Царей благочестивых держава, и князей православных похвала
классный час (9 класс)

Воркунова Ольга Михайловна

Цель: воспитание уважительного отношения к истории родной страны на примере личности святого благоверного князя Александра Невского.

Задачи:

·        обобщить знания учащихся о благоверном князе Александре Невском, полученные в предыдущих классах;

·        расширить представление о значении духовного подвига святого;

·        углубить знания по истории Российского государства;

·        развивать коммуникативные способности через технологии получения и обработки информации.

Форма проведения: беседа духовно-нравственной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aleksandr_nevskiy.docx39.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №9 им. А.С. Пушкина»

г. Волжска Республики Марий Эл 

Царей благочестивых держава, и князей православных похвала

Классный час для учащихся 9 классов

Номинация: Александр Невский: Запад и Восток,

историческая память народа

Ф. И. О. автора:

Воркунова Ольга Михайловна,

учитель русского языка и

литературы

высшей квалификационной

категории.

2020 г.


Классный час:

Цель: воспитание уважительного отношения к истории родной страны на примере личности святого благоверного князя Александра Невского.

Задачи:

  • обобщить знания учащихся о благоверном князе Александре Невском, полученные в предыдущих классах;
  • расширить представление о значении духовного подвига святого;
  • углубить знания по истории Российского государства;
  • развивать коммуникативные способности через технологии получения и обработки информации.

Форма проведения: беседа духовно-нравственной направленности.

Подготовительная работа: подготовить презентацию, выступление «архивариуса».

Оборудование: слайдовая презентация, мультимедийный проектор.

Эпиграфы:

  • Тогда говорит ему Иисус: возвратив его место, ибо все взявшие меч, мечом погибнут. (Евангелие от Матфея)
  • Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет! (к/ф «Александр Невский»)

Ход мероприятия

  1. Вступительное слово классного руководителя. Формулирование цели классного часа.
  1. Классный час начинается с просмотра отрывка из кинофильма С. Эйзенштейна «Александр Невский» (эпизод «Возвращение Александра Невского в Новгород», в котором звучит музыка С. Прокофьева - песня «Вставайте, люди русские!..») (5-6 минут).
  2. Классный руководитель: «Монгол залёг на Руси от Волги до Новгорода… Немцы идут с запада… Русь между двух огней…» Говорит герой фильма Сергея Эйзенштейна Александр Невский. Мы, конечно, не можем утверждать, что именно такие слова говорил великий князь новгородцам, но режиссёру удалось наглядно показать проблему Русского государства, существовавшую в XIII веке: угроза родине с двух сторон – с Запада и Востока.

3. Классный руководитель: Наш классный час называется «Царей благочестивых держава, и князей православных похвала». Это слова из праздничного тропаря, прославляющего святого благоверного князя Александра Невского. Скажите, пожалуйста, а какие ассоциации у вас возникают при словах «Александр Невский»? (Примерные ответы учеников: битва на Чудском озере; Ледовое побоище; крестоносцы; Невское сражение; Александро-Невская лавра). Всё это правильные ассоциации и переносят нас в те знаменательные события. Но сегодня мне хотелось бы поговорить не столько о военных победах Александра, сколько о его дипломатической работе, о его подвижничестве. Я надеюсь, что на нашем классном часе мы постараемся понять смысл духовного подвига святого благоверного князя Александра Невского. И мне хотелось бы, чтобы вы после классного часа нашли для себя ответ на вопрос: чему может научить вас история жизни Александра Невского? Чем она может быть полезна лично вам? Я надеюсь, что вам будет интересно.

  1. Актуализация известного материала и освоение нового. Рассказ учителя с элементами беседы.
  1. Классный руководитель: Давайте вспомним, что представляла собой Русь во времена Александра Невского. (Слайд №2. Карта Руси времён А. Невского. XIII век). Обратимся к помощи нашего «архивариуса». (Заранее подготовленный ученик рассказывает или зачитывает исторические сведения, интересные факты и т.п. Этому ученику можно поручить и подготовку небольшой презентации. Роль «архивариуса» может играть и сам учитель).
  2. Ученик-«архивариус» (показывает на карте с помощью указки границы государств): На востоке - это огромная Золотая Орда. Шведы, немцы, литовцы, римско-католическая церковь - с запада. Русь будто находилась между молотом и наковальней. К тому же её раздирали междоусобные войны.
  3. Классный руководитель: Как вам кажется, почему в XX веке режиссёр С. Эйзенштейн обратились к личности Александра Невского, жившего в XIII веке? (Примерные ответы учеников: на нашу страну тоже готовили нападение; личность Невского могла вдохновить советских людей; сильные исторические личности всегда вызывают интерес). Да, вы правы. Режиссёр увидел параллель между угрозой, существовавшей в XIII веке, и опасностью XX века. В фильме С. Эйзенштейна, снятом в 1938 г., есть предчувствие беды: фашистская Германия готовится к броску на западе, Япония готова поддержать Германию и напасть на востоке. И образ Александра Невского, оживлённого на экране, должен пробудить историческую память людей, вдохновить на защиту Родины.
  4. Ученик-«архивариус»: Интересно, что в 1939 году фильм раскритиковали и запретили, а после начала войны его снова стали показывать. Символом защиты и покровительства Невского своей Родине считается историческое совпадение: 6 декабря 1941 года, в День памяти Александра Невского, началось контрнаступление советских войск под Москвой.
  5. Классный руководитель: Так, кинематограф и, безусловно, личность самого благоверного князя Александра Невского воодушевляли, поддерживали и тех, кто воевал на передовой, и тех, кто сопротивлялся в тылу. Из какого рода происходил Александр Ярославович? Кто был его предками?
  6. Ученик-«архивариус»: Его отцом был великий князь Ярослав Всеволодович, дедом - Всеволод Большое Гнездо, а прадедом – Владимир Мономах. Прадедом матери Александра Невского был князь Мстислав Храбрый, причисленный к лику святых, мощи которого находятся сейчас в Софийском соборе в Великом Новгороде. (Слайд №3. Предки А. Невского)
  7. Классный руководитель: В документах, дошедших до нас, сохранились такие высказывания самого князя и о князе. По этим словам мы можем составить представление о его личных качествах. (Слайд №4. Высказывания)
  8. Ученик-«архивариус»:
  • Князь Александр перед Невской битвой: «Не в силе Бог, а в правде!»
  • Хан Батый, когда князь приехал к нему в Орду: «Нет подобного этому князю… Всё, что говорили мне о нём, всё правда».
  • Автор жития об Александре Невском: «Церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их».
  • Митрополит Кирилл после того, как князь скончался: «Знайте, чада мои, что уже зашло солнце земли суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле».
  1. Классный руководитель: О каких чертах характера князя мы можем судить по этим цитатам? (Примерные ответы учеников: благочестивый, смелый, заботливый, патриотичный). Да, Александр обладал многими важными качествами руководителя, в том числе, как говорится в Библии, кротостью голубя и мудростью змеи: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби».
  2. Ученик-«архивариус»: Сергей Эйзенштейн в своё время сумел понять главное в личности Невского, ухватить суть его характера. И, объясняя актёру Николаю Черкасову сущность образа Невского, так определил характер князя: «Огонь, сдерживаемый мудростью, синтез, слияние того и другого».
  3. Классный руководитель: А вот что говорили о нём некоторые историки XX века: (Слайд №5. Высказывания)
  • Крупнейший историк Русского Зарубежья Г. В. Вернадский: «Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке - имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром».
  • Советский исследователь средневековой России В. Т. Пашуто: «Своей осторожной, осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения».
  1.  Классный руководитель: Какая основная мысль объединяет эти высказывания? (Примерные ответы учеников: Невский сумел сохранить Русь своей мудрой политикой; политика Александра помогла избежать новых войн; Александр был мудрым правителем). Да, Александр проводил мудрую политику. Мы понимаем это сейчас. Но какой ценой приходилось этого добиваться? На какие жертвы идти?
  2. Ученик-«архивариус»: Александр не раз ездил в Орду на поклон. Он рисковал жизнью, когда отказался поклониться идолам, которым поклонялись в Орде. (Слайд №6. Александр отказывается совершить обряд поклонения кусту и огню). В последнюю встречу с ханами Золотой Орды Александру пришлось стоять на коленях, терпеть пяту ханского сапога на голове. Он решил всё вытерпеть во имя мира. (Слайд №7. Встреча Невского в Ростове Великом с ханами)
  1. Классный руководитель: Нелегко жилось на Руси под гнетом Золотой Орды. (Слайд №8. Сбор дани баскаками, представителями монгольского хана). Но русские земли еще не готовы были победно восстать против золотоордынских ханов. Приходилось платить большую дань, отбивать многочисленные набеги кочевников. Как правитель удельного княжества, много сил приложил Александр Невский, чтобы сохранить мир на своей земле. Римский папа Иннокентий IV предложил князю принять католичество в обмен на свою помощь в борьбе против монголов. (Слайд №9. Александр Невский принимает папских легатов). Александр в самой категоричной форме отверг это предложение. Потеря веры для Руси означала утрату национальной идентичности. Он был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти.
  1. Ученик-«архивариус»: Дипломат Невский добивается успеха: в 1261 году его стараниями в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена православная епархия.
  1. Подведение итогов.
  1. Классный руководитель: Политику Александра, политику умиротворения Орды, продолжат московские князья — внуки и правнуки Александра Невского. Именно им, наследникам ордынской политики Александра Невского, удастся возродить могущество Руси и сбросить в конце концов ненавистное ордынское иго. (Слайд. №10. Куликовская битва, стояние на реке Угре). Потомки стараются сберечь память об Александре стараются сберечь память об Александре Невском.
  2. Ученик-«архивариус»: Александр Невский причислен к лику святых в 1547 году. (Слайд. №11. Сохранение памяти об А. Невском) В честь него построена Александро-Невская лавра; Александр Невский является небесным покровителем Санкт-Петербурга, Сухопутных войск и морской пехоты военно-морского флота России… Его именем названы улицы и площади, освящено множество храмов…Орденом Александра Невского награждаются люди за выдающиеся заслуги перед Отечеством.
  3. Классный руководитель: Прав, вероятно, В. О. Ключевский, когда говорил: «Александру Невскому досталась невероятная судьба: для спасения Руси он должен был явить несовместимое – доблесть воителя и смирение инока». В нашей истории и церковном предании он останется святым. Русская православная церковь его канонизировала прежде всего за то, что между двумя «огнями» – нашествием крестоносцев и Золотой Орды - он предугадал и выбрал меньшее, хотя и унизительное зло – бремя рабства, вошедшее в историю как татаро-монгольское иго. Александр Невский был создателем того многонационального и многоконфессионального «русского мира», который существует по сей день. Он склонил Батыя не платить дань монголам. И Великая Степь, этот центр агрессии против всего мира, оказалась изолирована от Руси Золотой Ордой, которая стала втягиваться в ареал русской цивилизации.
  4. Ученик-«архивариус»: Патриарх Кирилл говорил: «Это первые прививки нашего союза с татарским народом, с монгольскими племенами. Это первые прививки нашей многонациональности и многорелигиозности. С этого все началось. Он положил основу такому миробытию нашего народа, которое определило дальнейшее развитие Руси, как России, как великого государства».
  1. Рефлексия.
  1. Классный руководитель задаёт вопросы, которые помогут проверить, насколько хорошо ученики поняли и приняли услышанное (примерный перечень вопросов): Вы услышали рассказ о святом князе Александре Невском. Какие качества его как политика вам кажутся наиболее актуальными в наше время? (Примерные ответы учеников: мудрость, терпимость, умение из двух зол выбирать меньшее; способность пожертвовать собой ради блага государства; сохранение твёрдости, решимости в деле государственной важности).
  2. Какие заслуги Александра Невского как политика вы бы назвали главными? (Примерные ответы учеников: дал возможность окрепнуть Руси перед решающей битвой; сохранение православия; внёс вклад в ослабление монголо-татарского ига).
  3. Какие качества характера, которые были в Невском, вы хотели бы воспитать в себе? (Примерные ответы учеников: умение соблюдать баланс между смелостью и осторожностью в важных делах; быть рассудительным).
  4. Если бы вам пришлось увековечить память Александра Невского, каким способом вы это сделали? (Примерные ответы учеников: издали книгу, написали бы картину, создали бы памятник). Как бы выглядел ваш «памятник»? Опишите.
  1. Заключение.
  1. В конце классного часа включается отрывок из кинофильма С. Эйзенштейна «Александр Невский» (Эпизод «напутствие А.Невского», 3 минуты).
  2. Классный руководитель: Слова, которые произносит Невский, на самом деле не были произнесены князем. Эйзенштейн перефразировал слова из Библии: «Тогда говорит ему Иисус: возвратив его место, ибо все взявшие меч, мечом погибнут» (обращение к первому эпиграфу). Но режиссёр почувствовал веяние времени и вкладывает их в уста святого благоверного князя Александра Невского в такой форме. Пусть эти слова (второй эпиграф) будут напоминанием всем тем, кто задумает нарушить границы нашего государства!

Литература и Интернет-источники

  1. Козлов Ю.Ф. Страницы правления государством Российским. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1990.
  2.  Я иду на урок. - М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
  3. Александр Невский – биография, житие, иконы https://www.pravmir.ru 
  4. Александр Невский (фильм) https://ru.wikipedia.org/wiki/ 
  5. Емельяненко В. Александр Невский: между мифом и правдой https://russkiymir.ru/publications/86766/ 
  6. Каплин А.Д. Российская историческая наука XIX - н. XX вв. об Александре Невском https://ruskline.ru/analitika/2010/05/13
  7.  Не в силе бог, а в правде! Александр Невский https://www.pravmir.ru 
  8. Повесть о житии Александра Невского https://ru.wikipedia.org/wiki/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"

Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....

Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Персидская держава "царя царей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс

Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс ...

Конспект урока "Персидская держава царя царей"

Конспект урока по истории в 5 классе по теме: "Персидская держава царя царей"...

"Персидская держава «царя царей»"

Методическая разработка с презентацией урока "Персидская держава «царя царей»". История, 5й класс....

Разработка урока истории в 5 классе на тему: Персидская держава "царя царей"

На данном уроке у детей сформируются представления о Персидской державе, характерных особенностях ее устройства. Формируются умения работать с картой....

Разработка урока «Персидская держава «царя царей» 5 класс

Цель урока: углубление знаний по теме «Древний Восток»Обучающие: изучение восточной персидской державыРазвивающие: совершенствование умений и навыков работы с картой у доски...