Программа кружка "Юный журналист"
рабочая программа
В данной программе собран материал, которго достаточно, чтобы получить представление о предмете и создании печатного издания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка "Юный журналист" | 37.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Города Ростова-на-Дону «Школа №3»
МБОУ «Школа №3»
«Рассмотрено» На заседании методического совета МБОУ «Школа №3» от_____2019 года №__ __________/_________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________/_________ ___ ________ 2019 года | «Утверждаю» Директор МБОУ «Школа №3» Приказ от ____________№___ ________________Ж.А. Семак |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Юный журналист»
2019– 2020 учебный год
учителя высшей категории
Наволока Татьяна Владимировна
2019 год
Пояснительная записка
Журналистика по определению В.И. Даля – журнальная, срочная словесность. Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Поэтому назрела острая необходимость разработки образовательной программы, знакомящей учащихся с современным издательским бизнесом, который сегодня немыслим без компьютерных технологий, раздвигающих горизонты творчества, позволяющих реализовать все наши замыслы. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Всё это делает процесс обучения увлекательным, эту часть жизни и увлечений ребёнка значимыми, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться.
Мощность средств, включенных в настольные издательские системы настолько велики, что практически весь процесс подготовки газеты к изданию может выполнять один человек. При этом издательские программы легко поддаются освоению даже непрофессионалам в издательской работе. А графические возможности компьютера позволяют сделать газету красочной.
Ребята сами подбирают иллюстрации, используют множество фотографий, создают коллажи. Однако недостаточно всего лишь овладеть инструментами, которые они предлагают. Нужно обладать, помимо прочего, базовыми понятиями издательского дела, иметь представление об издательском процессе, азами журналистики. Без этих знаний немыслимо создание полноценной полиграфической продукции. Поэтому на занятиях кружка учащиеся знакомятся с компьютерными настольными издательскими системами.
Актуальность программы
Данная программа дает общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и более привлекательными на вид. В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о предмете и создания печатной продукции. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета. Разделы программы непосредственно посвящены настольной издательской системе. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так как дело, которым учащиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для окружающих.
Новизна программы
Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов.
Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию
способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности. Программа предусматривает изучение лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи. Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся, поэтому в “Программу” включен раздел “Культура речи”. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету.
Кроме того, программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями. В каждой теме предусмотрено выделение определенного количества часов на изучение теории и выполнения работ компьютерного практикума и решение задач. Распределение часов на изучение теории и компьютерный практикум примерное, т.к. зависит от обеспеченности учебного процесса аппаратными и программными ресурсами (конфигурация компьютеров, наличие программного обеспечения, локальной сети и выхода в Интернет.
Цели программы:
- знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело;
- развитие творческих способностей детей, формирование умения ориентироваться в потоке информации, расширение кругозора детей;
- воспитание человека, гражданина, школьника - задача сложная многогранная, всегда актуальная;
- создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.
Проблема влияния массовой информации на формирование мировоззрения школьников рождает новую проблему - проблему «моральной защиты» детей и подростков от негативных влияний средств массовой информации. С учетом этого определены задачи данной программы.
Задачи:
- формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
- активизировать познавательную мыслительную деятельность;
- развивать критическое мышление;
- развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;
- прививать культуру общения;
- воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;
-воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;
-развивать творческие способности школьников — осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды.
-развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств;
-формировать творческие способности детей;
-уметь анализировать и отбирать полученную информацию;
-использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся;
- уметь применять полученные знания при создании школьной газеты.
Содержание и методы деятельности.
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.
При организации кружка основной упор делается на работу учащихся на уроках русского языка и литературы (определенные типы игровых разминок: свобода речи, пополнение словарного запаса, дикция: скорость реагирования на происходящее, согласованность действий при коллективных формах работы, ориентация в пространстве). На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на жизненный опыт и прочитанные произведения. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка «Юный журналист» составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами детской редколлегии. Редколлегия может быть разновозрастная: от пятиклассников до выпускников. За каждой рубрикой закреплен ответственный редактор-консультант из числа старших юнкоров. Одним из наиболее интересных аспектов деятельности юнкоровцев является работа с медиа (создание газет и журналов, видеоматериалов, радиопередач и др.).
Программа рассчитана на 2 уч. года. Общее количество часов—136, первый год обучения—68 часов, второй—68 часов. Кружок «Юный журналист» объединяет учащихся 5-9 классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.
Форма проведения занятий
Издательская деятельность в кружке имеет четкую направленность. Меньше критики, потому что в большей степени будущие печатные издания задуманы как литературно–художественные издания, красивые, грамотные и высоконравственные, которые ведут к добру, к знаниям, к красоте. Издательская деятельность может быть групповой и индивидуальной. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы кружка:
индивидуальные занятия;
занятия по звеньям;
семинары;
лекции;
выездные занятия;
встречи с интересными людьми;
практическая работа (участие в конкурсах, выпуск Интернет - газеты, публикации в специализированных СМИ и др.)
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны уметь: определять стиль и тип речи; давать характеристику текста публицистического стиля; в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях; совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения; пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера; находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки; соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях; строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям; проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:
1. Умение работать с разной литературой.
2. Умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером.
3. Умение брать и давать интервью.
4. Использование знаний основных жанров периодической печати.
5. Умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.
Занятия в кружке журналистики развивают фантазию, память, психологические навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность. Кроме теоретических лекций на каждом занятии будут проводиться интересные журналистские тренинги.
Учащиеся должны знать:
- понятие макета;
- общие правила набора текста;
- форматы графических файлов;
- цветовые системы;
- основные термины работы со шрифтами;
- основные понятия верстки.
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики являются:
- желание овладеть навыками работы юного корреспондента;
- активная позиция во время занятий;
- выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Содержание обучения
Тема: Введение. Краткая история возникновения и развития печатных средств массовой коммуникации. Роль и место книги и периодической печати.
Тема: Твой друг - газета. Знакомство с историей возникновения школьной печатной газеты. Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи
Тема: Публицистический стиль речи. Коллаж по теме «Расскажи мне о себе». Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства
Специфика детских и юношеских периодических изданий. Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи.
Презентация «Кто имеет отношение к газетам?» Лексические, фразеологические морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля
Сходство и различие художественного и публицистического стилей
Тема: Активный и пассивный словарь. Словари, справочники, их тематика и использование в газете. Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.
Тема: Жанры периодической печати (информационные, художественно-публицистические, литературные). Общий обзор. Беседа «Моя любимая газета».
Язык литературы. Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. Организация работы корреспондентов хроникеров. Расширенная информация
Защита творческих работ. Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ.
Тема: Заметка. Заметка информационного характера Заметка типа делового описания. Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информационная заметка с отрицательным содержанием. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему. Заметка-благодарность. Заметка-вопрос. Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата | факт |
1 | Вводное занятие. Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка | 06.09 | |
2 | Введение. Краткая история возникновения и развития печатных средств массовой коммуникации. | 10.09 | |
3 | Роль и место книги и периодической печати. | 13.09 | |
4 | Твой друг - газета. | 17.09 | |
5 | Знакомство с историей возникновения школьной печатной газеты. | 20.09 | |
6 | Создание номера школьной газеты | 24.09 | |
7 | Создание номера школьной газеты | 27.09 | |
8 | Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи | 01.10 | |
9 | Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи | 04.10 | |
10 | Коллаж по теме «Расскажи мне о себе». | 08.10 | |
11 | Публицистический стиль речи. Общая характеристика | 11.10 | |
12 | Сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства | 15.10 | |
13 | Специфика детских и юношеских периодических изданий. | 18.10 | |
14 | Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи. | 22.10 | |
15 | Презентация «Кто имеет отношение к газетам?» | 25.10 | |
16 | Лексические и фразеологические изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля | 08.11 | |
17 | Создание номера школьной газеты | 12.11 | |
18 | Создание номера школьной газеты | 15.11 | |
19 | Морфологические, синтаксические изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля | 19.11 | |
20 | Сходство и различие художественного и публицистического стилей | 22.11 | |
21 | Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. | 26.11 | |
22 | Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. | 29.11 | |
23 | Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. | 03.12 | |
24 | Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. | 06.12 | |
25 | Создание номера школьной газеты | 10.12 | |
26 | Создание номера школьной газеты | 13.12 | |
27 | Жанры периодической печати (информационные, художественно-публицистические, литературные). | 17.12 | |
28 | Жанры периодической печати (информационные, художественно-публицистические, литературные). | 20.12 | |
29 | Беседа «Моя любимая газета». | 24.12 | |
30 | Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. | 27.12 | |
31 | Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. | 10.01 | |
32 | Заметка. | 14.01 | |
33 | Заметка информационного характера | 17.01 | |
34 | Заметка информационного характера | 21.01 | |
35 | Заметка типа делового описания. | 24.01 | |
36 | Заметка типа делового описания. | 28.01 | |
37 | Заметка типа делового описания. | 31.01 | |
38 | Создание номера школьной газеты | 04.02 | |
39 | Создание номера школьной газеты | 07.02 | |
40 | Создание номера школьной газеты | 11.02 | |
41 | Защита творческих работ. | 14.02 | |
42 | Практическая работа. Написание расширенной информации. | 18.02 | |
43 | Практическая работа. Написание расширенной информации. | 21.02 | |
44 | Анализ работ. | 25.02 | |
45 | Анализ работ. | 28.02 | |
46 | Создание номера школьной газеты | 03.03 | |
47 | Создание номера школьной газеты | 06.03 | |
48 | Создание номера школьной газеты | 10.03 | |
49 | Заметка типа художественного описания с элементами повествования. | 13.03 | |
50 | Заметка типа художественного описания с элементами повествования. | 17.03 | |
51 | Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. | 20.03 | |
52 | Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. | 31.03 | |
53 | Информационная заметка с отрицательным содержанием. | 03.04 | |
54 | Информационная заметка с отрицательным содержанием. | 07.04 | |
55 | Заметка на дискуссионную тему. | 10.04 | |
56 | Заметка-благодарность. | 14.04 | |
57 | Заметка-вопрос. | 17.04 | |
58 | Интервью. | 21.04 | |
59 | Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов. | 24.04 | |
60 | Создание номера школьной газеты | 28.04 | |
61 | Создание номера школьной газеты | 08.05 | |
62 | Создание номера школьной газеты | 12.05 | |
63 | Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов. | 15.05 | |
64 | Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов. | 19.05 | |
65 | Итоговое повторение | 22.05 | |
66 | Итоговое повторение | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Юный журналист"
Образовательная программа дополнительного образования детей военно-патриотической направленности....
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист»
Актуальность программы состоит в её социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Новизна данной программы состоит в том, что она...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный журналист»
Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа предусматривает интенси...
Рабочая программа "Юный журналист"
Данная рабочая программа представлена для работы творческого объединения поинтересам,элективного курса....
Рабочая программа «Юный журналист»
Рабочая программа «Юный журналист»...
Рабочая программа "Юный журналист" (5-7 классы)
Создание электронной школьной газеты является одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся. Работа по созданию газеты помогает выявить особо активных, увлечённых и талантливых детей...