Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Резьба по дереву"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Чернядьев Сергей Владимирович

Данная программа разработана для учащихся с 4 по 11 класс. Резьба по дереву - национальный вид искусства для многих народов нашей страны. Занятия  резьбой по дереву, где сочетаются труд мастера по деревообработке с искусством художника, создающего новые декоративные образцы, позволяют активно влиять на трудовое эстетическое воспитание учащихся. Навыки, полученные учащимися за период обучения, позволяют им продолжать самостоятельные занятия в этой области декоративно – прикладного искусства, совершенствуя приёмы исполнения изученных видов резьбы, а также осваивать новые виды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_prgramma_rezba_po_derevu_tsvr.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Пензенского района

Центр внеклассной работы на базе

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Алферьевка Пензенского района Пензенской области

Рассмотрена на заседании МО Учителей гуманитарного цикла Протокол №1 от 30.08.2019г.

Руководитель МО

__________________М. Н. Балакина

Согласована педсоветом

Протокол №1 от 30.08.2019г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОБУСОШ с. Алферьевка

__________________М. В. Никитина 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Резьба по дереву»

Основное общее образование, «4-11» класс

срок реализации программы – 3 года

Направление развития личности – общекультурное

Составитель: учитель технологии Чернядьев С. В.

с. Алферьевка, 2019 г.

Пояснительная записка.

   Посещая музеи, порой встречаешь прекрасно сохранившиеся произведения искусства, исполненные из дерева во II и I веке до н. э. Как давно, оказывается, человек использовал древесину в качестве художественного материала. Ещё более удивляет, что дерево может так долго сохраняться. Восхищает и мастерство древних художников, которые возможно, специальных школ не оканчивали, а приобретали знания и  опыт у старших классов мастеров или познавали тайны изобразительного искусства самостоятельно.

   В истории искусства немало примеров, когда мастер без профессионального образования, благодаря таланту и огромному труду, получал общее признание. Можно вспомнить Ван Гога,  Гогена, Пиросмани и многих других.

   В свободное время многие находят занятия  по душе, увлекаются самыми разнообразными жанрами художественного творчества: живописью, плетением, вязанием, работой с глиной и деревом. Почему же до сих пор людей привлекает ручная работа?

  Хотя в нашем современном мире машина способна копировать многократно даже скульптуру, но ценность ручной работы всегда будет выше, так как в ней раскрываются творческая неповторимость и индивидуальность мастера.

   Когда говорят «ручная работа»- это звучит гордо и уважительно по отношению к Человеку! И как показывает практика, никогда не поздно пробовать себя, испытывать свои творческие способности.  

   Цель: Раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей, заложенных в каждом учащемся, привитие любви к художественному труду, как большой радости человека; формирование знаний, умений и навыков работы с деревом.

   Задачи:  

  1. Развитие художественного вкуса и эстетического воспитания;
  2. Художественное просвещение и привлечение к искусству обработки древесины;
  3. Обучение профессиональным приёмам обработки древесины и умению наблюдать, анализировать, выделяя главное, существенное, отбрасывая второстепенное, лишнее;
  4. Формирование  последовательности, аккуратности и серьёзного отношения к выполняемой работе;
  5. Обучение культуре подачи и оформления своих изделий.  

На практике эти задачи решаются взаимосвязано, комплексно, выделить  и решить одну из задач почти не удаётся, да и не  нужно.

    Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими, на сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени.

    Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий творческого отношения  к работе.

   В процессе решения творческих задач школьники получают знания и умения по следующим видам работы  с древесиной:

- Выпиливание. Выпиливание и выжигание – один из самых распространённых видов декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием и выжиганием учащихся с младшего школьного возраста.

   Занятия  по выпиливанию древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.

    При комплектовании групп рекомендуется учитывать подготовленность и возрастные особенности школьников. Во всех возрастных группах, особенно в младшей, необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержанием рабочего места в порядке, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда.

  В работе со школьниками всех классов надо учитывать уже имеющиеся  у них знания и умения, полученные на уроках в школе.

     Занятия можно проводить как  в учебных мастерских по техническому труду, так и в других помещениях с  хорошей вентиляцией, где имеется удобная мебель для работы, розетки.

- Резьба по дереву. Резьба по дереву - национальный вид искусства для многих народов нашей страны. Занятия  резьбой по дереву, где сочетаются труд мастера по деревообработке с искусством художника, создающего новые декоративные образцы, позволяют активно влиять на трудовое эстетическое воспитание учащихся.  

    Навыки, полученные учащимися за период обучения, позволяют им продолжать самостоятельные занятия в этой области декоративно – прикладного искусства, совершенствуя приёмы исполнения изученных видов резьбы, а также осваивать новые виды.

- Токарная обработка древесины. Токарная обработка древесины имеет богатую и интересную историю.

   Изображения на памятниках Древнего Египта свидетельствуют о том, что простые токарные станки существовали многие тысячелетия назад. Точёные предметы, найденные во время раскопок в г. Новгороде, подтверждают, что токарные станки применялись на Руси в XI – XII вв.

    Красота и законченность форм, широкая, широкая возможность ритмической организации узлов, простота и быстрота изготовления изделий  - вот что притягивает не только мастеров , но и широкий круг школьников к точению древесины.

   Работа по токарной обработке древесины направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора, привитие интереса и любви к творческой деятельности.

   Основное содержание  курса складывается из сведений истории возникновения и развития промыслов художественной обработке древесины, технологии  изготовления, художественного проектирования и конструирования, дизайна в оформлении изделий.

   Программа  рассчитана на учащихся 9-15 лет.

   Срок реализации- 3 года обучения.

   Структуру деятельности учащихся составляют групповые занятия, индивидуальные занятия с преподавателем и самостоятельная работа вне щколы.

    В течение всего периода обучения планируется проведение экскурсий на деревообрабатывающие предприятия и, по возможности, на предприятия народных художественных промыслов.  В  плане работы кружка следует также предусматривать посещение музеев, выставок с последующим обсуждением увиденного.

   Ожидаемый результат: формирование знаний, умений и навыков, полученные учащимися за период обучения, позволяют им совершенствовать  и самореализовать творческие способности  по художественной обработке древесины.

      В конце изучения большой темы предполагается осуществление контроля знаний, умений и навыков в форме тестов, карточек-заданий, кроссвордов, устных опросов, семинаров, выставок изделий.

     На последних занятиях подводятся итоги работы за год. На отчетной выставке  определяются лучшие работы. При оценке учитываются возраст, общественная значимость и художественная ценность изделия, качество исполнения.

    Особое внимание в работе должно быть уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены. Все учащиеся должны выполнять работу в спецодежде.

   

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ  1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.

1

-

1

2.

Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты)

1

1

2

3.

Выпиливание по внутреннему контуру.

1

2

3

4.

Выпиливание по внкшнему контуру.

1

4

5

5.

Комплексная работа по выпиливанию.

-

10

10

6.

Инструменты, приспособления для худ. обработки древесины.

1

-

1

7.

Основные свойства древесины.

2

2

8.

Технология контурной резьбы.

1

19

20

9.

Выполнение задания по образцу. (на светлом фоне).

8

8

10.

Контурная резьба по тонированному фону.

4

42

46

11.

Технология и декоративные особенности геометрической резьбы.

2

-

2

12.

Азбука геометрических элементов.

2

10

12

13.

Выпиливание предмета с резной заставкой.

2

10

12

14.

Подготовка к выставке.

-

12

12

                                                     Итого:      

136

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ  2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

практика

всего

1.

Вводное занятие.

2

-

2

2.

Обзор контурной и геометрической резьбы.

2

4

6

3.

Устройство токарного станка по дереву.

2

-

2

4.

Режущие и измерительные инструменты.

2

-

2

5.

Выбор материала и подготовка заготовок к работе.

2

6

8

6.

Приспособление для крепления обрабатываемых деталей.

1

1

2

7.

Точение цилиндрических форм.

2

6

8

8.

Коническое и фасонное точение.

2

6

8

9.

Внутреннее точение.

2

6

8

10.

Выполнение задания на произвольную тему.

-

24

24

11.

Заоваленная резьба.

2

18

20

12.

Рельефно-заоваленная резьба.

2

18

20

13.

Рельефная резьба.

2

18

20

14.

Подготовка к выставке.

-

6

6

                                  Итого:    

136

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ  3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

практика

всего

1.

Вводное  занятие.

2

-

2

2.

Обзор плоскорельефной и рельефной резьбы.

2

14

16

3.

Прорезная резьба. Инструменты.

2

20

24

4.

Накладная резьба. Инструменты.

2

18

20

5.

Барельефная и горельефная резьба. Инструменты.

2

18

20

6.

Домовая резьба. Инструменты .

2

14

16

7.

Объемная резьба. Инструменты.

2

14

16

8.

Выполнение задания на свободную тему.

-

16

16

9.

Подготовка к выставке.

-

6

6

                                                                 Итого :                                        136

Содержание программы.

Выпиливание.

Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов  работы. Программой предусматриваются экскурсии в музеи, на выставки декоративно – прикладного искусства.

   Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваиваются приёмы выпиливания и выжигания. Это должны быть небольшие  по объёму работы, выполняемые по образцу. Наиболее важным этапом в работе является выполнение школьниками комплексных работ.

  Сочетание в изделиях выпиливания и выжигания различной сложности рисунка и технического ритма, светотени, объёма, умение видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры. Учащиеся должны самостоятельно выполнять эскизный рисунок в цвете, составлять узор в круге,  квадрате, полосе, орнаменты симметричные и нессиметричные, выполнение по народным мотивам.

Резьба по дереву.

   На первом году обучения школьники осваивают наиболее простые виды работы по дереву – контурную и геометрическую. Эти  виды разных работ не требуют сложных инструментов и редких материалов.

   Создавая резные композиции, учащиеся осваивают профессиональные приёмы обработки древесины, практически знакомятся физическими и декоративными свойствами наиболее распространённых  древесных пород, приобретают познания в области претворения их в декоративные формы и образы.

    Занятия контурной и геометрической  резьбой, характерными для искусства многих народов нашей страны, играют также существенную роль в патриотическом воспитании учащихся, так как позволяют приобщить к художественным традициям своего края, народов наше страны, так как воспитать у них чувство гордости за свой талантливый народ.

    Запас знаний и навыков, полученных школьниками в течение первого года занятий, позволяет им на втором году обучения успешно справляться с более сложным видом работ – рельефной резьбой.

  По сравнению с первым годом обучения, когда задания в геометрической резьбе сменяются относительно часто, что обусловлено учебно–психологическими и методическими соображениями, на втором  и третьих годах обучения предусмотрено исполнение всех трёх заданий. Это объясняется значительно более трудоёмкой техникой и технологией исполнения рельефной, плоскорельефной и полуобъёмной  резьбы, сложностью моделировки деталей, обработки фона, значительно более ответственной работой над подготовительным рисунком, объёмом и значимостью коллективного задания по оформлению конкретного интерьера, заточке и правке инструмента

Токарная обработка древесины.

   Беседам по теоретическим вопросам должно отводиться не более 15-20 минут на каждом двухчасовом занятии. Рассказ учителя сопровождается показом образцов токарных изделий, а также просмотром диафильмов, фотографий, анализом изделий.

   Практическая работа включает изучение токарного станка, заточку инструмента, примеры работы измерительным инструментом, составление эскизов и чертежей изделий, разработку творческой работы.

   Особенное место на практических занятиях отводится  работе на токарных станках по выполнению изделия из материала. Обучение этой работе следует начинать с изготовления изделия по образцам. Такие  задания выполняются при точении цилиндрических, криволинейных поверхностей и при внутреннем точении.

    В процессе выполнения учебных заданий предусматривается сообщение сведений по материаловедению, технологии точения древесины, о породах, об отделке готовых изделий.

   После выполнения учебного задания по каждому виду точения древесины учащиеся составляют рисунки (чертежи) для выполнения индивидуальной и коллективной работы, в которую надо вносить элементы выжигания, выпиливания, резьбы.

   На последнем этапе работы школьники выполняют задания на произвольную тему.  Выбор тематики, отбор эскизов изделий и их исполнение в материале должен носить коллективный характер. Это будет  способствовать развитию  у школьников чувства коллективизма,  взаимопомощи, ответственности за общее дело.

     В процессе занятий руководитель должен уделять особое внимание вопросам безопасности труда, соблюдения правил личной гигиены.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ I ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

               Учащиеся должны знать:

  • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
  • историю возникновения и развития промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;
  • основы композиции, основные принципы декоративного оформления;
  • виды и свойства материалов, применяемых в выпиливании и выжигании, инструменты, оборудован6ие и приспособления;
  • основные приемы выпиливания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
  • технологический процесс изготовления изделия;
  • правила безопасности труда и пожарной безопасности, требования к организации рабочего места;
  • основные сведения о народных художественных промыслах родного края, их характерных особенностях;
  • основы композиции: составление композиций для токарных изделий;
  • устройство токарного станка;
  • применяемый инструмент, приемы его заточки и правки.

Учащиеся должны уметь:

  •  различать изделия разных видов обработки дерева, характерных для традиционных центров художественных промыслов родного края;
  • делать зарисовки с образцом изделий;
  • владеть инструментом и технологией художественной обработки фанеры;
  • следить за соблюдением элементарных правил культуры труда;
  • содержать в порядке рабочее место;
  • экономно и аккуратно использовать материалы;
  • пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда;
  • видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры;
  • проектировать простое изделие в традициях местного промысла и изготовлять его;
  • различать по характерным особенностям изделия разных видов декоративно – прикладного искусства родного края;
  • делать зарисовки с образцов изделий;
  • проектировать токарные изделия в традициях местного промысла и изготовлять их;
  • затачивать и править необходимые инструменты;
  • соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ II и III ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

               Учащиеся должны знать:

  • основные сведения  о  художественных изделиях из дерева, изготовленных в соседних областях и на территории родного края;
  • историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева;
  • разные виды резьбы и их особенности;
  • элементы и мотивы геометрической резьбы, простые типовые  композиции;
  • характер, особенности и приемы выполнения геометрической резьбы;
  • приемы выполнения контурной резьбы, применяемый инструмент для контурной резьбы, приемы его заточки и правки;
  • основы композиции для выполнения плоскорельефной, полуобъёмной резьбы;
  • инструмент, применяемый для выполнения плоскорельефной, полуобъемной резьбы, приемы его заточки и правки;
  • основы композиции для выполнения объемной резьбы;
  •  характер, особенности и приемы выполнения объемной резьбы;
  • инструмент, применяемый для объемной резьбы;
  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка;
  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии  и бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями.

        Учащиеся должны уметь:

  •  различать по характерным особенностям художественные изделия из дерева, изготовленные в соседних областях и на территории родного края;
  • делать зарисовки с образцов изделий;
  • выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике геометрической резьбы;
  • создавать композиции для контурной резьбы;
  • выполнять контурную резьбу;
  • составлять композицию для плоскорельефной резьбы;
  • выполнять плоскорельефную резьбу;
  • составлять композицию для полуобъемной резьбы;
  • выполнять полуобъёмную резьбу;
  • составлять композицию для объемной резьбы;
  • выполнять объемную резьбу;
  • затачивать и править необходимый инструмент;
  • бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
  • экономно расходовать материалы и электроэнергию;
  • соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии пожарной безопасности и внутреннего распорядка.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

   Кадровое обеспечение- педагог, прошедший курсы повышения квалификации.

   Для полноценной реализации данной программы необходимы следующие  оборудование и материалы:

             

               Станки

1. Деревообрабатывающий

  (циркулярка, фуговальный) – 1 шт.

2. Сверлильный – 1 шт.

3. Заточный – 1 шт.

4. Шлифовальный – 1 шт.

5. Электродрель ручная – 1 шт.

6. Электролобзик – 2 шт.

              Инструменты

1. Набор резцов (стамесок) – 5 комплектов

2. Лобзики – 12 шт.

3. Ножовки по дереву – 2 шт.

4. Рубанки – 2 шт.

5. Полуфуганки – 2 шт.

6. Надфиля – 4 комплекта.

7. Сверла – 4 комплекта.

8. Перки – 2 комплекта.

9. Тиски – 2 шт.

10. Наковальни  - 1 шт.

Материалы ( в расчете на один год обучения)

1. Липовая необрезная плаха (40 мм) – 1,5 м.куб.

2. Березовые бруски – 1 м куб.

3. Фанера (3мм) – 0,5 м куб.

4. Кедровый брус (15х15 см) – 0,5 м куб.

Литература

  1. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательной школы. Культура быта. Под ред. О.С. Молотобаровой, - М.: Просвещение, 1986.

2.  Левин И.В.  Резьба по дереву, - «КОИЗ», 1957.

3. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву, - М.,   1972.

4. Программа профтехобразования: раздел «Декоративно – прикладное искусство» , - М., 1986.

5. Яковлев И.И., Орлова Ю.Д. Резьба по дереву, - М., 1974.

6. Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественные работы по дереву. – М., 1972.

7. Хворостов А.С. Чеканка, инструкция, резьба по дереву. 2-е изд. – М., 1986.

8.Белошин И.В. Технология точения древесины // Школа и производство, № 6, 1976.  

9.Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба  -  М.: Нива России, 1996                                                                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".

Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.

Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"

Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету.   Проблема организации обучения иностранным язык...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Волшебный батик"

        Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных  программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей с...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Магия бисера"

      Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных  программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей способно...