное содержание сказок о животных – воспевание силы, ума, ловкости, хитрости животных. Сказки этого жанра носят воспитательный характер. У этих народов  не принято наказывать детей или грубо понуждать к работе. Идейное содержание сказок не навязывается читателям или слушателям: они сами должны сделать соответствующие выводы по собственному уму-разуму [5].


Заключение

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать в семье, начиная с раннего детства. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать.

Религиозные взгляды коренных народов Ямала оказывают значительное воздействие на их собственную жизнь. Здесь с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств ребенка, соответственно то, что ребенок  в своем физическом детстве может легко воспринять основы религиозного мировоззрения, в частности, признание двух миров – видимого и невидимого - становится  привычным.

Задача семьи – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка.

Это явление, видимо, может быть использовано как метод воспитания первоначальной религиозности у детей в семье. К тому же такой метод приобщения детей к религии будет способствовать развитию у них творческой фантазии, художественного мышления, утончению эстетических чувств.


Список использованной литературы

  1. Булатова, Н.Д. Воспитание человека как высшей ценности общества: ценностный подход в современном образовании [Текст] //Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов: сборник трудов международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов. Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»,2008. – 239 с.- С. 18-21.
  2. Культура народов Ямала: Учебник. 5-7 классы [Текст]  / Борко Т.И., Галкин В.Т. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2008.
  3. Мир сказок [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://mirckazok.ru/view_post.php?id=5598.
  4. Северное сияние. Хантыйские сказки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.northlights.ru/text.php?group=9&page=1 .
  5. Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России [Текст] /Сост. Е.Р. Акбальян. – М.: Северные просторы, 2002.
  6. Хантыйские сказки [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.rodon.org/other/hs2.htm.
  7. Харючи, С. Н. Социальные нормы коренных малочисленных народов Севера России. Обряды, обычаи, ритуалы, традиции, мифы, нормы морали, нормы права: монография[Текст]  /С. Н. Харючи, К. Г. Филант, И. Ю. Антонов. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. - 279 с.
  8. Шульгина, О. А. Главные персонажи хантыйских сказок [Текст] / О. А. Шульгина // Осенний школьный марафон : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. школьников (Чебоксары, 30 нояб. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 112–116.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка в 6 классе «Обучение сжатию текста» (на материале сказки «Равнодушие» Н.Агафонова)

Духовно-нравственное воспитаниена уроке русского языка в 6 классе«Обучение сжатию текста»(на материале сказки «Равнодушие» Н.Агафонова)Подготовила: учитель русского языка и литературы Санаторно-...

Проект по духовно-нравственному воспитанию "Сказка как свет в душе человеческой"

В настоящее время в нашей стране возрождаются традиции духовно-нравственного образования. Для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, для обеспечения благоприятного нравственного и э...

Педагогический опыт по теме: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Опыт работы педагога по теме «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»....

Приложения к опыту работы по теме "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания для дошкольников"

Приложения к опыту работы по теме "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания для дошкольников"...

«Сказки Пушкина - основа формирования духовно-нравственного воспитания»

      Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добру и пониманию. Ещё они учат любить и ценить прекрасный родной русский язык....

"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника".

Сказка комплексно воздействует на сферы личности ребёнка, помогает воспитывать в нём нравственно- волевые качества, развивает чувства и эмоции....

П Л А Н Воспитателя по самообразованию «Русская народная сказка – средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 22 «Город детства»П Л А НВоспитателя по самообразованию«Русская народная сказка – средство ду...